Краткое как происходило объединение франции. Как происходило объединение Франции: причины, этапы

Империи расцветали и рушились. В огне и лишениях рождалось понимание, что единому государству необходима сильная центральная власть. Таким же образом, медленно и трудно, происходило объединение Франции. В этой сельскохозяйственной стране становились и крепли города, развивалось всяческое ремесло и торговля. Как происходило объединение Франции, рассказывается в этой статье.

В первом тысячелетии

Девятый век положил конец Она разлетелась, словно тарелка об пол - на мелкие кусочки. Один из таких осколков - страна западных франков - стал королевством, где получили правление потомки императора Карла Великого - Каролинги, династия ослабевшая, отмеченная печатью вырождения. Королевскую власть в это время нельзя было назвать даже слабой - власти практически не было. Кто был противником объединения Франции? Разве что время.

Когда умер последний Каролинг, вся Франция могла поместиться в - маленький лоскуток Иль-де-Франса с землями вокруг Орлеана и Парижа. В 987 году королём был помазан Гуго Капет. Естественно, ни Гуго, ни других Капетингов на троне Франции не устраивало такое положение дел, когда их вассалы - герцоги Нормандские, например, стали не просто богаче королей, но и сильнее их многократно. Разве могут быть другие причины объединения Франции?

Капетинги

Выживали первые Капетинги на троне, буквально балансируя на одной ноге, но удержались, выжили, окрепли и правили до 1328 года, постоянно приращивая территории и укрощая вассалов. Очень здоровое семейство, с долгожителями, которые ввели преемственность главного политического курса. Старших сыновей они обычно короновали ещё при своей жизни, поэтому споров о престолонаследии не случалось.

Конечно, "в семье не без урода", не все Капетинги показали себя умелыми правителями. Однако эту ситуацию нужно рассматривать объективно. Как происходило объединение Франции, в каких условиях? Средневековый мир настолько разобщён и тесен для любой инициативы, что удивительно, как удалось настолько значительно нарастить наследственные владения (королевский домен). Первые успехи объединения Франции вполне справедливо отписать Капетингам.

Могучие враги

Едва лишь сумел Людовик VI погасить баронские мятежи, взяв за правило поддерживать выдвиженцев из народа, отдавая им даже самые высокие государственные посты в расчёте на будущую преданность; едва перестроил старую каролингскую церковь в первый по-настоящему готический монастырь Сен-Дени, взяв оттуда и советника себе аббата Сугерия, как в Нормандии появился герцог Вильгельм. Да, тот самый - Завоеватель.

Политическая ситуация до последней крайности осложнилась покорением Вильгельмом Англии в 1066 году. Будучи вассалом французского короля, Вильгельм сам стал королём - и королём гораздо более могущественного дома, наращивавшего мощь с гораздо большей скоростью, чем Капетинги. Генрих II уже имел "Анжуйскую мини-империю", став владыкой Англии, Нормандии, Анжу, Аквитании и многих земель, составляющих большую часть современной Франции. Самое обидное то, что если задаться вопросом, кто был противником объединения Франции, придётся ответить - собственные вассалы.

Молодой, да ранний

Пятнадцатилетний король Филипп II решительно взялся за исправление такого положения вещей. Очень умён, расчётлив и даже иногда для пользы дела подл, он был одним из самых терпеливых и далеко глядящих политиков Средневековья. Не напрасно Филиппа стали называть Августом. Тот, кто был противником объединения Франции, становился врагом короля.

Выбором внешней политики стало собирание земель и округление территории, внутренней же - закрепление за собой приобретённого. Филипп одинаково хорошо справился и с тем, и с другим. В нём присутствовали разнообразные таланты - прекрасный полководец, хитрый дипломат, мудрый законодатель и отличный менеджер уживались в этом юном, но отнюдь не хрупком создании.

Филипп против Англии

Генриху II, королю английскому, нормандскому и далее по списку, много досталось от нового властителя Франции. Несмотря на то, что между двумя державами был заключён союз, Филипп интриговал настолько успешно, что сыновья Генриха весьма ослабили Анжуйскую империю постоянными мятежами.

С преемником Генриха - Ричардом I - у повзрослевшего к тому времени Филиппа интриговать не получилось, но получилась дружба и совместные Зато со следующим правителем - Иоанном Безземельным удалось справиться быстро, легко и с относительно малыми потерями. Цель объединения Франции того стоила.

Сначала Филипп отдал Иоанна под суд за убийство племянника, Артура, который и, правда, умер при весьма загадочных обстоятельствах. Иоанн в суд не явился. Тогда Филипп конфисковал все его владения, которые находились на материке, за нарушение вассальной присяги.

Через четыре года войны и после поражения англичан в 1214 году, Филипп присоединил к французским землям не только Нормандию, но и Анжу, а кроме того целый ряд областей на севере. Это были первые успехи объединения Франции.

Крестовый поход

Альбигойцы были весёлым народом. Папе Римскому это сразу не понравилось: трубадуры, рыцари, поэты явно охвачены ересью, если утверждают, что Господь не всеблаг и не всемогущ. Этой альбигойской ересью пропитались несколько провинций юга Франции - Тулуза, Лангедок, Прованс. При дворе графа Раймонда Тулузского собирались самые талантливые и блестящие люди своего времени.

Французский Север по призыву Римского папы выступил в поход против альбигойцев. А Филипп тем временем укреплял северные границы, пока его вассалы топили культуру Лангедока в крови.

Вера баронов была фанатичной, да и алчность помогала значительно. Южные области и, в том числе, Лангедок - разрушенные и казнённые, тоже перешли под власть Франции. Филипп, впрочем, этого уже не застал. К 1224 году результат крестового похода был получен, как следующий шаг по пути объединения Франции.

По вехам правления короля Филиппа Августа можно проследить этапы объединения Франции. Помимо этого, положительными моментами стали укрепление и упрочение единой власти и создание довольно стройной и действенной административной системы. Но надо отметить, что Филипп ничем не брезговал для достижения своих целей.

Тринадцатый век

Правил Францией с 1226 по 1270 год. Он слыл настолько благочестивым и мудрым, что был канонизирован римской церковью. Неоднократно он выступал в роли третейского судьи в тяжбах между монархами, но, будучи неистовым крестоносцем, выгоды для объединения Франции не упускал никогда и очень сильно укрепил королевскую власть.

Франция при нём расцвела, превратившись в прекрасную страну, культурный центр, которым она остаётся в Европе, да и во всём мире по сей день. А тогда под крыло мудрого монарха стекались отовсюду лучшие богословы, трубадуры, писатели. Были выстроены великолепные соборы в Шартре, Амьене и Реймсе. Вот как происходило объединение Франции при короле Людовике Святом.

Несмотря на свою будущую святость, с Римом у Людовика IX складывались сложные отношения. В 1269 году была опубликована Прагматическая санкция, которая освободила Францию от поборов и взносов в римскую казну и объявила независимость церкви Франции от церкви Рима. Действия папы Иннокентия IV Людовик всячески порицал.

Филипп IV Красивый и национальное государство

Внука Людовика Святого можно было бы назвать Филиппом Бессовестным. Но назвали Красивым. Красота оказалась сильнее совести. Видимо, сильнее ещё и потому, что царствование Филиппа пришлось на время упадка феодального могущества, что позволило укрепить монархизм в стране, в чём он и преуспел. Дело своих предков он всемерно продолжал, насколько было возможно. Причины объединения Франции никуда не ушли. Филипп подготовил страну для присоединения новых территорий.

В политике этого короля преобладали агрессия и жестокость. Таковы были условия эпохи. Но вот интересный факт: рано овдовев, он не женился повторно, храня верность умершей супруге. Это многих примиряет даже с его непомерным честолюбием. Этапы объединения Франции и после правления Филиппа не закончились. Этот процесс занял практически весь период Средневековья.

Влияние Франции при Филиппе в Европе укрепилось, даже от проигрышей - войны с Фландрией и расправы с тамплиерами - страна и её армия получили хороший куш, пополнив бюджет и вооружение. Снова разгоревшийся конфликт с англичанами не прибавил Франции Гасконь - владение Эдуарда I. Фландрию тоже не удалось прибрать к рукам. Но вот папу Бонифация VIII Филипп даже арестовал. А потом удалось избрать папой француза Климента V, который перенёс резиденцию из Рима в Авиньон. Это была огромная победа, так как происходило объединение Франции - пусть не территориально, но национально и конфессионно.

Итоги объединения Франции

Постепенно начал складываться единый язык, поэтому разношёрстное население страны стало чувствовать себя единым народом. Появились благоприятные условия для развития культуры, процветали искусства, налаживалось образование.

Но только к концу XV века Франция смогла приобрести все черты централизованного монархического государства. При Людовике XI прошли серьёзные реформы и преобразования. Города были освобождены от воинской повинности. Вассалы смогли откупаться от военной службы. Армия стала наёмной, на неё был заведён специальный налог.

Преобразовалось почти полностью государственное управление. Отношения с другими странами стали возможны только на высшем - королевском - уровне, вассалам это запрещалось.

Налоги стали постоянными. Появились чиновники, чтобы управлять всем этим хозяйством. перестали созываться. Были приглашены иностранцы для создания промышленности, что способствовало росту городов и торговли.

Класс: 6

Презентация к уроку























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы
  • совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности;
  • формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала.

Тип урока : открытие нового знания

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Обратите внимание, перед вами лежат рабочий и оценочный листы, подпишите их, они будут нужны вам для работы на уроке. (см. Приложение )

2. Актуализация знаний. Постановка темы, целей.

Мы с вами продолжаем знакомство с историей Средних веков.

В истории стран Западной Европы произошли важные изменения: ремесло отделилось от сельского хозяйства, развивалась торговля, росли города. Наряду с этими изменениями в Европе наблюдался процесс, может быть пока еще не такой заметный, но очень важный: началось образование единых централизованных государств. Мы приступаем к изучению новой главы: «Образование централизованных государств Западной Европы».

Выясним, что такое централизованное государство? Обратимся к словарю в рабочем листе.

Ученик читает:

«Централизованное государство – это государство, в котором все земли объединены в единую государственную территорию с сильной королевской властью, едиными органами управления, законами, налогами и постоянным войском » .

Ребята, на основе понятия выделите характерные черты централизованного государства. (выделяют черты)

Характерные черты централизованного государства.

  • Король – главный правитель страны
  • Контроль короля над всеми землями
  • Складывание единого аппарата управления
  • Единые законы
  • Единые деньги
  • Постоянное войско

Процесс образования централизованных государств был не менее интересным, чем крестовые походы. И наше знакомство с этими процессами мы начнем с Франции.

В 11 веке Франция делилась на ряд крупных феодальных владений (учитель показывает на карте): герцогств – Нормандия, Бургундия, Бретань, Аквитания и графств – Анжу, Тулуза, Шампань.

- Ребята у вас на столах лежат пазлы. Используя карту, соберите из них территорию Франции. (40 секунд на выполнение задания)

- Ребята, на основе сказанного, попробуйте сформулировать тему урока. (формулируют тему урока)

Мы сегодня будем рассматривать как во Франции шел процесс формирования единого государства.

Тема урока: « Как происходило объединение Франции»

- Предположите, что мы должны выяснить на уроке.

(Сегодня на уроке я хочу узнать, выяснить, понять) (формулируют вопросы )

Формулирование проблемного вопроса: Определить значение объединения Франции?

- Работать будем по плану.

План урока.

  1. Предпосылки объединения страны.
  2. Кто был заинтересован в объединении страны.
  3. Первые успехи объединения.
  4. Генеральные штаты.

3.Работа по теме урока .

1 . Работа с документом.

Мы должны определить предпосылки объединения Франции , а в этом нам поможет исторический документ.

Задание: Давайте прочитаем и ответим на вопросы (2 минуты на задание)

Сугерий «О жизни короля Людовика Толстого»

Умиротворение баронов

Священный долг королей – мощною рукой обуздать дерзость тиранов, которые раздирают страну бесконечными войнами, тешатся грабежами, губят бедный люд, разоряют церкви и столь предаются неистовству, что если давать ему волю, оно зажигает их все большей и большей яростью… пример тому – Томас Марль, человек отчаянный… Все истреблял, все губил… По просьбе и жалобам сего великого собора король (Людовик) немедленно двинул против него свое войско… Приступом взявши крепкую башню, как если бы она была хижиной крестьянина, привел в расстройство преступников… и без милосердия их уничтожил… Разрушивши эту башню, установил он в стране сладостный мир… Степанова В.Е. Хрестоматия. История Средних веков (V -XV века). М.,1980. С.241-243.

- О каких событиях идет речь в документе? Найдите в тексте предложение и подчеркните. (О наказание королем грабивших страну баронов)

- Кто, прежде всего, страдал от событий, упомянутых в документах ? (Страдали простые люди)

- Как эти события влияли на внутреннюю обстановку в стране? (Они ослабляли страну, а жизнь простых людей делали невыносимой)

- Кто (по содержанию документов) решал эти проблемы? (Эти проблемы решал король, т.е. глава центральной власти государства)

- Какой вывод можно сделать на основе документа? (формулируют выводы)

Вывод: Междоусобные войны, которые вели феодалы, бесспорно, причиняли большой вред стране. Возникла необходимость в единой сильной власти короля, которая бы остановила эти войны и навела порядок в стране.

2. Работа с учебником .

Как относились разные сословия и категории населения к сильной власти?

Для этого обратимся к учебнику с. 151

Какие сословия средневекового общества вы знаете? (крестьяне, духовенство, горожане, мелкие и средние феодалы)

Кто выступил союзником короля в объединении страны? На этот вопрос вы ответите, поработав в группах. (даю название группам)

Задание для первой группы - «Горожане»: работая с текстом п. 1 п.18, исследуйте и выскажите мнение горожан о процессе объединения стран.

Задание для второй группы – «Мелкие и средние феодалы» : работая с п.1 п.18, исследуйте и выскажите мнение мелких и средних феодалов о процессе объединения страны.

Задание для третьей группы – «Крестьяне» : работая с п.1 п.18, исследуйте и выскажите мнение крестьян о процессе объединения страны. (3 минуты)

Слушая выступления групп, составляете кластер в рабочем листе «Кто был заинтересован в объединении страны» (выступление групп)

- Ребята, а кто еще был заинтересован в объединении страны? (духовенство) Почему? (церковь несла большие потери от междоусобных войн)

«Кто был заинтересован в объединении»

- Кто был против объединения страны? (крупные феодалы)

Итак, как мы видим, что большая часть населения была заинтересована в создании централизованного государства с сильной властью.

Ребята, вы поработали в группах, составили кластер. Оцените свою работу в оценочном листе.

Динамическая пауза.

Любим мы историю, друзья!
Изучаем страны, учим строки,
Но нам без отдыха нельзя!

Давайте немного дадим своим глазкам отдохнуть. Вы попали во Францию, ветер дует вам в лицо, вы зажмурили глаза. Выполните упражнение: крепко зажмурьте глаза и резко их откройте 3 раза.

3. Работа с картой .

Работая с историческойкартой на с. 154 учебника ответьте на вопросы.

1. Каким цветом обозначены владения короля в начале 12 века?

2. Какой город был столицей?

3. Каким цветом обозначены владения крупных феодалов?

4. Сравните владения короля и владения феодалов?

5. Кто еще владел землей на территории Франции?

(Проверка выполнения задания )

Анализируя карту, мы видим, что королю нужно было расширять свои владения. Увеличивая свои владения, необходимо усиливать свою власть. А это длительный процесс.

Слушая выступления одноклассников, вы познакомитесь с успехами французских королей в процессе образования единого государства.

4. Сообщение учеников о деятельности королей.

- король Филипп II Август . (Больших успехов в процессе образования единого государства добился французский король Филипп II Август. Он присоединил к своему домену Нормандию, Мен, Анжу, часть Пуату, увеличив его в пять раз. В 1214 г. Филипп II Август в ожесточенной битве при Бувине разгромил своих противников, у англичан во Франции осталась только Аквитания.) (слайд с успехами )

- король Людовик IX Святой . Людовик IX Святой стал сильнее любого феодала Франции. Он провел реформы на территории всей страны. Создал королевский суд, установил «40 дней короля» - срок, в течение которого феодал, получив объявление о войне от соседа, мог искать защиты у короля. Ввел единую для всей страны денежную единицу и создал наемную армию.

- король Филипп IV Красивый Филипп IV Красивый укреплял королевскую власть, ослабляя политическое могущество крупных феодалов. Новым средством в деле централизации стал подчиненный только монарху аппарат управления. Король старался расширить территорию страны. При нем были присоединены графство Шампань и королевство Наварра. Желая пополнить казну, Филипп продавал и сдавал в аренду различные должности, проводил насильственные займы у городов, уменьшал количество золота в монете, добавляя в нее медь, за что и получил прозвище «фальшивомонетчик». Филипп пытался ликвидировать контроль папства над церковью во Франции.

В борьбе с папой Филипп IV Красивый решил опереться на широкие круги населения Франции и создал в 1302 г. Генеральные штаты. Обратите внимание на дату, которую нужно запомнить.

5. Работа с иллюстрацией.

Задание: рассмотрите гравюру «Заседание Генеральных штатов» на с. 157 учебника

На гравюре видно, что три сословия участвовали в заседаниях Генеральных штатов отдельно, сформировав свои палаты. Каждая палата имела один голос, и общее решение двух палат не обязывало третью принять его, если ее представители не были согласны с ним

Где находится король?

Какой момент Генеральных штатов изображен на рисунке?

Генеральные штаты не стали регулярно действующим органом. Право созыва осталось за королем, но он не был им подотчетен. В целом

Генеральные штаты мало ограничивали власть короля, но располагали возможностью контролировать его действия. Сословия могли уклоняться от выполнения решений, принятых королем. Так в начале 14 века во Франции возникла сословная монархия.

Вспомните, что такое монархия? (форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передается по наследству)

Сословная монархия – государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.

Ребята, какой вопрос выделяли как главный. Определить значение объединения Франции? (Франция становится единым государством, в котором все земли объединены в единую государственную территорию с сильной королевской властью, едиными органами управления, законами, налогами и постоянным войском)

- Как мы можем на карте отразить, что Франция стала единой? (одним цветом)

- Соберите территорию Франции из пазлов.

Закрепление.

Назовите французских королей, проводивших политику объединения и централизации.

Что такое Генеральные штаты? Какова причина их возникновения?

Что такое сословная монархия?

А сейчас во Франции кто стоит во главе государства?

Предлагаю вспомнить основные моменты урока. В рабочем листе выполните тест.

1. Как называется государство, имеющее: единую власть короля, единые законы, налоги, армию?

А) объединенное

Б) централизованное

В) демократическое

2. Верно ли следующее суждение?

Во Франции в 12-14 вв. шел процесс «собирания» территории, формирование единого государства.

3. Орган сословного представительства во Франции

А) Генеральные штаты

Б) парламент

В) палата шахматной доски

4. Когда впервые были созваны Генеральные штаты во Франции?

5. Как называется централизованное государство, в котором король опирается на сословный орган управления?

А) конституционная монархия

Б) сословная монархия

В) просвещенная монархия

Проверка теста. Самопроверка.

Памятка по самопроверке.

  • На «5» - 5 правильных ответов
  • На «4» - 4 правильных ответа
  • На «3» - 3 правильных ответа
  • На «2» - 2 правильных ответа

Рефлексия. Продолжи предложения

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Сегодня на уроке мне понравилось…
  • Я испытывал трудности при…

Оценивание учеников

  • Как бы вы оценили свою работу на уроке?
  • Как бы вы оценили работу в группе на уроке?
  • Что вам понравилось в вашей работе?

Домашняя задание.

  • Параграф 18; контурная карта с. 5 зад. 2, 3
  • Творческое задание: составить кроссворд по теме урока или написать мини-сочинение по теме «Заседание Генеральных штатов».

1. Кто был заинтересован в объединении страны. Во Франции, как и повсюду в Европе, развивалось сельское хозяйство, росли города.

Экономическим и политическим центром всей Северо-Восточной Франции стал Париж. Но меж­доусобные войны и грабежи на дорогах причиняли большой вред жизни страны. Только сильная королевская власть мог­ла навести в стране порядок.

Растущие города, добиваясь освобождения от власти сеньо­ров, часто обращались за помо­щью к королю. Чтобы ослабить непокорных вассалов, король нередко становился на сторону горожан, давал им грамоты на самоуправление. Города помогали своему по­кровителю деньгами, посылали ему оружие и военные отряды. Королевскую власть поддер­живали крестьяне, так как междоусобицы при­носили большой вред их хозяйству.

Многие сеньоры в это время делили господ­скую пашню на наделы и отдавали их в пользо­вание крестьянам. Нуждаясь в деньгах, они по­степенно заменяли барщину и оброк продукта­ми денежным оброком. Личная зависимость крестьян слабела. Сеньоры за выкуп стали ос­вобождать крестьян от личной зависимости. Но крестьянам были не под силу и тяжелый вы­куп, и денежные оброки. Многие бежали от се­ньоров, уходили в города, соединяясь в бродя­чие шайки и отряды повстанцев.

Сильная центральная власть нужна была мелким и средним феодалам - рыцарям, что­бы удерживать в подчинении крестьян и не дать разорить себя знатным сеньорам. Эти сред­ние слои - горожане, рыцари, свободные кре­стьяне - стали опорой объединения Франции и других европейских стран, укрепления цен­тральной власти короля.

Лишь крупные землевладельцы не желали расставаться со своей независимостью и проти­вились усилению власти короля. В борьбе с непокорной знатью король опирался особенно на горожан и рыцарей. Многие рыцари перехо­дили к нему на службу, чтобы поднять свой престиж. Крестьянские общины нередко обра­щались к королю с письменными жалобами на своих сеньоров и получали защиту.

Королей Франции активно поддерживала и церковь. Образованные епископы и аббаты не­редко были главными советниками королей.

2. Первые успехи объединения. Сначала короли подчинили вассалов в собственных зем­лях: разрушали их замки и ставили в них свои отряды. Покупками и захватами соседних зе­мель первые короли из династии Капетингов расширили свое небольшое владение (см. § 3). А затем они начали подчинять себе независи­мых правителей обширных областей.

В этой борьбе королю Франции пришлось столкнуться с английским королем. Еще в се­редине XI века герцог Нормандии завоевал Англию и стал ее королем. При его преемниках английские владения на континенте расшири­лись и занимали больше половины территории Франции. Расположенные по нижнему тече­нию рек Сены и Луары, они закрывали выход к морю Парижу и Орлеану. Знатные феодалы Франции нередко искали поддержку у англий­ского короля, когда законный повелитель пы­тался подчинить их своей власти.

Больших успехов в борьбе за объединение Франции достиг король Филипп II Август (1180-1223). Вступив на престол в 15 лет, он проявил себя энергичным, осторожным и даль­новидным правителем.

Филипп II Август отобрал у английского короля Нормандию, а затем отвоевал и другие области на севере Франции. Чтобы вернуть утраченные владения, король Англии вступил в союз с германским императором, графом Фландрии и некоторыми крупными сеньорами Франции. В 1214 году Филипп II в ожесточен­ной битве при Бузине на севере Франции наго­лову разгромил своих противников и захватил богатые трофеи. У англичан во Франции оста­лась лишь часть Аквитании.

Позднее, после походов против еретиков-альбигойцев (см. § 15), к королевским владени­ям было присоединено графство Тулузское. Король Людовик IX Святой (1226-1270) уже стал сильнее любого феодала Франции. Он из­давал законы, которые действовали на всей территории страны. Его указами в королевских владениях были запрещены междоусобные вой­ны. В неприсоединенных областях феодалы не имели права начинать военные действия в те­чение 40 дней после объявления друг другу вой­ны. За это время более слабый противник мог подать жалобу в королевский суд. Людовик IX приказал чеканить свою монету и принимать ее повсюду; это облегчало торговлю.

3. Филипп IV Красивый и его конфликт с папой. Энергичный, решительный, идущий напролом к намеченной цели, Филипп IV Кра­сивый (1285-1314) настойчиво расширял ко­ролевские владения. При нем были присоеди­нены богатое графство Шампань и лежащая в Пиренейских горах на юге страны Наварра.

Для выплаты жалованья чиновникам и ве­дения войн королю требовалось много денег. Каких только способов не придумывал король, чтобы добыть деньги! Филипп IV прибегнул к порче королевской монеты, заменив в ней часть серебра дешевыми металлами, и тогда монета обесценилась. Свои долги король приказал пла­тить испорченными деньгами, но требовал, чтобы платежи в казну вносили полноценной монетой. Возмущенные такой несправедливос­тью, подданные прозвали Филиппа IV «король-фалыпивомонетчик». От рыцарей король тре­бовал денег взамен военной службы. Он прину­дительно брал займы у богатых людей, обло­жил большими поборами города.

Денежные трудности вызвали конфликт Филиппа IV с папой. Бонифаций VIII пытался возобновить претензии пап на руководство свет­скими государями, в ответ Филипп IV обложил налогами церковные земли. Папа пригрозил королю отлучением от церкви и потребовал полного подчинения своей власти. Но короля это не испугало: он обвинил папу в ереси. По­сол Филиппа IV с отрядом наемников ворвал­ся в замок папы, оскорблял его и ударил по лицу рукой в железной рукавице. Не вынеся унижений, Бонифаций VIII умер.

Папы были вынуждены покинуть Рим и пе­ребраться в город Авинъдн, окруженный со всех сторон владениями французского короля. На­чалось так называемое авиньонское пленение пап, продолжавшееся около 70 лет (1309- 1378). В эти годы все папы были французами и выбирались по указке короля Франции. С уси­лением королевской власти в странах Европы могущество пап римских было подорвано.

4. Генеральные штаты. В 1302 году Фи­липп IV, чтобы заручиться поддержкой сосло­вий в борьбе против папы, впервые созвал Гене­ральные штаты. Это было собрание представи­телей сословий - духовенства, дворянства и бюргерства. Делегатами от сословий обычно выступали самые влиятельные люди. С этого времени короли каждый раз, когда хотели вве­сти налог, созывали Генераль­ные штаты.

Представители каждого из трех сословий заседали отдель­но. Лишь для вынесения окон­чательного решения они собира­лись вместе. При утверждении налогов между сословиями час­то возникали споры. Эти разно­гласия ослабляли влияние Гене­ральных штатов на государ­ственные дела.

В начале XIV века во Франции возникла сословная монархия - централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.

Создание сословных монархий и начало ос­вобождения крестьян было одним из признаков вступления Средневековья в Западной Европе в свой поздний этап.

За объединение выступали:

1) города (которым выгодно было прекратить войны между феодалами, потому что это должно было помочь развитию торговли);

2) некоторые мелкие и средние феодалы (которые получали за службу королю земли или деньги).

Вопрос 2. Кто из королей Франции, о которых вы узнали из текста, сыграл наиболее важную роль в борьбе за объединение Франции? Аргументируйте свой ответ.

аиболее важную роль сыграл Филипп II Август. Он присоединил самые большие земли причём не просто к Франции, а к владениям именно короля. Только опираясь на ресурсы этих земель короли после него смогли достичь таких успехов.

Вопрос 3. Из-за чего и как произошёл конфликт Филиппа IV с папой Бонифацием VIII? Чьей победой он закончился?

Главной причиной был Вопрос, должно ли духовенство платить налоги своему королю. Чтобы подтвердить свою позицию, папа возобновил претензии первосвященников не только на духовную, но и на светскую власть в католическом мире. В то же время король обвинял папу в тяжких преступлениях, включая ересь. Короля в этом поддержали Генеральные штаты, которые включали представителей духовенства. Конфликт закончился победой французского короля, из-за чего начало Авиньонское пленение пап.

Вопрос 4. С какой целью король созывал собрание представителей сословий – Генеральные штаты? Как решались дела в этом собрании?

Генеральные штаты созывали для того, чтобы утвердить новые налоги. Штаты заседали по сословиям. Считалось, что решение принято сословием, если за него голосовало большинство представителей этого сословия. Решение считалось принятым всеми Генеральными штатами, если за него голосовало большинство сословий (то есть два или три).

Вопрос 5. Дайте определение понятия «сословная монархия».

Это та монархия, которая опирается на специальный орган, состоящий из представителей сословий.

Тема урока: «Как происходило объединение Франции» МБОУ «СОШ №24» г.Удачный, Мирнинский район, республика Саха. Иванова Лариса Васильевна Учитель истории и обществознания

КАКОЕ ГОСУДАРСТВО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТЕ? -КАКИЕ ОТЛИЧИЯ?

План урока: 1.Причины объединения. 2. Первые успехи объединения. 3. Генеральные штаты. 4. Итоги.

Причина объединения Франции:

Причина объединения Франции:

Причина объединения Франции:

Причина объединения Франции:

Причина объединения Франции:

Первые успехи объединения Имя правителя Время правления Действия по объединению и централизации. Филипп II Август 1180-1223 Присоединил Нормандию, графство Тулузское.

Филипп II Август

Первые успехи объединения Имя правителя Время правления Действия по объединению и централизации. Филипп II Август 1180-1223 Присоединил Нормандию, графство Тулузское. Людовик IX Святой 1226-1270 Запрещены междоусобные войны, королевская монета – общеобязательна для всей территории, королевский суд – главный в стране.

Первые успехи объединения Имя правителя Время правления Действия по объединению и централизации. Филипп II Август 1180-1223 Присоединил Нормандию, графство Тулузское. Людовик IX Святой 1226-1270 Запрещены междоусобные войны, королевская монета – общеобязательна для всей территории, королевский суд – главный в стране. Филипп IV Красивый 1285-1314 Присоединил графства Шампань и Наварру, Авиньонское пленение пап

Филипп IV Красивый

Сословная монархия - централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий. Централизованное государство – это государство с сильной королевской властью, едиными органами власти, законами…

Предварительный просмотр:

План урока.

Тема. Как происходило объединение Франции.

Цели: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции;

Объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов;

Дать целостное представление о централизации государств Европы.

Планируемые результаты: предметные: научится овладевать целостными представлениями о централизации государств Европы; формирования сословно-представительной монархии во Франции, обеспечить усвоение ключевых понятий темы: централизованное государство, Генеральные Штаты, сословная монархия;

мтапредметные УУД : самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям; формулировать свою точку зрения; анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные и несущественные признаки.

личностные УУД : формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социальный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: схема «Кто был заинтересован в объединении Франции»; карта «Франция в XI-XII вв.»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока : открытие новых знаний.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

3.Мотивационно-целевой этап. Работа с картой в учебнике на стр154:

Какое государство мы будем сегодня изучать?

Какие события происходили в этом государстве в 12 веке.

Какая династия правила во Франции с конца 10 века?

4. Постановка цели и задач урока.

Сообщает тему урока. Мотивация учебной деятельности. Предлагает определить круг вопросов для изучения на уроке.

Тема уроков: «Как происходило объединение Франции».

5. Актуализация опорных знаний.

Как вы понимаете, что такое централизованное государство?

Предположите, какие вопросы нас могут заинтересовать?(Ученики формулируют цели урока)

План урока:

  1. Первые успехи объединения
  2. Генеральные штаты.

Формулирование проблемных вопросов урока.

Действительно ли объединение Франции было неизбежным событием?

I. Кто был заинтересован в объединении страны

1.Какие сословия средневекового общества вы знаете?

2. Как относились разные сословия к процессу объединения страны?

Для этого нам необходимо поработать в группах:

1 группа работает с текстом п.1 параграфа 16 мнение горожан.

2 группа работает с текстом п.1 параграф 16 мнение крестьян.

3 группа работает с текстом п.1 параграф 16 мнение мелких и средних феодалов.

4 группа работает с текстом п.1 параграф 16 мнение крупных феодалов.

5 группа работает с текстом п.1 параграф 16 мнение церкви.

(Проверка задания происходи и оформление таблицы)

II. Первые успехи объединения.

Работа проходит по группам.

1 группа Итоги правления Филиппа 2. ,работаем с учебником п.2.

2 группа Итоги правления Людовика 9, работаем с учебником п.2.

3 группа Итоги правления Филиппа 4, работаем с учебником п.2.

Каждая группа заносит итоги работы в таблицу.

Общий итог подводится в классе каждая группа сообщает о результатах работы и весь класс заполняет таблицу.

4.Генеральные штаты.

Учащимся предлагается в парах проанализировать текст учебника п.4 параграф №18 (стр156- 157) и прокомментировать гравюру "Заседание Генегальных штатов"ответить на вопросы:

С какой целью король собирал Генеральные штаты?

Как заседали палаты и как принимали решения?

На гравюре видно, что три сословия участвовали в заседаниях Генеральных штатов отдельно, сформировав свои палаты. Каждая палата имела один голос, и общее решение двух палат не обязывало третью принять его, если ее представители не были согласны с ним.

Генеральные штаты не стали регулярно действующим органом. Право созыва оставалось за королем, но он не был им подотчетен.

Для закрепления материала класс делится по рядам:

1ряд - 1 сословие;

2 ряд - 2 сословие;

3 ряд - 3 сословие.

Король предлагает ввести новый налог. Как проголосуют Генеральные штаты?

Каково значение введения Генеральных штатов?

В целом Генеральные штаты мало ограничивали власть короля, но располагали возможностью контролировать его действия. Сословия, могли уклониться от выполнения решений, принятых королем, высказать свое несогласие с его политикой. Так в начале XIV в! во Франции возникла сословная монархия

5.Подведения итогов .

Докажите, что во Франции к начале 14 века было создано централизованное государство.

Для этого нужно вспомнить признаки централизованного государства:

1. Наличие территории.

2. Единая власть.

3. Налоги.

4.Единые законы.

5. Денежная еденица.

6. Рефлексия.

Бланк оценивания учащихся в группе

ФИ

Знание учебного материала