Основные сферы и задачи деятельности психологов. Специфика профессиональной деятельности психолога, этические и квалификационные требования к нему I.2.3

психолога в образовательном учреждении"

Выбор приоритетных направлений его работы.

Объектом деятельности педагога-психолога являются участники образо-вательного процесса администрация, педагоги, дети, их родители.

Предметом деятельности - взаимодействие субъектов образовательного процесса в системах: взрослый - взрослый, взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, индивид - группа.

Педагог – психолог несет ответственность за психологическое здоровье ребенка в условиях учебно-воспитательного процесса, его полноценное личностное и интеллектуальное развитие на каждом возрастном этапе, формирует способностях саморазвитию, профессиональному самоопределению.

Педагог-психолог содействует обеспечению индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей, занима-ется профилактикой и преодолением отклонений в интеллектуальном и лично-стном развитии ребенка .

тип семейного воспитания

Психологические данные

интеллектуальные особенности

личностные характеристики

мотивация

интересы, представление о будущем

Медицинские данные

мать___

отец___________________________________________________________________________

Приложение

психолого-педагогического

консилиума

Журнал консилиума заполняется ведущим его психологом и содержит следующие примерные графы:

1. Состояние здоровья и развития учащегося (заполняется совместно со школьным врачом).

2. Психологическая атмосфера семьи.

3. Тип семейного воспитания.

4. Особенности учебной деятельности.

5. Особенности взаимоотношений со взрослыми.

6. Особенности отношений со сверстниками.

7. Самооценка.

8. Особенности поведения.

9. Проблема, обсуждаемая на консилиуме.

10. Заключение консилиума.

Дата_____________ Подписи членов психолого-

педагогического консилиума

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НА РЕБЕНКА.

Фамилия, имя__________________ _____________________________________________________

Учреждение образования (ДО У, школа и т. д.)___________________класс (группа)_____________

Число, месяц, год рождения_____________________Дата__________________________________

Общая оценка ребенка________________________________________________________________

Учебная мотивация___________________________________________________________________

Работоспособность_____________ _____________________________________________________

Сформированность учебных навыков __________________________________________________

Характерные ошибки при письме, чтении, счете.__________________________________________

Латеральный фенотип: ведущая рука, нога, глаз___________________________________________

Особенности развития психических функций:

Внимание___________________________________________________________________________

Память____________________________________________________________________________

Мышление________________________________________________________________________

Речь______________________________________________________________________________

Эмоциональная сфера______ __________________________________________________________

Моторное функционирование___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Общение:___________________________________________________________________________

· сверстники_____________________________________________________________________

· взрослые_______________________________________________________________________

Особенности поведения___________________________________________________________________

Личностные характеристики_______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Семья__________________________________________________________________________________

Интересы, представление о будущем, профессиональная ориентация____________________________

________________________________________________________________________________________

Заключение психолога ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА НА РЕБЕНКА

Учреждение образования__________________________________________________________________

Фамилия, имя______________________________________________________________________

Число, месяц, год рождения___________________________________________________________
Ф. И.О. родителей_____________________________ _____________________________________

__________________________________________________________________________________

В этом представлении Вы найдете перечень утверждений, характеризующих различные стороны жизни Вашего ученика: его поведение, трудности обучения, особенности взаимоотношений с учителями и сверстниками. Прочи-тайте каждое из них и подчеркните то, что, по Вашему мнению, относится к этому ребенку.

1. ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ:

Познавательная (учебная) активность на занятиях (уроках) носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса

Пассивен на занятиях (уроках) быстро устает, истощается, не дает правильные ответы;

Не включается в образовательный процесс, большую часть времени занимается посторонними делами, преобладают игровые интересы;

С трудом овладевает навыками чтения, письма, счета;

Плохо запоминает даже небольшое стихотворение, правила, таблицу умножения.

Имеет ограниченный (бедный) словарный запас;

Другие особенности ___________________________________________________________________

Итоговой уровень освоения образовательного стандарта программы учреждения образования (ДОУ, школа, ПУ и т. д.) по:

чтение (литература)_____________________русский язык_________________________________

счет (в прямом и обратном порядке)_______________математика_________________________

2. ТРУДНОСТИ В УСВОЕНИИ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ:

Очень вспыльчив, часто непослушен, спорит с педагогом;

Мешает другим детям на уроке и на перемене, не слышит обращен-ную к нему речь, не меняет своего поведения, когда делают замечания;

Подозревается в пропаже денег, ценных предметов;

Безынициативен, замкнут, погружен в свои мысли, может не отвечать на вопросы учителя, отсутствует эмоциональная заинтересованность в окру-жающей обстановке;

Другие трудности_________________________________________________________________

3. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ:

1) нарушены взаимоотношения с одноклассниками:

Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними;

Обижает более слабых;

Выставляет себя, паясничает, играет роль «клоуна»;

Часто ссорится с одноклассниками, пристает ко всем, находиться в плохих отношениях с некоторыми из них;

Нелюбим другими детьми, над ним часто подсмеиваются;

Дерется, кусается, царапается, использует опасные предметы в каче-стве орудия драки;

Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один;

Другие нарушения___________________________________________________________________

2) нарушены взаимоотношения с педагогом:

При общении с педагогом теряется, смущается, плачет без всяких на то причин, при ответах говорит тихим голосом, запинается;

Избегает контакта с педагогом, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным (часто сниженный фон настроения);

Проявляется негативизм по отношению к педагогу, не выполняет его требований, отвечает дерзко, порой грубо;

Другие нарушения_________________________________________________________________

4. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УЧРЕЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ:

1) переход в новое учреждение образование, новую группу (класс), второй год обучения, переезд в другой город, прибытие из сельской местности.

2) соматическая ослабленность:

Частые простуды;

Жалобы на боли в желудке и тошноту;

Головные боли

Наличие хронических заболеваний (холецистит, пиелонефрит, астма , нейродермит, туберкулез); 1

3) органические нарушения и Физические дефекты:

Плохое зрение;

Слабый слух;

Недостатки в произношении отдельных звуков;

Плохая координация движений, неловкий;

Слишком маленький рост,

Чрезмерная полнота;

4) педагогическая, некомпетентность родителей;

Безнадзорность - родители игнорируют не только духовный мир ре-бенка, но и не выполняют самых элементарных требований по уходу за ним (ребенок часто неряшливо одет, выглядит так, как будто очень плохо питается);

Жестокое обращение с ребенком;

Повышенная опека - постоянный контроль за поведением ребенка, чрезмерная защита от мнимых и истинных опасностей;

Преувеличенное представление родителей о хрупкости ребенка, его болезненности ;

Противоречивое воспитание (каждый член семьи предъявляет к ребенку свои требования).

6. ОТМЕТЬТЕ ДВЕ-ТРИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКД НА ОСНОВЕ, КОТОРЫХ МОЖНО СТРОИТЬ КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ.

Педагог________________________

Приложение

к письму Главного управления образования

ПРОГРАММА

Работы педагога-психолога с группой_______________________________

1. Составлена психологом Ф. И. О.

2. Описание класса (группы):

Психологическая характеристика детей;

Общая характеристика работы педагога в этом классе (группе).

3. Цели программы:

(прописать конкретные цели и задачи работы с детьми, если отдельно выделяется работа с педагогами и родителями, то прописать и эти зада-чи).

4. Этапы реализации программы по месяцам.

5. Планируемые результаты психологической работы а классе (группе) в виде, допускающем их экспертную проверку.

Дата составления: Подпись психолога:

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
в классе (группе)_____________ в уч. году.

1. В классе (группе) были проведены следующие диагностические исследования.


2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе)

4. Название форм индивидуальной работы с детьми.

1. Перечень полученных результатов работы с классом (группой) в ви-де, допускающем их понимание, и использование теми, кто еще ра-ботает или будет работать с этим классом,

3. Анализ опыта реализации данной программы и рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию.

Подпись психолога:

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

20 г.

Фамилия___________________________Имя____________________________________

Учреждение образования_____________________________________________________

Класс (группа)______________________________________________________________

Мнение специалиста(индивидуальная коррекция_________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Динамика коррекционного обучения.

За прошедший период с_________________по_____________произошли следующие изменения:

Приложение

к письму Главного управления образования

педагога-психолога в образовательном учреждении»

ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий

I Пояснительная записка

II Тематический план занятий по следующей схеме:

III Список литературы (указывается литература, которую могут использовать участники группы

О., должность

Приложение

к письму Главного управления образования

педагога-психолога в образовательном учреждении»

1. Научно-практическая новизна.

2. Научная обоснованность.

3. Актуальность и перспективность.

4. Практическая направленность.

5. Наличие межпредметных и внутри предметных связей.

6. Представленность результатов апробации.

Перечень представляемых документов.

I. Программа:

1. Пояснительная записка, предусматривающая раскрытие актуальности, целей и задач курса, длительность курса, его продолжительность, категории обучающихся, ожидаемые результаты

3. Практическая часть, занимаемое ею место в курсе.

4. Слисок литературы, которую могут использовать обучающиеся, обучаемые, и которую использовал автор.

II. Примерный тематический план.

Направления защиты программы:

1. Обоснование выбора курса.

2. Цели и задачи курса.

4. Ожидаемые результаты.

5. Место данного курса в учебном плане (доля часов, связь с други-ми курсами).

Приложение

к письму Главного управления образования

педагога-психолога в образовательном учреждении»

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.

1. Цель, объект, предмет исследования.
Построение гипотезы.

Выбор психодиагностических методик

Разработчик диагност.

2. Представление результатов исследования.

3. Анализ полученных данных.

Приложение

к письму Главного управления образования

педагога-психолога в образовательном учреждении

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ (МЕТОДИСТА) МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ.

1. Анализ состояния психологической службы (структура, кадровый состав, обеспечение потребности в кадрах и т. д.).

2. Обобщенный анализ результатов социопсихологического мониторинга, проводимого в соответствии с планом профилактической paботы учреждения образования, по запросам администрации, педагогов (прилагается статистически обработанный материал по всем проведенным обследованиям в форме таблиц, графиков, гистограмм)

3. Обобщенный анализ консультативного приема, осуществляемых педагогами – психологами муниципальной психологической службы

4. Анализ результатов мониторинга ведения курса "Основы жизненного самоопределения" в рамках регионального компонента, "Здоровый образ жизни", "Основы самопознания", "Половое просвещение" и других курсов, направленных на развитие личностной и эмоционально-волевой сферы.

5. Анализ коррекционно-развивающей работы, проводимой педагога-ми-психологами муниципальной психологической службы (прилагается обоб-щенные результаты обследований детей до и после проведения коррекционно-развивающей работы в виде таблиц, графиков, гистограмм; дискета).

6. Выявленные проблемы: условия и первопричины их возникновения, задачи и методы их решения.

7. План работы на следующий учебный год.

8. Перспективы развития службы.

Приложение

к письму Главного управления образования

педагога-психолога в образовательном учреждении

Наблюдение, естественный эксперимент. Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные (диагностический ящик).

Наблюдение. Естественный эксперимент. W1SG (адаптация). Тест творческого мышления П. Торренса. Гештдльт - тест Бендер. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Самооценка (Дембо-Рубинштейн). Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (, модификация)

Наблюл. Естественный эксперимент. Групповой интеллект, тест (ГИТ), (адапт. , ЕЖ Борисовой,). Определение мотивационной направленности личности (, ТВ. Галкина). Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модиф. методики Т. Дембр, выполненная). Тест творческого мышления П. Торренса. Методика, диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник ЧД Спилберга, выполненный АД Андреевой)

Наблюдение. Естественный эксперимент. Школьный тест умственного развития (ШТУР) (, и др.). Методика изучения личностной саморегуляции (Q-SORT техника, модификация). Определение мотивационной направленности личности (,). Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (моднф. методики Т. Дембо, С. Л. Ру-бинштейн, выполненная AM. Прихожан). Тест творческого мышления П. Торренса.

Наблюдение. Естественный эксперимент. Тест структуры ин-теллекта Р. Амтхауэра (модификация, Е. М. Бо-рисовой, и др.) Методика изучения личностной саморегуляции. (Q-SORT техника, модификация). Определение мотивационной направленности личности (,). Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модиф. методики Т. Дембо, СЛ. Рубинштейн, выполненная AM. Прихо-жан). Измерение мотивационной сферы личности (). Тест творческого мышления П. Торренса.

Педагоги

Опросники: "Уровень субъективного контроля личности";

"Профессионально-педагогический потенциал учителя" (разраб. лабораторией социологических исследований СГУ)

Приложение

к письму Главного управления образования

педагога-психолога в образовательном учреждении

2 – 3 года

Наблюдение, естественный эксперимент. Методика психолого – педагогической диагностики, разработанные (диагностический ящик)

Наблюдение. Естественный эксперимент, свободная игра. Комплекс методик, направленный на выявление умственного развития, ребенка разработанный в лаб. . Тест тревожности. (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Проективные методы: дом-дерево-человек, GAT, рисунок семьи и др. Самооценка и уро-вень притязаний ("Лесенка" ,)

6/7 – 8/9 лет

Наблюдение. Естественный эксперимент. Свободная игра. WISG (адаптация). Тест творческого мышления П. Торренса GAT. Гештальт-тест Бендер. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Самооценка (Дембо-Рубинштейи). GAT. Дом-дерево-человек. Рисунок семьи. Пиктограмма. Стан-дартные прогрессивные матрицы Равена, Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (Т. А Нежнова, модификация), методика мотивационных предпочтений ("Три желания", "Цветик-трехцветик", «Волшебная палочка») (, Й Шванцара); Самооценка и уровень притязаний («Лесенка» ,). Опросник для диагностики астенизации И. K. Шаца

Наблюл, Естественный эксперимент. Изучение учебной деятельности. Группо-вой интеллектуальный тест (ГИТ), (адапт. , -совой, .,). Несуществующее животное. Пиктограмма. Самооценка. Тест Рене-Жиля. 1б-и факторный опросник Р. Кеттела. Методика изучения личностной саморегуляции. Методика изучения уровня притязания и самооценки школьника (модиф. методики Т. Дембо, : полненная A. M. Прихожан). Методика диагностики эмоционального отношения к учению (моднфиц. опросник Ч. Д Спилберга, выполненный АД. Андреевой). Опросник для диагности ки астенизации.

12 – 13 лет

Наблюдение. Естественный эксперимент. Групповой интеллект. тест (ГИТ) (адапт. , ЕМ. Борисовой, -вой,). Несуществ, животное. 16-ти факторный опросник Р. Кеттела. Пиктограмма, Тает "Рисуночной фрустрации (Q-SORT техника, модификация). Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник, выполненный -реевой). Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модиф. методики Т. Дембо, вы-полненная). Опросник для диагностики астенизацни. Шкала классического социально-ситуативного страха, сомнения (О. Кондаш)

14 лет и старше

Наблюдение. Естественный эксперимент. Школьный тест умств. развития (ШТУР). Патохарактерологический опросник (ПДО) АЛ. Личко. Тест "Рисуночной фрустрации С. Розенцвейга". Методика изучения личностной саморегуляции (Q-SORT техни-ка, модификация). Рисунок несуществующего животного. Диалогические техники. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауера, Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модиф. методики Т. Дембо, штейн, выполненная). Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник Ч. Д Спилберга, выполненный А. Д Андреевой)" "Мечты, надежды; страхи, опасения" модифиц. методика. Опросник для диагностики астенизации RK. Шаца.

Педагоги, родители

Диагностические техники, проективные и другие методы

Приложение

к письму Главного управления образования

педагога-психолога в образовательном учреждении

Ориентировочные нормы

по консультативной деятельности

педагога-психолога учреждений образования.

Вид работы

Время (в часах)

Индивидуальное консультирование одного педагога

Первичный прием

Вторичный прием

Последующие приемы

Подготовка к каждому приему

Индивидуальное консультирование одного родителя Первичный прием

Вторичный прием

Последующие приемы

Подготовка к каждому приему

Индивидуальное консультирование одного ребенка дошкольного возраста

Первичный прием

Последующие приемы

Подготовка к каждому приему

Индивидуальное консультирование одного учащегося на-чальной школы

Первичный прием

Последующие приемы

Подготовка к каждому приему

Индивидуальное консультирование одного учащегося средней школы

Первичный прием

Последующие приемы

Подготовка к каждому приему

Индивидуальное консультирование одного учащегося старшей школы, учреждения образования, колледжи, ли-цеи и т. п. Первичный прием

Последующие приемы

Подготовка к каждому приему

Групповое консультирование учителей

Проведение Консультации

Подготовка к консультации

время на группу

Групповое консультирование родителей

Проведение консультации

Подготовка к консультации

время на группу 2.5

1.Принципы деятельности специального психолога.

2.Основные направления деятельности специального психолога.

3.Оценка эффективности деятельности специального психолога.

2.1.1.Принципы деятельности специального психолога

Под деятельностью психолога по отношению к проблемным детям или детям с трудностями и отклонениями в развитии Н.Я. Семаго и М.М. Семаго понимают оказание специальной психологической помощи, поскольку такая работа не укладывается в рамки стандартных психолого-педагогических технологий, рассчитанных, прежде всего, на некую усредненную по многим показателям, в том числе и психологическим, «массу» детей. Такая специализированная помощь должна опираться на положения и принципы именно специальной психологии как науки о «нестандартности» и «ненормативности».

Цель деятельности специального психолога - на основе понимания причин, механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития разработать адекватные им коррекционные (в широком смысле слова) мероприятия с целью обеспечения максимальной социально - психологической адаптации ребенка в образовательной среде.

Задачи деятельности специального психолога состоят в следующем:

· определение наиболее адекватных путей и средств коррекционно - развивающей работы с ребенком;

· прогнозирование развития ребенка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития;

· реализация собственно психологической коррекционно - развивающей работы на протяжении всего образовательного процесса.

Обобщив ряд работ, Н.Я. Семаго и М.М. Семаго предложили следующую систему принципов :

Принцип теоретико-методологического «позиционирования» психолога. Теоретико-методологическое «позиционирование» психолога определяется необходимостью определить собственную теоретическую позицию, приверженность к какой-либо определенной теоретической школе, научной концепции.

Принцип единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности исходит из необходимости теснейшей связи между теоретическими позициями психолога, соответствующей им методологии и конкретными диагностическими и коррекционными средствами, построенными на основе той же методологии. Ведь нередки случаи, когда мы говорим о «периодизации по Д. Эльконину», «высших психических функциях», других основополагающих понятиях, но в то же время пользуемся тестами и методиками, разработанными в иной теоретической парадигме, используем в своей коррекционной работе подходы и тактики третьей стороны.

Принцип структурно-динамической целостности выражается в представлении о том, что отдельные стороны психической организации (психические функции и процессы, отдельные сферы) не изолированы, а проявляются целостно, существуют в единой структурной организации и столь же целостно реагируют на все внешние воздействия, преобразуя их посредством собственной внутренней активности ребенка к развитию, к взаимодействию с окружающей образовательной средой.


В соответствии с этим принципом каждая конкретная особенность состояния ребенка должна изучаться и оцениваться как с точки зрения возрастной соотнесенности, так и в соответствии с определенной последовательностью развития, взаимодействием и гетерохронией (разновременностью) созревания тех или иных функций, входящих в единый «ансамбль» формирования той или иной характеристики деятельности ребенка. Применение данного принципа позволяет не только фиксировать отдельные нарушения или несформированность какой-либо сферы, но и определять причины и ситуацию их возникновения, оценивать структуру и иерархию проблем развития.

Принцип терминологической адекватности является одной из наиболее болезненных проблем специальной психологии, и не только ее. Среди специалистов, работающих с детьми с проблемами развития, обучения и поведения, на сегодняшний день существуют значительные расхождения в определении, что же стоит за обобщающим термином того или иного понятия.

Оценка эффективности деятельности психолога через адаптацию ребенка в образовательной среде. Оценка эффективности деятельности психолога в условиях регулярного образования детей до сих пор является наименее разработанной. По мнению Н.Я. Семаго критерием эффективности деятельности специального психолога может стать именно успешность адаптации ребенка в образовательной среде.

Приоритетность образовательных задач определяется статусом психолога в образовательном учреждении. Статус психолога необходимо понимать как вспомогательного по отношению к педагогу специалиста - специалиста, решающего дополнительные (а не основные) задачи образования. Наиболее важным показателем, который должен быть учтен психологом в его деятельности, является оценка возможностей овладения ребенком соответствующими программами развития и обучения (дошкольной, школьной, любой другой образовательной) и оптимизация образовательных воздействий, связанных с этой возможностью.

Принцип междисциплинарности и координирующего характера деятельности психолога фактически вбирает в себя ряд таких положений, как комплексность подхода к ребенку, стереогнозиса в восприятии проблем ребенка и другие. В наиболее общем виде междисциплинарность деятельности специального психолога заключается в том, что, являясь по сути дела, «центровым» и координирующим специалистом по отношению к ребенку и его проблемам, психолог должен знать и понимать не только отдельные отрасли психологии, но и определенные сферы педагогики, социологии, медицины. Для специального психолога понимание клинического подхода практически во всем разнообразии отраслей медицины (а не только психопатологии и неврологии детского возраста) является принципиально необходимым.

Этические принципы и связанный с ними принцип профессиональной компетенции. Они особенно важны в деятельности психолога в системе специального образования - специального психолога, который в своей повседневной работе многократно сталкивается с бесконечно сложными этическими проблемами (в разговоре с родителями, специалистами, в том, как и какими словами он будет защищать права ребенка).

К этическим принципам, на наш взгляд, следует отнести и рефлексию собственной профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность как составляющая этики любого специалиста в настоящее время приобретает огромное значение. В условиях не всегда адекватно понимаемой демократизации образования, когда в образовательную практику буквально хлынул поток самых разнообразных практик и технологий, важно уметь ограничить круг своей компетенции, чтобы не превысить своих возможностей, в конечном итоге - не навредить ребенку.

2.1.2. Основные направления деятельности специального психолога

Основные виды деятельности специального психолога – психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическое просвещение, коррекционная и развивающая работа (Абрамова, 1993, 2001; Болотова, Макарова, 2001).

Психологическая диагностика - основной задачей психолога здесь является оценка развития каких-либо психологических качеств у конкретного человека, постановка диагноза его психического развития. В научной литературе понятие «психодиагностика» было введено в 1924 г. швейцарским психологом Германом Роршахом.

Психологическое консультирование. Этот вид деятельности специального психолога используется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей.

Основное средство консультирования - это беседа, построенная определенным образом. Цель психологического консультирования - помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуаций и самим принимать решения. В процессе консультации специальный психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными углами на трудности, с которыми тот встретился, и на способы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.

Психологическое просвещение. Важнейшая задача психологического просвещения - расширение психологических знаний и повышение психологической культуры. Для психологического просвещения могут использоваться лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов, психологический анализ поведения героев.

Коррекционная и развивающая работа. Психокоррекция проводится в том случае, если в результате психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии человека. Коррекционная работа - это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление этого отклонения. Это воздействие всегда осуществляется на основе представления о возрастной норме психического развития (например, норме в развитии по­знавательных, эмоциональных, волевых процессов, норме поведения и личностных качеств). Исходя из этого, психолог строит программу коррекционной работы.

Специальный психолог в реальной профессиональной деятельности может выполнять как все перечисленные виды работ, так и специализироваться в каком-либо определенном виде.

2.1.3. Оценка эффективности деятельности специального психолога

До настоящего времени не существует четких и однозначных критериев, по которым можно было бы судить об эффективности всех направлений деятельности практического психолога. Можно рассмотреть некоторые критерии эффективности каждого из видов деятельности специального психолога в отдельности.

Если говорить о психодиагностике, то, согласно точке зрения Г С. Абрамовой, «эффективность работы специального психолога со стандартным, психометрическим методом будет определяться соответствием целей применения теста или методики для исследуемой выборки». По - видимому, адекватность применяемых психологом методик может про­веряться, в частности, результативностью предложенных на основе материалов обследования рекомендаций клиенту.

Эффективность психокоррекционной работы связана с учетом следующих важных моментов:

Динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит, успешность, результативность одного и того же воздействия неодинакова в разные моменты жизни;

Эффективность психокоррекции определяется не ее интенсивностью и количеством произведенных воздействий, а качеством содержания, своевременностью и адекватностью;

Эффективность зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

При оценке эффективности психологического консультирования можно указать следующие важнейшие показатели (Г. С. Абрамова, 1994):

Субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;

Объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в различных модальностях;

Устойчивость изменений в последующей после получения пси­хологической помощи жизни человека.

Под профессиональной деятельностью психолога понимается система взаимосвязанных методов, способов и средств, применяемых им для изучения психологических особенностей персонала, рабочих коллективов, психологических факто­ров профессиональной среды и их совершенствования в целях повышения эффек­тивности профессиональной деятельности и сохранения психического здоровья работников.

Особенности профес­сиональной деятельности психолога.

    Опора на положения современной психологической науки и практики, пред­ставляющие теоретическую основу, а также необходимый эмпирический матери­ал для решения практических проблем.

    Неукоснительное следование психолога этическим нормам, выраженная ори­ентация на ценность другого человека, предполагающая адекватное восприятие и оценку психологом своих возможностей как меры воздействия на другого чело­века.

    Достаточная регламентация деятельности нормативны­ми актами. Это подразумевает ориентацию психолога как на интересы клиента, учет его личностных ценностей, интересов и сохранение психическо­го здоровья, так и на необходимость качественного решения профессиональных и организационных задач, обеспечения эффективного функционирования психики работника в процессе их выполнения.

    Ограниченность возможностей психолога для профессионального общения и самосовершенствования.

    Необходимость выполнения (помимо осуществления непосредственной про­фессиональной деятельности) и других организационных обязанностей, во многом противоречащих стилю и духу профессионального взаимодействия психолога с клиентом (контроль за соблюдением распорядка рабочего времени, участие в проведении служебных расследований, аттестациях, оценке персонала и т. д.).

    Коллективный характер организации и проведения психологической рабо­ты, необходимость тесного взаимодействия ее субъектов, предполагающие обмен между ними психологической информацией, полученной в ходе работы с работниками, и использование этой информации в практической деятельности, что предопределяет особенность ориентации на требование конфиденциальнос­ти такой информации.

    Зависимость окончательного результата от согласованности совместных дей­ствий психолога и других субъектов психологической работы - руководителей, ОК, СУП.

    Отсутствие достаточно четких критериев эффективности деятельности пси­холога, а в ряде случаев - надежных и апробированных методик, позволяющих эффективно осуществлять профессиональные задачи, корректно применять их по отношению к определенным категориям работников, отсутствие профессиограмм многих специальностей.

Основные цели профессиональной деятельности психолога профессиональной организации - психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологи­ческое управление объектом.

Предметом изучения и управления при этом (т.е. предметом профессиональ­ной деятельности психолога) является психическая реальность работников организации.

Характер взаимодействия выделенных целей, образующих два уровня работы психолога - уровень понимания явления и уровень управления им, - определяется, прежде всего, особым характером предметной сферы его практической деятельно­сти. Дело в том, что психологические явления не лежат на поверхности. В боль­шинстве случаев задачей психолога является не только различение психологиче­ского явления в обыденной жизни, но и определение соответствия его состояния известным нормам по основным критериям, поиск и применение адекватных спо­собов и средств психологического воздействия на него. Все это предполагает соче­тание в деятельности психолога исследовательских и управляющих процедур.

Для рассмотрения специфики деятельности психолога, а также его личностных характеристик, представляется важным дать определение профессии психолог. Становление психологии как науки произошло в 1879 году, когда В. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии, именно к этому периоду можно отнести зарождение профессии психолог. Существует значительное количество определений понятия "психология", одно из них звучит следующим образом: Психология - наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Предметом психологии является изучение психики человека. Из такого определения следует, что психологом можно назвать специалиста, занимающегося изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи. При рассмотрении специфики деятельности и личности психолога, отталкиваясь от концепции С.Л. Рубинштейна, в данной работе психолог будет рассматриваться "как личность и как субъект профессиональной деятельности, характеризующийся своей направленностью, мотивационно-потребностной сферой, ценностями, установками, своим характером и способностями".

Профессия психолога относится к группе социономических профессий, к профессиям типа "человек-человек". Важной характеристикой профессий "человек - человек" является профессиональное общение. При этом, следует отметить, что человек или группа людей выступают не как социальная среда, условие деятельности, а рассматриваются в качестве объекта и предмета деятельности психолога. В качестве предмета профессиональной деятельности психолога специалистами зачастую выделяется субъектность. Отношение психолога к клиенту можно отнести к категории профессиональных межличностных отношении?, в которых психолог выступает субъектом, а клиент объектом отношения.

Деятельность психолога, как и любая другая, имеет специфические цели, функции и способы оказания помощи. Для начала, необходимо определить функции деятельности психолога как субъекта психологической работы, представляющие собой объективные и наиболее характерные совокупности профессиональных задач. Деятельность психолога может носить очень разнообразный характер, она крайне разнопланово и полифункциональна по своему характеру, классификация, предложенная Зеер Э.Ф., включает в себя следующие функции:

1. диагностическая, подразумевающая психологическое изучение и регистрацию особенностей личности, коллектива на основе наиболее существенных параметров, а также диагностирование возможных отклонений от нормы, выявление и оценивание основных факторов, оказывающих влияние на успешности деятельности и психологического состояния людей;

2. исследовательская функция психолога заключается в изучении последних как научных, так и практических достижений в психологии, адаптация новых методик и расширение научно-методических знаний;

3. прогностическая функция подразумевает прогнозирование направленность развития и предсказание возможного состояния основных психологических характеристик изучаемого объекта;

4. информационная функция включает в себя сообщение клиентам сведений об их психологическом состоянии, повышение уровня их социально-психологической компетентности;

5. конструктивно-проектировочная функция означает отбор и структурирование материала, формирование и комплектование коллективов, групп, проектирование оптимальных условий состояния объекта и условий его деятельности;

6. учебно-методическая функция подразумевает обучение использованию на практике знаний психологии, разработку методических документов;

7. экспертная функция включает в себя оценку возможных вариантов решения проблем с точки зрения психологии, а также заключение о психологическом состоянии оцениваемого;

8. консультативная функция подразумевает оказание помощи людям, дача рекомендаций по нахождению наиболее оптимального варианта действий в сложных психологических ситуациях;

9. коррекционно-развивающая функция заключается в оказании помощи в изменениях, способствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному решению различных задач;

10. коммуникативная функция нацелена на установление контакта с партнером, обмен сообщениями, эмоциональным состоянием, раскрытие внутреннего мира собеседника, отслеживание его невербальных реакций, а также оказание взаимного влияния на поведение и мысли партнера по общению.

Становится очевидно, что каждая из функций деятельности профессионального психолога обладает отличается собственными задачами, особенным предметным содержанием, отсюда появляется необходимость в специфических методологических и практико-методических средств, профессиональной компетентности специалиста и культуры. Деятельность психолога - профессионала имеет ряд своих особенностей, к которым относятся:

1. Наличие у специалистов теоретической базы, в которой собраны систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии;

2. Опора специалистами на метод научного познания, дающий возможность ориентироваться в многообразии научных проблем. Метод научного познания применителен специалистами как к самим себе, так и к своей научно-практической деятельности, что является основой их профессиональной рефлексии, другими словами, основой методологической базы психолога.

3. Применение специалистами специализированных методик для достижения научных, диагностических или формирующих целей. Данные методики представляют собой научно обоснованные и верифицируемые конкретные способы деятельности.

4. Необходимость постепенного формирования чувства ответственности у консультируемых клиентов.

5. Обязательный обмен опытом, повышение квалификации.

6. Обладание особым профессиональным тактом и следование профессионально-этическим нормам.

7. Способность к постоянному профессиональному развитию и саморазвитию психолога-профессионала.

Важность соблюдения психологом всех вышеупомянутых условий обусловлена тем фактом, что психологическую деятельность можно отнести к помогающей, направленной на поддержание личности в критические для нее моменты жизнедеятельности, на активизацию в ней внутреннего психического потенциала. В основе выбора профессии психолога, как правило, лежит выраженная гуманитарная ориентация личности. Гуманитарные науки изучают нечто специфическое именно для человека, то, что трудно поддается принципам познания и объяснения, принятым в науках о природе. Понимание человека как особого явления требует особого подхода к его изучению, поскольку носит принципиально иной характер. Данная профессия подразумевает ориентацию на социальный интерес, интерес к личности, к взаимодействию между людьми. Субъект помогающей деятельности не просто осуществляет целенаправленный акт помощи, но и использует специальные навыки, знания при реализации акта помощи. В то же время, исследователи отмечают тот факт, что успешность профессиональной деятельности психолога в значительной степени зависит не просто от уровня владения психологическими знаниями, но и от особенностей развития его личности. Специалисты отмечают, что своеобразие помогающих профессий заключается в том, что сам субъект деятельности несет в себе первичный "инструмент" работы. Реализация помощи, в первую очередь, заключается в способности психолога устанавливать помогающие отношения. Психолог по роду своей деятельности постоянно взаимодействует с людьми, несет значительную ответственность, а также испытывает эмоциональную нагрузку. Развивающий и оздоравливающий эффект в ходе терапии возникает именно благодаря созданию уникальной атмосферы эмпатии, установлению искренних и теплых взаимоотношений между психологом и клиентом, способствующих самораскрытию. По этой причине к специалистам предъявляется ряд личностных требований. Как уже было сказано, основным инструментом, средством воздействия психолога на других людей является он сам, его воля, чувства, сознание, речь, поступки, его личность в целом. Б.С. Братусь в статье "К проблеме человека в психологии" задался вопросом, в чем же конкретно заключается специфика личности в качестве основного психологического инструмента. Согласно автору, "человек - единственный из всех живых существ, кто не принадлежит своему виду, роду по факту рождения", по этой причине ему необходимо присвоить человеческую сущность. Способность человека к формированию и самостроительству в самом себе человека предполагает существование своего рода психологического орудия или органа, отвечающего за руководство этим ни с чем не сравнимым процессом. Этот орган и есть сама личность человека. Таким образом, нельзя говорить о том, чтов самой личности заложен конечный смысл, напротив, этот смысл образуется благодаря ее складывающимся отношениям, связям с содержательными характеристиками бытия человека. При изучении человеческой сущности авторы сходятся во мнении, что смыслообразующая, наиболее значимая характеристика человека заключается в его отношении к другому человеку. Наиболее ярко эта мысль была выражена С.Л. Рубинштейном:". первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. "Сердце" человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии. Здесь вместе с тем область "стыка" психологии с этикой". Нормальное развитие личности возможно только при условии отношения к другому как к самоценности, способности реализовать это отношение посредством любви и самоотдачи, к свободному проявлению воли. Таким образом, если рассматривать личность как способ или инструмент достижения человеком своего понятия, своей сущности и развития, мы можем оценивать психолога по тому, как он служит этому назначению, содействует приобщению личности к ее сущности. Но это не представляется возможным без постоянного развития личности самого специалиста, из чего можно говорить о еще одной специфики профессиональной деятельности психолога, которая заключается в значимость именно личностного развития в развитии профессионализма психолога. В ходе изучения динамики профессионального самосознания психологами-практиками, В.М. Просенковой было показано, что смысл данной профессии заключается в личностном росте, развитии субъективности и определенных личностных характеристик, к которым можно отнести осознание себя как профессионала, а также принятие силы и слабости Я. Возможно, профессия психолога сама по себе является источником постоянного развития, роста личности. Рост психолога в данном случае понимается в контексте его личностно-профессионального развития, что подразумевает непрерывный процесс как личностных, так и деятельностных, социокультурных изменений, происходящих в течение времени под влиянием соответствующего обучения, воспитания и самосовершенствования. Выбор "быть психологом" - это своего рода вызов, поскольку делает неизбежным постоянную работу личности над собой, познание самого себя, столкновение с собой. Поскольку психологи обращены к другим людям собой, очень важна способность честно отвечать на вопросы о том, каковы мои сильные и уязвимые стороны, чего я боюсь. Специфика данной деятельности подразумевает осознанное отношение личности к собственным потребностям, переживаниям, мыслям, влечениям, мотивам поведения, другими словами, развитого самосознания. Это подразумевает эмоционально-смысловую оценку собственных возможностей при основании выбора действий, соответствующих целям. Сознательность отношения к своему бытию благоприятствует образованию "образа Я", который лежит в основе акта целеполагание как в профессиональной деятельности, так и в жизни в целом.

Одна из особенностей деятельности психолога заключается в том, что это деятельность, требующая значительной эмоциональной вовлеченности личности, высокий уровень нравственности, личной ответственности за последствия профессиональной деятельности, поскольку требует от психолога участия в принятии ответственных решений, связанных с безопасностью человека. Так, нравственность и психология являются тесно связанными категориями, поскольку, будучи системным свойством, нравственность очерчивает мотивационно - смысловую сферу личности психолога, является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. Говоря же об ответственности психолога за последствия собственных действий, Э.Ф. Зеер акцентирует внимание на социально-профессиональной ответственности как стремлении и умении оценивать собственное поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, профессионального коллектива или отдельной личности. Ответственность подразумевает осознание долга и социальных мер в ответ на социально важные, значимые поступки. Подобное взаимодействие становится фактом сознания, а в последствии приобретает смысл в профессиональном поведении.

В процессе выбора профессии человек постоянно сталкивается с влиянием самых различных факторов, что порой приводит к ошибочному решению, совершенному под давлением. Основная трудность заключается в том, что выбирающему профессию необходимо разобраться в огромном разнообразии профессий, понять их содержание, требования, которые они предъявляют человеку, кроме того, оценить адекватно собственные возможности, способности и интересы. Не следует также забывать о важности одобрения выбора направления деятельности значимого Взрослого. Именно по этим причинам возникает противоречие между существенной неопределенностью представлений и знаний учащихся о принципах, рациональных основаниях, лежащих в основе выбора профессии и достижении успеха в трудовой сфере, и настоятельной необходимостью и потребностью выбрать какой-то конкретный путь среди множества возможных вариантов, в связи с наступлением определенного возраста. По мнению специалистов, если бы выбор профессии совершался личностью на основании того, в какой степени личность по своим индивидуально-психологическим качествам соответствует требованиям профессии, определенного разочарования можно было бы избежать. Для понимания того, какими личностными качествами должна обладать личность, Р.Б. Кеттелл и его сотрудники (1979) впервые сделали попытку вывести типовой профиль личности психолога, который включает в себя развитые интеллектуальные способности, эрудированность, эмоциональную устойчивость, независимость, упорство и настойчивость, уверенность в себе, находчивость и оригинальность, способность к самоконтролю, высокий уровень сенситивности, стремление к самостоятельному анализу и пониманию фактов, событий, критичность мышления, а также терпимость, стремление к самопознанию. В психологическом портрете психолога ученый отметил выраженность трех шкал: А - готовностьк контактам, В-общая интеллектуальность, N - способность к поддержанию контакта. Однако было отмечено, что роль данных факторов различна у психологов-практиков и психологов-теоретиков. Так, практики имеют большую готовность к контактам (фактор А), им в большей степени свойственна не насыщаемость контактами с другими людьми, социальная смелость, в то время как у теоретиков более выражен фактор В, то есть общая интеллектуальность. Отечественные психологи также осуществили попытку выделить качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности психологов, таким образом, ко всем вышеперечисленным качествам можно добавить безоценочное отношение к людям, развитая интуиция, умение прогнозировать события и творческое начало. Осознание собственных индивидуальных характеристик способствует успешному установлению взаимоотношений с другими людьми, построению партнерских отношений, что является важной способностью для будущего специалиста-психолога. Исходя из результатов изучения Т.А. Верняевой индивидуально-психологических свойств студентов психологических факультетов, можно предположить, что будущие психологи обладают определенным набором качеств, к которым можно отнести интуитивность, чувствительность, экстравертированность, а также способность к планированию. }