Анализ стихотворения А.Ахматовой "Родная земля". «Родная земля» Анны Ахматовой (Лингвостилистический анализ) Родина родная земля

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Родная земля» было написано А.А. Ахматовой в 1961 году. Оно вошло в сборник «Венок мертвым». Произведение относится к гражданской лирике. Основная тема его – ощущение поэтом Родины. Эпиграфом к нему послужили строки из стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…»: «И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас». Это стихотворение было написано в 1922 году. Между написанием этих двух произведений прошло около сорока лет. Многое изменилось в жизни Ахматовой. Она пережила страшную трагедию – ее бывший муж, Николай Гумилев, был обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян в 1921 году. Сын Лев несколько раз был арестован и осужден. Ахматова пережила войну, голод, болезни, блокаду Ленинграда. С середины двадцатых годов ее перестали издавать. Однако тяжелые испытания, утраты не сломили дух поэтессы.

Мысль ее по-прежнему обращена к Родине. Ахматова пишет об этом незамысловато, скупо, искренно. Начинается стихотворение с отрицания пафосности патриотического чувства. Любовь лирической героини к Родине лишена внешней экспрессивности, она тиха и проста:

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.

Исследователи неоднократно отмечали смысловое и композиционное сходство этого стихотворения со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Родина». Поэт также отрицает казенный, официальный патриотизм, называя свою любовь к Родине «странной»:

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что, не знаю сам -…

Официальной, государственной России Лермонтов противопоставляет Россию природную и народную – ширь ее рек и озер, красоту лесов и полей, жизнь крестьянства. Ахматова также стремится избежать патетики в своем произведении. Для нее Россия – это место, где она хворает, бедствует, испытывает лишения. Россия – это «грязь на калошах», «хруст на зубах». Но вместе с тем это Родина, которая бесконечно дорога ей, лирическая героиня словно срослась с ней:

Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею.
Оттого и зовем так свободно – своею.

Здесь нам невольно вспоминаются пушкинские строчки:

Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(На них основано от века
По воле бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его).

Точно так же и у Ахматовой самостоянье человека основано на неразрывной, кровной связи его с Родиной.

Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отказывается от излишней экспрессии и патетики в проявлении своего чувства к России. Во второй она обозначает то, чем является для нее Родина. Героиня ощущает себя органичной частичкой единого целого, человеком поколения, родной земли, неразрывно связанным с Отчизной. Двухчастность композиции нашла свое отражение в метрике стихотворения. Первая часть (восемь строк) написана вольным ямбом. Вторая часть – трехстопным и четырехстопным анапестом. Поэтесса использует перекрестную и парную рифмовку. Мы находим скромные средства художественной выразительности: эпитет («горький сон»), фразеологизм («обетованный рай»), инверсию («не делаем ее в душе своей»).

Стихотворение «Родная земля» было написано в заключительный период творчества поэтессы, в 1961 году. Это был период подведения итогов, воспоминаний о прошлом. И Ахматова в этом стихотворении осмысливает жизнь своего поколения на фоне жизни страны. И мы видим, что судьба поэта тесно связана с судьбой ее Отчизны.

Стихотворение «Родная земля» было написано А.А. Ахматовой в 1961 году. Оно вошло в сборник «Венок мертвым». Произведение относится к гражданской лирике. Основная тема его – ощущение поэтом Родины. Эпиграфом к нему послужили строки из стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…»: «И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас». Это стихотворение было написано в 1922 году. Между написанием этих двух произведений прошло около сорока лет. Многое изменилось в жизни Ахматовой. Она пережила страшную трагедию – ее бывший муж, Николай Гумилев, был обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян в 1921 году. Сын Лев несколько раз был арестован и осужден. пережила войну, голод, болезни, блокаду Ленинграда. С середины двадцатых годов ее перестали издавать. Однако тяжелые испытания, утраты не сломили дух поэтессы.
Мысль ее по-прежнему обращена к Родине. Ахматова пишет об этом незамысловато, скупо, искренно. Начинается стихотворение с отрицания пафосности патриотического чувства. Любовь лирической героини к Родине лишена внешней экспрессивности, она тиха и проста:


В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.

Исследователи неоднократно отмечали смысловое и композиционное сходство этого стихотворения со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Родина». Поэт также отрицает казенный, официальный патриотизм, называя свою любовь к Родине «странной»:


Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что, не знаю сам -…

Официальной, государственной России противопоставляет Россию природную и народную – ширь ее рек и озер, красоту лесов и полей, жизнь крестьянства. Ахматова также стремится избежать патетики в своем произведении. Для нее Россия – это место, где она хворает, бедствует, испытывает лишения. Россия – это «грязь на калошах», «хруст на зубах». Но вместе с тем это Родина, которая бесконечно дорога ей, лирическая героиня словно срослась с ней:


Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею.
Оттого и зовем так свободно – своею.

Здесь нам невольно вспоминаются пушкинские строчки:


Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(На них основано от века
По воле бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его).

Точно так же и у Ахматовой самостоянье человека основано на неразрывной, кровной связи его с Родиной.
Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отказывается от излишней экспрессии и патетики в проявлении своего чувства к России. Во второй она обозначает то, чем является для нее Родина. Героиня ощущает себя органичной частичкой единого целого, человеком поколения, родной земли, неразрывно связанным с Отчизной. Двухчастность композиции нашла свое отражение в метрике стихотворения. Первая часть (восемь строк) написана вольным ямбом. Вторая часть – трехстопным и четырехстопным анапестом. Поэтесса использует перекрестную и парную рифмовку. Мы находим скромные средства художественной выразительности: эпитет («горький сон»), фразеологизм («обетованный рай»), инверсию («не делаем ее в душе своей»).
Стихотворение «Родная земля» было написано в заключительный период творчества поэтессы, в 1961 году. Это был период подведения итогов, воспоминаний о прошлом. И Ахматова в этом стихотворении осмысливает жизнь своего поколения на фоне жизни страны. И мы видим, что судьба поэта тесно связана с судьбой ее Отчизны.

А.Ахматова «Родная земля».

Стихотворение написано в 1961 году в больнице, на краю гибели, оно приурочено к 20-летию начала Великой Отечественной войны. В нем речь идет не о стране как о таковой, а об ее вечном символе - плодородном черноземе, который хлеборобы до сих пор почитают своим кормильцем. В стихотворении поэтесса показала простой философский взгляд в будущее. Л. Чуковская в своих записках об Ахматовой вспоминает: «Мне захотелось уйти, «Родная земля» очень ударила по нервам».

Говоря о Родине, поэты обычно показывают любовь к родной земле через пейзаж. У Ахматовой его нет. О земле говорится только в заглавии.

Многократные отрицания в первой строфе: не носим на груди, не сочиняем, не бередит, не кажется – и уверенность в последующей:

Для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах, - наталкивают читателя на мысль о том, что поэтесса ведет спор-диалог с кем-то. По своему жанру – это сонет. В трех катренах звучит тема стихотворения, а в последнем двустишии (Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно - своею .)- итог. Эпиграф (стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю» (1922) очень важен для Ахматовой. Ключевым образом и в эпиграфе, и в стихотворении является «земля»: это и почва(пыль, грязь),это и прах(пыль, останки), это и страна, это и Родина. Образ лирической героини собирательный. Местоимение «мы» говорит о том, что она часть народа. Именно поэтому страдания лирической героини - это страдания народа (вспомним «Реквием»).

Мотив смерти звучит очень спокойно: «Но ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно – своею». Ахматова говорит, что в любую минуту мы можем превратиться в прах, но в то же время ведь это и смена поколений.

В этих простых финальных строках заключен высший философский смысл: не нужно говорить высокопарных слов о родной земле, достаточно лишь помнить о том, что она, родная земля, является частью такого понятия как «родина».

Тема родины в произведениях Анны Ахматовой занимает одно из важнейших мест. Поэтесса нередко задумывалась над тем, что человек может обладать принадлежностью к чему-то большему, чем является он сам. И в частности он связан незримыми узами со своей родной землей. Подобные мотивы и подвигли поэтессу написать произведение «Родная земля» в 1961 году. Это был завершающий период в творчестве Ахматовой.

Произведение об отношении к земле

Анализ «Родной земли» Ахматовой можно начать с того, что с первых строк произведение провоцирует недоумение у читателя. Ведь патриотичное название абсолютно идет в разрез с его содержимым. В нем нет никаких хвалебных од, а главный образ - родная земля - сравнивается с грязью, прилипшей к калошам. Однако это сравнение говорит намного громче и значимее, чем любая похвала в адрес родины. Анализ стиха «Родная земля» Ахматовой демонстрирует, что поэтесса не выделяет себя из русского народа, и она пишет о том, что среди широких народных масс понятие «Родина» стало обесцениваться. Люди забывают о том, что для них должна значить родная земля, не осознают ее святости и воспринимают ее как нечто само собой разумеющееся. Родина сравнивается с грязью на калошах.

Перемена отношения к святыне

Стихотворение нельзя назвать замысловатым. Оно написано простым, однако искренним языком. Анализ «Родной земли» Ахматовой показывает: в начале стихотворения поэтесса отмечает, что землю люди не носят в «заветных ладанках». Когда-то в древние времена землю именовали «святой», однако в послереволюционные времена отношение к ней стало другим. Все, что наделялось мистическим смыслом, опровергалось. Саму родину народ стал любить как родной край, а земле отводилась роль плодородной почвы.

К началу 60-х годов прошлого столетия традиция поклонения родной земле осталась в прошлом. Однако поэтесса напоминает нам, что почитание родной земли должно жить в каждом человеке. Невозможно истребить этническую память, которая накапливалась столетиями. Конечно, те люди, которые не работают в поле, не обращают внимания на землю. Но без этой самой «грязи», приставшей к калошам, жизнь невозможна. И землю нужно почитать хотя бы по той причине, что после смерти каждый человек возвращается в нее, отдает ей свое бренное тело. В простых словах Ахматовой заключается глубокий сакральный смысл.

Обличение

Проводя анализ «Родной земли» Анны Ахматовой, школьник может указать: произведение достаточно короткое, однако оно обладает мощной обличительной силой. Заключительные строки раскрывают важнейшую философскую истину об отношении к родной земле. Человек снова становится одним целым со своей родной землей после того, как умирает. Он превращается в ее часть, и в этих словах поэтесса раскрывает глаза на то, что земля не является обычной грязью. Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой по плану должен содержать в себе указание на то, что произведение это отражает тему родины. Эта тема была важнейшей для поэтессы. Родина должна обладать священным статусом, о ней должен памятовать каждый, кто имеет представление о своей сути и своем призвании.

Отношение поэтессы к родным краям

Анализ «Родной земли» Ахматовой можно дополнить информацией о том, как относилась к родине сама поэтесса. Ахматова была истинной патриоткой. Она навсегда связала свою жизнь с родной Россией и не покинула страну даже после тяжелых испытаний, которые выпали на ее долю. Ее произведения отказывались печатать, два раза ее сын был арестован. Первого супруга Ахматовой расстреляли. Однако даже все эти страшные обстоятельства не смогли угасить в ее сердце любви к родным краям.

Ахматова не стала переезжать в Европу ни в 1917 году, ни позднее, когда ее настойчиво звал с собой Н. Гумилев. Она не осознавала, как можно быть счастливой в чужих краях. Поэтесса пережила все ужасы блокадного Ленинграда, смертельную опасность. Ахматова даже находилась под угрозой репрессий. И в своем произведении она пишет о земле как о плодородном черноземе, который и по сей день почитается хлеборобами.

Два значения слова «земля»

В анализе «Родной земли» Ахматовой можно указать, что в произведении раскрываются два значения слова «земля» - с одной стороны, это родина, на которой человек рождается, живет и умирает; с другой - это почва, благодаря которой кормится народ. И данные значения не противостоят друг другу. Напротив, они дополняют друг друга своим смыслом и содержанием. В каждой из строк произведения раскрывается то одно значение этого понятия, то другое. Но для самой Ахматовой эти слова являются неразделимыми, ведь одно невозможно без другого.

Не только для поэтессы, но и для других людей родная земля не стала обетованным раем. Многие во времена Ахматовой были подвергнуты гонениям, преследованиям. Земля оставалась «хрустом на зубах», однако ее вины в бедах простых людей нет - ведь исторические события создаются теми, кто управляет народом. Земля же представляет собой физическую форму, способную давать жизнь. В заключительной части произведения указывается, что рожденный на земле человек в конце жизни становится ее частью. И это важнейшие события в круге жизни, что и придает земле статус святыни.

Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой: размер стихотворения

Также особенно стоит отметить необычность размера, которым написано поэтическое произведение. Начинается оно пятистопным ямбом. Затем этот размер сменяет трехстопный анапест, а после этого - четырехстопный анапест. Зачем же поэтессе оказалось необходимым подобное переключение ритмов? Это нужно для того, чтобы разделить стихотворение на разные по смыслу эмоциональные части и логическое завершение произведения.

«Родная земля» Анна Ахматова

И в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно - своею.

Анализ стихотворения Ахматвой «Родная земля»

После революции у Анны Ахматовой было довольно много возможностей покинуть мятежную Россию и перебраться с сытую, благополучную Европу. Однако каждый раз, когда поэтесса получала подобное предложение от родственников или же друзей, то испытывала чувство досады. Она не могла понять, как можно жить в другой стране, где все кажется чужим и непонятным. Поэтому еще в далеком 1917 году она сделала свой выбор, заявив, что намерена разделить участь собственной родины.

Первые послереволюционные годы превратились для Ахматовой в настоящий кошмар. Пережив арест и расстрел своего бывшего супруга Николая Гумилева, а также потерю многих друзей, которые погибли в лагерях, Ахматова, тем не менее, отказалась покидать Россию. Здесь она пережила арест собственного сына, встретила своих последующих супругов и воочию убедилась, что внешний враг может сплотить русский народ, превратив в мужественных воинов даже женщин, детей и стариков.

Пережив ужасы блокадного Ленинграда, голод, смертельную опасность и даже угрозу репрессий, в 1961 году Анна Ахматова написала стихотворение «Родная земля», приуроченное к 20-летию начала Великой Отечественной войны. В нем речь идет не о стране как о таковой, а об ее вечном символе - плодородном черноземе, который хлеборобы до сих пор почитают своим кормильцем . Однако в советские времена отношение к земле было несколько иным, поэтому поэтесса пишет, что ее « в заветных ладанках не носим на груди, о ней стихи навзрыд не сочиняем».

Действительно, к 60-м годам прошлого века традиция поклоняться родной земле осталась в прошлом. Однако Ахматова была убеждена, что в душе каждого человека жива этническая память, которая аккумулировалась многими поколениями. Да, люди, привыкшие работать в поле, попросту не обращают внимание на землю, которая забирает у них так много сил. «Для нас это грязь на калоши», - убеждена поэтесса. Однако она также прекрасно осведомлена, что без этой самой «грязи» ни один русский человек не представляет своей жизни. Хотя бы потому, что после окончания жизненного пути именно земля принимает в себя тела людей, становясь для них вторым домом. «Но ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно – своею», - отмечает Ахматова. И в этих простых строках заключен высший смысл, так как совсем не нужно петь дифирамбы родной земле, достаточно лишь помнить о том, что она является частичкой всеобъемлющего понятия «родина».