Му активные и интерактивные методы 38.02 01. Современные проблемы науки и образования

Интерактивные технологии обучения в системе среднего профессионального образования.

Одной из целей государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. является «…обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики». Современные стандарты образования в настоящее время требуют внедрения новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие обучающихся и повышение качества их образования.

До сих пор преобладает традиционная (репродуктивная) технология обучения, в основу которой положена классно-урочная система, разработанная Я.А. Коменским в XVII веке.

Целью традиционного обучения является трансляция обучающемуся определенных образцов культуры, формирование личности с заданными свойствами. Традиционное обучение ориентировано на усвоение УУД, а не на развитие личности.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Наиболее точно отвечает потребностям современного мира в подготовке квалифицированных кадров, способных адаптироваться под постоянно изменяющиеся условия, интерактивное обучение.

Термин «интерактивный» — означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога, с хорошо организованной обратной связью. В интерактивном обучении приоритет отдается двум ключевым задачам. Первая задача — «научить учиться», так чтобы человек мог самостоятельно развивать свою индивидуальность, и иметь возможность эффективно работать с большими информационными массивами, вычленяя и осваивая то, что требуется для решения текущих вопросов. Вторая задача — «научить применять на практике новые знания».

Следует отметить, что посредством интерактивных технологий в обучении реализуется триединый процесс: во-первых, осуществляется самостоятельный поиск социально полезных знаний; во-вторых, нарабатываются профессионально значимые компетенции и поведенческие линии; в-третьих, формируются умения эффективного использования новых знаний для решения профессиональных и ситуационных задач. В результате выпускаются специалисты способные решать задачи повышенной сложности, качественно управлять профессиональной средой.

Интерактивное обучение позволяет включать в процесс обучения всех участников. При этом создаются условия, где каждый обучающийся взаимодействует с учебным окружением, которое служит областью осваиваемого им жизненного опыта. Обучающийся, при этом является полноправным и активным участником учебного процесса, а его опыт служит источником учебного познания.

В интерактивном обучении меняется и сама роль педагога, потому что он не дает готовых ответов на обсуждаемые вопросы, так, как это принято в традиционном обучении, а побуждает учащихся к самостоятельному, осознанному поиску решений. Следовательно, активность педагога постепенно замещается активностью обучающихся, при этом создаются условия, направленные на развитие их личной инициативы, интеллектуальной состоятельности, уверенности, способности к эффективному общению, анализу альтернативных мнений, а также формируется навык принятия продуманных решений. Принято считать, что знания можно получить, например, слушая лекции или прочитывая тексты. На деле же в этом случае идет процесс передачи информации, а не формирования навыков и умений, полезных для жизни или будущей профессии. Потому что с помощью слова можно обучать только маленьких детей в возрасте до 7 лет. Для взрослой же аудитории нужны специальные обучающие технологии, с помощью которых можно получить конкретные навыки, а затем сформировать умения, направленные на решение реальных жизненных и профессиональных задач.

Знание всегда субъективно, оно формируется каждым человеком самостоятельно, выращивается им в процессе серьезной, системной, планомерной внутренней работы. В этой связи, интерактивное обучение обладает несомненным преимуществом — оно позволяет на научной основе осуществлять компетентностный междисциплинарный подход к обучению, а значит, усиливает практическую направленность образования, используя личный опыт каждого обучающегося для системного формирования умений и навыков, необходимых им в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие.-М.: Народное образование, 1998;

2. Елена Карпенко, Ольга Райс Интерактивные технологии в обучении. Педагогика нового времени. ЛитагентРидеро, 2016;

3. Среднее профессиональное образование, №6, 2016;

4. Школа педагога, №2, 2016.

Аннотация

В данной работе рассмотрены общие вопросы и практика внедрения интерактивных методов. Представлен план-конспект урока-зачета на тему «Законодательные положения по охране труда и производственной экологии» для студентов СПО, обучающихся по профессии «Повар, кондитер».
Все это может оказать помощь в работе педагогам и специалистам на уровне среднего профессионального образования.

Введение

Эта работа посвящена интерактивным методам, которые необходимо применять в обучении студентов на современном этапе.
Документальным обеспечением данной работы является ФГОС по профессии «Повар, кондитер», Трудовой кодекс.

В основу методической разработки положены: личностно-ориентированная и информационно-коммуникативная технологии. Наиболее активно использовалась научно-популярная литература:

  1. Интерактивные методы обучения.// Педагогика, 2000. - №1. -с.23.19.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование, 1998.-164с.
  3. Новое педагогические и информационные технологии в системе образования, «АКАДЕМИЯ» 2005.

В стремительно меняющемся мире ведущей задачей профессионального образования становится подготовка специалистов, стремящихся к саморазвитию и самореализации, способных не только гибко реагировать на изменения рынка труда, но и активно влиять на социально-экономические и культурные перемены. Идеальный тип человека современности и ближайшего будущего - это человек самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д.

Все вышеперечисленные свойства и качества универсальны и необходимы в любой профессиональной деятельности. Внедрение интерактивных методов является крайне важной задачей в воспитании молодых специалистов. В последнее время работодатели, родители, высшая школа обращают все большее внимание на воспитание человека пытливой, ищущей мысли, способного работать в команде, коммуникабельного, обладающего навыками проектирования, наделенного культурой учения и труда. Поэтому выпускники образовательных учреждений должны обладать ключевыми компетенциями, т.е. универсальными умениями, позволяющими им понимать ситуацию и достигать результатов в профессиональной и личной жизни. Ключевые компетенции состоят из профессиональных компетенций (свойство человека успешно достигать конкретного результата в реальной профессиональной деятельности) и надпрофессиональных компетенций (это личностные качества человека). Поэтому педагогам СПО и общеобразовательных школ в обучении современных специалистов необходимо шире использовать интерактивные методы. Это пробудит интерес обучающихся к будущей профессии, поможет им более полно овладеть профессиональными, знаниями и навыками, ориентироваться в новых ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни и достигать поставленных целей.

В данной методической разработке обосновывается необходимость внедрения интерактивных методов обучения в учреждениях СПО и других учреждениях образования в связи с требованиями современного общества, дается понятийный аппарат и рекомендации в проведении урока по учебной дисциплине «Охрана труда и окружающей среды» по профессии: «Повар, кондитер» с применением интерактива (ролевой игры).

Материалы данной методической разработки рекомендуются для использования в работе педагогов и специалистов учебных заведений для качественной подготовки студентов.

Ключевые слова:

  • Интерактивное обучение - это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге.
  • Мозговой штурм - метод продуцирования идей и решений при работе в группе.
  • Групповая дискуссия
  • Ролевая игра - ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом. Небольшая сценка произвольного характера, отражающая модель жизненных ситуаций.
  • Ключевые компетенции - наиболее общие (универсальные) умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни. Термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других компетенций.
  • Профессиональные компетенции - свойство человека успешно достигать конкретного результата в реальной профессиональной деятельности.
  • Надпрофессиональные компетенции - личностные качества человека.

Цель работы: Формирование знаний по интерактивным методам и их практическое использование в обучении специальных дисциплин.

  • Ознакомить с классификацией методов обучения, основанной на видах взаимоотношения преподавателя и студента.
  • Раскрыть сущность интерактивных методов, показать их роль, значение в обучении спецдисциплин.
  • Сравнить интерактивные методы обучения с традиционными и выделить преимущества интерактивных занятий.
  • Показать формы воплощения интерактивных методов в жизнь.
  • Обеспечить формирование умений самостоятельно применять знания об интерактивных методах на уроках спецдисциплин.

1. Теоретическая часть.

1.1. Общие понятия об интерактивных методах.

Поиск ответа на традиционный вопрос «Как учить и воспитывать? - выводит на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной и воспитывающей деятельностью. Метод - сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.

Классификаций методов обучения великое множество. Условно их можно разделить на 3 основные категории: пассивные, активные, интерактивные.

1. Пассивные методы (методы линейного воздействия).

Суть этих методов в том, что педагог является главным организатором. Он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия обучающихся. Любая попытка обучающихся показать свою самостоятельность, их инициатива и творчество рассматриваются как отход от заранее намеченного плана работы. Проблема исследования не обсуждается в ходе совместной работы, а предлагается как актуальная и значимая. Студентам определяется роль пассивных объектов воздействия взрослых.

Формы реализации в учебном процессе: Лекция, рассказ, опрос по пройденному материалу, решение задач, тестирование, работа с учебником и т.д.

Условия выбора пассивного метода:

  1. У обучающихся нет достаточного количества источников информации (учебников, словарей, справочников, и т.п.), а для проведения учебных занятий или внеурочной деятельности необходима дополнительная информация.
  2. Не хватает времени для нахождения информации.
  3. Большая аудитория обучающихся.
  4. Ставиться изначальная задача отбора наиболее талантливых и успевающих (наилучшие аудиальные или визуальные способности - зрительная или слуховая память) студентов.
  5. Объем изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения.
  6. Особенность группы подразумевает необходимость «проговаривать» те или иные принципиальные положения, у обучающихся не хватает необходимого социального опыта.

Положительные стороны пассивного метода:

  1. Экономия времени.
  2. Высокая дисциплина.
  3. Простота оценивания усвоения материала при репродуктивном характере проверке.
  4. Высокий теоретический уровень.

Отрицательные стороны пассивного метода:

  1. Снижение мотивации обучаемых.
  2. Отсутствие индивидуального подхода.
  3. Низкий уровень деятельности студентов
  4. Процент усвоения материала невелик
  5. Акцент на запоминание, а не на понимание.

2. Активные методы (методы кругового воздействия)

Суть этих методов в том, что характер взаимодействия педагога и студентов меняется. Преподаватель еще остается главным, единственным источником информации и экспертом, но студенты уже не являются пассивными слушателями. Они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения. В этом случае, учебно-воспитательный процесс не может быть полностью подготовлен преподавателем заранее. Занятия не имеют жесткой структуры, могут возникнуть дополнительные темы для обсуждения. Формирование тем и проблем также происходит в ходе совместного обсуждения. Вместе с тем роль педагога в является ключевой, без него невозможно дальнейшее проведение занятия.

Формы реализации в учебном процессе:

Соревнование по рядам, вариантам, группам; любые виды дискуссий, различные беседы, обсуждение альтернативных решений и т.д.

Условия выбора активного метода.

  1. Средний уровень подготовленности группы.
  2. Рассматриваемые вопросы привлекают повышенный общественный интерес или основаны на распространенном социальном опыте.
  3. Развитое умение учащихся задавать вопросы.
  4. Необходимость подвести итоги или обсудить полученный материал.
  5. Аудитория средних размеров.
  6. Объем материала позволяет развивать обсуждение.
  7. У преподавателя достаточно времени на уточнения и пояснения.
  8. Аудитория достаточно однородна по уровню подготовленности.
  9. Высокий уровень компетентности преподавателя в рассматриваемой теме.

Положительные стороны активного метода

  1. Тема занятий определяется совместно.
  2. Не требует большого количества дополнительных ресурсов.
  3. Студенты приобретают умение формулировать свои потребности и вопросы.
  4. Повышается мотивация.
  5. Преподаватель является компетентным источником информации.

Отрицательные стороны активного метода

  1. Преподаватель может быть не готов к обсуждению ряда вопросов.
  2. Ряд обучающихся остаются пассивными из-за стеснения, неумения быстро сформулировать вопрос, дефектов речи и т.д.
  3. Возможен уход в сторону отдельными студентами.
  4. Возможно давление педагога, остающегося центральной фигурой занятия.
  5. Снижается дисциплина.

3. Интерактивные методы (методы кругового взаимодействия)

Коммуникация.

При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется - перерастает быть центральной, он лишь регулирует учебно- воспитательный процесс и занимается его общей организацией. Определяет общее направление (готовит заранее необходимые задания и формирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом у обучающихся появляются дополнительные источники информации: книги, словари, справочники, сборники законов, поисковые компьютерные программы. Они также обращаются к социальному опыту - собственному и своих товарищей, при этом необходимо вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы. При этом важно, чтобы в работе группы были задействованы все ее члены, не было подавления инициативы или возложения ответственности на одного или нескольких лидеров. Также для интерактивных методик важно, чтобы между заданиями групп существовала взаимосвязь, а результаты их работы дополняли друг друга. На схеме показано, что воздействие преподавателя не прямое, а опосредованное, что пока еще характерно для российской системы образования. Обучающиеся чаще вступают в контакт друг с другом, а взрослые должны заботиться о направлении их усилий для достижения положительного результата, консультировать и помогать в организации рефлексии.

Формы реализации в учебном процессе.

Ролевые и деловые игры, дебаты, проектная деятельность, моделирование, мозговые штурмы, станционные взаимозачеты.

Условия выбора интерактивных методов.

Выбор методов обучения и воспитания является ответственным делом, от которого зачастую зависит успех или неудача занятия. Необходимо также умелое сочетание различных методов в процессе преподавания, что может сделать обучение более разнообразным и интересным. К таким условиям и факторам выбора методов преподавания могут быть отнесены следующие:

  1. Уровень теоретической подготовки студентов.
  2. Наличие социального опыта по рассматриваемой теме.
  3. Наличие или отсутствие умений строить эффективную коммуникацию.
  4. Степень мотивации студентов к обучению.
  5. Количество дополнительных источников информации и навыки работы с ними.
  6. Количество студентов (в большой группе сложно наладить интерактивное взаимодействие).
  7. Индивидуальные особенности преподавателя (темперамент, уровень владения материалом, интересы).
  8. Внешние ограничения (количество времени, общий объем материала, способы оценки успешности работы- тесты, экзаменационные вопросы, устные ответы или другие).

1.2. Почему необходимо использовать интерактивные методы в обучении?

Интерактив - это высокая мотивация, прочность знаний, творчество и фантазия, коммуникабельность, активная жизненная, позиция командный дух, ценность индивидуальности, свобода самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение, демократичность.

ХХI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, т. е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность студентов, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.

Интерактивность (или открытость к общению) обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателями. Подобные собеседования часто демонстрируют далеко не лучшие образцы диалога. Следовательно, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить. Интерактивное обучение - это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге.

Участие в диалоге требует владения умением не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.

При сохранении конечной цели и основного содержания образовательного процесса интерактивное обучение изменяет привычные формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации обучающихся. Налицо более прочное усвоение материала, т.к. студенты «добывают» знания самостоятельно, сознательно, проживая каждый шаг обучения.

Именно интерактивные методы позволяют студентам поверить в свои силы, свои способности. У обучающихся повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся качества, как коммуникабельность, Умение общаться, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.

В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплоченно. Не зря ХХI век называют еще «веком команд».

Интерактивные методы способствуют формированию умений распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию и предусматривать риски.

Согласитесь, интерактивные методы делают уроки интересными, развивают чувство ответственности и у Вас, и у Ваших студентов. В конце концов, интерактивные методы дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы. Пусть результаты использования интерактива будут видны не скоро, и это будут, скорее всего, слова благодарности студентов, преуспевших в бизнесе, науке, культуре или даже в ведении домашнего хозяйства. Следует помнить, что работать надо ради чего-то большего, чем просто за деньги…

Поэтому необходимо сказать «Да?» интерактивным методам, потому что они нравятся педагогам и обучающимся.

1.3. Как удачно организовать учебное пространство для воплощения интерактива?

Прежде чем приступить к групповым формам работы, следует обратить внимание на учебное пространство кабинета. Кроме того, что в кабинете должно быть чисто, свежо, приятно находиться, помещение должно «работать на Вас», т.е. помогать Вам достигать поставленных целей.

Конечно, вы знаете, что диалоговые формы взаимодействий ориентированы на общение лицом к лицу, поэтому традиционная расстановка парт, когда обучающиеся видят затылки сидящих впереди и только одно лицо - педагога, здесь неуместна. Необходимы варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп и числа учащихся в каждой группе. Изменение привычной расстановки парт, возможность решать поставленные вопросы сообща подготавливают студентов к нетрадиционным формам обучения. При входе в кабинет, где учебное пространство подготовлено оригинально и соответственно предстоящему уроку, у обучающихся возникает мотивационная готовность к нестандартной ситуации. Внутренняя готовность студентов позволяет сокращать время, необходимое им для погружения в форму и содержание интерактивного обучения.

Подготовка учебного кабинета только в виде перестановки парт (даже если Вы удивите обучающихся перестановкой учительского стола за дверь или в самый дальний угол, а ученические парты расставите самым причудливым образом), все равно этого будет недостаточно! Займитесь оформлением фона во время интерактивного урока, подготовьте «якоря» - визуальные, аудиальные, кинестетические, обонятельные, пространственные и другие. Часто бывает достаточно услышать какую-то мелодию, и мы внезапно переносимся в прошлое, видим, слышим и переживаем то, что было когда-то. Это действие аудиального якоря. Поэкспериментируйте, подумайте, что может помочь Вам «погрузить» ребят в нужную атмосферу, соответствующую форме и содержанию Вашего интерактивного мероприятия.

Может быть, Вы будете использовать листы-кричалки. К примеру, такого содержания:

  • «Критика подобна почтовым голубям, которые всегда возвращаются домой»
  • «За каждое нытье - один вырванный волосок. Смотри, не облысей!».
  • «Будь щедр на добрые слова!».
  • «Улыбайся!».
  • «Искренне старайся смотреть на вещи с точки зрения Вашего собеседника».

Позаботьтесь об обилии информационных источников, их удобстве для использования. Например, Вы можете оформить «остров сокровищ» - стол, на котором разложите книги, рефераты, газеты и тому подобное по интересующей проблеме.
Итак, имейте мужество быть оригинальным!

1.4 Формы воплощения интерактивных методов.

1) Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.

Цель- поиск путей решения какой-либо проблемы.

  1. Включение в работу всех членов группы.
  2. Определение уровня знаний и основных интересов участников.
  3. Активизация творческого потенциала участников.

Правила проведения мозгового штурма:

  • Называя идеи, нельзя повторяться.
  • Чем больше список идей, тем лучше.
  • Разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы.
  • Идеи не оцениваются и не критикуются.

Роль ведущего

  • Определяет направления и тему мозгового штурма.
  • Фиксирует идеи, высказанные участниками.
  • Держится в стороне от дискуссии.

2) Групповая дискуссия - специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-то проблеме.

Цель — решение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе общения.

Задачи:

  • Обучение участников анализу реальных ситуаций.
  • Формирование навыков формулирования проблемы.
  • Развитие умения взаимодействовать с другими участниками.
  • Демонстрация многозначности решения различных проблем.

Роль ведущего:

  • Обозначение проблемы.
  • Побуждение к дискуссии всех участников.
  • Сбор различных мнений и аргументов.
  • Выделение общих точек зрения и важных пунктов.
  • Подведение итога групповой дискуссии.
  • Сообщения объективной информации по теме дискуссии и своего комментария.

3) - это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.

Цель — выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной ситуации.

Задачи:

  • Предоставить участникам возможность применять новые поведения в ситуациях, приближенным к реальным.
  • Показать, как поведение участников, влияет на окружающих.
  • Дать возможность испытать новые чувства, мысли, идеи.
  • Побудить к работе, обеспечив обратную связь со стороны членов групп.

Компоненты ролевой игры:

  1. Моделирование.
  2. Инструктаж.
  3. Подкрепление.

Моделирование — формирование эффективного способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации.

Инструктаж — вмешательство ведущего, который помогает участникам группы советами, обратной связью, поддержкой поиска оптимального выхода из трудной ситуации.

Подкрепление — поощрение, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации.

Этапы ролевой игры:

  • Постановка задачи — определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже.
  • Инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной ситуации.
  • Разыгрывание ситуации.
  • Получение обратной связи.

1.5. Ролевые, деловые и самые разные игры.

Кто-то может считать, что игра в сравнении с другими методами - довольно легкомысленная затея. Кто-то применяет игры ради развлечения детей, и не более, а кто-то включает их в тематическое планирование и полагает, что они крайне полезны для более успешного обучения.

Сама по себе игра может принимать различные формы. Исполнение какой-то роли, операторные игры, коммуникативные игры, математическая имитация - все это, так сказать, члены одной и той же «семьи», и пригодность каждого из них для той или иной задачи зависит от намерений автора игры и от общего уровня развития ее участников.

Ситуативно-ролевые игры (драматизация) - это небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. Это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники игры. Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных решений в жизни. В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Это помогает человеку свободно экспериментировать и не бояться, что его поведение будет глупым.

Этапы ролевой игры:

  1. Постановка задачи - определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже.
  2. Инсгруктаж и обучение участников исполнению роли в запланированной ситуации.
  3. Разыгрывание ситуации.
  4. Моделирование желательного поведения.
  5. Отработка оптимального поведения.
  6. Рефлексия.

Операторные игры. Ситуация операторной игры отличается от ситуации ролевой игры некоторыми дополнительными правилами.

Предлагаем Вам универсальную игру «Живой Марк Твен». Учитель заранее готовит одного смышленого ученика к роли Марка Твена (Ломоносова, Есенина, Джордано Бруно, президента США или кого угодно!), дает ему материалы из биографии, газетные вырезки и т.д., помогает «влиться» в роль. На уроке обучающимся будет представлен «живой» Марк Твен, с которым они могут пообщаться и взять у него интервью. Введение дополнительных правил - на Ваше усмотрение!
Коммуникативные (риторические, ситуативно обусловленные, речевые) игры на уроках помогают создать атмосферу речевого общения, стимулируют активную речемыслительную деятельность студента.

Вот как можно использовать коммуникативные игры при знакомстве с написанием объявлений. Они очень распространены в повседневном общении. Школьники постоянно встречают эти тексты как в устной, так и в письменной речи, сами нередко попадают в ситуации, когда необходимо о чем-либо объявить, сообщить, оповестить. Обучающиеся затрудняются в отборе главной информации, дополняют тексты ненужными подробностями и т.д.

Игра №1.

Инструкция преподавателя:
- Представьте себе, что Вы потеряли зачетную книжку, книгу из библиотеки, шапку. Разделитесь на три команды. Каждая из команд должна составить устное объявление о пропаже указанного в карточке предмета и озвучить его. Поскольку объявление устное, необходимо учитывать громкость, темп речи.

Подведение итогов. Возможные вопросы:
- Чье объявление, на Ваш взгляд, оказалось самым удачным? Чье объявление лучше озвучено?

Игра №2.

Оборудование: карточки с заданиями:

  1. Сообщите, что Ваша группа идет в поход.
  2. Сообщите, что в воскресенье Вы отправляетесь в музей.
  3. Сообщите, что поход в кино переносится на завтра и т.д.

Деловые игры. Почему их так называют? Начнем с того, что стремительное распространение игры, имитации в военном деле и сфере подготовки бизнесменов предшествовало внедрению игр в образование. Сейчас во многих образовательных организациях введены элективные курсы менеджмента, экономики, юриспруденции и т. д., и как иначе называть игры, которые проводятся по темам, касающимся экономики, управления, если не деловыми? Естественно, деловые игры можно проводить и на уроках истории, географии, биологии, если найдутся такие проблемы, которые требуют умения принимать решения, управлять и т.д. Деловые игры в образовательных организациях очень распространены в высокоразвитых странах, особенно в США, где обучающиеся некоторых школ во время уроков в режиме реального времени могут делать биржевые ставки, зарабатывать себе на собственные расходы. В наших образовательных организациях, к сожалению, очень мало практики деловых игр.

Предлагаем один из множества вариантов деловой игры - «Совещание местного городского совета», посвященное вопросу расширения проезжей части какой-то улицы (или любой другой проблемы, наиболее актуальной на данный день для Вашего микрорайона).

Для того чтобы обучающиеся представили себе возможный характер ожидаемого спора в муниципалитете и реальность поставленной проблемы:

  • раздайте студентам краткие биографии предполагаемых оппонентов. К их числу относились секретарь городского совета (он стремился придать городу современный облик), главный инженер города (его этот проект интересовал с точки зрения свободной циркуляции потоков городского транспорта), председатель местного исторического общества (тот стремился уберечь от сноса старинные дома), владелец магазина (его волновала прибыль) и т. д;
  • вооружите студентов картами, статистическими данными;
  • помогите студентам найти компромисс.

Игр огромное множество - посмотрите, сколько их на ТV! Важно не переиграть, не проиграть в борьбе за знания!

2. Практическая часть

2.1. Урок на тему «Законодательные положения по охране труда и производственной экологии» (зачет по пройденному разделу)

Ролевая игра

Пояснительная записка

1. Подготовка к зачету.

Преподаватель готовит задания следующих видов: тест, теоретические вопросы, ситуационные и проблемные задачи.
Преподаватель готовит из числа студентов группы проверяющих, которые должны прорешать все задания своего этапа и проверить правильность решения у преподавателя. Они будут членами жюри.

За 1-2 недели до зачета в кабинете вывешивается информационный лист с вопросами теоретического этапа зачета, примерными заданиями разных уровней других этапов.
Каждый студент готовит к зачету маршрутный лист.

Очередность движения по этапам указывает преподаватель на предыдущем уроке.

Урок проводится в компьютерном классе. Зачет проходит в 3 этапа:

  • 1 этап. «Тест» (студентам предлагается выполнить тест разного уровня сложности на компьютерах);
  • 2 этап. «Теория» (студентам предлагается ответить на теоретические вопросы);
  • 3 этап «Задачи» (студентам предлагается решить задачи ситуационного и проблемного характера).

На 2 и 3 этапах преподавателем организуется работа в группах. Для этого кабинет готовится следующим образом: сдвигаются вместе по две парты, вокруг которых ставятся стулья.

На каждом этапе должна быть табличка с его названием и комплект заданий.

2.2. План-конспект открытого урока-зачета по учебной дисциплине «Охрана труда и окружающей среды»

Группа №5 Профессия: повар, кондитер.

Тема: «Законодательные положения по охране труда и производственной экологии»

Обучающая цель - Проведение контроля качества и уровня усвоения студентами знаний и способов действий, на уровне применения их в различных ситуациях.

Задачи:

  • провести периодическую проверку знаний, умений по пройденным темам раздела;
  • выявить прочность и глубину приобретенных знаний;
  • провести работу по устранению обнаруженных пробелов в знаниях;
  • установить связь теоретического и производственного обучения.

Воспитывающая цель - Формирование любви к выбранной профессии, бережного отношения к природе и коммуникативных компетенций.

Задачи:

  • воспитывать любовь и уважение к профессии, труду;
  • воспитывать коллективизм, дружбу и готовность к социальному общению;
  • самостоятельно делать выводы;
  • воспитывать экологическую культуру.

Развивающая цель - Способствовать развитию творческого и критического мышления обучающихся.

Задачи:

  • активизировать мыслительную деятельность студентов;
  • формировать творческое мышление;
  • развивать интерес к учебной дисциплине и выбранной профессии;
  • формировать умение распознавать, анализировать, систематизировать и обобщать.

Тип урока: контрольно-проверочный (урок - зачет)

Метод проведения: урок проверки знаний, умений, с применением интерактивных методов обучения.

Метод обучения: словесный, наглядный, исследовательский.

Форма контроля: комбинированный зачет с выполнением заданий теоретического и творческого характера в виде ролевой игры, работы студентов в группах.

Оборудование урока: классная доска, компьютерная техника, телевизор, опорные схемы, презентация.

Межпредметные связи: связь с учебной дисциплиной «Специальная технология», «Оборудование», связь с производственным обучением.

Ход урока:

I. Оргмомент (2-3мин).

1.1. Проверка присутствующих (рапорт дежурного)

1.2. Проверка готовности к уроку (наличие маршрутных листов, авторучек)

1.3. Организация внимания

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Дежурный, пожалуйста, назовите фамилии отсутствующих и причину их отсутствия на уроке. У вас у всех есть маршрутные листы. Приготовьте их, а также - авторучки. У нас сегодня, ребята, урок проверки и оценки знаний, урок-зачет по пройденным темам первого раздела. Этот зачет мы проведем с помощью , используя ролевую игру, работу в группах, дискуссию.

Этот раздел включает в себя следующие темы:

  1. Основные документы, регламентирующие охрану труда
  2. Рабочее время и время отдыха.
  3. Организация охраны труда.
  4. Надзор и контроль по охране труда.
  5. Основные положения производственной экологии.
  6. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.
  7. Организация обучения работающих безопасности труда.

II. Актуализация опорных ЗУН и мотивационного состояния.

2.1. Сообщение темы урока, цели урока.

2.2. Ознакомление с этапами урока - зачета, с содержанием заданий этапов.

2.3. Представление членов экспертной группы.

Итак, тема сегодняшнего урока: «Законодательные положения по охране труда и производственной экологии».

Цель: Проведение контроля качества и уровня усвоения студентами знаний и способов действий на уровне применения их в различных ситуациях.
Сначала я хочу ознакомить вас с этапами урока. Этапов будет три. На каждом этапе вас ждут разные задания.

  • I этап - «Тестирование». На этом этапе вам предлагается ответить на вопросы теста. Вариант по уровню сложности выберите сами.
  • II этап - «Теория». На этом этапе необходимо выполнить три задания, используя свои теоретические знания.
  • III этап - «Задача» состоит из задачи проблемного характера.

Я думаю, что вы готовы к этому уроку, так как за неделю раньше вам были даны вопросы для подготовки к зачету. Я надеюсь, что вы нашли ответы на все вопросы и сдадите зачет успешно. Оценивать уровень ваших знаний будут члены экспертной группы: Чемашкин Дмитрий, Павлов Игорь. Они уже сдали мне зачет по этому разделу успешно, поэтому смогут оценить вашу работу.

III. Мотивация (пробуждение интереса к данной теме)

Прежде чем приступить к выполнению заданий первого этапа, внимательно послушайте меня. Вы можете задать вопрос, почему именно эти темы выбраны для зачета? Дело в том, что вы уже проходили производственную практику. Работали в столовой оздоровительного лагеря «Белые камни». Приехав, после практики, вы мне рассказали, что некоторые студенты во время работы получили травмы. К счастью травмы были незначительные. Почему это произошло? Каковы причины получения этих травм? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте вспомним пройденный материал, выполнив задания трех этапов. Затем вернемся к этим вопросам.

Итак, уже можно приступить к выполнению теста. Выбираем компьютерный вариант теста по вашему уровню сложности. Компьютер сам выставит вам оценку, а вы запишите ее в маршрутный лист в этап «тестирование». На эту работу дается вам 3-5мин. Завершаем. Поднимите руки кто получил «5», «4», «3», «2». Эксперты подсчитайте сколько человек получили «5», «4», «3», «2» и подведите итоги первого этапа.

Сейчас необходимо подготовиться к следующему этапу. Вам необходимо разбиться на группы. Я предлагаю вам вспомнить состав фруктового салата. За этот стол располагаются те, кто любит мандарины, за второй стол - кто любит бананы, за третий стол - киви. Итак, вы перешли на второй этап, который называется «Теория». Здесь вас ждут три задания. Они находятся в конвертах под номером два. Открываем конверты и приступаем к работе.

  1. В качестве повторения, составить вопрос по пройденным темам раздела, и задать его другой команде.
  2. Ситуационная задача.
  3. Работа по схеме с опорными сигналами.

Идет работа в группах.

Теперь вернемся к поставленным ранее вопросам. Почему же были случаи получения травм? Студенты отвечают, что не соблюдались правила техники безопасности и охраны труда. А сейчас дадим слово нашим экспертам, они подведут итоги второго этапа и оценят ваши ответы. Пока эксперты совещаются, проведем физкультминутку (обучающиеся выполняют упражнения на растяжение мышц спины, шеи и пальцев рук). Затем эксперты объявляют результаты второго этапа.

Далее приступаем к третьему этапу. Никуда не переходим, остаемся на своих местах. Прежде, чем приступить к решению задачи третьего этапа, посмотрим презентацию Чемашкина Дмитрия на тему: «Проблема твердых бытовых отходов и пути ее решения в Чувашии». (Показ презентации студентом).
Спасибо. Сначала выполните задания третьего этапа, а затем обсудим проблему загрязнения окружающей среды. Открываем конверты под № 3, в которых находится задача проблемного характера. Задача дается вам одна и та же, а каждая группа разрешит ее разными способами. Решили? Пусть представители каждой группы выскажут свою точку зрения. Экспертная группа подведет итоги третьего этапа, отметит наиболее активных.

IV. Обобщение и анализ.

Итак, ребята, мы с вами прошли все этапы. Мы и задачи решали и вспомнили теоретические вопросы. Маршрутные листы сдаем экспертам для выведения итоговой оценки. Экспертная группа подвела итоги, а я объявлю вам предварительные оценки за зачет. Эти оценки, после дополнительной проверки, выставлю в журнал. Кто будет не согласен с оценкой, может подойти ко мне, вместе разберемся.

Вернемся к цели, которую мы поставили в начале урока. Цели мы достигли. Был проведен контроль качества, уровня и глубины ваших знаний, на уровне применения их в различных ситуациях. Дана оценка вашим знаниям.

V. Задание на дом:

  1. Повторить стр. 5-31
  2. Составить кроссворд по пройденным темам раздела

VI. Подведение итогов урока:

  • преподаватель дает оценку работе групп, проводит объективный анализ выставленных оценок.

VII. Рефлексия.

Завершите предложения:

  • На этом занятии я узнал новое о……….
  • Мне бы хотелось, чтобы на следующих занятиях……….
  • Мои впечатления об уроке: …………………..

Благодарю за внимание - урок закончен.

Заключение

В данной работе интерактивные методы не ставятся превыше всех других. Понимание их силы и слабости не только должно помочь извлечь из данных методов как из педагогического средства максимум пользы, но и увидеть ее развитие в перспективе. Также не утверждается, будто они применимы во всех без исключения случаях и должны применяться без каких - либо корректив. Ясно, что интерактивные методы помогают учебному процессу: повышается успеваемость студентов, активность на уроках, интерес к учебным дисциплинам и выбранной профессии. И, если эта помощь согласуется с современными тенденциями обучения и воспитания, может сыграть важную роль как новая, свежая идея.

Диапазон материалов и средств, для воплощения интерактивных методов, доступных в настоящее время педагогам, очень широк. Не заимствуя у других дисциплин, можно получить в свое распоряжение подлинное изобилие информации для изучения множества важных динамических тем.
Каждому из интерактивных методов - моделированию, проектированию, деловым играм - можно посвятить отдельную работу. В данной работе рассмотрены общие вопросы и практика внедрения интерактивных методов.

Все это может оказать помощь в работе педагогам и специалистам на уровне среднего профессионального образования.

Использованная литература:

  1. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе.-М.: Просвещение, 1985.- 175с.
  2. Давидянц А.А. Реализация принципа активной коммуникативности./ / Русский язык в национальной школе.- 1985.-№1, 38-44с.
  3. Дейкина А. Д. Дискуссия как метод формирования у учащихся взгляда на родной язык.// Русский язык в школе.-1994.-№3 .-3-11с.

Приложения

I этап «Тестирование».

Уровень 1.

Выберите правильный вариант ответа:

1) Основной документ, регламентирующий охрану труда в настоящее время - это:

А) кодекс законов о труде
Б) трудовой кодекс
В) трудовой договор
Г) уголовный кодекс

2) Нормальная продолжительность рабочего времени в неделю составляет:

А) не более 40 часов
Б) не более 42 часа
В) не более 38 часов
Г) Не более 28 часов

3) Для работников в возрасте от 16 до 18 лет продолжительность рабочего времени в неделю составляет:

А) не более 38 часов
Б) не более 40 часов
В) не более 36 часов
Г) не более 24 часа

4) Обеденный перерыв является:

А) рабочим временем
Б) временем отдыха
В) дополнительным временем
Г) обеденным временем

5) Государственный контроль за охраной труда на предприятии осуществляют:

А) профсоюзная организация
Б) комиссии при министерствах и ведомствах
В) независимые государственные инспекции

6) Виды контроля за охраной труда на предприятии - это:

А) государственный
Б) ведомственный
В) общественный
Г) все ответы верны

7) Несчастный случай, в котором пострадало 2 человека называется:

А) групповой
Б) одиночный
В) смешанный
Г) тяжелый

8) К «Несчастному случаю на производстве» относят случай, который произошёл с работником.

А) вне территории предприятия, если работник работал не по заданию администрации
Б) на рабочем месте при выполнений служебных обязанностей
В) при сверхурочных работах, выполняемых не по заданию бригадира
Г) при работе в обеденный перерыв в личных целях.

9) Вводный инструктаж проводит:

А) на рабочем месте - мастер
Б) при поступлении на работу - инженер по охране труда
В) на рабочем месте - бригадир
Г) при заключении трудового договора - директор

10) О проведении вводного инструктажа делают запись:

А) в журнале вводного инструктажа
Б) в книге приказов
В) в журнале мастера
Г) в журнале начальника цеха

1

Анализируются традиционные подходы к подготовке и ведению учебных занятий и нетрадиционные: активные и интерактивные. Определены факторы, способствующие совершенствованию учебно-познавательного процесса в вузе. Рассматриваются определения понятий: «активное обучение», «интерактивное обучение». Приведены примеры классификаций интерактивных методов обучения. Представлены различные интерактивные формы учебно-познавательного процесса. Предложен алгоритм проведения интерактивного занятия, рассмотрены правила, перечень необходимых условий, влияющих на эффективность обучения студентов в вузе. Установлено: интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, учит работать в команде, расширяет спектр образовательных возможностей.

учебно-познавательный процесс

коммуникативная среда

методы обучения

активизация учебно-познавательной деятельности

интерактивные формы занятий

активные

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н. Новгород: ННГАСУ. – 2013. – 97 с.

2. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетентностей // Электронное научно-техническое издание «Наука и образование». – 2011. - № 4 [Электронный ресурс] http://technomag.edu.ru/doc/172651.html (дата обращения: 28.04.2014).

3. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика. – СПб. : ВИТУ, 1998. – 308 с.

4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – 4-е изд., стер. – М.– 2008. – 176 с.

5. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 2009. – 192 с.

6. Солодухина, О.А. Классификация инновационных процессов в образовании // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 10. – С.12 -13.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предъявляет среди множества требований к учебному процессу - использование активных и интерактивных форм занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Отмечено, что удельный вес таких занятий определяется содержанием конкретных дисциплин и составляет в целом 20 - 25 процентов аудиторных занятий по многим направлениям подготовки.

Целью данного исследования является определение наиболее эффективных методов обучения, способствующих активизации учебно-познавательных действий студентов вуза. Для начала следует рассмотреть понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения.

Учебный процесс с применением активных и интерактивных методов, в отличие от традиционных занятий, где студент является пассивным слушателем, строится на основе включенности в него всех студентов группы без исключения, причем каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями, способами деятельности. К сожалению, на сегодняшний день не существует четкого разграничения между активными и интерактивными методами обучения, одни и те же виды методов относят как к активным, так и к интерактивным, поэтому нет и четкой классификации интерактивных методов обучения.

По мнению исследователя В.Н. Кругликова, активное обучение представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования, как дидактических, так и организационно-управленческих средств, и методов активизации .

Исследователь А.П. Панфилова предлагает свою классификацию интерактивных методов обучения :

  1. Радикальные - стремление перестроить учебный процесс на основе использования компьютерных технологий (дистанционное обучение, виртуальные семинары, конференции, игры и пр.).
  2. Комбинаторные - соединение ранее известных элементов (лекция-диалог, лекция в вдвоем и т.д).
  3. Модифицирующие (совершенствующие) - улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения (например, деловая игра).

Исследователи Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения по трем группам :

  1. Дискуссионные: диалог; групповая дискуссия; разбор ситуаций из практики.
  2. Игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые и ролевые,организационно-деятельностные игры.
  3. Тренинговые: коммуникативные тренинги; сензитивные тренинги (направлен- ные на формирование образной и логическойсфер сознания).

Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе, где преподавательпоказывает не только свою компетентность иэрудицию, но и умеетувлечь студентов новыми формами учебно-познавательной деятельности. Для этого организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная деятельность, проводятся ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Преподаватель создает такую среду образовательного общения, которая будет способствовать деловому взаимодействию участников при взаимной оценке и контроля.

Интерактивный («Inter» - взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Преподаватель, как и прежде, разрабатывает план и содержание занятия, используя интерактивные методы с целью представления нового материала в наиболее интересной и эффективной форме .

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт и обязательной обратной связи. Преподаватель на таком занятии выполняет роль помощника в исследовательской работе студентов. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Участники активно вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы. Организация занятия ведется преподавателем заблаговременно, тщательно отбираются задания и вопросы для обсуждения в группах .

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Главная цель состоит в создании педагогических условий обучения в вузе, при которых студент сможет стать уверенным в своей интеллектуальной состоятельности, что делает продуктивным сам процесс обучения. Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, а также между самими обучающимися :

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у студентов интереса к обучению;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • обучение работе в команде: проявление толерантности к различным точкам зрения, уважение прав каждогона свободу слова;
  • формирование у обучающихся собственного мнения, опирающегося на определенные факты;
  • выход на уровень осознанной компетентности студента.

Самыми распространенными среди преподавателей являются следующие интерактивные формы:

  • круглый стол (дискуссия, дебаты);
  • мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака);
  • сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);
  • мастер-классы;
  • работа в малых группах;
  • обучающие игры (ролевые, имитационные, деловые, образовательные и др.);
  • использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
  • социальные проекты и другие внеаудиторные формы обучения (соревнования, фильмы, спектакли, выставки и др.);
  • интерактивная лекция с применением видео- и аудиоматериалов;
  • сократический диалог;
  • обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула);
  • «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»;
  • тренинги и др. .

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной формы обучения для изучения конкретной темы, но и в возможности сочетанияметодов обучения, что, несомненно, способствует наиболее глубокому осмыслению темы. При этом нужно опираться на следующие методологические принципы:

  • интерактивное занятие - это не лекция, а совместная работа обучающихся по определенной проблеме;
  • все участники учебного процесса равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы;
  • каждый участник имеет право на собственное мнение по изучаемому вопросу.
  • критика личности недопустима (подвергнуться критике может только идея или неверная информация).

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовка занятия

Ведущий производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций. При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие компоненты:

  • возраст участников, их интересы, будущая профессия;
  • временные рамки проведения занятия;
  • заинтересованность группы в данном занятии.

2. Перечень необходимых условий:

  • четкое определение цели занятия;
  • уточнение проблем, которые предстоит решить;
  • подготовка программы занятия;
  • подготовка раздаточного материала;
  • обеспеченность технического оборудования;
  • подбор основных вопросов, определение их последовательности;
  • подбор практических примеров из жизни;
  • использование графиков, иллюстраций, схем, символов;
  • доверительные, позитивные отношения между обучающимися;
  • многообразие форм и методов предоставления информации, форм деятельности обучающихся и др.

Вступление занятия состоит из сообщения темы и цели занятия. Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, ставят перед собой цель, определяют задачи. Педагог информирует участников об условиях, дает четкие инструкции о правилах работы в группах. Если есть необходимость, то нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное).

В ходе занятия следует добиваться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т. п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочее определение изучаемой темы. Своевременное уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов привычку оперировать только хорошо понятными терминами, избегать малознакомых слов или попутно выяснять их значение, систематически пользоваться справочной литературой.

3. Примерные правила работы в группе:

  • быть активным и доброжелательным;
  • не перебивать собеседников, уважать мнение других участников;
  • быть открытым для взаимодействия;
  • стремиться дойти до истины;
  • придерживаться регламента;
  • проявлять креативность и т.д.

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия. Определение позиций участников следует делать очень корректно. Интерактивное позиционирование участников заключается в осмыслении общего для их позиций содержания, а также в формировании нового набора позиций на основании приведенных фактов и доводов.

4. Рефлексия проводится на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Обязательным этапом является оценочный, который определяет отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др. Рефлексия заканчивается общими выводами, сделанными обучающимися с помощью наводящих вопросов преподавателя.

Примерные вопросы для проведения рефлексии:

  • произвела ли на вас впечатление проведенная дискуссия?
  • была ли ситуация, которая удивила вас в процессе занятия?
  • чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
  • учитывалось ли вами мнение других участников группы?
  • как вы оцениваете свои действия и действия группы?
  • что бы вы хотели изменить в организации подобных занятий?

Рассмотрим интерактивные методы обучения, которым отдают предпочтение преподаватели вуза, и отметим некоторые их особенности. Самыми популярными среди педагогов являются такие методы, как:

  • работа в малых группах , дающая возможность всем обучающимся участвовать в работе группы, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, разрешать возникающие разногласия;
  • ролевая игра , в ходе которой происходит разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями, отражающими определенные жизненные ситуации;
  • мини-лекция - одна из эффективных форм преподнесения теоретического материала, излагаемого на доступном для обучающихся языке, при этом каждому термину обязательно дается определение со ссылкой на авторитетных авторов и источники. По окончании выступления происходит обсуждениевозникшихвопросов, а также способы использования полученной информацию на практике;
  • разработка проекта позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект действий по обсуждаемому вопросу, главное, чтобы каждыйимел возможность защитить свой проект, доказать его преимущество перед другими;
  • «мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи») - это метод, при котором принимается любой ответ обучающихся на заданный вопрос, при этом оценка высказываемым точкам зрения дается не сразу, а после всех выступлений, главное - это выяснение информированности и/или отношения участников к определенному вопросу;
  • лекция-вдвоем позволяет распределитьучебный материал проблемного содержания в диалогическом общении двух преподавателей, при этом профессиональные дискуссии как бы разворачиваются между разными специалистами, например, теоретиком и практиком, сторонником и противником определённой концепции. Этот вид лекций заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс, сравнивать разные точки зрения и свой выбор;
  • лекция с заранее запланированными ошибками направлена на умение студентов обнаружить ошибки занести их в конспект и вынести на обсуждение. Такая лекция выполняет, как правило, не только стимулирующую функцию, но и контрольную;
  • лекция-визуализация способствует преобразованию устной и письменной информации в визуальную форму при использовании схем, рисунков, чертежей и т.п. Такая лекция способствует успешному решению проблемной ситуации, т.к. активно включается мыслительная деятельность обучающихся при широком использованиинаглядности и т.д.

Исследование, проведенное нами, показало, что в условиях интерактивного обучения у студентов наблюдается повышение точности восприятия, мыслительной работоспособности, происходит интенсивное развитие интеллектуальных и эмоциональных свойств личности: устойчивости внимания, наблюдательности, способности анализировать и подводить итоги. Интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыковобучающихся, помогает установлению эмоциональных контактов между ними, активизирует работу в команде, расширяет спектр образовательных возможностей.

Рецензенты:

Жуков Г.Н., д.п.н., профессор, директор филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Кемерово.

Петунин О.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин ГОУ ДПО (ПК) «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Кемерово.

Библиографическая ссылка

Привалова Г.Ф. АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13161 (дата обращения: 19.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В специальной литературе есть разные трактовки терминов "метод обучения" и "прием обучения". По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.

Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.

Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.

Классификация методов обучения

Методы классифицируют по разным признакам:

  • по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;
  • по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;
  • по источнику учебного материала: словесные, практические;
  • по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.

Активные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое активные методы обучения?

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

Признаки активных методов обучения

  • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
  • длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
  • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
  • мотивированность к обучению.

Классификация активных методов обучения

Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:

  • Дискуссионные.
  • Игровые.
  • Тренинговые.
  • Рейтинговые.

Методы и приемы активного обучения

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

  • Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
  • Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.
  • Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
  • Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.
  • Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.

Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения

  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения

  • Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Читайте подробнее о .
  • , сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
  • Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ . Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
  • Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
  • Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
  • Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
  • Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
  • BarCamp , или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений,

Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.

Целью интерактивного обучения является создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство.

Учебный процесс с помощью интерактивного обучения предусматривает активное взаимодействие всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимо-обучении: учитель - ученик, ученик - ученик. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.

Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он не работал, хорошо знает, что от создания активности в обучении во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия. Создание учебных проектов, посещение кружков, элективных курсов порождает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. Благодаря применению на практике знаний из других областей науки их навыки конкретизируются, становятся более жизненными.

Ведущая роль в интерактивном обучении отводится развивающим, частично-поисковым, поисковым и исследовательским методам. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлексировать.

Одним из таких интерактивных методов обучения является деловая игра, так как «при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90%».

Деловая игра - это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.

Деловая игра содействует развитию теоретического и практического мышления будущего специалиста, воспитанию у студентов таких необходимых «производственных» качеств как способность принимать решения, умение конструктивного подчинения, формированию и развитию умений и навыков, способствующих более успешной социализации выпускников.

Характерными признаками деловой игры являются:

  1. Распределение ролей между участниками игры.
  2. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
  3. Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
  4. Наличие управляемого эмоционального напряжения.
  5. Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Участвуя в деловой игре, студенты имеют возможность проявить свои профессионально важные личные особенности и качества.

Знания, умения и навыки студентов, полученные в процессе обучения, а так же профессионально важные качества являются основой для формирования профессиональных компетенций. Но необходим еще опыт «производственной» деятельности.

Деловая игра ценна именно тем, что дает опыт профессиональной деятельности еще до прохождения практики и этим создает условия для реализации знаний в профессиональной деятельности и, следовательно, для формирования профессиональных компетенций.

Поэтому основными целями деловой игры являются формирование умения применять теоретические знания в практических ситуациях и формирование профессиональных компетенций студентов.

Проведение деловой игры на тему «Учет торговых операций в программе «1С: Бухгалтерия» завершает изучение программы «1С: Бухгалтерия 8.1» в рамках модуля «Обработка отраслевой информации». Игра проводится со студентами второго курса. Проведению деловой игры предшествует цикл практических работ по решению сквозной задачи в программе «1С: Бухгалтерия 8.1» (начиная от создания организации и заканчивая завершением месяца).

Для организации игры требуется тщательная подготовка:

  • определяется цель игры;
  • описывается игровая ситуация;
  • формулируются правила проведения игры;
  • подготавливается реквизит;
  • определяется система оценивания результатов игры (оценочный лист).

В ходе деловой игры:

  • студенты знакомятся с перечнем общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС по своей специальности и при изучении данной дисциплины;
  • распределяются роли между участниками игры (команды ПОСТАВЩИКОВ И ПОКУПАТЕЛЕЙ);
  • заключаются договоры на поставку/покупку товара в соответствии с правилами игры;
  • оформляются необходимые документы и отчеты по продаже/покупке товара в программе «1С: Бухгалтерия»;
  • проводится «аудиторская проверка» оформленных командами документов и отчетов.

В процессе проведения деловой игры:

  • отрабатываются различные профессиональные действия студентов;
  • значительно активизируются междисциплинарные связи;
  • реализуется творческий потенциал студента;
  • происходит переход от репродуктивного уровня усвоения учебного материала к продуктивному;
  • преобладает доля групповой и парной деятельности студентов;
  • формируется умение студентов работать в команде;
  • студенты учатся самостоятельно организовывать свою деятельность;
  • повышается мотивация студентов к освоению будущей профессии;
  • растет самооценка студентов;
  • занятие проходит в обстановке состязательности;
  • преподавателю легче обнаружить пробелы в базовых знаниях студентов и, следовательно, внести коррективы в преподавание дисциплин на последующих этапах.

Критерием оценки формирования профессиональных компетенций является количество набранных баллов. Оцениваются составление договора, количество оформленных в программе «1С: Бухгалтерия» документов и отчетов, соотношение вопросов, которые задавали и на которые отвечали члены команды, участие в «аудиторской» проверке. Данные заносятся в оценочный лист, в котором каждый вид работы оценивается отдельно. Итоговая оценка зависит от количества набранных баллов.

Подготовка такого занятия трудоемка и требует от преподавателя определенных навыков, в том числе умения конструировать игровую ситуацию в зависимости от содержания учебного материала и его направленности на формирование профессиональных компетенций. Но студенты ждут такие занятия, откликаются на все просьбы преподавателя о помощи в их подготовке, с удовольствием участвуют в них, а затем обсуждают и с юмором вспоминают о своих ошибках.

Деловая игра играет значительную роль при реализации компетентностного подхода в обучении и, следовательно, способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускников.