Что такое милосердие? Зачем нужно милосердие. Что значит быть милосердным? (сочинение-рассуждение) Милосердие и сострадание в современном мире

Способы стать добрым

Фото Shutterstock

На добрых, отзывчивых и милых людях, готовых прийти на выручку, протянуть руку помощи другому человеку, держится любое общество. Доброта и милосердие помогают людям оставаться людьми, как бы высокопарно это ни звучало. При желании и терпении любой человек может овладеть этими достойными качествами. Как это сделать?

Как можно стать добрее и милосерднее

Начните с малого. Все люди разные. Кому-то с самых ранних лет присуща доброта, сопереживание чужой беде, готовность оказать бескорыстную помощь, а кто-то ведет себя совершенно иначе. Тут большую роль играет целая масса факторов, начиная с генетической предрасположенности, заканчивая особенностями воспитания, влиянием людей, с которыми тесно общается человек. Невозможно стать добрым и милосердным по приказу. Однако даже черствый и равнодушный эгоист может измениться в лучшую сторону и захотеть делать добрые дела. Главное – было бы желание.

Во времена СССР был очень популярен лозунг «В жизни всегда есть место подвигу». Немного перефразируя его, можно смело утверждать: «В жизни всегда есть место доброте». Оглянитесь вокруг. Вы наверняка найдете людей, которым требуется ваша посильная помощь. Это может быть кто угодно, например, чета пожилых пенсионеров, живущая по соседству, одинокая мать, растящая маленького ребенка, знакомый, попавший в тяжелую жизненную ситуацию. Уделите им немного времени и внимания, узнайте, не нужно ли чем-то помочь. Например, пожилым соседям можно хоть иногда приносить продукты, лекарства, если им самим тяжело выходить из дому. Пусть даже эта помощь будет весьма скромной, главное, чтобы она была предложена и оказана искренне, от чистого сердца. Вам самому будет приятно осознавать, что вы сделали доброе дело, помогли другим людям. И, скорее всего, вы точно так же будете вести себя в дальнейшем.

Не так уж важно, в какой именно форме выражается ваше участие. Это может быть: - посильная материальная помощь; - физическая помощь (уборка по дому, доставка продуктов, лекарств, присмотр за маленьким ребенком и т.п.); - добрый совет; - моральная поддержка; - бесплатная юридическая консультация и др.

В любом случае вы не только поможете другому человеку, но и сами станете лучше, добрее.

Вы можете получить информацию о людях, нуждающихся в помощи, обратившись в какую-либо благотворительную организацию. Вам наверняка дадут все необходимые контакты и подскажут, какая именно помощь будет наиболее полезной.

Также вы можете помочь детям из детского дома, например, подарив подарки или купив необходимые вещи

Если вы верующий человек и соблюдаете религиозные каноны, вспомните, что все основные мировые религии требуют относиться к другим людям с добром, любовью и справедливостью. Например, христианские заповеди прямо гласят: «Возлюби ближнего как самого себя!» и «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой».

Почему нужно быть добрым и милосердным

Доброта и милосердие идут на пользу человеку. Представьте общество, состоящее сплошь из черствых, безразличных себялюбцев. Где вам не только не приходится рассчитывать на чью-либо помощь, поддержку, но и поминутно надо опасаться козней, недоброжелательных выходок. Захотели бы вы жить среди таких людей? Очень сомнительно.

В природе властвует закон «выживает сильнейший». Там (кроме отдельных, крайне редких исключений) нет места милосердию. Но ведь человек потому и называется разумным, что он живет не только инстинктами. Не зря один мудрец сказал, что о цивилизованности общества можно судить по его отношению к детям и старикам, то есть к самым слабым и беззащитным людям.

Фото Shutterstock

Помогая тем, кто слабее, кто оказался в трудной жизненной ситуации, люди тем самым демонстрируют свои лучшие моральные качества. А сталкиваясь с чужой бедой, зачастую начинают по-другому оценивать и собственную жизнь, и систему ценностей. Те неприятности, проблемы, которые раньше казались существенными, доставляли сильный моральный дискомфорт, на фоне чужого горя могут показаться совершенно незначительными.

В евангельском описании Страшного суда (см.: Мф. 25: 31–46) содержится очень важная истина: оправдание или осуждение совершается по принципу нашего отношения к людям, а именно: были ли мы милостивы к другим. Проявив участие или, напротив, безучастность к страждущему человеку – а каждый страждущий несет в себе образ Божий, – мы тем самым выстраиваем свое внутреннее отношение к Богу: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40).

Евангелие, таким образом, однозначно свидетельствует: кто видит нуждающихся и не делает всего зависящего от него для оказания помощи, тот сам лишает себя надежды на благодатное общение со Христом. «Кто пропускает случай сделать добро, – поясняет преподобный Никодим Святогорец, – тот не только лишается плода от добра, но и оскорбляет Бога. Бог посылает к нему нуждающегося, а он говорит: “Приходи после”. Хотя он говорит человеку, но это все равно что Богу, пославшему его. Бог найдет другого доброго человека, а отказавший ответит за себя».

– это самое простое, в чем мы можем стать подобными Богу. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36). Не все способны стяжать продолжительную внимательную молитву, выдерживать полностью по Уставу посты, обрести глубочайшее смирение или кротость, иметь рассудительное отношение к жизни или уж тем более взойти к вершинам обо жения. А милосердие к ближним доступно всем.

Вместе с тем, когда мы говорим о милосердии, важно помнить, что слово «милость» означает не просто поступок, а особое душевное расположение. Милость – это сопереживание и сострадание, сердечная жажда помочь нуждающемуся. Для милостивого каждый страдающий – родной и близкий. Более того, при подлинном милосердии человек отдает свое другому и радуется.

В Прологе повествуется, как в одном монастыре с древних лет был соблюдаем следующий благочестивый обычай. Каждый год в Великий четверг из всех окрестных мест в обитель приходили убогие, вдовицы, сироты и брали из общего имущества иноков по установленной мере пшеницы, небольшое количество вина и меда и по пяти медных монет. Так что светлое Христово Воскресение они проводили без нужды и в радости.

Однажды сделался неурожай, и цена на хлеб чрезвычайно возвысилась. Хотя братия имели съестных припасов довольно, они подумали, что подаяния жертвователей на время неурожая прекратятся, и предложили настоятелю в этого года нарушить благочестивый обычай и не давать нуждающимся пшеницы. Долго добродетельный настоятель не соглашался на просьбу братии. «Грех нарушать уставы, данные нам святым основателем обители, – говорил он, – грех не надеяться, что Господь пропитает нас». Но так как братия решительно заявили, что не хотят в ущерб себе кормить других, то он с душевным прискорбием отвечал: «Поступайте, как хотите». И бедные, которые пришли в обитель с надеждой, возвратились оттуда с отчаянием.

Но вот в Великую субботу монастырский ключарь пошел в житницу, чтобы на выдать для хлебов чистой муки. Едва он отворил двери, как почувствовал дурной запах: вся пшеница настолько изгнила, что оставалось только выбросить ее в реку. Братия удивлялись, жалели о своем поступке и не знали, что делать; а благочестивый настоятель, спокойно посмотрев на испортившийся хлеб, сказал: «Кто преступает заповедь святого отца, основателя обители, не надеется на Промысл Божий и не милосердствует о бедных, тот непременно должен быть наказан за непослушание. Вы пожалели пятьсот мер и погубили пять тысяч… Впредь знайте, на Бога ли уповать должно или на свои житницы».

Напрасно думать, что можно быть счастливым, не помогая другим. Никогда не будет в твоем сердце радости, если ты отворачиваешься от своих ближних, отказываешься им помочь и думаешь лишь о себе. Наша душа жаждет добра и любви не только со стороны кого-либо, у нее есть потребность открываться навстречу людям, нести им свет и тепло. Поэтому когда ты творишь добро, то и сам становишься счастлив. Человек, не любящий ближних, не желающий другим людям добра, – это ущербный человек. И еще: это человек глубоко несчастный.

Но и если мы помогаем страждущему только лишь потому, что видим в нем жалкое существо, то наше милосердие – языческое. Мы и зверьку кидаем кусок хлеба, когда видим, что он голоден. А вот святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Знай, что твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим». Христианское милосердие видит в нуждающемся образ Божий, пусть и попираемый земными превратностями. Значит, мы не имеем права не помогать.

Здесь важно понять, что каждый терпящий скорбь – это Божий избранник, которому дано нести свой жизненный крест, на который, может быть, мы не способны. Помогая такому человеку, мы разделяем с ним его скорбь, но в итоге становимся и соучастниками уделенного ему избрания Божия.

Увы, в жизни постоянно приходится наблюдать противоположную ситуацию. Мы не хотим быть добрее и милостивее друг к другу. Всегда недовольны, раздражены, по отношению к ближним точны в формальностях: нельзя, не положено, не разрешается. Причем, проявляя жестокосердие к другим, мы часто хотим и ищем, чтобы к нам относились снисходительно и по-доброму. Нам неохота и в малом пойти навстречу ближним, а в личной жизни мы стремимся занять такое положение, при котором другие нам были бы обязаны помогать.

Знакомый проректор духовной семинарии рассказывал, как, вступив на административную должность, столкнулся с необходимостью руководить другими. Собственно, административная работа предполагает постоянный контроль, требования, организацию других на работу. Вся жизнь административного лица превращается в непрестанные указания другим, что и как делать, во взыскания: почему ты не сделал или сделал не так? Это накладывает отпечаток на личность. Но вот в один день, когда он оформлял страховой случай в связи с повреждением автомобиля, ему сообщили по мобильному телефону, что студент договорился поставить у ректора подпись на документе, через три часа ему с документами садиться на поезд, а ректор неожиданно из семинарии уехал. Единственный, кто еще может поставить подпись, это проректор. Но он сидит в отделе страховых случаев и думает, как правильно оформить повреждения, которые полиция почему-то не все записала в протокол. Расстояние между ними такое, что студент все равно опоздает, если поедет сначала к нему. Правильное решение родилось не сразу. Хотя время было вечернее и с проректором был ребенок, которому еще предстояло готовить уроки, он решил ехать на вокзал, чтобы встретиться со студентом у поезда.

Семинарист же явно запаздывал, и, стоя на перроне, мой знакомый начал усиленно о том, чтобы Господь помог. До отправления оставались считанные минуты. Он купил авторучку, которой, как всегда в такие моменты, в портфеле не оказалось, чтобы сразу же подписать документ. Чуда не произошло – поезд уехал. Студент прибежал лишь через три минуты, но за это время проректор успел продумать, как поступить, чтобы у студента не было шока. Тут же повел его сдавать билет. Тут же выяснил, что через два часа есть еще один поезд в том же направлении. Удивительно, но всего одно место было свободно. Пришлось добавить и денег на покупку билета. Но в итоге всё разрешилось благополучно. Значит, Господь помогает нам в бытовых ситуациях, но особенно помогает тогда, когда мы сами стремимся участвовать в жизни ближних.

Автор этих строк знает многих священников, которые безвозмездно помогают другим. И всегда эти священники испытывают радость, как будто не отдают, а приобретают сами. Милость всегда приносит с собой в душу широту и простор, милостивый выходит из узких рамок внутренней самозамкнутости, обретает свободу и радость сердца в совершаемом для других добре, тогда как эгоизм всегда обедняет жизнь.

Эгоист, словно вор, прячется от других, чтобы урвать только себе, – он несчастен и жалок в своекорыстии и, подобно кроту, роет норы в земном, подальше от света, как бы заранее стараясь обустроить накоплениями собственную могилу.

Но ведь человек – существо с такими глубокими духовными потребностями, которые не насытить своекорыстием. Никогда и никому не даст счастья обладание земными сокровищами, если они не разделяются с ближними. Эту истину так выражает преподобный Максим Исповедник: «Мое есть то, что я отдаю другим». Потому что сердце радуется, лишь раскрываясь навстречу ближним, а не замыкаясь в себе. Известный наш баснописец Иван Андреевич Крылов представил это образно в басне «Лань и Дервиш», заключая:

Так, истинная благость
Без всякой мзды добро творит:
Кто добр, тому избытки в тягость,
Коль он их с ближним не делит.

Душа не может быть счастлива без милосердия. Сердце каждого из нас жаждет добра и хочет делать добро, пусть мы не всегда понимаем это своим грешным умом. Уже в самом делании добра человек отчасти вкушает райское . Человек с милостивым сердцем становится духовно богат, и потому он более полно и ярко воспринимает жизнь.

Есть люди, которые, по слову Писания, «не заснут, если не сделают зла» (Притч. 4: 16). Но есть и такие люди, которые не могут заснуть, если не сделали кому-то добра. Среди святых, прославившихся особой заботой о бедных, наибольшим почитанием пользуется Александрийский патриарх Иоанн, прозванный Милостивым. Все свои средства он тратил на помощь несчастным, оставаясь сам в крайней бедности. Как-то один знатный житель Александрии подарил ему дорогое одеяло, прося непременно воспользоваться этим даром. Действительно, святой Иоанн покрылся ночью одеялом, но мысль, что можно было бы помочь несчастным на средства с дорогой вещи, не давала ему покоя. Утром Иоанн послал продать одеяло, а вырученные деньги раздал нищим. Подаривший увидел свое одеяло на рынке, купил его и вновь принес святому Иоанну. Но угодник Божий поступил тем же образом еще до вечера, чтобы уснуть спокойно. Когда же подаривший принес одеяло в третий раз, святой Иоанн сказал: «Я всегда буду продавать эту ненужную мне вещь; увидим, кто первый из нас перестанет делать свое».

Антон Павлович Чехов как-то верно сказал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – , бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Кто же будет напоминать за дверью души каждого человека своим стуком о необходимости творить милость? Таковой должна быть, прежде всего, наша совесть. Самая суть человека и определяется тем, каков он наедине со своей совестью.

А вот как предостерегает нас святой праведный : «Будьте внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет просить вас об ней: враг постарается в это время обдать сердце ваше холодом, равнодушием и даже пренебрежением к нуждающемуся; преодолейте в себе эти нехристианские и нечеловеческие расположения, возбудите в сердце своем сострадательную любовь к подобному вам во всем человеку, и о чем попросит вас нуждающийся, по силе исполните его просьбу».

Уже в школьные годы не мог пройти мимо нищего, чтобы не подать ему. Если же нечего было дать, он всегда говорил: «Извините». Однажды Гоголь даже остался в долгу у одной нищенки. На ее слова: «Подайте ради Христа» – он ответил: «Сочтите за мной». И в следующий раз, когда та обратилась к нему с той же просьбой, он подал ей вдвойне, объяснив: «Тут и долг мой».

В Священном Писании отказ в милостыне рассматривается однозначно как грех (см.: Втор. 15: 7–9). А о самой милостыне говорится так: при подаянии ее «не должно скорбеть сердце твое» (Втор. 15: 10). «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). И хотя есть такие просящие, которые нищету превратили в ремесло, однако не наше дело всякий раз разбирать, куда и для чего пойдет наша милостыня. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7), – говорит Спаситель, не рассуждая о каких-то условностях.

Для того чтобы научиться христианскому милосердию, можно предложить несколько правил:

1. Подавайте хотя и немного, но с . Не требуется отдавать всё, что у вас есть. Подайте хотя бы чуть-чуть, ущемите себя в малом, но только без раздражения к человеку: не отмахиваясь от бедного, как от назойливой мухи, а желая ему добра.

2. Обязательно помогайте тем людям, скудость жизни которых вам достоверно известна, – родственникам, сотрудникам, знакомым.

3. Не осуждайте нищих, которые просят на пропитание, но, как вам кажется, способны были бы сами работать или якобы употребят вашу милостыню не на добро. Каждый сам за себя ответит.

4. Наконец, не подавайте милостыню из желания похвалы, ради видимого престижа, рейтинга или даже просто отчета. Такие люди «уже получают награду свою» на земле, оставаясь без награды Отца Небесного (см.: Мф. 6: 1–2).

По словам святого Иоанна Златоуста, милосердие имеет различные образы. Есть дела телесной милости: напитать алчущего, напоить жаждущего, одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой одежде, посетить больного, принять странника в дом и т. д. А есть духовные дела милости, которые настолько выше, насколько душа выше тела. Дела духовной милости, например, таковы: обратить грешника от заблуждения, научить неверующего истине и добру, подать ближнему добрый совет в затруднении или не замечаемой им опасности, утешить печального, не воздавать за зло злом, от сердца прощать обиды.

Помочь можно и теплой молитвой о нем. Деньги у нас не всегда бывают с собой, а молитва, как говорят святые отцы, всегда при нас. Более того, напрасно думать, что, оказав только материальную помощь другому, ты исполнил свой христианский долг, как бы откупился от требований Евангелия. Спаситель призывает нас возводить всех к единению с Богом: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21). Путь к этому прокладывает молитва.

Молитва объединяет, благодатно связывает воедино всех, о ком мы произносим пред Господом наши молитвы. Поэтому молитва – это возможность всегда и везде делать людям добро.

В молитве нет разделения на далеких и близких, на врагов и друзей, потому что в молитвенных просьбах христианина все поставляются пред Всевидящим Богом, все и призываются к вечному Его Царству.

Но молитва только тогда молитва, когда находит отклик в сердце молящегося, когда душа пламенеет желанием подарить другим вечность, испросить у Господа этот бесценный дар для других, и потому молитва от сердца – всегда торжество любви и добра, она – начало победы над враждебными чувствами, злобой и ненавистью.

Молитва – испрашивание милости у Господа. Молиться от сердца о ком-либо – значит чувствовать чужую боль и протягивать руку нуждающемуся, как бы взять его ношу, чтобы ему самому стало легче.

Итак, много средств к милосердию предложено нам, и, хотя конкретный выбор остается за нами, несомненно одно: каждый шаг навстречу другому, каждое доброе дело, милостыня, бескорыстная помощь и молитва о ближних найдут свое оправдание, украсят душу милостивого человека и сделают его жизнь более радостной и счастливой.

Во все времена сострадание и стремление помогать нуждающимся и немощным, больным и слабым считалось одной из главных добродетелей. Однако ныне в реальной жизни многие из нас руководствуются иным принципом: «Главное - чтобы МНЕ было хорошо!». Одним милосердие кажется архаизмом, другие считают его хорошим и благородным явлением, и даже восхищаются милосердными людьми, но сами не готовы палец о палец ударить ради помощи страждущим. И ведь, правда - какой смысл нарушать собственный душевный комфорт, принимая близко к сердцу чужие беды, страдания и проблемы? С какой стати отказывать себе в удовольствиях и дорогих покупках, помогая другим людям или спасая чьи-то жизни? И, в конце концов, какую выгоду получает человек, в ущерб своим желаниям и интересам становящийся на путь милосердия?

О пользе безкорыстного добра

Когда Таня К. поступила на курсы сестёр милосердия, её мать была в шоке: «Ты с ума сошла, дочка! Мало тебе, что жених тебя бросил, что по жизни вечно не везёт - так ты ещё и профессию нашла хуже некуда! Хочешь за копейки мучиться там, где и за нормальные деньги ни кто работать не будет, готова за «спаси Господи» г…но за лежачими выносить и гнилые раны перевязывать?! Старой девой остаться хочешь?!» Но Таня её не слушала.

Добрую и отзывчивую младшую медсестру очень скоро полюбили все тяжелобольные областной травматологической больницы. В палатах, где она работала, заметно снизилась смертность - ведь прежде многие пациенты умирали только потому, что их некому было вовремя перевернуть и обработать пролежни, либо унять смертельную душевную тоску добрым словом и молитвой. Таню стали называть «добрым ангелом отделения». Считавшаяся прежде «гадким утёнком» девушка обрела душевную гармонию и заметно похорошела. Гуляя на её свадьбе, я мог только порадоваться за то, как всё удачно сложилось для моей приятельницы. Став счастливой женой и матерью, после декретного отпуска она и поныне работает там, где её так любят и всегда с нетерпением ждут…

С эгоистической точки зрения участие в чужой боли, проблемах и лишениях, мягко говоря, дело не привлекательное и не сулящее ничего хорошего. Непонятно, как это люди могут добровольно и непринуждённо вешать на себя чужие беды и страдания, отказываясь от спокойной беззаботной жизни. Но даже эгоист, оставив предубеждения и попробовав помочь нуждающимся, может с удивлением осознать, что на самом деле быть добрым и милосердным - весьма отрадно для души и очень полезно, причём, не только в морально-духовном смысле. Поскольку внешний мир - прямое продолжение нас самих, сострадая и помогая другим мы приносим пользу самому себе. Как показывает практика, тем, кто старается безкорыстно помогать другим и творить добро, обычно везёт по жизни, их сопровождает удача и хорошее настроение.

Не так давно доводилось общаться с бизнесменом В., которого друзья и родные порой упрекают в «излишней расточительности». Он не может пройти мимо чужой беды и очень многим помогает. Из-за этого ему приходится отказывать себе в любых излишествах - у него нет крутой виллы где-нибудь на курорте, яхты и прочих дорогих игрушек, но ему вполне хватает московской квартиры и скромной подмосковной дачи. Зато редко встретишь среди подобного круга людей столь жизнерадостного и весёлого человека, излучающего добро и любовь.

Как-то жена почти уговорила его купить престижный дорогой внедорожник взамен скромной иномарки, которую может себе позволить даже простой менеджер, и он уже деньги на покупку собрал… Но в последний момент случайно узнал, что маленький сын его рядовой сотрудницы тяжко болен, и если срочно не собрать деньги на дорогостоящую операцию за границей - он умрёт. Он отдал ей деньги, и малыш был спасён. Как признался А., отказав себе в покупке ради спасения чужого ребёнка, он был вознаграждён такой радостью и душевным наслаждением, каких у него, пожалуй, ещё никогда не было. Да и доходы фирмы после этого заметно выросли. Как-нибудь попозже он купит себе новую машину. Если, конечно, опять кому-нибудь не понадобится его помощь…

Мой знакомый, обычный парень Серёга, любил жить «в кайф» и никогда не считал себя альтруистом. В прошлом году он собирался съездить в отпуск на юг. Он уже предвкушал, как будет отдыхать на море, наслаждаясь ничегонеделанием и курортными романами. Но из-за аномальной жары и засухи начались лесные пожары. Узнав, что огонь приближается к деревне, где он в детстве часто отдыхал летом у бабушки, он неожиданно для всех сдал билеты и вместо моря отправился спасать лес в составе добровольной пожарной дружины. Уже нет в живых бабушки, и в её доме живут чужие ему люди, но спокойно отдыхать, зная, что его родной деревне грозит гибель, Сергей не мог. Деревню отстояли, и можно было уезжать, но он так вошёл во вкус, что решил остаться и потом ещё две недели помогал тушить пожары в соседних районах.

С обывательской точки зрения Серёга поступил как «лох» - лишил себя безмятежного отдыха и безплатно вкалывал большую часть отпуска. Но в реальности он получил огромное моральное удовлетворение и ощутил, что не зря живёт на свете. А ещё он познакомился с замечательной девушкой, которая тоже как и он не смогла остаться равнодушной, узнав о горящих лесах и деревнях. Они полюбили друг друга и, похоже, дело идёт к скорой свадьбе.

Лекарство для души

У прихожанина соседнего прихода Николая Л. был богатый и успешный двоюродный брат Олег, коему многие завидовали. Он менял как перчатки красивых жён, дорогие машины и ни в чём себе не отказывал. Но когда однажды Коля предложил ему посильно помочь их возрождающемуся храму, тот в ответ скривил презрительную мину и покрутил пальцем у виска: «Вот ещё, у меня лишних денег на такую фигню нет, всё в деле!» В другой раз у Коли тяжело заболела дочка, и он попросил кузена всего лишь одолжить ему деньги на лечение. Но и тут родственник категорически отказал ему. Выручили прихожане любимого храма, собравшие «с мира по нитке» на лечение девочки.

Зла на жадного кузена Коля не держал, он даже сочувствовал ему - как ни красива на поверхностный взгляд его жизнь, но в реальности жить столь немилосердному человеку наверняка тяжело и безотрадно. Недавний финансовый кризис подкосил бизнес Олега и привёл его фирму к банкротству. Пришлось продать обе дачи - в Подмосковье и на Чёрном море, и почти все машины. Очередная жена сбежала к более успешному конкуренту и Олег от отчаяния запил. Недавно он загадочным образом вывалился с балкона одиннадцатого этажа и разбился. Родственники считают, что это был не несчастный случай, а самоубийство.

Действительно, можно лишь посочувствовать тем, для кого милосердие кажется чем-то излишним и ненужным. В то время как добрые, отзывчивые люди духовно обогащаются, обретая радость и мир в душе, их немилосердные антиподы впускают в свои сердца холод, зло и уныние. Такие люди даже живя в роскошных дворцах способны ощущать себя словно в аду, безуспешно пытаясь заглушить работой или поиском удовольствий тоску и внутреннюю пустоту.

Но шансы исправиться и начать новую жизнь есть у каждого, даже у самого закоренелого уголовника.

Андрей Г. почти полжизни провёл за решёткой за убийства, кражи и разбои. На зоне его боялись и уважали за силу и крутой нрав. Однажды, сидя в штрафном изоляторе, он заболел и ощутил себя на грани жизни и смерти. Им овладела безпроглядная чёрная тоска. Неожиданно для себя самого он явственно увидел и почувствовал, насколько грязна его душа, которую он сам же изуродовал, как мерзка и безысходна его жизнь, которая вот-вот оборвётся. Он плакал и скулил от отчаяния, а дальше с ним случилось нечто вроде покаянного катарсиса. Он явственно ощутил и увидел Бога, и ему дали понять, что даже такого падшего Господь любит и ждёт его покаяния и исправления. После этого заключённый Г. радикально преобразился и, как сочли большинство его коллег - «сошёл с ума и стал блаженненьким». Андрей вдруг стал тихим и кротким, а открытие у них на «зоне» церкви воспринял как драгоценный подарок Свыше. После освобождения он категорически порвал со старыми дружками и по рекомендации тюремного батюшки устроился на работу. Ныне он - постоянный прихожанин храма, где служит один из моих знакомых священников. В свободное время Г. регулярно ходит в дом престарелых и в больницу, принося с собой еду и конфеты для брошенных стариков и ведя с ними задушевные беседы. Добрыми делами и помощью людям он старается компенсировать то зло, которое прежде натворил.

Раньше я, можно сказать, не жил, когда людей грабил и жизни лишал - по сути, я самого себя изнутри убивал! - признался он мне во время беседы. - А теперь, когда другим помогаю - «отпускает» помаленьку, оживать начала душа, появляется радость и удовлетворение. И надежда, что Бог меня за всё простит...

Не делай добра - не получишь зла?

До чего ж несправедлив и ненормален этот грешный мир! - заявила мне как-то одна из знакомых, бойкая пятидесятилетняя женщина, считающая себя образцом доброты и милосердия. - Как же тяжело быть доброй и всем помогать, ведь кругом одни неблагодарные свиньи!

Последние годы Ольга ведёт активную благотворительную жизнь, надеясь заслужить себе хорошее местечко в Царстве Небесном. Но творимое ею добро слишком уж пропитано тщеславием и самодовольством. С родным сыном взаимопонимания нет - «вырос балбес и ничего делать не хочет». Словно назло ему она время от времени приводит в дом «странниц» и даже откровенных бомжей, возится с ними, отмывает, кормит, даже на ночь оставляет несмотря на шумные протесты сына. А потом негодует, если после их пребывания недосчитывается денег и каких-то вещей. Облагодетельствованные пользуются её добром, но, как правило, взаимностью не отвечают. Даже родной брат, которому она столько помогала деньгами и от тюрьмы спасла, даже не подумал помочь, когда ей самой потребовалась неотложная помощь. Вот и помогай потом людям!

Пословица «не делай добра - не получишь зла» по своей сути хоть и лукава, но возникла не на пустом месте и в ряде ситуаций может оказываться актуальной. Не всем милосердным в жизни везёт, особенно если они не свободны от гордыни и ждут от других ответного добра, а если не дожидаются - то обижаются. К тому же, добро следует творить с умом и рассуждением, иначе оно порой может обращаться во зло для тех, кому это добро делают и для самого благодетеля.

Знаю доброго, но уж больно авторитарного отца семейства, который пытается за всех всё решить, «чтобы всем было хорошо». Жена его втихомолку спивается, любимая дочь сбежала жить к любовнику, не в силах выносить «слишком правильного» отца, а сын пытался покончить с собой после того, как папа запретил ему поступать в театральный институт, о котором он мечтал с детства. По мнению Виктора, мальчик должен идти в «серьёзный» вуз - на юриста или инженера, а не «чёрт знает куда». Недавно он загорелся идеей помочь реставрировать православный храм. Но денег с доходов его фирмы не хватало, и тогда он стал задерживать и урезать зарплаты и премии своих сотрудников. Ему даже почётную грамоту от имени Церкви выписали, которую он повесил у себя в офисе на видном месте. Вот только работники его почти все поувольнялись, не в силах выносить и терпеть «православного» шефа-самодура.

Делая добро, полезно анализировать - всем ли оно принесёт пользу, и не обернётся ли во зло. Добрые дела надо делать просто так, от доброго сердца, тут же забывая об этом, не теша себя самолюбованием и не ожидая ни от кого отдачи и благодарности. А также не пытаясь «купить» себе прощение грехов. И лучше о своей доброте и милосердии никому не рассказывать

Образцом для подражания мог бы считаться живший в XIX веке в Москве доктор Фёдор Гааз, которого при жизни многие почитали святым. Он был очень богатым человеком, но все свои доходы тратил, помогая бедным, больным и заключенным. Открывал больницы и школы, безплатно лечил и снабжал лекарствами страждущих. В итоге, к концу жизни он потратил все свои сбережения, и даже хоронить его пришлось на государственные средства. Но такой пример совершенного милосердия способен вместить далеко не каждый человек. Чтобы не обрекать самих себя на крах и нищету, лучше рассчитывать свои способности и возможности.

Какой хороший Бог у христиан!

В первые века распространения христианства многие язычники уважали христиан и тянулись к ним именно за искреннюю любовь и милосердие. В житии святого Пимена есть интересный случай из его юности. Он был язычником и служил в императорской армии. Обычно население городов и сёл встречало солдат враждебно, не желая делиться с ними едой и терпеть на постое ненасытную армейскую орду. Но однажды после долгого утомительного похода изнурённые войска зашли в удивительную деревню, жители которой не попрятались, а сами вышли им навстречу и оказали радушный приём. Мужчины и женщины тащили большие корзины с хлебом и плодами, девушки улыбаясь протягивали солдатам кувшины с водой.

Это христиане, - пояснил Пимену его друг, старый бывалый солдат. - Их Бог велит любить людей и служить всем...

«Какой хороший Бог у христиан! - подумал юноша, - а наши боги такого не велят. Хорошая вера, надо бы узнать о ней получше...» Впоследствии Пимен стал великим христианским подвижником. Известно его изречение: «Три главных дела необходимы нам: бояться Бога, молиться и делать ближним добро».

«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» - учил Спаситель (Мф.5:40-42) . Любовь к ближним у христиан неразрывно связана с заповедью любви к Богу и умением видеть в любом нуждающемся человеке «образ Божий» независимо от его недостатков. Новый Завет содержит массу призывов к милости и состраданию, и даже весь смысл ветхозаветного закона Христос сводит к заповеди о любви к Богу и ближнему. А его притча о милосердном самарянине, спасшем пострадавшего от разбойников человека, от которого отвернулись проходившие мимо «благочестивые» священник и левит, актуальна и поныне. Если мы видим, что другому человеку плохо, наша совесть не должна позволить нам пройти мимо, даже если мы заняты благочестивыми заботами или семейными попечениями.

Милосердие может иметь самые разные виды и формы. Помогать можно не только деньгами и едой, но и просто добрым словом. Подавая милостыню, надо стараться делать это с любовью, от искреннего сердца. А если у вас не хватает денег, чтобы помочь нуждающемуся - можно хотя бы мысленно помолиться о нём, чтобы Господь ему помог и защитил.

По мнению святых отцов, на последнем всеобщем Страшном Суде все люди (в том числе и не христиане) будут судиться Богом прежде всего по их делам любви и милосердия. Так что можно сказать, что добрым и отзывчивым повезёт вдвойне. Ещё при жизни познав радость добра и счастье, сопутствующее милосердным людям, оставив после себя добрую память, они после смерти будут спасены от зла и станут жить у Бога в блаженной безконечно счастливой Вечности.

Отвечают полицейский, студент-медик из Малайзии, «Владимир Ленин», школьница, писатель, офицер, израильский инженер на пенсии, историк философии, начальник юридического отдела из Челябинска. Опрос на улицах Москвы показал, что милосердия не хватает всем, но люди понимают это слово по-разному.

Павел, 24 года, полицейский

– Что для вас милосердие?
– Это доброта.

– Нужно ли в современном мире милосердие?
– Конечно, нужно, потому что мир стал жестоким. Люди стали более эгоистичными, это проявляется в жадности каждого отдельного человека. Потому что каждый человек хочет выжить в данной среде и не хочет помочь другому. А помогать нужно всем.

– Даже тем, кто сам виноват в своей беде, например алкоголикам?
– Если человек неизлечим, то это же не значит, что ему нельзя помочь.

– Приходилось ли вам сталкиваться с милосердием в своей жизни.
– Я сирота, и родственники взяли меня в семью и довольно сильно мне помогли в плане воспитания, становления идей, мыслей и мечты на будущее. Для меня это много значило. Если потеряешь обоих родителей, то нет особого желания к чему-то стремиться.

– В вашей работе есть место милосердию?
– Вот поймали мы какого-то преступника, который ограбил человека. А сколько людей пострадали? У кого-то он, может быть, последнее забрал? Его поимка – это милосердие по отношению к тем, кто мог стать следующей жертвой.

– Расскажите какой-нибудь конкретный случай из вашей жизни.
– Была драка на вокзале. Я был одет не по форме и шел по вокзалу, увидел, как незнакомые мне люди дерутся, и я их разнял.
–Как вам это удалось, это же не так просто?
–Ну как, репа то не маленькая.

Игорь, 30 лет, начальник юридического отдела компании по производству насосного оборудования


– Это сострадание не только к близким, но и вообще, ко всем окружающим. Сочувствие, выражающееся в определенной помощи людям в трудные для них моменты.


– Обязательно. Без милосердия никуда. Если у нас в наших сердцах не будет милосердия, то мы и людьми себя считать не имеем права. Без милосердия появляется равнодушие к общим проблемам, человек начинает замыкаться на себе, на своих благах, становится безразличным. Я считаю, у нас такого не должно быть в обществе.


– Я лично и наша компания помогаем детскому дому и дому престарелых в Челябинской области. Мы организуем детские праздники, недавно построили игровые площадки, а в дом престарелых собираем необходимые вещи. Есть группа людей, которые проявляют неравнодушие. Это не только личная вера, но еще и воспитание.

Аравинден, студент-медик из Малайзии

– Что для вас значит милосердие?
– Милосердие – это когда один человек помогает другому, это должно происходить везде. Милосердие нужно, чтобы снять груз с плеч некоторых людей.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– На прошлой неделе я ехал в метро, и одна дама ехала с большой сумкой и не могла спуститься. Она попросила меня о помощи, и я помог ей, а потом пошел дальше. А дальше была еще одна лестница, и я решил дождаться женщины и помочь ей еще раз, и она сказала «спасибо большое».

– В вашей стране больше милосердия?
– Да, конечно. Я живу в России три года. Жизнь людей здесь и в Малайзии сильно отличается. Я не вижу здесь людей, которые помогают окружающим. Между тем, это обычное дело в моей стране, я это видел множество раз. Где бы ты ни был, если у тебя на улице что-то случилось, к тебе подходят и спрашивают «чем могут вам помочь». А здесь люди просто проходят мимо и не обращают внимания, им все равно.

«Владимир Ильич Ленин»

– Что для вас значит милосердие?
– Если жалеть человека, который сам себе вредит, сам себя в гроб загоняет, например, пьяниц, то это не милосердие. Наверное, их не стоит жалеть, потому что они сами выбрали себе дорогу. Но если человек заболел или как-то иначе попал в беду по независящим от него причинам, тогда естественно можно проявить милосердие.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Я в своей жизни стараюсь больше надеяться на свои силы и больше сам помогаю, чем мне помогают. Несколько раз было, что и мне помогли, но в основном препятствуют. Здесь, например, наши доблестные органы сделали преступников, таскают и таскают в свое отделение.

Я подарил племяннику квартиру. Дочке оставил другую квартиру. А когда уйду, то сразу осчастливлю большое количество родственников, потому что заработал не Ленине за 20 лет на четыре квартиры и собираю на пятую.

Когда я начинал, то надеялся, что у меня будет собственный самолет – так резво все начиналось. Но вдруг всего этого не стало, поэтому остановился на квартирах.

С меня начали копировать образ, но другим «Ленинам» как-то не везет. Я думал, кто-нибудь меня превзойдет, появится нормальный, достойный Ленин. Когда они приходили, от меня зависело, оставить их здесь или нет – я имел влияние на милицию. По доброте своей я решил ладно, пусть работают. Мало того, дарил им вещи с собственного плеча, то пиджак, то кепку. Но все они начали вместо того, чтобы идти вверх, опускаться, стали алкоголиками. Деньги легкие, под рукой, они их зарабатывают и сразу пропивают. Получилось, что вместо добра я причинил им зло.

Евгения, 16 лет, школьница

– Что для вас значит милосердие?
–Сейчас так мало милосердия и у нас, и везде. Люди помогают только если заболел, например, ребенок, и надо его вылечить, но и то очень мало. Люди становятся злыми, становится меньше добра, мир деградирует.

– Почему вы так думаете?
– Из-за людей, их поступков. Люди и знакомые мне, и незнакомые в интернете смеются над больными, над немощными. Это плохо, и это я считаю злым. Или они говорят в лицо одно, а за спиной могут говорить совсем по-другому, и на самом деле они оказываются совсем другие, скрывают свои эмоции и свой характер.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Я помогаю больным детям или могу немного денег подать прохожим на улице или положить в ящик для сбора на какую-нибудь операцию. Могу помогать родным, в том числе душевно. Например, если у них проблема, то можно подсказать решение, а если человек плохо себя чувствует, то помочь ему добрым словом, как-нибудь поддержать. Может, это и есть милосердие?

Сергей Павлович, писатель, бывший энергетик

– Что для вас значит милосердие?
– Милосердие это сложное понятие. Для некоторых людей милосердие – это так, знаете, развлечение. А настоящее милосердие – это когда ты отдаешь последнее и действительно хочешь помочь кому-то.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Я писатель и эту тему тоже прорабатывал. За всю жизнь, а она у меня была большая, так чтобы по-настоящему милосердие, такого не было. Доброта была, забота, а милосердия – не было. Милосердие это что-то более высокое.

В мое время люди как-то лучше относились друг к другу. Так воспитывают сегодня – ты должен сам побеждать, быть эгоистом и все пробивать в этой жизни. Основа сегодняшней жизни – конкуренция.

Вот я читал, что Шварценеггер за годы своей актерской карьеры в своих фильмах убил 549 человек. Хотя он не очень много убивал, а больше красовался. Такие фильмы немножко вызывают жестокость. Особенно много в детских играх, непрерывно убивают и убивают. Для многих сейчас убийство человека – это уже так, ничего особенного.

Я четыре года жил на Кубе, там милосердие может быть проявить сложно, потому что все с одинаковым уровнем достатка, но люди там были добрее.

Н., 39 лет, историк философии и религии

– Что для вас значит милосердие?
– Никогда не задумывалась об этом. Русский язык такой богатый. Составное слово – милующее сердце.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– По отношению ко мне – да. С моей стороны – намного реже. У меня, например, очень тяжело заболела мама, у нее нашли рак, и я фактически осталась одна с этой бедой. Я заканчивала институт, поступала в аспирантуру, и денег у меня не было совсем, а оплачивать надо было все.

Я сразу подготовилась к тому, что попаду в страшную передрягу, чуть ли не до продажи квартиры. Все люди, с которыми я встречалась, может быть, видя мой возраст, не взяли с меня ни копейки, все врачи помогали как могли. А когда надо было заплатить очень большие деньги за химиотерапию, они сделали так, что мы смогли получить ее бесплатно.

Я вылечила маму. От меня не потребовалось продавать квартиру, хотя я бы это сделала. Для меня это был колоссальный акт милосердия, абсолютно не банальный. Причем сопли никто не разводил – есть у человека работа, и он ее делал. Очень конкретно, очень спокойно, меня буквально водили за руку по этапам лечения. И я пришла немного в себя. В итоге врачи сохранили не одну, а две жизни.

– Что, вы совсем никому не помогали?
– Почему никому? Что я, совсем урод что ли? Деньги я даю, просто целенаправленно – не нищим, а конкретным людям, которых я знаю. Старым, соседям, близким. Я не совершаю каких-то поступков. Это очень просто, делать какие-то посильные конкретные вещи, без совершения «акта милосердия». Покупаю, например, достаточно дорогие лекарства одинокому человеку, который не может их купить.

Или моя мама лежала в палате, в которой было девять человек. Нет ни санитарок, никого. Приди, помоги, убери, правильно? Все в пыли, убери ты эту пыль, людям дышать легче станет. То есть какие-то элементарные вещи. Не думаю, что это милосердие. С другой стороны, людям полегче стало, доброе слово от меня услышали. Может быть, боль несколько уменьшилась.

Константин, 41 год, офицер

– Что для вас значит милосердие?
– Как гражданин России я считаю, что милосердие – это бескорыстная помощь.

– Нужно ли милосердие и почему?
– Нужно обязательно, потому что оно является одной из основ общества. Если в обществе отсутствует милосердие, то оно само себя погубит. Воины, идущие на войну, должны быть уверены, что если они погибнут, их семьи будут поддержаны. А воины, вернувшиеся с войны, должны быть уверены, что их государство тоже поддержит. Так же и социальные катаклизмы, которые дорого обходятся многим слоям общества.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Конечно. Я долго служил в Азии, приходилось спасать людей, которые попадали в тяжелые ситуации. Мы там служили, места пустынные, поселки через 150-200 километров, а морозы зимой бывают по 30-40 градусов.

Ситуации разные были: техника ломается, местное население, охотники, иногда застревали в глуши, мы их спасали. На стойбищах до сих пор сакманщиками работают без документов славяне, в том числе русские. Они бегут из рабства, их ловят, это ни для кого ни секрет. Беглых мы тоже спасали.

Эйтан Дегани, пенсионер из Израиля, бывший инженер

– Что для вас значит милосердие?
– Это способность одного человека действовать с любовью по отношению к другому человеку или множеству людей, или к животным. Это способность давать другому. Лично для меня милосердие это действовать с личным чувством по отношению к другим. Я не уверен, равняется ли милосердие состраданию. Сострадание – это видеть другого с высшей точки зрения, понять, чего он хочет, и помочь ему с этим.

– Нужно ли милосердие в современном мире?
– Не знаю, понимает ли кто-нибудь мир, если только он не смотрит на него с религиозной точки зрения. Религиозная точка зрения дает общую картину с Богом и так далее. Мир нуждается в милосердии. Чем больше мир стремится смотреть на все с точки зрения экономики, тем меньше он замечает людей. Он думает только о развитии, о том, как заработать больше денег, и он не заботится о людях.

То же самое можно сказать про политиков и олигархов. Вы слышали про 99%, что элита составляет менее 1% населения, и им принадлежат все богатства? Это несправедливость по отношению к остальным людям. Повсюду в мире сейчас восстания и беспорядки. В Испании, России, в США на Уолл-стрит. Конечно, правительства действуют без сострадания. Они действуют с точки зрения того, как управлять людьми. А я бы хотел, чтобы политики смотрели на людей с большим состраданием, а не с этой эгоистичной точки зрения «как сохранить правительство». Да и некоторым религиям нужно больше сострадания.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Да, вчера мы остановили такси… Надеюсь, это не пойдет в КГБ? Нет? Хорошо. Мы увидели женщину с табличкой и попросили водителя такси остановиться. Она выглядела бедной, а на табличке было написано, что у нее двое детей. Все трое из нас, сидевшие в такси, дали ей немного денег. Это произошло просто автоматически.

Милосердие. Нужно ли оно в наше время? Что это такое? Должны ли мы помогать другим?
На эти вопросы каждый может ответить лишь сам, и точка зрения каждого человека, конечно будет отлична от мнения других. Поэтому здесь я изложу лишь свою точку зрения по данному вопросу. Честно говоря все эти годы я смотрю на окружающее меня общество и ужасаюсь насколько бОльшая часть его цинична,бездушна и безразлична ко всему происходящему.И тем не менее поступки важнее слова.
Как вам такая ситуация:
На остановке бегает перепуганная кошка. К ост. подъезжает автобус ЛИАЗ, она под него заскакивает и садится под задним правым колесом. Естественно водитель ничего про неё не знает и собирается вот-вот отъезжать, и понятно, на 99% задавил бы её. Полная остановка народа -всем глубоко наплевать. Короче в момент закрывания дверей, с риском для жизни, я бросаюсь под колесо и выдёргиваю кошку. Только успеваю это сделать -автобус отъезжает.
Очень обидно, что порой люди в погоне за славой, каким-то своими ценностями, забывают о ценностях душевных:: о милосердии, верности и любви. Многие люди просто не понимают, что если бы сейчас не было меня, моего благотворительного проекта, окружающих меня людей, с такими же жизненными ценностями, добродушием и старанием помочь миру, то этот самый мир бы очень быстро загнулся. Но пока у нас есть силы -мы будем как угасающие искры костра: светить в надвигающееся тьме, пока не придут те, кто сможет разжечь этот костёр вновь.
Иногда я просто не понимаю: ОТКУДА столько жестокости в окружающих меня людях, моих сверстниках. Впрочем иностранная политика: фильмы и книги тоже сделали своё дело. Новое поколение не воспитано на фильмах: «Они сражались за родину» и не слушало «Севастопольский вальс».Более того современное общество в большинстве своём лишилось лица, словно растворилось, в одной большой оболочке, с хищным оскалом, готовым сожрать всё живое, в угоду своим интересам. Так можно ли быть милосердным по отношению к такому обществу? Перед тем, как что-то сделать-я задаю себе вопрос: "Что это изменит?"
если уже ничего не сделать, то как это не прискорбно, лучше сражаться там, где будущее ещё возможно., ибо милосердие тоже бывает разным.
Однажды из окна 10 этажа выпал кот. Он ударился о мостовую, переломал все кости и бился в мучительной агонии. Проходящая мимо женщина убила его. Как ни прискорбно, но в данном случае- это милосердие.
Здесь я позволю себе привести несколько цитат:
"Для нас на Земле, ужас-бытие и повседневность. Как растение, как солнце -его не в тиснуть ни в какие рамки."
С. Селмон
Из глубины веков шептало время-
Ты будь собой и грим не одевай
Всё человечество давно играет роли,
А ты попробуй сам себя сыграй.
Д.Балашова.
Так вот нам сейчас важно проявить милосердие к старшему поколению, заново научить этому будущее поколение, но некоторые личности из современного общества, те кто ради смеха убивают собак и кошек, избивают ветеранов-не заслуживают ни милосердия ни прощения. Никогда.
И все разговоры об окружении, давлении- полная чушь. Они сами выбрали этот путь, судьба вопрос выбора и никто не может тебя заставить пойти по определённому пути.
Жизнь не в том, чтобы жить, а в том чтобы чувствовать, что живешь. И пусть все эти события, чувства- лишь элемент. Элемент времени и жизни.
У меня есть роман «Две фигуры у фонтана».Он о счастье, о любви и о том, как найдя драгоценный талисман можно всё это перечеркнуть, о том как люди становятся бездушными и безразличными ради богатства. И о том, насколько быстро такой мир может разрушиться.
Подводя этому итог, можно сказать, что милосердие не просто нужно, а необходимо в этом мире, пусть даже в незначительный его проявлениях. Но к сожалению, сейчас мы имеем проблему гораздо более трудную, чем потери милосердия и сострадания, как жизненного качества. Мы имеем разрушающиеся общество и бесчувственных людей, для которых любовь уже ничего не значит. Запуская благотворительные проекты «Пересекая Россию» и «Две фигуры у фонтана» - я отчётливо понимаю, что мы последние -кто может спасти этот умирающий мир. И пусть над этим сейчас многие смеются. Всех кто сейчас это читает, кто ещё имеет свою личною позицию, а не растворился в общем облаке тьмы, я призываю присоединиться к нам. И вместе мы победим.
Раньше мы и представить не могли, что общество одной национальности, одной расы, а иногда даже и более родственных людей, сможет разделиться на два враждующих лагеря: свет, где правит милосердие и любовь, и тьму -где бесчувствие, безразличие и ненависть к другим -главный проводник.
Меня часто спрашивают почему я пророчу духовную войну? Потому, что уже слишком поздно. Тьма набирает силу и её не изменить.И это легко проверить: верно понять эту статью смогут лишь те, кто ещё не утратил способность чувствовать, интерес к жизни, а значит к помощи других, а безвозмездная помощь другим -это милосердие.
Я всего за 16 лет прошёл через многое в жизни: через 5 операций, 4 похорон, и нам никто и никогда не помог, поэтому я знаю о чём пишу.
Знакомый с нашего проекта сломал руку у вокзала и попросил таксиста довезти до ближайшего травм-пункта через остановку, и тот заломил цену в 500 р.И это печально.
Разберу ещё один пример, как сейчас молодёжь продаёт ордены своих дедов и прадедов, которые заработали их кровью, чтобы купить в лучшем случае крутой айфон, в худшем -наркотики. Но я знаю историю, как один парень продал орден прадеда, чтобы найти деньги на операцию умирающей матери своей девушки. А значит мы ещё есть -те, кто не убежит трусливо, кто уступит место старику и поблагодарит ветерана, за то, что сейчас живёт, не оставит на улице замерзать котёнка.
Вот оно-милосердие.