Презентация на тему предмет химии. Предмет химии



















Идеальное задание Уровень 1. Сравните физические свойства: а) ртути и алюминия; б) меди и цинка; в) мела и угля. Уровень 2. По каким двум наиболее характерным признакам достаточно противопоставить два вещества: а) ртуть и алюминий; б) медь и цинк; в) мел и уголь. Уровень 3. С какими свойствами связано наиболее известное применение следующих веществ: а) стекла, б) алюминия? Наличие каких свойств можно считать недостатком при данном практическом применении их?




Химия – чудо наука! В любую область простирает руки! В одежде химия, в продуктах и в воде, В жилище, в воздухе, везде! Цвет жидкости быстро изменит, Огонь разведет без спички, Натуральный продукт заменит Человеку нужно знать ее привычки! Сельское хозяйство, медицина, космос… Всюду на химию спрос. Будем учить ее отныне и до века, Ведь химия - это и организм человека. Служанкой назови ее или царицей, Дело не в имени, Вся наша жизнь – познание химии. выход


В помощь учителю Слайд 2. Учитель начинает урок вводной беседой, подчеркивая, что в настоящее время невозможно представить себе жизнь без химии и химической промышленности Современная химия проникла во все области народного хозяйства. «Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда не оглянемся – везде обращаются перед очами нашими успехи ее применения», - указывал М.М. Ломоносов еще в 1751 году. Далее объявляется тема урока и его цели. Слайд 3. Рефлексия. Учитель предлагает учащимся оценить свою готовность к получению новой информации. Слайд 4. Учитель задает вопросы: - Что называют телами? - Какими свойствами обладают тела? - Что называется веществом? Затем уточняет эти понятия. Вводит четкое различие понятий «вещество», «тело». Показывает образцы гранита, указывая, что тело может состоять из нескольких веществ. Слайд 5. Учитель предлагает учащимся выполнить задание: распределить по столбцам названия тел и веществ. Затем проводит самопроверку. Слайд 6. Учитель задает вопрос: - Какими свойствами обладают вещества? Далее учитель организует работу по схеме «Важнейшие физические свойства веществ»


Слайд 7. Учитель предлагает учащимся выбрать признак, по которому можно распределить предложенные вещества. Учащиеся отмечают этот признак и распределяют вещества по агрегатному состоянию. Проводится взаимопроверка. Слайд 8. Проводится коррекция зрения. Слайд 9. Отметив многообразие известных и вновь получаемых веществ, учитель разъясняет различие и сходство веществ по свойствам. Обращает внимание учащихся на то, что сравнить вещества можно в том случае, если выделены основные признаки сравнения. Далее учитель организует работу по заполнению таблицы «Сравнение свойств веществ».Делают вывод о первой задачи химии. Слайд 10. После обсуждения примеров превращений веществ Учащиеся совместно с учителем делают вывод о второй задачи химии и дают определение химии как науки. Слайд 11. Учитель предлагает учащимся выполнить по выбору одно из заданий: Уровень 1(низший). Сравните физические свойства: а) ртути и алюминия, б) меди и цинка, в) мела и угля. Уровень 2(средний). По каким двум наиболее характерным признакам достаточно противопоставить два вещества (см. первый вопрос)? Уровень 3(высший). С какими свойствами связано известное применение следующих веществ: а) стекла, б) алюминия. Наличие, каких свойств можно считать недостатком при данном практическом применении их? Слайд 12,13. учитель показывает роль химии в научно-техническом прогрессе. Читает стихотворение, сопровождая цветными иллюстрациями. Затрагивает вопросы охраны окружающей среды.

Цели урока:

  • Обучающая : сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах, о трёх формах существования химического элемента.
  • Развивающая : развитие логико - смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
  • Воспитывающая : воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.

Тип урока : изучение новой темы.

Метод обучения : частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Организационные формы: беседа, самостоятельная работа, практическая работа.

Материальное обеспечение урока : Компьютер, проектор, экран.
На демонстрационном столе : коллекция изделий из стекла и алюминия. Железные опилки, сера, магнит, лист белой бумаги и стакан с водой.
На столах учащихся : сахар, растительное масло, песок, алюминий – в пробирках и вода в колбе, заготовки для оформления лабораторного опыта.

Мотивация : Актуализация знаний.

Начинаем с вопроса “ Что вам известно о химии?”
В процессе беседы, подводим разговор в русло значения химии,
используя стенд “ Химия в нашей жизни ”.
Химия обладает огромными возможностями, создаёт неизвестные ранее материалы,
Облегчает труд человека, одевает, экономит его время, создаёт уют и комфорт и даже изменяет внешность людей.
Но та же химия может стать опасной для здоровья, даже смертельно опасной…
Писатель – фантаст и учёный – биохимик Айзек Азимов писал: ” Химия – это смерть, упакованная в банки и коробки…”
Сказанное иногда справедливо не только по отношению к химии, но и по отношению к электричеству, бытовой технике, транспорту.
Мы не можем жить без электричества, но оголённый провод смертельно опасен, мы все любим смотреть телевизор, но за его задней панелью напряжение в тысячи вольт, нам необходим автомобиль, но под его колёсами часто погибают люди.
Так и использование людьми достижений современной химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний.

Далее подводим учащихся к мысли, что современный человек не может обойтись без того, что даёт ему химия, и чтобы не уподобиться ребенку, который играет с огнём и не понимает, с чем он играет, современный человек должен иметь хотя бы общее представление о предмете химии. Наша задача сегодня выяснить, как возникла эта древняя наука и что же является предметом изучения этой науки?

Изучение нового материала и первичный контроль :

Демонстрация презентации в программе PowerPoint “История возникновения химии” (приложение 1)*.

Что же изучает наука химия? Химия изучает: (запись на доске и в тетради):

  • Вещества.
  • Свойства веществ.
  • Превращения веществ.

Демонстрация коллекции изделий из стекла и отдельно алюминия.
- вопрос: что общего у всех этих предметов (демонстрируются пробирки, колбы, стакан). Ответ: они - из стекла;
- вопрос: а почему ту же пробирку нельзя сделать из алюминия? Чем отличаются стекло и алюминий? Ответ – свойствами;

Демонстрация: действием магнита на железные опилки и на серу,
помещаем железные опилки и серу в стакан с водой.
Фронтальное обсуждение свойств железных опилок и серы.

Закрепление : выполним лабораторный опыт, оформляя результат в предложенные формы- заготовки по образцу:

Образец :

Лабораторный опыт.

Тема: Изучение физических свойств различных веществ.
Цель:________________________________

Результат работы.

1.Прилейте к содержимому каждой из четырёх пробирок немного воды.
2.Опишите что происходит в пробирке.
3. Из веществ, свойства которых вы только что описали, укажите те, которые:
а) находятся в одинаковом агрегатном состоянии;
б) практически не растворимы в воде.
4.Сравните по свойствам сахар и песок, укажите сходства и различия в свойствах этих веществ.
ВЫВОД: Различные вещества могут обладать, как _____________, так
И _________________ свойствами.

Вопрос к классу: что такое физическое тело? Приведите примеры?
Выводы: (запись в тетради)

  1. Вещество – это то, из чего состоят физические тела.
  2. Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Вопрос: зачем надо знать свойства тех или иных веществ? Ответ – чтобы применять их с пользой для себя.

Итог этой беседы подводится к схеме:

Вспомним, что мы знаем из физики:
вещества состоят из молекул, а молекулы - из
мельчайших атомов, которые, в свою очередь,
различаются как марки машин: волга, москвич,
жигули и т.д. Всего таких видов атомов около 118.
Таким образом, запись в тетрадь:

Определенный вид атомов называется химическим элементом .

Объясняем, что каждый химический элемент имеет
три формы существования. (переносим схему с доски в тетради)

Например:

Экспресс-закрепление:

1. Предлагается учащимся прослушать утверждение и поднять правую руку, если речь идёт о простом веществе, и левую – если об элементе:
-азот не поддерживает горения;
- железо обладает способностью намагничиваться;
- содержание кислорода в оксиде серы(IV) меньше, чем в оксиде серы(VI);
- молекула аммиака состоит из азота и водорода;
- сера желтого цвета;
- железо входит в состав многих поливитаминов.

2. Дополните схему:

Контроль усвоения :
Тест-самоконтроль с самопроверкой – ответы заранее заготовлены. (приложение 2).
Об усвоении судим по числу правильных ответов.

1. Любой предмет, нас окружающий – это:
а) физическое тело;
б) вещество

2. Стеклянная ваза, стеклянный стакан, стеклянная колба – это:
а) тела;
б) вещества.

3. Вещество – это:
а) то, из чего состоит физическое тело;
б) любой предмет нас окружающий.

4. В каком из предложений, приведенном ниже, речь идет о стекле как о физическом теле?
а) он разбил оконное стекло;
б) ваза сделана из стекла.

5. Свойства вещества – это:
а) признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга;
б) цвет вещества.

6. Выпишите какие качественные прилагательные – хрупкий, короткий, зеркальный, зловонное, рассыпчатое, симметричный, пористый, изогнутый, серебристый, тающий – могут быть отнесены:
а) к веществам;
б) к телам;
в) и к телам и к веществам.

7. Выберите простое вещество:
а) кислород
б) вода
в) серная кислота
г) оксид алюминия

8. Выберите смесь веществ:
а) воздух
б) оксид магния
в) алюминий
г) сульфид железа.

Рефлексия и подведение итогов :

В завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему дню.
Сегодня я узнал____________________________________________
Я удивился_________________________________________________
Я хотел бы______________________________________________

Домашнее задание:

При сообщении ребятам домашнего задания надо дать разъясне­ние о порядке его выполнения. Какие упражнения можно выполнить устно, а какие письменно §1., упр. 1 (устно).

Литература :

  1. Габриелян О.С. Химия 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Москва «Дрофа», 2006 г.
  2. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя, 8 класс Москва “Дрофа”, 2002 г.
  3. Горковенко М.Ю. «Поурочные разработки уроков 8 класс» Москва «Вако», 2005 г.
  4. Бочарова С.В. «Химия 8 класс. Поурочные планы» Волгоград.«Учитель – Аст», 2004 г.

Ресурсы интернета:

  • Алхимик.ру - Кунсткамера
  • http://a-ivan.by.ru
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/История_химии
  • http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Sketch_2.html

Слайд 2

Задание:Заполните таблицы. В первой таблице подберите к одному понятию вещество пять понятий физических тел.Во второй таблице наоборот.

Слайд 3

  • Слайд 4

    Задание:Покажите выигрышный путь, который составляют названия:

    2) веществ

    Слайд 5

    Вопросы: 1. Какие частицы изображены на рисунках? 2. Сколько частиц изображено? 3. Посчитайте количество химических элементов. 4. На каком из рисунков изображены простые вещества? Сколько их? 5. Где изображены сложные вещества? Сколько их?

    Слайд 6

    Задание:Расположите термины по мере увеличения размера частиц:

    молекула электрон атом атомное ядро

    Слайд 7

    Задание: Переместите рисунки, изображающие атомы и молекулы, к соответствующим понятиям

    Химический элемент Свободные атомы Сложные вещества Простые Вещества

    Слайд 8

    Простые вещества

    Сера Бром Свойства веществ Фосфор Медь Ртуть Натрий

    Слайд 9

    Сложные вещества

    Кварц Свойства веществ Поваренная соль Цинковая обманка Вода Бурый газ

    Слайд 10

    Свойства веществ

    Пять копеек получи! Свойства меди отыщи! Задание теплопроводный Красно-коричневый Металлический блеск жидкий газ легкий электропроводный гладкий твердый мягкий устойчивый тягучий пластичный Ответ

    Слайд 11

    И пуд соли собери! По ступенькам ты иди, Свойства соли отыщи! Задание Растворимая в воде тугоплавкая Стеклянный блеск жидкая газообразная сыпучая твердая вкусная белая мягкая ковкая тягучая Ответ

    Слайд 12

    Домашнее задание

    §1,2, записи в тетради упр. 3,4 Используя лист картона и прозрачные пакетики маленького размера, собрать коллекцию простых или сложных веществ, используемых в быту.

    Слайд 13

    Список использованной литературы.

    О.С. Габриелян настольная книга учителя химии. 8 класс. М. «Блик плюс», 2000 год О.С. Габриелян Химия – 8, М. Дрофа, 2007 год О.С. Габриелян, Т.В. Смирнова. Изучаем химию в 8 классе. М. «Блик плюс», 1997 год CD Электронные уроки и тесты «Вещества и их превращения»

    Слайд 14

    Ссылки на использованные изображения

    Изображение меди http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/dc/Copper_crystals.jpg Изображение кварца http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/ce/Quartz_Brésil.jpg Изображение серыhttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/44/Sulfur-sample.jpg Изображение фосфора http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/88/PhosphComby.jpg Изображение ртутиhttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/99/Pouring_liquid_mercury_bionerd.jpg Изображение бромаhttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bd/Brom_amp.jpg Изображение бурого газаhttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/31/Diossido_di_azoto.jpg Изображение хлорида натрияhttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ea/Halit-Kristalle.jpg Изображение цинковой обманкиhttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2f/Sphalerite4.jpg Изображение воды http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fd/Splash_2_color.jpg

    Посмотреть все слайды