Методическая разработка «Умелые руки не знают скуки. Тема занятия: «Умелые руки не знают скуки Умелые руки не знают скуки значение пословицы

Сущеня Людмила Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД ДДТ
Населённый пункт: Мурманская обл.г. Полярные Зори
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Умелые руки не знают скуки
Дата публикации: 19.03.2017
Раздел: дополнительное образование

ДОСУГ- НЕ БЕЗДЕЛЬЕ

«Умелые руки не знают скуки»

Цель

мероприятия:

показать

интересно

проводить свободное время, приносить пользу и расширить свой кругозор.

Оснащение: предметы рукоделия, иллюстрации.

Ход мероприятия.

Досуг п р о и с х о д и т

г л. д о с я г а т ь

д о с т и г а т ь. И

исходно досуг о з н а ч а е т

я д ос я г,

д ос ти г» ,

Достижение (укр. досягнення), результат, а не безделие.

достижение, его досуг. И теперь на этих запасах – на досуге - он уже

п р о ж и т ь

д е л а т ь,

досужий хозяин, т.е. умелый, успешный, с достижениями.

А другой - ничего не собрал, нет у него достижения, нет досуга. И

него недосуг

добывать

недосужий человек, то бишь неудачливый, невезучий.

что досуг

свободное

скорее, не праздность лентяя, а отдых достигшего, того, кто

уже потрудился.

Начать разговор хотелось бы с притчи … Один мудрец взял пустой

кувшин и наполнил ее доверху небольшими камнями. Собрал

своих учеников и задал им первый вопрос: «Скажите, уважаемые,

полон ли мой кувшин?» На что те ответили: «Да, полон». Тогда

мудрец взял полную банку с горохом и высыпал содержимое в

кувшин с камнями. Горох занял свободное место между камнями.

Задал мудрец второй вопрос: «Полон ли теперь мой кувшин?»

Ученики вновь подтвердили, что полон. Тут мудрец взял коробку с

песком и его тоже высыпал в кувшин. Песок просочился сквозь

горох и камни и занял все свободное место и все закрыл. Еще раз

спросил мудрец своих учеников, полон ли кувшин и снова

услышал утвердительный ответ. Тогда достал мудрый человек

кружку, полную воды и вылил ее в банку до последней капли.

Засмеялись ученики, видя все это. Сказал мудрец: «Я хотел, чтобы

Вы осознали, что кувшин - это наша жизнь. Камни - самая

главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья,

здоровье. Горох - это вещи, которые иметь приятно, но это не

самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок

символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.

Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для

гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время

на пустяки, не останется времени на самое главное. Уделяйте

сперва время своим родным и близким, себе и друзьям, а

заняться уборкой, ремонтом, всегда найдется время. Следует

сначала тратить время на камни, все остальное - песок. Мудрец

уже собирался уходить, когда один из учеников задал вопрос: «А

для чего же нужна была вода?» Учитель с улыбкой ответил: «Я

чтобы Вам показать, что как бы ни была

занята жизнь, всегда найдется место для безделья»

(звучит веселая народная музыка)

Рады мы вам, гости

Дорогие наши!

Русское спасибо

Вам от сердца скажем!

На земле родимой

Мы вас величаем!

Доброго здоровья

От души желаем!

Кланяемся низко,

Если не знакомы?!

Как велит обычай:

Будьте все, как дома!

Рада вас видеть в своей горнице! В современных-то квартирах все равно

не то! Нет что ли той светлости, душевности… Да и вообще, чего

сравнивать? Или деревянный дом-терем или казенная каменная коробка,

в которой соседи даже друг друга не знают…

Вот вспоминаю, жили мастера,

У них, что было? Руки и топор.

День начинали, с раннего утра,

Сейчас не то, работа на позор.

По всей Руси стояли терема,

Своей красою, радовали всех.

Сейчас беда, коробки, не дома,

Гляжу на них, и разбирает смех.

Такого раньше, не могло и быть,

С землёю рядом, ставили жильё,

Она накормит, и поможет жить,

Об этом помнит, только старичьё…

Жаль, не вернётся, давняя пора,

Не тронет вас, из прошлого укор.

Что жили раньше, чудо мастера,

У них, что было? Руки и топор…

Ну, да ладно, что об этом говорить! Сказ свой мы поведем о другом. О

простых руках, которые могут творить истинные чудеса.

Семь ходоков однажды налегке

Пошли земную истину искать.

Нашли они лишь старца вдалеке:

Тот старец мудр был, эка благодать!

Спросили ходоки у мудреца:

"Пришли мы все сюда издалека,

Чтобы узнать у мудрого отца,

Ответ загадки, что живёт века.

Чем лодыря мы отличаем от творца?

Кого-то умного от явно дурака?

Рабочего умельца от купца?"

Сказал мудрец: "Отличие – рука!

Послушайте внимательно друзья:

Руке я мастера сегодня гимн сложу.

Нам жить и сегодня без неё нельзя.

Она во всём, на что не погляжу.

Все памятники созданы лишь ей -

Мозолистой талантливой рукой.

Любой левша, он вовсе не плебей.

Жизнь без него была бы никакой."

Поклонимся же мастера руке,

В её шедеврах память Мир хранит.

Та память о далёком далеке,

Подругу от души благодарит

Гаврюшкин А.Е.

Вот передо мной незатейливый сундучок.

За печкою невидимый сверчок,

И мне уже сверчка привычно пенье,

А там за печкой мамин сундучок…

Хранится в нем цветастый сарафан

И для косы нехитрые уборы…

Ведь им удел особый дан:

Напоминать девическую пору.

(открывает сундучок, вынимает расписные деревянные ложки)

Ложки? Не понимаю, зачем они здесь? А, может быть, вот для этого…

(поет в сопровождении ложек)

Из-за леса из-за гор

Ехал дедушка Егор

На скрипучей на тялеге,

Да на сивой лошаде

Да охо-хо!

На телеге той товар,

Что везет он на базар:

Полотенца с кружевами,

Да рубашки с петухами

Да охо-хо!

Всем работа нравится,

Она повсюду славится.

Вышита утирочка

Ну, прямо как картиночка

Да охо-хо!

Издавна русский народ славился трудолюбием и стремился украсить

свой быт. Почти все в избе делалось своими руками: вырезали посуду из

дерева, лепили из глины, плели корзины, лапти, валяли валенки, ткали,

шили одежду, вышивали изделия, лепили и расписывали игрушки для

детей. Все делали тщательно, с любовью, поэтому все было не только

полезным, но и красивым. Сегодня в моей горнице собрались мастера:

умелицы да рукодельницы.

а гладком полотне цветов различных нити

Узорами причудливо сплелись.

По взлёту вдохновенья и наитий

Листва, цветы и гроздья родились.

Здесь в каждой скатерти, салфетке, полотенце

Видны талант, душа и мастерство,

И женских рук тепло, и нежность сердца,

И ярких красок жизни торжество.

Прельщают вышивки чудесною палитрой.

Они сияют, дышат и живут.

Как ноты музыки, что на листах пюпитров,

Страдают, радуют и душу в высь зовут.

Я поражён. Гляжу на рукоделье

И, онемев, дыханье затая.

Нет,здесь не барское занятье от безделья,

А вдохновенный труд и радость бытия.

(В.Ганжар)

(достает из сундука пяльцы и цветные нитки-мулине)

В старые времена женщины очень сильно увлекались рукоделием.

Крестьянки, таким образом, делали для дома предметы обихода,

одежды, красивые картинки.

Аристократия предпочитала вышивку крестиком. Это считалось

очень благородным занятием и обязательным навыком для

каждой молодой девушки.

Наши предки различные явления в природе изображали с помощью

знаков. Знаков – символов у славян было много, практически все они

приобретали смысл «оберегов».

Обереги – символы защиты, по представлениям того времени, делали

вещь непроницаемой для духов зла.

Их вышивали на одежде, веря в то, что они предохраняют от разных

неприятностей и принесут в дом счастье.

вышивка скрашивала досуг. А сделанные собственными руками

изделия всегда являлись предметом их гордости.

Каждая старалась сделать все как можно лучше, чтобы потом показать

подругам или подарить своему жениху.

(показывает мужские пояса)

Ах, каков колорит узора! «Нет скуки, коль заняты руки!» А заняты они у

них вышивкой. О, вышивка! Это одно из древних в нашей стране

художественных ремесел. Какую вещь вы вышиваете? Как давно вы

занимаетесь вышивкой?

стежок к стежку, игла рисует

Сложнейший колорит шитья.

И вышивальщица рискует

Уйти за грани бытия...

Но нити крепко держат сердце,

Гармонии рождая лад,

И как сиреневое скерцо

Те нити радостно звучат.

(достает из сундука нитки и спицы)

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно

известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры.

Создавая что-то своими руками, женщина словно передает изделию

частицу себя, своей души. И получает от процесса рождения своего

детища огромное удовольствие.

Я свяжу тебе жизнь

Из пушистых мохеровых ниток,

Я свяжу тебе жизнь,

Не солгу ни единой петли.

Я свяжу тебе жизнь,

Где узором по полю молитвы

Пожелания счастья

В лучах настоящей любви.

Я свяжу тебе жизнь

Из веселой меланжевой пряжи,

Я свяжу тебе жизнь

И потом от души подарю.

Где я нитки беру?

Никому никогда не признаюсь.

Чтоб связать тебе жизнь

Я тайком распускаю свою...

А вы знаете, что вязание еще называют «спицетерапией»? А так ли это,

я думаю, что об этом нам лучше расскажет еще одна мастерица, или, как

говорили в народе, плетея.

(рассказ мастерицы, вяжущей на спицах

Что я вижу! Что за диво!

Сколько же работ вокруг!

Правда, это так красиво?

Аж захватывает дух

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней русской красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать: есть в стране

Чудо – люди – мастера!

(достает крючок вязальный)

Хотите, я вам расскажу необычную сказку? Тогда, садитесь поудобнее и

слушайте.

Давным – давно жила в лесной деревеньке бабушка Веретёна.

умела она такие изделия создать, что были не сшиты, не тканы, а

прямо из… ничего сплетены. Передать она своё мастерство такого

плетения не знала кому.

А сначала начинали учить девочку плести кружева крючком с пяти лет.

Сначала выплетала она простую тесьму. Каждый новый узор становился

всё сложнее и сложнее. А образцы для составления узоров находила она

в окружающей их природе – в лесу, в поле, на реке. И появлялись на

кружевах “ёлочки” и “рыбки”, “цветочки” и “паутинки”. Со старанием

приходило и умение.

Вырастала девица и становилась настоящей мастерицей. Научилась и

вышивке, но про крючок не забывала.

Не губите жизнь бездельем –Занимайтесь рукодельем!

Шей, вяжи – не унывай,

Или гладью вышивай.

Вот иголки, нитки, пяльца

Для проворных наших пальцев.

Ткани, ленточки, кайма –

Закружилась голова!

То, что любим - вышиваем,

Всё прилежно оформляем.

Результат – на радость нам,

Нашим близким и друзьям.

А закончена работа,

Тут уж новая забота

Вновь сюжеты выбирать.

Вышивать их и вязать...

↓История вязания на спицах

Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились

использовать самые простые материалы для сочетания несложных

форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом

высокого мастерства. Ручное вязание изначально появилось как

простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в

настоящее искусство. Вязаные изделия всегда ценились очень

высоко. Например, в Европе их могли поначалу носить только очень

состоятельные люди. Вязаные шелковые чулки были подарком

даже для королей! Так, шведский король Эрик IV выписал себе пару

шелковых чулок. А стоили они - годовое жалование королевского

сапожника

Очень сложно точно установить историю вязания, так как нити и

этого искусства дошли до нас в виде изображений. В одной из

египетских гробниц (1900 год до н. э.) сохранилось изображение

женщины, надевающей носки. Отпечаток чулка обнаружен в

застывшей лаве Помпеи в 79 году н. э. Детские чулки III-Ivв. Н. э.

найдены в Египте. Эти чулки уже учитывали форму обуви, сандалий

с ремешком после большого пальца. У древних египтян при

изготовлении носка большой палец вязался отдельно, как на

варежках. Позже где-то в IX-XI веках некоторые искусные

вязальщицы стали наносить даже тексты на носки. В музеях

Детройта и Баделя хранятся такие образцы древнеегипетского

вязания из хлопчатобумажных нитей с древнеарабским текстом.

В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по

Европе и превращается в домашнюю работу и в доходную отрасль:

вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки. Тогда же

появился и стал традиционным для шотландцев головной убор -

вязаный берет. Появились целые вязальные цеха. В 1589 году

помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли

изобрел вязальный станок. Но чем больше выпускалось изделий

массового машинного производства, тем более ценными

становились изделия, изготовленные вручную, а особенно, изделия,

связанные крючком, ведь такие изделия невозможно было

повторить на машине. И до сих пор нет вязальных машин, которые

бы могли вязать полотно, похожее не связанное крючком.

Со временем работы мастеров становятся искусством, вязаные

изделия попадают в музеи. Например, две кофты XVII века

хранятся в Швеции - в Северном музее в Стокгольме и в

Историческом музее в Гетеборге. Обычно в Европе кофты вязали из

однотонной пряжи, украшая изнаночными петлями лицевое

полотно, а ведь арабы еще пару тысяч лет назад могли выполнять

многоцветные сложные узоры.

В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь

новыми мотивами, композиционными приемами, современными

материалами. Для этого занятия требуются знания кройки и шитья

по трикотажу, а в работе с крючком много общего с вышивкой и

ткачеством. И все равно, ручное вязание выгодно отличается из

других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что

исходный материал - пряжу- можно использовать несколько раз и

без особых потерь. Ручное вязание позволяет изготовлять

неповторимые, уникальные модели. Возможности крючка

позволяют сделать различные декоративные вещи, например,

кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения. Действительно, в

настоящее время очень трудно представить наш гардероб без

трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и

элегантны, в них тепло и уютно. Ручное вязание позволяет

выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью

выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и

фасона изделий.

Немного из истории вязания крючком

Вязание крючком - процесс ручного создания полотна, кружева

или одежды из нитей с помощью вязального крючка.

Это издавна известное занятие, которое продолжает оставаться

популярным в наши дни, благодаря возможности быстро и легко

создавать как одежду целиком, так и элементы ее отделки, а так же

салфетки, скатерти, украшения, игрушки и многое другое.

По мнению мировой путешественницы и специалистки в области

вязания крючком Annie Potter - искусство вязания крючком было

создано в XVI веке.

исследовательница,

ограничила

территорией

Европы, выдвинула 3 теории.

1) Вязание крючком появилось в Аравии, затем направилось на

следовали

торговые маршруты в другие страны средиземноморья.

2) Впервые узнали о вязании крючком из Южной Америки, где

первобытные

использовали

связанные

украшения.

3) В Китае впервые появились связанные крючком куклы.

В заключении Lisа Paludan считала, что нет верных доказательств

того, насколько искусство вязания крючком является древним, и

откуда оно возникло. Нет доказательств того, что вязание крючком

существовало в Европе до 1800 г.

Исследователи

появилось в XIX веке как род вышивки тамбуром, с использованием

натягивали на основу. Под холстом держали рабочую нить. Тонким

пронизывали

захватив

протягивали их через него вверх. Пока петля была все еще на

пронизывали

создания цепочки.

В Европе вязание крючком начало развиваться в начале XIX века.

получило

Мадемуазель

Бланшардье, которая была известна тем, что умела превращать

старомодной иглой кружева в модели, связанные крючком. Риего

придумала

кружевное

называют ирландским кружевом. В то время было издано много

возможность

копировать.

Вязание крючком в России распространилось с конца XIX века.

Рукодельницы в основном вязали кружева, используя для них узоры

из ткачества и вышивки крестом.

Цель:

1. Приобщение подрастающего поколения к великим ценностям русской культуры народа через ознакомление с декоративно-прикладным искусством России.

2. Учить детей сравнивать между собой изделия народных мастеров (одного вида), находить сходство и различие.

3. Активизировать речь детей за счёт новых слов: гончар, коробейник, ремесло, ремесленник. Учить доводить начатое дело до конца.

4. Воспитывать уважение к труду, гордость за мастерство Российского народа, интерес к народным ремёслам, развивать вкус. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа;

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, встаньте в круг и покажите мне свои ладошки. Возьмите друг друга за руки и почувствуйте тепло ваших рук. Вместе с теплом наших рук мы передаем друг другу хорошее настроение, пожелание здоровья.

Воспитатель: Зачем человеку нужны руки? Как вы понимаете выражение "золотые руки", "волшебные руки", мастеровые?

Воспитатель: Да, руки народа поистине создают чудеса. Про такие руки говорят: золотые, трудолюбивые, умелые, волшебные, мастеровые. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, не зря про их изделия говорят "русские чудеса".

Воспитатель: Как вы понимаете значение пословицы "Умелые руки не знают скуки"? (ответы детей)

Ребята, а чтобы в этом убедиться мы отправимся на ярмарку. Что такое ярмарка? (ответы детей) Ярмарка- это место, где можно купить и продать разнообразный товар. Здесь и народные гуляния, и кукольные представления, веселые карусели, частушки. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много, что глаза разбегаются. (показ репродукций "ЯРМАРКА" Б.Кустодиева)

Воспитатель: Что это за музыка играет? Ярмарка начинается! Поспешим, ребята!

На русской ярмарке

1. Двое детей держат в руках платки и образуют ворота.

Ото всех дверей,

Ото всех ворот,

Приходи, скорей.

Торопись, народ!

Мир вам, люди дорогие, вы явились в добрый час.

Встречу тёплую такую мы готовили для вас.

Хлебосольством и радушьем знаменит Рязанский край.

Здесь для вас и песни русские, и медовый каравай.

Воспитатель:

Здравствуйте, гости, милости просим!

Ярмарку открываем, веселье начинаем

Ярмарка, ярмарка,

Огневая, яркая, плясовая, жаркая.

Глянешь направо – лавки с товаром,

Глянешь налево – веселье даром.

Солнце красное встает,

Спешит на ярмарку народ.

2. Воспитатель: Часто на ярмарках можно было встретить коробейников. Коробейники – это торговцы разными мелкими товарами: лентами, платками, игрушками, сластями, - они не стоят за прилавками, а торгуют вразнос. Они ходят по всей площади праздника и предлагают людям свои товары.

1 Ребенок (с коробом)

Нитки, иголки,

Для волос заколки!

За целый пучок

Плати пятачок!

2 Ребенок (с коробом)

А вот, сколько ленточек разных

Для девочек прекрасных.

1 Ребенок:

А вот голубой платочек,

Как нежный весенний цветочек.

2 Ребенок:

Становитесь в ряд,

Забирайте все подряд!

3. Воспитатель: Давайте пройдем по ярмарке и посмотрим на изделия мастеров. (звучит песня "Золотая ярмарка")

1-й стол «Дымковская игрушка"

Воспитатель: Что за игрушка, где ее изготавливают? Из чего сделана игрушка? Какая она? Какие краски используют мастера? Какими элементами украшено изделие? Что они означают? (круг - солнце, луна; точка- звезды; волнистая линия - вода, река; прямая линия-дорога). Как называют мастера, который изготавливает игрушки из глины? (гончар)

2-й стол "Городецкая роспись"

Воспитатель: Здесь представлены изделия из одного старинного русского города - Городец. Живет там веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, мебель, ставни, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Как называются элементы городецкой росписи?

3-й стол "Матрешка"

Воспитатель: (загадывает загадку)

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы -...(Матрешки)

Молодцы, ребятки! А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

Матрешки у нас необычные. В каждой спрятана часть пословицы о труде.

1. Не будет скуки \когда заняты руки\.

2. Труд человека кормит \а лень портит\

3. Сделал дело \гуляй смело\.

4. Кто первый в труде \тому слава везде\.

5. Хочешь есть калачи \не сиди на печи\.

6. Кто привык трудиться \тому без дела не сидится\

Воспитатель: Ни одна ярмарка не обходилась без песен, частушек, плясок, шуточных игр. Давайте поиграем в игру "У Ванюшки - казаченка" (дети выполняют движения в соответствии с текстом, повтор игры проводится в более быстром темпе)

У Ванюшки - Казаченка

Жили в маленьком сарайчике

Ровно 10 сыновей

И все 10 без бровей

Вот с такими ушами,

Вот с такими глазами,

Вот с такими носами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой,

Они не пили и не ели,

На него всё смотрели,

И все делали вот так ….

4-й стол "Хохлома"

Воспитатель: Какой росписью украшены изделия? Какие предметы расписывают этой росписью? Что изображают мастера на своих изделиях? Почему хохлому называют "золотая"? Какие цвета встречаются в узорах? Из какого материала изготовлена посуда, мебель?

В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель.

4. Роспись хохломской посуды

Воспитатель предлагает детям помочь мастеру расписать посуду. Повторяется порядок рисования элементов узора.

1. Вдоль узора рисуем слегка изогнутую веточку. (завиток)

2. Рисуем ягоды.

3. Рисуем по 3 листочка.

4. Концом кисти рисуем травку(усики)

Во время работы звучит песня Раисы Марковой "Городец и хохлома"

5. Подведение итогов занятия.

Вы только взгляните вокруг:

Вся наша жизнь – дела наших рук.

Села, мосты, города, виадуки –

Все наши руки, все наши руки!

Умелые руки – основа успеха,

Руки – мастерство человека!

Руки – о многом они говорят.

Глаза только видят, а руки творят.

Воспитатель:

Закончим праздник русской песней,

Ее все вместе мы споем.

Нет на земле страны чудесней,

Чем та, в которой мы живем!

Дети исполняют песню о России.


ОГКОУ Ивановская школа VIII вида № 2
Конспект
внеклассного занятия,
проводимого в рамках недели начальной школы
Тема занятия:
«Умелые руки не знают скуки»
Составитель: Александрова М.А.
Иваново, 2014
Цель: активизировать и стимулировать творческую активность обучающихся.
Задачи:
Вызвать интерес к теме занятия, желание общаться.
Развивать память, мышление, воображение.
Корректировать эмоционально-волевую сферу, речедвигательный аппарат, моторные функции.
Формировать позитивную мотивацию в овладении различными умениями.
Обогащать словарный запас детей.
Воспитывать такие качества как, товарищество, дружелюбие, честность, справедливость.
Способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми.
Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в играх развивающего характера.
Оборудование:
- карточка с названием «Умелые руки не знают скуки»;
- индивидуальные раздаточные карточки с буквами;
- индивидуальные разрезные картинки;
- предметные картинки: «бабочка», «цветок и трава», «рыба»;
- скрепки (прищепки) цветные;
- картонные шаблоны: круги, трапеции;
- карточка-ребус;
- счетные палочки;
- заготовка «рыба» из полосок бархатной бумаги на стенде;
- карточки-раскраски «Соедини по точкам»;
- бумажные моря: голубое и темно-синее;
- кораблики из цветной бумаги;
- телевизор, DVD-проигрыватель.
Ход занятия
I. Организационный момент.Заскучали как-то рукиИ заплакали от скуки:Без работы пропадем,Без работы мы умрем!Выручай быстрее руки,Вдруг умрут они от скуки!Дело им скорее дай,Умирающих - спасай!
- Ребята, начнём наше занятие с приятной игры.Упражнение-игра: «Передай комплимент руками» (передать по кругу прикосновение, рукопожатие, поглаживание и т.д.)- Какие прикосновения лучше дарить друг другу?
II. Введение в тему занятия.
- Прочитайте тему нашего занятия с доски.
Умелые руки не знают скуки
Затем: читаем хором, читают только девочки, читают только мальчики.
- Как вы объясните смысл этого выражения? (Это значит, что трудолюбивый человек никогда не сидит без дела, никогда не скучает и у него все получается, все удается).
- Вот и мы сегодня не дадим скучать нашим рукам, будем выполнять очень много интересных заданий.
- Соберите из разрезных букв выражение «Умелые руки не знают скуки» (каждый обучающийся старается собрать его самостоятельно).

-Молодцы, вы все справились с заданием!
III. Основная часть.
1. Разрезные картинки.
- Расставьте по порядку перепутанные буквы.
ОБАЧАКБ
4 3 7 5 2 6 1
Какое слово у вас получилось? (Бабочка)
- Соберите бабочку на своей картинке, у каждого из вас получится своя бабочка, не похожая на другие.
Учитель оказывает необходимую помощь обучающимся.
- Молодцы, ребята. Какие разные и необычные бабочки у вас получились!
2. Игры со скрепками.
Учитель показывает картинку.
- Что вы на ней видите? (Цветок на траве)
- Сейчас мы будем собирать из скрепок цветы и траву.
- Вам даны скрепки разных цветов, назовите их.
- Верно. А теперь приступайте к работе.
Учитель оказывает необходимую помощь обучающимся.
- Молодцы, ребята. Какие красивые цветы у вас получились!
Физкультминутка (музыкальная разминка «Дорога к солнцу»)
3. Работа со счетными палочками.
- Отгадайте загадку.
В воде мы живем,
Без воды пропадем.
(Рыбы)
- Верно, это рыба.
Учитель показывает картинку.
- Мы будем собирать рыбу, а из чего скажите сами. Что у меня в руках? (Счетные палочки)
- Да. Сколько нам их потребуется, чтобы сложить рыбу? (13)
Учитель показывает стенд, на котором сложена рыба из полосок бархатной бумаги.
- Каждому из вас выданы палочки, можете приступать к работе.
Учитель оказывает необходимую помощь обучающимся.
- Молодцы, ребята. Вот какая чудесная рыбка у вас получилась!
IV. Рефлексия.
- Ребята, посмотрите. Перед вами «Море радости» и «Море грусти» (учитель показывает их), пустите свой кораблик в море по своему настроению.
- Если после занятия у вас осталось хорошее настроение, то пустите свой кораблик по голубому морю, а если наоборот, то по темно-синему.
Звучит музыка.
Обучающиеся подходят к доске и «пускают свой кораблик по морю».
- А теперь рассаживайтесь по местам.
V. Итог занятия.- Какая тема у нашего занятия?
- Какие упражнения мы выполняли на занятии?
- Какие задания вам понравились больше остальных?
- Посмотрите, как вы оценили своё настроение в конце занятия.
- Ребята, вы были большие молодцы: очень активные, творческие и умелые. Поэтому каждый из вас получает карточку-раскраску «Соедини по точкам».
- Занятие наше окончено, будьте всегда такими же активными ребятами.

Групповое занятие

Специальная коррекционная школа VIII вида

Тема: Умелые руки не знают скуки.

Задачи:

    развивать творческие способности учащихся;

    расширять кругозор;

    учить правильно организовывать свободное время;

    воспитывать любовь к окружающему миру, доброту.

Ход занятия

1. Сообщение темы занятия

    Тема нашего занятия. Моё любимое увлечение:

2. Вступительная беседа

    Как вы понимаете пословицу: Умелые руки не знают скуки.

    Чем может заняться человек в свободное от работы время? (учёбы)

    А если у человека нет любимого занятия, хобби, интересно ему жить, общаться с другими людьми. Почему?

    Что нужно для того, что бы у тебя после работы, учёбы оставалось время на любимое занятие? (Соблюдать режим дня, правильно распоряжаться своим временем)

    Своим временем надо распоряжаться правильно. Разумно поступает тот, кто планирует свой день. Такой человек успевает всё: и потрудиться и отдохнуть. Когда твой мозг и руки заняты делом, то думаешь о результатах работы, а не о глупостях. Да и народная мудрость предостерегает человека от лени и праздности, отводя труду главную роль, а пословицы и поговорки о труде и отдыхе вы знаете. (Пословицы и поговорки)

3.Танец

    Сейчас мы покажем гостям наше общее увлечение-занятие танцами.

    2.Представление поделок

    У каждого ребёнка нашего класса есть свои у интересы и способности, это мы узнали из анкет, которые провели с ними. Вадик любит рисовать. Галя аккуратно работает иголкой с ниткой, любит вышивать Настя отличается отличными работами с бумагой.

Аня танцует, Ирина рисует и поёт, Жанна поёт. Мы стараемся с ребятами развивать способности. А сейчас они расскажут о своих успехах!

Галя:

Я вышивать очень люблю,

В руках иголку ловко я держу,

Что получилось у меня,

Посмотрите все сюда.

Руслан:

Нам на месте не сидится,

Любим с деревом возится,

Получилось что у нас,

Мы покажем вам сейчас.

Аня:

Оригами - работа с бумагой,

Это творчество и красота,

Приходите к нам вечерами,

Мы научим вас без труда.

    А ещё ребята очень любят играть в шашки. И чтобы ещё лучше научится играть - смастерили шахматную доску, и выпилили шашки из дерева.

    А ещё мы подготовили выставку коллекций вещей, которые могут заинтересовать наших гостей и ребят, может быть захочет кто-нибудь этим заниматься.

    Ребята, вам понравилось занятие?

    Что полезного из него вы узнали?

    В заключении Ирина и Андрей прочитают вам стихи.

Ирина:

Если ты поёшь, танцуешь,

Да к тому ж ещё рисуешь,

Не стесняйся и твори.

Станет мир прекрасный твой. ПОСМОТРИ.

Андрей:

Вот свободная минутка,

И ты стал другим как будто.

Вдохновение зови,

Сделай мир красивым свой и ЖИВИ.

ВСЕ:

Для тебя весь мир большой!!!

Посмотри!!!

Занятие окончено.

Классный час "Умелые руки не знают скуки"

Автор: Куява Антонина Тимофеевна, воспитатель, ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа города Бодайбо.Предлагаю Вам конспект классного часа для обучающихся 3 классов (10-11 лет) по теме «Умелые руки не знают скуки». Данный материал будет полезен учителям и воспитателям коррекционных школ. Данный материал направлен на привитие у обучающихся и воспитанников интереса к творческому труду.

Конспект классного часа «Умелые руки не знают скуки»

Цель: совершенствовать умения работать самостоятельно и в коллективе.
Задачи:
Образовательные: Расширять представление детей о труде, в том числе о творческом труде, о его значении в жизни людей.
Воспитательные: Воспитание трудолюбия, желание приносить людям радость и счастье своим трудом. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Коррекционные: Коррекция зрительного внимания, развитие мелкой моторики.
Оформление: Мультимедиа, компьютер, картины, цветы.
Оборудование: Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, засушенные листья и цветы, кисточки.
Ход классного часа.
Звучит музыка, все заходят в класс.
- Здравствуйте дорогие наши гости: учителя, родители и вы, ребята. Мы собрались сегодня в этом классе на очень интересное занятие. Как же оно называется? Давайте угадаем.
Коррекционное упражнение: На слайде зашифровано название классного часа, дети разгадывают. Ответ: «Умелые руки не знают скуки».
- Вся жизнь человека наполнена трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. О труде сложено очень много пословиц. Давайте некоторые из них угадаем.
Коррекционное упражнение: Найди вторую часть пословицы.


Славен человек не словами, потехе час.
Делу время - а человека труд.
Делано наспех - не знают скуки.
Землю красит солнце, - гуляй смело.
Умелые руки - сделано на смех.
Кончил дело- а славен делами.
- Ни одно живое существо не обходится без труда. Трудятся птицы, звери, муравьи, пчелы и т.д. Ваши родители каждое утро уходят на работу, вы спешите в школу т.к. учеба - ваш основной труд в данное время.
Очень полезно трудиться на свежем воздухе. Ваши легкие дышат, они получают чистый воздух богатый кислородом, затем он поступает в кровь и разносится по всему организму и мы с вами получаем здоровье, которое нам дарят не лекарства, а сама природа.
- На сегодняшнем классном часе мы будем говорить о труде, которым занимаются для души.(Труд –хобби –увлечение). О своих увлечениях немного расскажу я, ваши родители, а затем Даниил Лебедев покажет мастер-класс и вы тоже поучаствуете в интересной работе.

Ошибана – пресованная флористика. Флора – растения. Значит для своего творчества я использую необычный материал – это цветы, листья, травы, ветки, кора деревьев, засушенных под прессом так искусно, что они сохраняют цвет и форму.

Когда начинаешь работать с природным материалом, то каждый раз испытываешь чувство творческой радости, ведь у цветов, даже засушенных, прекрасная аура. Цветы приучают видеть прекрасное в обыденном. Помните у Пушкина (достаю из книги засохший цветок).
«Цветок, засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя…».
Каждый из вас не раз засушивал цветы или листочки в книге и я думаю каждому понятны слова поэта.

А картинке показаны, некоторые работы, сделанные ранее. Готовясь к уроку, я немного потрудилась и вот такие у меня получились работы: «Хоровод фиалок», «Прощай лето», «Осенний поцелуй». Материал для работы готовится летом и осенью, а зимой, когда за окном мороз 30 градусов, работая с цветами, душа наша оттаивает, согревается и хочется творить, делать добрые дела.

Своем увлечении нам расскажет мама Артема Манжуева – Надежда Сергеевна. У нее тоже умелые руки.

Полина Клеофастова гордится своей мамой. Она всегда с увлечением рассказывает о том, как вкусно готовит ее мама. Сейчас мы послушаем - Елену Геннадьевну (выступление родителя).
У мамы Данила Максимова – Аксиньи Федоровны, увлечения связаны с народными традициями, это выделка шкур, шитье унтов и их украшение бисером, кожей. Это довольно трудный и кропотливый труд.

У нас в классе тоже есть творческие ребята. Еще во 2 классе Данил Лебедев получил звание: Мастер «Золотые руки». И вот сегодня, ребята, Данил проведет для нас Мастер класс. Он научит вас, как сделать цветок из бумаги.
Но прежде проведем физминутку.
Физминутка: Разогреть ладони энергичным потиранием. Приложить к щекам (3 раза). Растереть ушные раковины, мочки тянуть вниз (3 раза), гимнастика для глаз: вращение – вправо –влево(3 раза), вверх –вниз (3 раза), круговые движения, посмотреть вдаль – на кончик носа (3раза). Глубокий вдох через нос, выдох через рот (3 раза).
Данил проводит Мастер класс.
- Ваша задача, используя цветок, который вы сделаете и засушенные растения, создать свою композицию, которую подарите маме на 8 Марта.

Посмотрите какие композиции создал Данил.

Техника безопасности: Как правильно работать с ножницами?
Вам нравятся творческие идеи нашего занятия? Тогда поспешите начать и пусть ваши мечты никому не покажутся странными. Удачи всем.
На фоне музыки практическая часть: Дети из бумаги делают цветок, а затем, используя засушенные листья и цветы, создают свою композицию. Родители помогают детям.
Индивидуальная работа: Для отдельных детей приготовлены трафареты, дана картинка, задание – склеить цветок по образцу.
Итог: Выставка работ учащихся и гостей.
- Дорогие ребята, сегодня вы убедили всех в том, что умеете трудиться. И это прекрасно. Ведь без труда не проживешь, а для умелых рук всегда найдется дело по душе. На кружке «Мир цветов» мы продолжим эту интересную работу и, надеюсь, научимся творить чудеса своими руками.
-Дети читают стихотворение.
Умелые руки, умелые руки
Они никогда не страдают от скуки.
Им в день выходной не бывает покоя,
Знакомо тяжелое им и большое.
Золотые руки – руки не из золота.
Золотые руки не боятся холода.
В ссадинах, мозолях руки эти –
Самые лучшие руки на свете!
Рефлексия: Вам понравилось творить своими руками?
Чему научились?
Как вы сегодня трудились? (Дружно!).
У меня настроение после классного часа, как у солнышка – яркое, лучистое. А какое у вас настроение? Если плохое – ставите тучку, если не очень хорошее – ставите солнышко с тучкой, а если как у меня яркое и лучистое – то ставите солнышко, гости тоже могут участвовать.
Звучит песня «Всегда найдется дело для умелых рук».
Заключение: В заключении мне хочется пожелать вам следующее: Чтобы вы и ваши родители были счастливы, нужно соблюдать правила безопасного поведения! Приближается весна, скоро на крышах появятся сосульки. Какую они представляют опасность? Как избежать этой опасности?
Вывод: «Если хочешь быть счастливым,
Честным будь и терпеливым,
Полюби добро и труд,
Глянешь, счастье тут как тут».
Г. Дробиз.