Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида Скачать презентацию деепричастия совершенного и несовершенного вида

ДЕЕПРИЧАСТИЯ СОВЕРШЕННОГО И НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»


ЦЕЛИ УРОКА

  • обобщить и систематизировать материал по теме: «Деепричастия совершенного несовершенного вида»;
  • повторить правописание чередующихся гласных в корне слова и НЕ с различными частями речи;
  • повторить правила конструирования предложений с причастными и деепричастными оборотами;

Добрый день! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, А слушаем внимательно!


ПОВТОРЕНИЕ «РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ».

Как пишется НЕ с деепричастиями?

- Когда НЕ пишется с деепричастиями слитно?


Игра «Будь Внимателен!»

(Не) требуя, (не) годуя, (не) приехав, (не) сложив,(не)читая, (не)доумевая,

(не) говоря, (не) навидя, (не) улыбаясь, (не) преодолев, (не) прощаясь.


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Пишется раздельно

Пишется слитно

Не требуя

Негодуя

Не приехав

Недоумевая

Не сложив

Ненавидя

Не читая

Не говоря

Не улыбаясь

Не прощаясь


Синтаксический разбор предложения

1 вариант

(Не) узнав горя, (не) узнаешь и радости.

2 вариант

(Не) дождавшись зелёного сигнала, светофора (не) покидайте дом.


Игра «Лови вопрос»

-Что такое деепричастия?

Что обозначает деепричастие?

-Признаки, каких частей речи, имеет деепричастие?

- Чем в предложении является деепричастие?

-Как пишутся деепричастия с частицей НЕ?

Как образуются деепричастия? На что указывает вид деепричастия?

-Как определить вид деепричастия?


Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.


Практическая работа Прикасаться, предположить, выскочить, подрастать, намокать, расстелить, запереть, растереть, загорать, озарить, предлагать


Практическая работа Прикасаться - прикасаясь предположить – предположив выскочить - выскочив подрастать – подрастая намокать – намокая расстелить – расстелив запереть - заперев растереть – растерев загорать – загорая озарить - озарив предлагать - предлагая


Творческая работа

1-я группа.

(Встречаться) со взросл…ми или (входить) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться) со старш…ми, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сдела…т. (Снять) при этом фура…ку или ша…ку, не надевай пока не пожмёш… руку.


Проверь себя!

Замените глаголы в скобках деепричастиями.

1-я группа.

Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым. Здороваясяь со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сделают. Сняв при этом фуражку или шапку, не надевай пока не пожмёшь руку.


Творческая работа

Замените глаголы в скобках деепричастиями.

2-я группа.

(Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного накл…нись вперё… . (Кланяться), нагни только голову, а не сг…байся пополам и не размахивай рукам… . (Садиться) в трамвай или автобус, пр…пусти первой в двери свою спутницу.


Проверь себя!

Замените глаголы в скобках деепричастиями.

2-я группа.

Подавая руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперёд. Кланяясь, нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками. Садясь в трамвай или автобус, пропусти первой в двери свою спутницу.


Творческая работа

(Не) зная броду (не) суйся в воду. (Не) убив медведя шкуры (не) продают. (Не) поглядев на пирог (не) говори, что сыт. (Не) поклонясь до земли грибка (не) поднимешь. (Не) работая сыт (не) будешь.


Проверь себя!

Не зная броду, не суйся в воду. Не убив медведя, шкуры не продают. Не поглядев на пирог, не говори, что сыт. Не поклонясь до земли, грибка не поднимешь. Не работая, сыт не будешь.


Осложнённое списывание

(Не)уговорившись на берегу (не)езди на реку. (Не)поворчав кошка куска не съест. (Не)видевши медведя следов его (не)бойся. (Не)проверивши слуха (не)доноси его да чужого уха. Можно быть скромным (не)будучи мудрым, но нельзя быть умным, (не)обладая скромностью.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.Выполнить тестовые задания (приложение №1);

2. Записать отрывки из стихотворений, найти деепричастия, определить их вид (приложение №2)


Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо, но есть вопросы

многое непонятно

Cлайд 1

Деепричастия совершенного вида Урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.

Cлайд 2

Цель Знакомство со значением деепричастий совершенного вида и способом их образования Закрепление сведений о деепричастиях несовершенного вида

Cлайд 3

Выборочный диктант Прочитайте текст Выпишите из него: 1 вариант: деепричастия несовершенного вида, укажите способ их образования 2 вариант: предложение с причастным оборотом, выделите его графически, укажите определяемое слово. Человек, «глотающий книги», похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир. (К.Г.Паустовский)

Cлайд 4

Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение; объясните в нем знаки препинания и пропущенные орфограммы. Если вы в совершенстве владе…те техникой плавания, то, от…олкнувшись от стенк… бас…ейна, вы быстро пр…од…ле…те нужную дистанцию.

Cлайд 5

Образование деепричастий совершенного вида Сказать + -в- = сказав Заинтересоваться + -вши- = заинтересовавшись Принести + -ши- = принесши Сделайте вывод из наблюдения

Cлайд 6

Тренировочные упражнения Объясните, почему в предложении союз И оказался с двух сторон выделен запятыми? Внезапно раздался топот скачущей лошади; круто остановилась она у самого костра, и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с нее Павлушка.

Cлайд 7

Тренировочные упражнения Покажите, от каких глаголов образованы данные деепричастия (упр. 178) Найдите глагол, от которого нельзя образовать деепричастие совершенного вида (упр. 180) Выполните самостоятельно упр. 182: 1 вариант – с 1 по 3 предложение; 2 вариант – с 4 по 6 предложение Самостоятельно упр. 183: 1 вариант – 1 и 4 предложения 2 вариант – 2 и 3 предложения

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся, схватил её и приготовился есть. Мышь умоляла отпустить её, уверяя, что отплатит добром за своё спасение. Лев, расхохотавшись, отпустил её. Но случилось так, что мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь. Попался лев охотникам и они привязали его верёвкой к дереву. А мышь, заслышав его стоны, тотчас прибежала, перегрызла верёвку и освободила его, сказав так: «Тогда ты надо мною смеялся, не верил, что я смогу отплатить тебе за услугу. А теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благородной».

Что называется деепричастным оборотом? Деепричастие + зависимое слово = деепричастный оборот Каким членом предложения является он? обстоятельством _ . _ . _ . _ . _ . _ Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты? , / . _ . _ . _ . _ . . _ . _ . _ . _ . /,

« Деепричастия несовершенного вида»

Деепричастия не имеют самостоятельного значения времени, так как они обозначают действие либо одновременное с основным действием, либо предшествующее ему, указывают время по отношению ко времени поясняемого действия. Деепричастия несовершенного вида, как правило, обозначают действия, одновременные с поясняемыми действиями: Мы идём разговаривая. Мы шли разговаривая.

Деепричастия На какие вопросы отвечают Как образуются Примеры Несовершенного вида (незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с основным) Что делая? Основа настоящего времени глагола несовершенного вида + суффикс -а(-я) глядят →глядя кричат →крича улыбаются →улыбаясь

Любить лю б ят -я любя (деепричастие несов.в.) д ержать дер ж ат а держа (деепричастие несов.в.)

От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помощью суффикса - учи: будут - будучи: « Но знай читатель, эти строки, с отрадой лёжа на боку, сложил я, будучи в дороге, от службы как бы в отпуску». (А. Твардовский) Форма деепричастий несовершенного вида с суффиксом -учи(- ючи) сохранилась в народном языке: идучи, играючи, глядючи, жалеючи, припеваючи, умеючи: А смотрели в калитку соседушки, смеючись, на нас пальцем показывали. (М. Лермонтов)

Спишите, обозначьте суффикс, с помощью которого образованы деепричастия несовершенного вида. Подчеркните деепричастия как члены предложения. 1) Кошка бегала по кровле, (не) доумевая, куда спрыгнуть. 2) Мальчишки пом.. рали со смеху, смотря на её отчаяние. 3) Долго плакала бедная девушка, воображая всё, что ож..дало её. 4) Князь, не теряя пр.. сутствия духа, вынул из бокового к.. рмана дорожный пистолет и выстрелил в маскирова (н,нн)ого разбойника. (А. С. Пушкин)

1) Кошка бегала по кровле,/ недоумевая /, куда спрыгнуть /. 2) Мальчишки помирали со смеху,/ смотря на её отчаяние /. 3) Долго плакала бедная девушка, / воображая всё, что ожидало её /. 4) Князь,/ не теряя присутствия духа /, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. (А. С. Пушкин)

Нельзя образов ать деепричастия несовершенного вида от некоторых глаголов: с основой на г, к (бегут, текут); с основой на шипящий (мажут, чешут); с основой, состоящей из одних согласных (шьют, льют, бьют); от глаголов с суффиксом -ну- (сохнут, гибнут, мерзнут); от глаголов с чередованием с - ш (пишут - писать)

Итоги урока - Как образуются деепричастия несовершенного вида? - Как образуются деепричастия несовершенного вида? - От каких глаголов нельзя образовать деепричастия несовершенного вида?

Домашнее задание 1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока. 2. Выполнить упражнение 177 (письменно).


1 слайд

Деепричастия несовершенного вида Цель урока: знакомство со способами образования деепричастий несовершенного вида; формирование умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид.

2 слайд

Проверка домашнего задания Прочитайте из упр. 173 деепричастные обороты. Прочитайте из упр. 173 глаголы с частицей не. Прочитайте из упр. 174 все причастия с частицей не. Объясните их написание.

3 слайд

Выпишите из упр. 174 все причастия с частицей не. Объясните их написание. Выпишите из упр. 174 прилагательные и существительные с не. Объясните их написание. Слово непривычно пишется слитно. Это правило вы будете изучать позже.

4 слайд

Выпишите из упр. 174 остальные слова с орфограммами. 6. Запишите деепричастный оборот не претендуя на успех. Составьте с ним предложение устно.

5 слайд

Знакомство с новым материалом. 1. Рассмотрите таблицу на с. 82 (§ 29). От основ каких глаголов образуются деепричастия несовершенного вида? С помощью какого суффикса образуются деепричастия несо вершенного вида?

6 слайд

Что оказывается после суффикса деепричастий несовершенного вида, если они образованы от основы возвратного глагола? Прочитайте правило после таблицы на с. 82. Как образуется деепричастие несовершенного вида от глагола быть? На какой вопрос отвечает деепричастие несовершенного вида? На что оканчивается деепричастие несовершенного вида?

7 слайд

Тренировочные упражнения. Выполните упр. 174. - Запишите деепричастия ржа’вея, че’рпая, балу’ясь с ударениями. Устно выполните упр. 175. От каких глаголов нельзя образовать деепричастий?

8 слайд

Спишите высказывание Л. Толстого. Назовите деепричастия несовершенного вида. От каких основ каких глаголов они образованы? Нужно писать начерно, не обдумывая места и правильности выражения мыслей. Второй раз переписывать, исключая все лишнее и давая настоящее место каждой мысли. Третий раз переписывать, обрабатывая правильность выражений

9 слайд

Почему во втором предложении не стоит запятая перед союзом и? Какие знаки препинания вы добавите, если оформить этот текст как прямую речь, включив слова автора?

10 слайд

Словарные слова: бассейн, дистанция, сиять. Бассейн (фр. bassin «бассейн, таз, миска»). 1. Искусственный водоём, сооруженный для плавания, купания. 2. Совокупность притоков реки, озера, а также площадь стока поверхностных и подземных вод в водоем. 3. Область залегания полезных ископаемых.

11 слайд

Дистанция (польск. distancja, лат. distantia «расстояние, промежуток»). 1. Расстояние, промежуток между чем-нибудь. 2. Участок на путях сообщения, а также участок, где происходят спортивные соревнования.

12 слайд

Сиять (искон.) 1. Испускать сияние. 2. перен. Блестеть, выражая какие-нибудь радостные чувства (о глазах), или светиться радостью, счастьем, любовью (о лице).