Простейшие приемы эмоциональной разрядки. Способы разрядки накопившихся эмоций Приемы отреагирования негативных эмоций человека

Отрицательные эмоции, особенно такие, как гнев, агрессия и раздра­жение, отнимают очень много психических сил, и потому желательно как можно реже впадать в такое состояние, серьезно затрудняющее предпринимательскую деятельность и, естественно, не дающее возмож­ность создать положительный деловой имидж. В этой связи имеет смысл рассмотреть технические приемы и методы их приостановки 15 .

1. Всегда разделяйте человека и проблему. Сосредоточьтесь на ней. Ведь она важнее. Это переключит вас с эмоционального уровня на ра­циональный. Тогда проще и легче разрешить противоречие. К тому же такое переключение освобождает от аффекта, бурной эмоциональной реакции, при которой сознание отключается и не контролируется про­цесс поведения.

2. Представьте на своем месте другого человека. Как бы он повел себя в этой ситуации? Сыграйте роль этого человека. Это поможет за­быть про себя и охладить гнев.

3. Можно представить и такую картину. Между вами и вашим парт­нером стеклянная стена. Вы видите его раздраженные жесты, но не слы­шите, что он говорит. Отпадет нужда отвечать тоже «рычанием». Вы­берите какую-то деталь в его туалете (плохо пришитую пуговицу, сбив­шийся набок галстук и т. п.), посмотрите внимательно на нее, скажите задумчиво: «Вы потеряете пуговицу, а в продаже таких нет». Услыши­те в ответ: «Какая к черту пуговица!» Покажите: «Вот эта».

4. Вы закипели от гнева, готовы высказать партнеру обидные сло­ва, но пересильте себя: спокойно, вы уверены в себе, вы владеете собой. Улыбнитесь или изобразите улыбку мышечно. Представьте, какая смешная у вас улыбка.

Весьма полезны и следующие ТРИ МЕТОДА САМОУСПОКОЕНИЯ.

1. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГНЕВА. Этот метод требует прежде все­го осмыслить причину, породившую гнев, и придать ей другое значе­ние. Вами управляли эмоции, а разум спал. Разбудите его. Извлеките уроки.

Поищите что-либо положительное в том, что случилось. Оно все­гда есть. Найдите, и ситуация будет выглядеть несколько иначе.

В гневе, как правило, человек почти ничего не добивается. И вы тоже ничего не достигли, дав волю своим эмоциям. Спросите себя: «Очень ли важно для меня то, чего я не достиг?» После таких вопросов вам должно стать смешно, если вы обладаете юмором.

Проанализируйте, те ли мотивы и намерения имел ваш партнер, о которых вы думаете? И в самом ли деле он хотел унизить вас своими словами или действиями?

Проверьте себя еще раз и мысленно спросите, все ли вы сделали, чтобы ваш партнер не повел себя грубо и оскорбительно. Видимо, он был недоволен вашими действиями, если говорить откровенно. Ска­жите себе: «Да, этот тип должен обладать громадной выдержкой и боль­шим уважением ко мне, чтобы не сорваться».

2. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ГНЕВА. Его техника направлена на то, что­бы пережить событие, которое охладит гнев. Например, вас обидел ка­кой-то человек. Вы на него гневаетесь. Но если вы смогли бы увидеть этого человека в какой-либо унизительной ситуации, у вас появилось бы чувство удовлетворения («Так тебе и надо»), возможно - даже жа­лость к нему. И ваш гнев, скорее всего, исчез бы.

Техника визуализации учит тому, чтобы вся конфликтная ситуа­ция проигрывалась в воображении, как бы на внутреннем экране, и тем самым гасила бы гнев. Для визуализации надо расслабиться, сосредо­точиться на внутренних ощущениях и привести в норму дыхание. Можно рекомендовать следующие варианты визуализации гнева:

1) уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев. Пусть он бу­дет карликом, гномом или букашкой;

2) постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде;

3) представьте гнев в виде пучка энергии, который уходит сквозь вас в землю;

4) придумайте сцену воображаемого реванша по отношению к ваше­му обидчику и насладитесь мщением (только в воображении, конечно).

3. РЕЛАКСАЦИЯ (сила связи между нервной и мышечной систе­мами). Ее техника основана на расслаблении мышечной системы, вслед за которой расслабляется и нервная система. Используя эту технику, надо действовать в следующей последовательности.

1) Вначале попытайтесь смягчить свой гнев и унять агрессивность. Дайте им выйти из вас и не сдерживайте их. Это время займите какой-либо физической работой.

2) Затем максимально расслабьтесь, проведите небольшой аутот­ренинг и мышечно изобразите на своем лице улыбку. Пусть она внача­ле будет похожа на гримасу. Посмотрите на себя в зеркало. Ваш вид действительно вызовет у вас улыбку, но уже не искусственную, а на­стоящую, но, правда, весьма ироничную.

3) Чтобы быстрее успокоиться, не надо быстро ходить по комнате. Лучше остановитесь и сосредоточьтесь на своих внутренних ощуще­ниях. Следите за своим дыханием. Постарайтесь, чтобы оно было как можно более глубоким.

4) Не спешите с ответом вашему, видимо, тоже разгоряченному партнеру. Держите паузу как можно дольше. Такая пауза позволит быстрее успокоиться, лучше сосредоточиться и подобрать достойный ответ. При этом не стремитесь отомстить партнеру или каким-либо словом задеть его самолюбие. Помните о необходимости «сохранить лицо» как для себя, так и для него.

Как известно, отрицательные эмоции более воздействуют на наш слух. Поэтому в напряженных ситуациях следует фиксировать внима­ние не на негативных слуховых ощущениях, а на зрительно восприни­маемых объектах.

Оппонент, раздражающий вас, продолжает говорить что-то, что вы­зывает отрицательную эмоцию. Чтобы отгородиться от действия его речи, постарайтесь увидеть его лицо - как можно отчетливее, во всех деталях, как если бы вы собирались затем по памяти нарисовать его портрет.

Следует смотреть молча, очень внимательно, но не «пялиться», а именно рассматривать, чтобы увидеть. Во время этой умышленной паузы, когда вы замолчали, постарайтесь увидеть как можно больше деталей обстановки рядом с вашим разгоряченным оппонентом.

Кто бы ни был вашим оппонентом - начальник или подчиненный, старший или младший, - ваше внезапное, неожиданное молчание не­пременно вызовет у него недоумение: его эмоциональная напряжен­ность начнет ослабевать.

Сознательно сохраняемое спокойствие всегда является проявле­нием силы духа и поэтому дает огромное преимущество, обладая боль­шой силой воздействия. Нужно только, чтобы ваше молчание и рас­сматривание не были восприняты оппонентом как проявление непри­язни и ироничного отношения к нему.

Отрицательные эмоции, особенно такие, как гнев, агрессия и раздра­жение, отнимают очень много психических сил, и потому желательно как можно реже впадать в такое состояние, серьезно затрудняющее предпринимательскую деятельность и, естественно, не дающее возмож­ность создать положительный деловой имидж. В этой связи имеет смысл рассмотреть технические приемы и методы их приостановки.

1. Всегда разделяйте человека и проблему. Сосредоточьтесь на ней. Ведь она важнее. Это переключит вас с эмоционального уровня на ра­циональный. Тогда проще и легче разрешить противоречие. К тому же такое переключение освобождает от аффекта, бурной эмоциональной реакции, при которой сознание отключается и не контролируется про­цесс поведения.

2. Представьте на своем месте другого человека. Как бы он повел себя в этой ситуации? Сыграйте роль этого человека. Это поможет за­быть про себя и охладить гнев.

3. Можно представить и такую картину. Между вами и вашим парт­нером стеклянная стена. Вы видите его раздраженные жесты, но не слы­шите, что он говорит. Отпадет нужда отвечать тоже «рычанием». Вы­берите какую-то деталь в его туалете (плохо пришитую пуговицу, сбив­шийся набок галстук и т. п.), посмотрите внимательно на нее, скажите задумчиво: «Вы потеряете пуговицу, а в продаже таких нет». Услыши­те в ответ: «Какая к черту пуговица!» Покажите: «Вот эта».

4. Вы закипели от гнева, готовы высказать партнеру обидные сло­ва, но пересильте себя: спокойно, вы уверены в себе, вы владеете собой. Улыбнитесь или изобразите улыбку мышечно. Представьте, какая смешная у вас улыбка.

Весьма полезны и следующие ТРИ МЕТОДА САМОУСПОКОЕНИЯ.

1. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГНЕВА. Этот метод требует прежде все­го осмыслить причину, породившую гнев, и придать ей другое значе­ние. Вами управляли эмоции, а разум спал. Разбудите его. Извлеките уроки.

Поищите что-либо положительное в том, что случилось. Оно все­гда есть. Найдите, и ситуация будет выглядеть несколько иначе.

В гневе, как правило, человек почти ничего не добивается. И вы тоже ничего не достигли, дав волю своим эмоциям. Спросите себя: «Очень ли важно для меня то, чего я не достиг?» После таких вопросов вам должно стать смешно, если вы обладаете юмором.

Проанализируйте, те ли мотивы и намерения имел ваш партнер, о которых вы думаете? И в самом ли деле он хотел унизить вас своими словами или действиями?

Проверьте себя еще раз и мысленно спросите, все ли вы сделали, чтобы ваш партнер не повел себя грубо и оскорбительно. Видимо, он был недоволен вашими действиями, если говорить откровенно. Ска­жите себе: «Да, этот тип должен обладать громадной выдержкой и боль­шим уважением ко мне, чтобы не сорваться».

2. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ГНЕВА. Его техника направлена на то, что­бы пережить событие, которое охладит гнев. Например, вас обидел ка­кой-то человек. Вы на него гневаетесь. Но если вы смогли бы увидеть этого человека в какой-либо унизительной ситуации, у вас появилось бы чувство удовлетворения («Так тебе и надо»), возможно - даже жа­лость к нему. И ваш гнев, скорее всего, исчез бы.

Техника визуализации учит тому, чтобы вся конфликтная ситуа­ция проигрывалась в воображении, как бы на внутреннем экране, и тем самым гасила бы гнев. Для визуализации надо расслабиться, сосредо­точиться на внутренних ощущениях и привести в норму дыхание. Можно рекомендовать следующие варианты визуализации гнева:

1) уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев. Пусть он бу­дет карликом, гномом или букашкой;

2) постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде;

3) представьте гнев в виде пучка энергии, который уходит сквозь вас в землю;

4) придумайте сцену воображаемого реванша по отношению к ваше­му обидчику и насладитесь мщением (только в воображении, конечно).

3. РЕЛАКСАЦИЯ (сила связи между нервной и мышечной систе­мами). Ее техника основана на расслаблении мышечной системы, вслед за которой расслабляется и нервная система. Используя эту технику, надо действовать в следующей последовательности.

1) Вначале попытайтесь смягчить свой гнев и унять агрессивность. Дайте им выйти из вас и не сдерживайте их. Это время займите какой-либо физической работой.

2) Затем максимально расслабьтесь, проведите небольшой аутот­ренинг и мышечно изобразите на своем лице улыбку. Пусть она внача­ле будет похожа на гримасу. Посмотрите на себя в зеркало. Ваш вид действительно вызовет у вас улыбку, но уже не искусственную, а на­стоящую, но, правда, весьма ироничную.

3) Чтобы быстрее успокоиться, не надо быстро ходить по комнате. Лучше остановитесь и сосредоточьтесь на своих внутренних ощуще­ниях. Следите за своим дыханием. Постарайтесь, чтобы оно было как можно более глубоким.

4) Не спешите с ответом вашему, видимо, тоже разгоряченному партнеру. Держите паузу как можно дольше. Такая пауза позволит быстрее успокоиться, лучше сосредоточиться и подобрать достойный ответ. При этом не стремитесь отомстить партнеру или каким-либо словом задеть его самолюбие. Помните о необходимости «сохранить лицо» как для себя, так и для него.

Как известно, отрицательные эмоции более воздействуют на наш слух. Поэтому в напряженных ситуациях следует фиксировать внима­ние не на негативных слуховых ощущениях, а на зрительно восприни­маемых объектах.

Оппонент, раздражающий вас, продолжает говорить что-то, что вы­зывает отрицательную эмоцию. Чтобы отгородиться от действия его речи, постарайтесь увидеть его лицо - как можно отчетливее, во всех деталях, как если бы вы собирались затем по памяти нарисовать его портрет.

Следует смотреть молча, очень внимательно, но не «пялиться», а именно рассматривать, чтобы увидеть. Во время этой умышленной паузы, когда вы замолчали, постарайтесь увидеть как можно больше деталей обстановки рядом с вашим разгоряченным оппонентом.

Кто бы ни был вашим оппонентом - начальник или подчиненный, старший или младший, - ваше внезапное, неожиданное молчание не­пременно вызовет у него недоумение: его эмоциональная напряжен­ность начнет ослабевать.

Сознательно сохраняемое спокойствие всегда является проявле­нием силы духа и поэтому дает огромное преимущество, обладая боль­шой силой воздействия. Нужно только, чтобы ваше молчание и рас­сматривание не были восприняты оппонентом как проявление непри­язни и ироничного отношения к нему.


Похожая информация.



Использование динамических пауз и релаксаций на уроках............ 4

Динамические паузы............................................................................. 6

«Покажи мне»......................................................................................... 7

Релаксация.............................................................................................. 9

Упражнения для эмоциональной разрядки....................................... 10

Советы психолога................................................................................ 13

Комплекс упражнений для глаз.......................................................... 14

Дыхательная гимнастика.................................................................... 17

Комплекс упражнений на разные группы мышц, на разминку разных частей тела 18

Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук.......... 20

Упражнения для шейного отдела позвоночника.............................. 20

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения............... 21

Упражнения для нормализации осанки............................................. 21

Упражнения стоя.................................................................................. 22


Использование динамических пауз и релаксаций на уроках

Здоровье – это не всё,

Но всё без здоровья – ничто.

Сократ

Здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. В последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%, с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.

В этой ситуации все чаще приходится задумываться, как школа может повлиять на улучшение состояния здоровья школьников.



Школа является важным фактором, влияющим на становление личности. Ее основная цель – вооружение детей знаниями и опытом, приобретенными человечеством, их социальная адаптация и воспитание. Но, кроме того, ребенок проходит и биологическое развитие. Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребованной обществом личности.

Небольшая двигательная нагрузка, включение двигательных пауз в школьные занятия предупреждает развитие переутомления. Динамические паузы на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Можно физкультминутки разнообразить эмоциональным чтением стихотворных текстов. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается. Ребята с радостью откликаются на такие физкультминутки. Важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир доброты, красоты, юмора. Главное, чтобы физкультминутки выполняли свою оздоровительную функции. В динамическую паузу стоит включать игры и задачи, которые дают возможность детям сменить род деятельности, но не нагружают их физической активностью, не провоцирую сложности с дисциплиной и порядком. Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается.

Можно динамические паузы разнообразить чтением стихов, считалок, скороговорок, загадок, пением песен. Иногда такие паузы выливаются в небольшой импровизированный концерт, что доставляет детям большое удовольствие и стимулирует творческий процесс.

Динамические паузы

Учитель выбирает двух учеников, ставит их лицом к классу, а перед ними кладёт карандаш. Он объясняет, что карандаш достанется тому, кто окажется самым внимательным.

1) Расскажу я вам рассказ,

В полтора десятка фраз,

Лишь скажу я слово «три»,

Карандаш скорей бери.

Понятно, когда надо брать карандаш?

На слове «три».

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: «Раз, два…марш!»

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори.

Разок, другой, но лучше…пять.

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж вы карандаш не брали,

Когда была возможность взять!

Молекулы

В начале игры преподаватель, он же ведущий, объясняет детям, что все предметы состоят из очень маленьких частиц, которые называются молекулами и могут находиться в разных состояниях. Если предмет холодный, то молекулы почти не двигаются, стоят. Если предмет теплый, то молекулы «ходят медленным шагом», если предмету горячо, то молекулы «бегают».

Ведущий становится в центр, а все дети представляют себя молекулами. Ведущий в произвольном порядке командует: горячо, тепло, холодно. Соответственно команде дети – молекулы должны двигаться быстро, медленно или стоять.

Море волнуется раз

Выбирается ведущий из числа учеников. Ведущий вместе с преподавателем произносит слова – «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Морская фигура на месте замри!»

Все замирают, ведущий ищет того, кто шевелится. Можно менять положение пока ведущий не видит

«Покажи мне»

Ведущий задает вопросы, и дети показывают жестами и движениями ответы. При этом разговаривать нельзя.

Как живете?

Как идёте?

Как стоите?

Как молчите?

Как бежите?

Ночью спите?

Как даёте?

Как берёте?

Как шалите?

Как грозите?

Как сидите?

Игра длится 5 минут.

«Пять шагов»

Игра развивает память, помогает снять физическое напряжение, позволяет проверить свои знания.

Учащиеся встают в линию на одном конце кабинета.

Ведущий (преподаватель) дает установку «Я знаю пять имен девочек».

Каждый участник делает пять шагов, на каждый шаг, называя одно имя девочки. Если шагающий сильно замешкался или назвал имя 2 раза, то он останавливается.

После того, как первый участник остановился, подключается второй участник, третий и т.д. после того, как все участники выполнили первое задание, ведущий называет второе задание.

Вариантами для заданий могут быть: имена мальчиков, названия городов, названия цветов, названия цвета (краски), фрукты, овощи, члены семьи, название улиц, города России и мн.др.

Дети с удовольствием демонстрируют свои знания. И от игры к игре этих знаний становится больше.

С каждым этапом можно увеличивать количество шагов.

«Если это есть у вас…»

Ведущий выбирается из учащихся методом считалки.

Ведущий называет что-либо, что может присутствовать у детей (цвет, предмет, одежда, игрушка). И если у кого-то есть названое, то эти участники выполняют совместное задание.

Например.

Ведущий: у кого есть что-то желтое, тот прыгает на левой ноге.

Все, у кого есть что-то желтое (желтый цвет в одежде) прыгают на левой ноге.

Релаксация

1) Детям даётся инструкция: «Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.

2) Дети свободно сидят за партами, закрыв глаза. Играет музыка. "Представьте, что вы - композитор, который сочинил эту превосходную музыку. И теперь вам нужно нарисовать к ней иллюстрации. Итак, слушаем музыку и рисуем картину"

В течение 5 минут дети слушают музыку. После чего, учитель предлагает рассказать им, что нарисовало их воображение при прослушивании данной композиции. По желанию, дети могут рисовать сразу на листе бумаги.

4) Дети встают из-за парт. Закрывают глаза. Играет музыка. Учащиеся действиями выполняют то, что говорит учитель.

"Вы - художник. Давайте нарисуем картину. Это будет лето. Рисуем траву слева - направо. Трава у каждого художника разная: у кого-то высокая, у кого-то низкая, в тёмных или светлых тонах, густая или редкая. Теперь рисуем небо, а на нём лёгкие перья облаков. Выглянуло солнышко. Рисуем его яркие и длинные лучи. Вдруг, ваша картина ожила. Вам тепло и светло под солнцем. Его радужные блики освещают всё вокруг. Вы зажмурились и радуетесь этому чуду. Вдруг, вы открыли глаза.

Дети рассказывают свои впечатления. Тихо садятся за парту.

Упражнения для эмоциональной разрядки

1). Нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница

2) Улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо

3) Устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху

4) Отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин

“Воздушные шарики”

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

“Облака”

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

“Лентяи”

Представьте себе, что вы – очень ленивы сегодня и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

“Водопад”

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у. Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

“Спящий котёнок”

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

“Шишки”

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

“Холодно – жарко”

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились.…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

“Солнышко и тучка”

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

“Драгоценность”

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать.… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

“Игра с песком”

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

“ Муравей”

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

«Улыбка»

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться е. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек.… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2 раза)

Советы психолога

Устал - рисуй цветы

Злой - рисуй линии

Болит – лепи из пластилина

Скучно - заполни листок разными цветами

Грустно - рисуй радугу

Страшно - плети макраме, вежи узлы или делай аппликации из тканей

Ощущаешь тревогу-сдалай куклу-мотанку

Чувствуешь возмущение - рви бумагу на мелкие кусочки

Чувствуешь беспокойство - складывай оригами

Хочешь расслабиться - создавай узоры

Нужно что-то вспомнить - рисуй лабиринты

Разочарован – сделай копию известной картины

Отчаялся-рисуй дороги

Нужно что-то понять-рисуй мандалы

Нужно быстро восстановить силы-рисуй пейзаж

Хочешь понять свои чувства-рисуй автопортрет

Важно запомнить состояние-рисуй цветовые пятна

Нужно систематизировать мысли-рисуй соты или квадраты

Хочешь разобраться в себе-сделай коллаж

Важно сконцентрироваться на мыслях-рисуй точками

Нужно найти выход из ситуации-рисуй волны и круги

Хочешь сконцентрироваться на цели-рисуй сетки и мишени

Чувствуешь,что застрял и нужно двигаться дальше-рисуй спирали

Любую эмоцию лучше выплеснуть, а не держать в себе. Обязательно нужнаэмоциональная разрядка . Как говорят врачи ее нужно отреагировать, иначе она станет миной замедленного действия для нашего организма.

Эмоциональная разрядка - покажите язык

Эйнштейн не постеснялся так себя запечатлеть на фотографии, а вам сниматься не обязательно. Просто позвольте гневу, печали, обиде отразиться на вашем лице. Мимические мышцы для того и существуют, чтобы транслировать наши эмоции. Стараясь сохранять хорошую мину при плохой игре, вы разрушаете свое физическое и душевное здоровье.

Совет: Скорчите зверскую рожу: сдвиньте брови, соберите кожу лба в гармошку. После этого расслабьте мышцы и почувствуйте, как вы успокаиваетесь. Запомните это ощущение и постарайтесь его удержать. Проведите по лицу рукой, как бы окончательно стирая складки, и проверяя, хорошо ли разгладились мимические морщинки. Повторите 10-15 раз.

Эмоциональная разрядка - устраняйте зажимы

Подавленные эмоции неизбежно приводят к мышечным зажимам. Мускулатура словно каменеет, причем это касается не только тела, но и лица. Мимические и жевательные мышцы напрягаются так, что появляются желваки. Человек постоянно стискивает челюсти, скрипит зубами во сне, со временем начинает жаловаться на фибромиалгии – сильные мышечные боли, которые появляются то тут, то там.

В этом случае поможет легкий массаж лица и шейно-воротниковой зоны, воздействие на точки в центре висков и небольшой комплекс мимической гимнастики. Повторяйте каждое движение 2-3 раза:

  • Поднимайте и опускайте брови
  • Сдвигайте и раздвигайте их
  • Закрывайте и открывайте глаза
  • Зажмурив их, постарайтесь открыть указательным и большими пальцами, одновременно сопротивляясь этому действию.
  • Широко улыбнитесь
  • Вытяните губы трубочкой
  • Выдвиньте вперед нижнюю челюсть, а затем верните в обычное положение.

Эмоциональная разрядка - делайте растяжку

Для скованных нервным напряжением мышц нет ничего лучше!

  • Опустите голову вперед, потянув задние мышцы шеи. Затем медленно запрокиньте ее назад, потянув передние. Повторите 2 раза.
  • Положите руки на затылок, опустите голову и сосчитайте до 10. Вернитесь в исходное положение.
  • Правой рукой обхватите голову (ладонь позади левого уха). Наклоните голову вправо, потянув шейные мышцы, и сосчитайте до 10. Вернитесь в исходное положение и повторите еще раз, а затем поменяйте руку и выполните ту же растяжку в другую сторону также 2 раза.
  • Медленно вращайте головой от правого плеча к левому, растягивая мышцы шеи и плечевого пояса, задерживаясь в крайних положениях – всего 4 раза.
  • Поднимайте и опускайте плечи, затем выполните круговые движения в плечевых суставах – по 10 раз.
  • Соедините руки в замок перед грудью и сильно потяните их вперед, одновременно округляя спину и стараясь оттянуть ее назад. Сохраняйте эту позу, пока не досчитаете до 10.
  • Сцепите руки за спиной в замок на уровне поясницы. Сильно потяните их назад, при этом округляя грудь и выдвигая ее вперед. Оставайтесь в этом положении до счета 10.

Эмоциональная разрядка - следите за дыханием

Избыток чувств отражается на дыхании – оно становиться частым и поверхностным или неритмичным: вы словно замираете от печали, а потом тяжело вздыхаете. Вроде становиться легче, но через минуту тоска снова хватает за горло. Негативные эмоции нужно правильно «продышать». Ведь почему йоги достигают нирваны – блаженного состояния полной безмятежности? Да потому что они каждый день занимаются дыхательной гимнастикой.

Поэтому для эмоциональной разрядки вдохните глубже, задержите дыхание на 10-15 минут, а затем резко выдохните. Вы почувствуете, как все тело расслабляется. Сбросьте отрицательную энергию и эмоции, несколько раз встряхнув кистями рук. Повторите 2-3 раза.

ВНИМАНИЕ! Разделенные эмоции со знаком «+» молодят. Они улучшают состояние кожи, положительно влияют на состояние волос, ногтей и зубов.

Будьте здоровы и успешны!