Что известно сарматы в древнем крыму. Крым в древности и в средние века

В Крыму издавна обитали люди, относящиеся к самым разным этническим группам и народностям: киммерийцы и тавры, скифы и сарматы, греки и римляне, хазары и протоболгары, печенеги и половцы, византийцы и итальянцы, татары и турки, караимы и крымчаки, славяне и армяне. Каждая национальная группа, поселившаяся в Крыму, вносила свой вклад в развитие его экономики и культуры.

Человек на территории Крыма появился еще в период раннего палеолита (древнекаменного века), т. е. 250 тыс. лет тому назад. Древнейшее население Крыма известно нам уже по письменным источникам. Это киммерийцы , проживавшие в Крыму в XV – VII вв. до н. э.

Прибрежную и горную часть Крыма заселяли пастушеско-земледельческие племена тавров . Некоторые ученые считают их потомками киммерийцев. По имени тавров в эпоху античности и в средние века (до XIII в.) наш полуостров назывался Таврикой. Письменные источники говорят о пребывании тавров в Крыму до IV в. до н. э.

В VII в. до н. э. киммерийцы были вытеснены из Крыма пришедшими сюда из Азии ираноязычными племенами скифов . Основным занятием скифов в этот период было земледелие, видное место продолжало занимать скотоводство. Скифы также умели изготовлять разнообразные изделия из железа, бронзы, золота и серебра. Скифское царство просуществовало до III в. н. э. и пало под ударами готов.

Заметную роль в жизни древнего Крыма сыграли ираноязычные племена сарматов.

Сарматы появились в Крыму во II в. н. э. Проникая в города Боспорского государства, они постепенно придавали им греко-варварсий характер.

В VI – V вв. до н. э. развертывается греческая колонизация северного побережья Черного моря. Первые греческие колонии основаны в большинстве случаев выходцами из греческого города Милета. В начале V в. до н. э. они объединяются в Боспорское государство (столица Пантикапей. Боспорское царство становится важнейшим экспортером хлеба в Грецию и Малую Азию. В Боспоре чеканится сначала серебряная, а потом и золотая монета. В IV в. н. э. Боспорское царство было окончательно разгромлено гуннами.

В V в. до н. э. в районе современного Севастополя выходцами из Гараклеи Понтийской (южного побережья Черного моря) была основана крупная греческая колония Херсонес. По своему политическому устройству это была рабовладельческая республика. Главным занятием жителей Херсонеса было виноградарство, виноделие, рыболовство, различные ремесла и посредническая торговля хлебом, который привозился сюда из степных районов Крыма. В Херсонесе было 9 продольных и 27 поперечных улиц, акрополь, агора (место народных собраний), рынок, театр, порт и цитадель. В период своего расцвета он насчитывал до 20 тыс. жителей. В I в. до н. э. Херсонес попал в зависимость от Римской империи.

Римляне появились в Крыму в I в. до н. э. в связи с войнами империи с понтийским царем Митридатом VI Евпатором, закончившимися победой Рима. Главной базой римской армии в Крыму в
I в. н. э. становится Херсонес. Под власть Римской империи попадают и другие населенные пункты, расположенные на побережье Крыма. После разделения Римской империи на Западную и Восточную крымские владения римлян отошли под власть Восточной Римской империи, известной в дальнейшем под названием Византия.

Греки и римляне сыграли большую прогрессивную роль в развитии экономики и культуры Крыма: в период своего пребывания в Крыму они находились на самой вершине мировой цивилизации. Следует помнить, что античная культура являлась основой и в определенном смысле непревзойденным образцом для дальнейшего развития человечества.

В течение многих веков Византия имела свои форпосты в Крыму. Она владела в Крыму и Херсоном (так назывался в средние века Херсонес), Боспором (ныне Керчь), а за пределами Крыма – Таманским полуостровом. Византию привлекали в Крыму не только богатства полуострова, его военно-стратегическое значение, но и его роль в транзитной торговле.

Христианство проникает в Крым еще в III в. Но особенно большую роль оно начинает играть в Крыму в VIII – IX вв. в связи со значительным притоком сюда иконопочитателей. В это время в Византии разгорелась борьба разных течений христианской церкви: иконопочитателей и иконоборцев. Спасаясь от гонений императоров-иконоборцев, множество сторонников почитателей икон бежало в Таврику и создало здесь ряд так называемых пещерных монастырей. Эта миграция увеличила в Крыму удельный вес греческого населения. Славяне в Крыму появились, по-видимому, еще в период раннего средневековья. В 944 г. между Византией и киевским князем Игорем был заключен мирный договор, по которому Игорь обязывался не присваивать себе власти над «Корсуньской страной» (так назывались византийские владения на Руси). Судя по всему, во II половине X в. русские прочно утвердились в восточной части Крыма и на Таманском полуострове. Здесь образовалось русское Тмутараканское княжество.

В XIII в. Восточный Крым стал провинцией Золотой Орды, после распада которой возникло Крымское ханство (1443-1783), которое с 1575 г. было вассалом Турции. Древнейшие памятники искусства Крыма относятся к 3-2 тыс. до н. э (роспись на скалах урочища Таш-Аир, рельефы на каменных стелах и др.). Со второй половины 1-го тысячелетия до н. э. искусство Крыма связано с искусством греческих городов-колоний; для него характерно взаимовлияние греческих и местных традиций (росписи склепов Неаполя Скифского, и Пантикапея, расписные стелы и мозаики Херсонеса; надгробные рельефы, культовые и портретные статуи, терракотовые статуэтки, произведения декоративно-прикладного искусства). От первого тысячелетия до н. э. остались каменные укрепления тавров (на горах Уч-Баш, Кошка и др.). Сохранились остатки оборонительных, культовых и общественных сооружений, погребальные памятники античных колоний Херсонеса, Пантикапея и др. Сохранились уникальные изделия из золота и серебра, изготовленные боспорскими ремесленниками (ваза из кургана Куль-Оба, чаша из Гаймановой могилы, гребень из кургана Солоха, амфора из кургана Чертомлык, пектораль из Толстой могилы и др.).

С V – VI вв. в горах Крыма сооружались так называемые пещерные города и крепости (Чуфут-Кале, Эски-Кермен и др. близ Бахчисарая, Инкерман и Мангуп близ Севастополя).

Во времена средневековья в Крыму создавались памятники, связанные с культурой Византии, - христианские базилики (в Херсонесе, VII-VIII вв.) и крестово-купольные храмы (Иоанна Предтечи церковь в Керчи). В Крыму многочисленны памятники армянской, генуэзской, турецко-татарской архитектуры.

Сарматы - группа ираноязычных племен, кочевавших в степях современной Украины, России и Казахстана в античную эпоху. Этот народ появился в VI веке до н. э., а в IV веке н. э. практически исчез с исторической сцены после нашествия гуннов. Он делился на несколько групп: языгов, аланов и роксоланов.

Свидетельства о сарматах

Больше всего письменных сведений о сарматах сохранилось в четвертой книге «Истории», написанной древним греком Геродотом. В ней он описал страну Скифию, расположенную к северу от Черного моря, где у эллинов располагались самые далекие колонии, в том числе Ольвия. Геродот, объясняя, кто такие сарматы, использовал термин «савроматы». В «Истории» сказано, что они жили за Танаисом (то есть за Доном) на берегах Азовского моря.

Более поздние исследователи также пытались ответить на вопрос, кто такие сарматы и откуда пришли эти кочевники. Сегодня специалисты считают, что прародиной степняков был Южный Урал. Их экспансия началась во второй половине 2 тысячелетия до н. э. Ее причиной оказалось возникновение нового вида воинов - конных лучников. После освоения стрельбы кочевники стали жутким бедствием для своих соседей.

Беспокойный народ

Степняки регулярно воевали друг с другом. Причиной столкновений, как правило, становился голод или борьба за новые пастбища. Теория непрекращающейся войны объясняет кто такие сарматы. Народ, зародившийся в уральских степях, постепенно переместился на запад под напором агрессивных азиатских соседей. На новом месте кочевников ждал обильный и относительно свободный от конкурентов край.

Массы переселенцев повторяли подобный евразийский путь несколько тысячелетий. Кто такие сарматы? Кратко говоря, это еще одна волна подобной миграции. Судьба их была такой же, как и у их предшественников и преемников. Со временем кочевники растворились среди соседних оседлых народов и утратили собственную идентичноть. Именно поэтому сегодня сарматы - это еще одно давнее историческое явление, от которого до нашего времени сохранились лишь отрывочные сведения и требующие поиска артефакты.

Этнические особенности

Образ античных степняков во многих чертах известен нам благодаря этнографическим сведениям. Кто такие сарматы и кто их предки? Они произошли из когда-то единого индоевропейского народа. Постепенно из этой общности выделилась ираноязычная группа, а внутри нее образовалась северная скифская ветвь. К ней и принадлежали сарматы. Исходя из вышеописанного, можно объяснить какое место занимали сарматы на этнической карте Евразии. Их ближайшими родственниками были скифы. Другими индоевропейскими соседями кочевников являлись киммерийцы.

Сарматы никогда не составляли единую народность. Они были разделены на несколько племен. Их названия известны благодаря античным источникам, когда имена степняков вселяли трепет и ужас в мирных оседлых соседей. У сарматов не было письменности и поэтому у историков нет точных свидетельств, однако они уверены, что каждое племя имело собственный диалект.

Лингвистические исследования помогли в свое время определить и судьбу степного народа. Благодаря анализу разных языков удалось выяснить кто такие сарматы и кто их потомки. Речь идет о современных осетинах. Этот народ произошел от группы сарматов, которым удалось сохранить свою самобытность, переселившись на Кавказ. Их культура выжила и эволюционировала в то время, как другие родственные племена, оставшиеся в привычных степях, были либо покорены, либо растворились среди соседей. Последний удар по этой основной массе сарматов был нанесен в IV веке гуннами. Новые восточные полчища прибыли в Европу и не только стерли с лица земли прежних степняков, но и нанесли серьезный удар по Римской империи, которая в итоге развалилась.

Языги

Самыми западными сарматскими племенами были языги. Они жили в низовьях Днепра, куда им пришлось переселиться из восточного Причерноморья после появления там роксоланов. Другими соседями языгов являлись различные племена гетов, в том числе днестровские тирагеты. Также они граничили с латенской культурой бастарнов. Некоторая часть языгов в ходе своего переселения добралась до дельты Дуная. Там сарматы вступили в союз с Понтом, которым тогда правил легендарный Митридат Евпатр, и начали воевать против Рима. В ответ на это легионы в 78-76 гг. до н. э. устроили серию карательных походов в земли к северу от Дуная, где жили кочевники.

В первой половине I века до н. э. своего расцвета достигло Дакийское царство, расположенное в современной Румынии. Именно оно вместе с римлянами сдерживало дальнейшую экспансию языгов. Имея столько настроенных против себя соседей, сарматы наконец, остановили свое движение в западном направлении.

Роксоланы

Как уже отмечалось выше, роксоланы наступали на пятки языгам, тем самым заставив их перебраться на запад. Это было еще одно сарматское племя, которое жило к северу от Танаиса (Дона). Вступив в союз с крымскими скифами, оно подчинило себе все Северное Причерноморье. Правителем роксоланов был один из немногих доподлинно известных царей сарматов Гатал. Он стал знаменит тем, что начал покорение крымских скифов, с которыми сарматы до того сохраняли союзнические отношения. Выбирая новых врагов, Гатал поддержал греческих жителей Херсона. Этот порт сильно страдал от скифов и искал у сарматов защиты. Имя Гатала упомянуто в греческом документе 179 года до н. э., в котором он согласился быть гарантом договоренности между Понтом и Херсоном.

Современной науке известно имя еще одного царя роксоланов. Вождь Тазий (Тасий) правил около 110 года до н. э., когда сарматы поменяли свою политику, заключив союз со скифами против Боспорского царства. Армия под командованием полководца Дифанта разбила кочевников. Об этой войне в своих трудах сообщал знаменитый историк Страбон.

В середине I века до н. э. началось переселение роксоланов, облегченное упадком бастарнов. Они перекочевали в степи к западу от Днепра, в очередной раз вытеснив родственных языгов с их земель. В свою очередь, роксолонам пришлось отступать под натиском аорсов и аланов. В результате эти сарматы осели в степях между дельтой Дуная и Днепром. Некоторые отряды даже добрались до Карпатских гор. Часть роксоланов повернула на юг, остановившись в Валахии. Здесь непреодолимым рубежом для кочевников стали границы Римской империи. Под напором этой группы сарматов с привычных мест снялись даки. В римских хрониках упоминается случай, когда в 62 году многотысячное войско северных соседей вторглось в имперскую провинцию Мезию. Эти даки, вытесненные роксоланами, в итоге получили разрешение на поселение в пределах римских владений. Сарматы же, не имея возможности захватить римские провинции, тем не менее постоянно тревожили их своими разрушительными набегами.

Экономика и образ жизни

О том, кто такие сарматы, удобно судить, взглянув на их хозяйство. Этот народ жил в степях, а значит, вел Основой сарматской экономики было разведение скота. Сельское хозяйство также присутствовало, но в гораздо меньших масштабах и в основном в окрестностях крупных рек.

Киммерийцы, скифы, сарматы - все эти народы своим образом жизни походили друг на друга. Вместо домов у них были шатры и повозки. Питание состояло из мяса и молока, которое давали большие стада. Популярным блюдом была конина. Маршруты сезонных миграций - еще один штрих, который наглядно показывает, кто такие сарматы. История степей Украины, России и Казахстана связана с этим народом многими археологическими памятниками. Летом сарматы жили на равнинах, а зимой перебирались на побережье Азовского моря. Их типичной одеждой были сапоги из мягкой кожи, длинные штаны и войлочные шапки.

Военные традиции

Как и любые другие кочевники, сарматы не представляли жизнь без лошадей. Эти животные не только помогали в хозяйстве, но и были нужны на войне. Мужчины учили мальчиков ездить верхов с самого раннего возраста. Из всех них растили искусных и выносливых воинов. Этот факт подтверждается тем, что во многих детских могилах археологи находили оружие. Воинские обычаи у степняков не менялись веками.

Кто такие сарматы в качестве солдат? Их арсенал состоял из изогнутого короткого лука, полного стрел колчана, железного меча, известного как акинак. Реже использовались пики, копья и Также есть свидетельства античных историков о популярности у кочевников пращей и лассо. Броня включала в себя латы и шлемы из бычьей и плетеных щитов.

Киммерийцы, скифы, сарматы и другие античные степные народы использовали в бою примерно одну и ту же тактику. Атака представляла собой нападение большой группы всадников, на всем скаку обстреливавших противника из лука. Особенно искусными воинами были роксоланы. Мечи сарматов отличались гигантскими размерами. Их можно было держать только в двух руках.

Общество

Античные историки и географы, пытавшиеся объяснить, кто такие сарматы, отмечали, что у этого народа не было института рабства. Все люди у них обладали личной свободой. Вождями у степняков избирались самые прославленные воины. Из-за отрывочности источников современной науке известны имена лишь нескольких подобных царей.

Социальная лестница сарматского народа, наверху которой находились правители, не всегда была одинаковой. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами курганы. Могилы - лучший о том, кто такие сарматы и где они жили. Ранние курганы сарматов были бедными и однородными. Однако уже в конце V века до н. э. появились богатые могилы, в которых вместе с человеком хоронили золото и другую роскошь. Такие находки специалистов свидетельствуют о постепенном социальном расслоении сарматов. Могильники племенной аристократии заметно отличаются от обычных, а это значит, что даже у суровых кочевников со временем появились свои элиты.

Женщины и религия

Особенно любопытны сведения, которые греческие писатели оставили о сарматских женщинах. Так, Геродот сравнивал их с амазонками. Женщины-кочевницы охотились верхом и даже принимали участие в войнах наравне с мужчинами. Помимо этого, известно, что важную роль в сарматском обществе играла прослойка жриц. Степняки были язычниками, они поклонялись огню и солнцу. В начале нашей эры среди них распространился новый зороастрийский культ.

Сарматы верили в загробную жизнь, в связи с чем у них было множество разрозненных погребальных обрядов. Некоторые сформировались под влиянием анимизма и поклонения животным. Все эти знания современных ученых о степняках продолжают дополняться и совершенствоваться по мере появления новых археологических находок. Вопрос о том, кто такие сарматы и чем они занимались, далеко не закрыт. Специалисты и сегодня продолжают выяснять любопытные детали об античных жителях степей Казахстана, России и Украины.

Аланы

Вершина могущества сарматского народа аланов относится к так называемому позднесарматскому периоду в I-IV вв. В начале нашей эры они прибыли из восточных степей в Приазовье и Предкавказье. В 73-74 гг. аланы неудачно попытались завоевать Парфию и вторглись в нее, пройдя огромный путь вдоль восточного Каспийского моря. В 123 году кочевники напали уже на римские владения. Их вторжение затронуло северо-восточные азиатские провинции империи. На этот раз сарматов разбил военачальник Флавий Арриан. В 133 году набег повторился. Аланы вторглись на территорию современной Армении и Азербайджана.

Появление новых сарматов в восточноевропейских степях было вызвано очередной волной переселения множества этносов. Иранские народы отступали из азиатских степей, оказавшись на пути грозных гуннов. В IV веке из-за них произошло Великое переселение народов, которое затронуло не только аланов, но и другие многочисленные племена, в том числе и германской группы.

После наступления гуннов большая часть аланов растворилась среди них и других тюрок (хазар, волжских болгар, утигуров). Некоторые группы этих последних сарматов переселились на Кавказ. Их современные потомки - осетины, чей язык остался последним языком хоть как-то связанным с прежде широко распространенной сарматской группой.

Некоторые аланы заселили труднодоступные области Центрального Кавказа, где прежде обосновались представители кобанской железного века. В VI столетии они пережили нашествие алтайских тюрок и авар. Приблизительно с 650 года аланы находились в от По их имени была названа обширная область между Дагестаном и Кубанью. Аланские князья вступали в браки с царствовавшей династией Грузии. Сарматские государства на Кавказе существовали еще несколько столетий. История аланов закончилась после татаро-монгольского нашествия в XIII веке. С тех пор их имя не встречалось в средневековых хрониках.

В связи со скифо-херсонесскими войнами в Крыму, судя по письменным источникам, впервые появляются сарматы (на фото) .

Сарматы - кочевые ираноязычные племена, родственные скифам по языку и образу жизни, но, отличающиеся от них происхождением и материальной культурой. Этноним «сарматы» или равнозначный ему «сирматы» появляется в источниках IV в. до н.э. и обозначает племена, жившие на правобережье Танаиса. Многие исследователи полагают, что сарматы произошли от савроматов - народа, обитавшего в геродотово время к востоку от Танаиса.

Благодаря письменным источникам, мы знаем об участии сарматов в политических событиях, происходивших в Крыму. Их господство в северопричерноморских степях во II в. до н.э. - середине III в. н.э. не вызывает сомнений. Однако, как это ни парадоксально, в Крыму сарматская культура проявляется, главным образом, опосредованно, в виде различных ее элементов, зафиксированных при исследовании боспорских и позднескифских древностей. Собственно сарматские памятники на полуострове буквально единичны.

«Сарматы» , также как и «скифы» - макроэтноним. Среди них, в разное время, античные авторы выделяли крупные племенные объединения: аорсов, сираков, роксолан, языгов, алан и др. О времени проникновения сарматов в Северное Причерноморье существуют разные мнения. Обычно исследователи цитируют Диодора Сицилийского: «...много лет спустя (савроматы) сделались сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». Однако отсутствие у Диодора каких-либо хронологических ориентиров заставляет обращаться к сведениям других письменных источников (имеющих к интересующему нас событию лишь косвенное отношение) и к данным археологии. В результате разброс мнений оказывается очень велик. Сарматскую экспансию в Северное Причерноморье относят и к IV в. до н.э., и к середине II в. до н.э., чаще всего отводя ей III в. до н.э.

Полиен записал легенду о сарматской царице Амаге. К ней обратились с просьбой о помощи херсонеситы, обиженные царем соседних скифов. Амага приказала скифскому царю прекратить набеги на Херсонес, а когда скиф не послушался, во главе небольшого отряда захватила царскую ставку, перебила ее обитателей и передала власть сыну убитого басилевса, наказав ему не трогать соседних эллинов и варваров.

М.И.Ростовцев , предпринявший всесторонний исторический и источниковедческий анализ легенды, пришел к выводу, что она была написана кем-то из херсонесских писателей и отражала реалии второй половины III и начала II в. до н.э. В таком случае, это первое свидетельство о появлении сарматов в Крыму. Правда, в это время сарматы постоянно на полуострове не жили, а предприняли свой рейд из-за его пределов. В 179 г. до н.э. понтийский царь Фарнак I заключил договор с царями вифинским, пергамским и капдадокийским. В качестве одного из гарантов этого договора выступают, наряду с прочими, Херсонес и царь европейских сарматов Гатал. Таким образом, Херсонес и сарматы вновь, как и в случае с Амагой, оказываются союзниками. Последнее обстоятельство возможно только при условии их хотя бы относительной территориальной близости.

Страбон сообщает об участии сарматского племени роксоланов в военных действиях на территории Крыма в конце II в. до н.э. 50 тыс. роксоланов во главе с Тасием в качестве союзников Палака сражались с войском Понтийского полководца Диофанта и были разгромлены. О тех же событиях идет речь в декрете в честь Диофанта, но сарматы названы здесь "народом ревксиналов". Благодаря «Географии» Страбона известно, что роксоланы постоянно жили в степях к северу от Крыма. Вероятно, они были привлечены

Палаком на время военных действий, а потерпев поражение от Диофанта, покинули полуостров. Во всяком случае, более в связи с событиями скифо-херсонесской войны они не упоминаются.

Таким образом, из письменных источников следует, что в III - II вв. до н.э. постоянного сарматского населения в Крымских степях не было. Сарматы проникали в Крым спорадически, в связи с экстраординарными событиями. Этот вывод хорошо согласуется с данными археологии.

Вероятно, сарматскими походами следует объяснить прекращение жизни на многих поселениях в Северо-Западном и Булганакском в центральном Крыму.

Складывается впечатление, что сарматы в I - II вв.н.э. периодически проникали в степной Крым. Но в целом этот регион оставался зоной с нестабильным населением. Гораздо в большей степени сарматов влекли позднескифские поселения предгорного Крыма и боспорские города на Керченском полуострове. Иногда они составляли в этих регионах компактные группы населения, но, большей частью, вливались в число жителей греческих и скифских населенных пунктов, придавая их культуре своеобразный «сарматизированный» облик. Вероятно, в I в. н. э. какое-то сарматское племя переселяется в крымские степи. В первые века н. э. довольно много сарматов переселилось на Боспор. В это же время сарматы оседают на землю в крымских предгорьях, на территории позднескифского государства. В конце I или начале II в. н. э. какие-то сарматские племена изгнали скифов из северо-западной части полуострова и угрожали крепостям центральной части Скифии и постепенно заселили плодородные долины крымских рек.

В III - IV вв. вместе с сарматами селились родственные им аланы. Умерших они хоронили на территории сарматских могильников, правда, в сооружениях оригинальной конструкции.
В конце IV в. в Крыму появляются племена гуннов. В это время население крымских предгорий оставило обжитые места. Вероятно, часть этих людей бежала в труднодоступные районы горного Крыма из страха перед гуннами, другие же присоединились к кочевникам и вместе с ними отправились на запад.

САРМАТЫ. ДРЕВНЕЙШИЕ СВЕДЕНИЯ

С давних времен восточными соседями скифов были сарматы. Как утверждал Геродот, «за рекой Танаисом (Дон - авт.) уже не скифская земля: первый из тамошних участков принадлежит савроматам, которые, начиная от угла Меотийского озера, занимают пространство на 15 дней пути к северу». В наиболее ранних античных источниках их называли савроматами (от иранского слова «сармат» — опоясанный мечом). И только с II в. до н.э. закрепляется имя «сарматы». По мнению древних авторов, сарматы «составляли одно племя, но разделенное на несколько народов с ранними названиями».

Очевидно, соседями скифов сарматы стали достаточно давно, так как именно к ним за помощью обращались скифы во время нашествия войск Дария.

Когда же в III в. до н.э. Великая Скифия переживает глубокий кризис, сарматы становятся господствующей силой на юге Восточной Европы.

ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ. ЯЗЫК

ГЕРОДОТ О ПРОИСХОЖДЕНИИ САВРОМАТОВ

«О савроматах же рассказывают следующее. Когда эллины сразились с амазонками, тогда, по преданию, эллины, победив в битве при Фермодонте, отплыли, везя на трех кораблях столько амазонок, сколько могли взять в плен, а те перебили мужей, напав в море.

С кораблями же они не были знакомы, не знали, как пользоваться кормилом, парусами, и не умели грести; и после того, как они, напав в море, перебили мужей, их носило волнами и ветром. И прибывают они к берегам Меотийского озера — к Кремнам. А Кремны находятся на земле свободных скифов. Здесь, сойдя с корабля, амазонки достигли обитаемой земли. Встретив первый же табун лошадей, они похитили его и верхом на лошадях начали грабить страну скифов.

Скифы же не могли понять, в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки — это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они таким образом узнали, что это были женщины.

Посоветовавшись, они решили больше их не убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин, числом приблизительно столько же, сколько было амазонок. Те должны были расположиться лагерем вблизи них и делать то же, что и они будут делать. Если же амазонки станут их преследовать, то не вступать в сражение, а уклоняться; когда же те остановятся, они должны, приблизившись, стать лагерем. Скифы задумали это, желая, чтобы от этих женщин родились у них дети.

Посланные юноши стали выполнять порученное. Когда же амазонки поняли, что те пришли безо всякого злого умысла, они не стали обращать на них внимания; и с каждым днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Юноши же, как и амазонки, не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели тот же, что и они, образ жизни, занимаясь охотой и грабежом.

Амазонки же в полуденный час расходились по одной и по две... Узнав об этом, и скифы стали делать то же самое. И кто-то приблизился к одной из них, оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его, но позволила вступить с ней в связь.

И сказать она не могла (ведь они не понимали друг друга), но показала жестами, чтобы он на следующий день пришел на то же самое место и привел другого, показывая, чтобы их было двое и что она также приведет другую.

Юноша, уйдя, рассказал это остальным. На второй день он сам пришел на то же место, и другого привел, и нашел амазонку, ожидавшую вместе с другой. Когда остальные юноши узнали об этом, они также приручили остальных амазонок.

А после, соединив лагери, они стали жить вместе, каждый имея женой ту, с которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли выучить язык женщин, женщины же усвоили язык мужчин.

А после того, как они поняли друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: «У нас есть родители, есть и имущество. Теперь мы уже больше не будем вести такой образ жизни, но будем жить, уйдя к своему народу: нашими женами будете вы, и никакие другие женщины».

Они же на это сказали следующее: «Мы не могли бы жить вместе с вашими женщинами, ведь у нас и у них разные обычаи. Мы стреляем из лука, мечем дротики и ездим верхом, женским же работам мы не обучены. А ваши женщины не делают ничего из того, что мы перечислили, но, оставаясь в повозках, занимаются женским трудом, не выезжая на охоту и вообще никуда.

Так вот, мы не можем ладить с ними. Но если вы хотите, чтобы мы были вашими женами и чтобы мы могли считать себя справедливыми, то, придя к родителям, получите свою часть имущества и затем, когда вернетесь, будем жить сами по себе.

Юноши послушались и выполнили это. Когда же, получив полагавшуюся им часть имущества, они вернулись назад к амазонкам, женщины сказали им следующее:

«Мы в страхе и опасении, следует ли нам жить в той самой стране, где мы и лишили вас ваших отцов, и сильно опустошили вашу землю. Но так как вы желаете иметь нас своими женами, то сделайте вместе с нами следующее: давайте уйдем из этой земли и поселимся, перейдя реку Танаис». Юноши послушались и этого.

Перейдя Танаис, они прошли к востоку, на расстояние трех дней пути от Танаиса и на расстояние трех дней от озера Меотиды в направлении северного ветра. Прибыв в эту местность, в которой они теперь обитают, они заселили ее.

И с того времени жены савроматов придерживаются древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями и отдельно от мужей; они также ходят на войну и носят ту же одежду, что и мужья.

Языком савроматы пользуются скифским, но говорят на нем издавна с ошибками, так как амазонки усвоили его неправильно. Относительно брака у них установлено следующее: никакая девушка не выходит замуж прежде, чем не убьет мужчину из числа врагов».

По мнению большинства исследователей, язык сарматов, как и язык скифов, относится к северо-восточной группе иранских языков.

Наиболее известны следующие сарматские племена: аорсы, роксоланы, аланы, сираки, языги. Сформировавшись в Волго-Уральских степях, сарматы впоследствии расселяются в междуречье Волги и Дона, а к IV в. их кочевья появляются уже за Доном.

В этот период формируются союзы племен во главе с вождями. При этом многие авторы отмечают интересную особенность: сарматские женщины занимали чрезвычайно высокое положение в обществе. Это подтверждают сведения Псевдо-Гиппократа: «В Европе есть скифский народ, живущий вокруг озера Меотиды и отличающийся от других народов. Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трех неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат обычные жертвоприношения. Та, которая выйдет замуж, перестает ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход. У них нет правой груди, ибо еще в раннем детстве матери их, раскалив приготовленный с этой целью медный инструмент, прикладывают его к правой груди и выжигают, так что она теряет способность расти, и вся сила и изобилие соков переходит в правое плечо и руку».

Исследователи объясняют столь воинственный образ сарматок тем, что, когда их мужчины уходили в длительные военные походы, женщины сами охраняли стада и имущество. Для этого они могли создавать специальные женские отряды. Молодые воительницы были прекрасными наездницами и превосходно владели оружием. Влияние женщин в сарматском обществе было столь велико, что некоторые древние авторы называли сарматов «гюнайкократуменами» (же-ноуправляемые, управляемые женщинами).

САРМАТЫ В КРЫМУ

Есть много свидетельств о том, что в III-I вв. до н.э. сарматы прочно укрепляются в степях к северу от Крыма. Отношения между ними и скифами не были стабильными: племена то враждовали, то заключали дружественные союзы. Известно, что сарматская царица Амага оказала Херсонесу военную помощь и заставила скифов отступить от его стен. Однако во время Диофантовых войн сарматы под предводительством Тасия были самыми надежными союзниками скифов.

Постепенно сарматы вплотную приближаются к полуострову, а в I в. н.э. часть сарматских племен оказывается в Крыму. В это время на полуострове появляются впускные подкурганные сарматские захоронения.

Особый интерес вызывает Ногайчинский курган, расположенный в Нижнегорском районе у с. Червоное.

Достаточно богатое женское захоронение принадлежало, очевидно, царице или жрице. Покрывало, которым, лежавшее поверх деревянного гроба, и платье женщины были расшиты золотыми бляшками. Погребальный инвентарь выполнен из драгоценных материалов и отличается прекрасной работой. Он состоял из массивной золотой гривны с изображением грифонов — сказочных чудовищ с телами льва и орлиными крыльями и клювом, ручных браслетов с изображением персонажей греческих мифов — Эрота и Психеи, ножных спиралевидных браслетов, диадемы, сплетенной из трех цепочек, медальона с гранатовыми и стеклянными вставками, сережек с инкрустациями из сердоликов, агатов и стекла, серебряных чаш, ложек сосудов, бронзового зеркала.

Как в этом мире, так и в «мире ином» женщина не могла обойтись без прекрасной шкатулки «со всем необходимым»: здесь хранились и набор косметических средств в разных коробочках и флаконах, и украшения: золотые подвески в форме львиных голов, агатовый, оправленный в золото медальон, перстни, амулеты в виде человечка, фибулы из золота и горного хрусталя, застежка из золота с гранатовой и стеклянной вставками.

Постепенно численность сарматов на полуострове увеличивается. Они селятся не только в степных районах, но и в предгорном Крыму, часто рядом со скифами. Со II в. н.э. древние авторы все больше называют их аланами.

С середины III в. н.э. в северном Причерноморье появляются готы, в союз с ними вступают различные племена и в частности аланы, о которых античные авторы говорят, как о «храбрых, сильных и многочисленных» воинах. Нашествие готов, а затем гуннов имело катастрофические последствия для жителей полуострова. Сообщая о вторжении гуннов в IV в., древний историк отмечает: «Пройдя через земли аланов, гунны произвели в них страшное опустошение, а с уцелевшими жителями заключили союз и присоединили их к себе». Значительная часть аланов вместе с гуннами устремилась в Европу и даже переправилась в Африку. В это же время часть из них осела в Крыму.

ОБРАЗ ЖИЗНИ, ХОЗЯЙСТВО, БЫТ И КУЛЬТУРА САРМАТСКИХ ПЛЕМЕН

Жители степей не могли не заниматься разведением домашних животных, дававших им и пищу, и материалы для изготовления одежды. На протяжении всей своей истории сарматы были кочевыми скотоводами. Страбон отмечает: «Они следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами, зимой в болотах возле Меотиды (Азовское море - авт.), а летом на равнинах». Надо отметить, что даже в сравнении с другими кочевыми народами, сарматы выделялись высокой подвижностью.

В значительной степени это объясняется составом сарматских стад. Наиболее распространенными животными в них были лошади и овцы (крупного рогатого скота, вероятно, было немного). Интенсивность перекочевок была настолько высока, что в течение года сарматы совершали по существу замкнутый цикл по территории своих огромных владений. И овцы и лошади относятся к числу тех животных, которые, совершая такое «путешествие», не утрачивают веса и жизненных сил.

Пожалуй, невозможно переоценить роль лошади в жизни сарматов. Она была для них всем. Об этом прекрасно свидетельствует Тацит: «Удивительно, как доблесть сарматов лежит как бы вне их самих» (т.е. в их конях авт.). Конь был верным другом и в боях и в повседневной жизни. Он спасал хозяину жизнь в сражениях, с его помощью выпасали скот, к тому же лошади обладали прекрасным свойством добывать пищу из-под снега. Благодаря лошади сарматы имели пищу, питье, одежду. Как у многих кочевников, сарматские лошади не отличались внешней красотой и стройностью, невысокий рост, большая грубая голова на короткой шее и короткая, но крепкая нога. Но они, по словам Овидия, «...способны к любым долгим скачкам». Прекрасно описал качества этих лошадей воевавший с сарматами Ариан, он утверждал, что этих «...коней сначала трудно разогнать, так что можно отнестись к ним с полным пренебрежением, если увидеть, как их сравнивают с конем фессалийским, они выдерживают какие угодно труды; и тогда можно увидеть, как тот резвый, рослый и ретивый конь выбивается из сил, а эта лошаденка сначала перегоняет того, а потом оставляет далеко позади».

Основным жилищем сарматов являлись кибитки, изготовленные из войлока и поставленные на колеса. О таких повозках упоминает Эсхил, называвший их «скрипучими телегами, влекомыми волами». На фресках античных склепов сохранились изображения сарматских жилищ, напоминающих юрты азиатских кочевников. Они представляют собой остовы из жердей, покрытые шкурами или войлоком. Такая конструкция устанавливалась на четырех- или шестиколесные повозки, в которые запрягали по несколько волов.

Особую роль в жизни сарматов, как впрочем всех кочевых племен, играла война. Сами условия и образ жизни способствовали образованию военизированного общества. Многие авторы отмечают храбрость и воинственность сарматов, называют их «неприступными варварами», «свирепые видом и голосом, обросшие волосами и бородой, они — живое подобие Марса». Сарматские племена можно назвать «народ войско», так как все мужчины были воинами.

Кочуя с места на место, они сражались за пастбища, достаточно часто совершали набеги с целью грабежа. Античных авторов военные обычаи сарматов поражали чрезвычайной дикостью и жестокостью. Геродот свидетельствует:«.. .с черепов убитых неприятелей они снимают кожу и, выделав ее, привязывают к поводьям своих лошадей как доказательство своей храбрости; черепа же отделывают, иногда украшают золотом и употребляют как чаши».

По мере продвижения сарматов на запад роль войны в их жизни значительно возрастает. К этому времени им удалось создать крупные союзы племен. Постепенно совершенствуется организация войска, тактика и стратегия военных действий, а также вооружение и доспехи.

Тацит и Страбон отмечают, что сарматы применяли небольшие щиты (вероятно, племенные) обтянутые кожей, но особого значения они не имели. Это было связано с тем, что в ходе длительного времени сарматам удалось создать достаточно надежные, удобные и искусно изготовленные защитные доспехи.

Металлические доспехи существовали у сарматов в виде чешуйчатой брони. Принцип ее изготовления достаточно хорошо известен по сохранившимся изображениям и описаниям. Особенно точно и подробно рассказывает о таких доспехах Гелиодор. По его словам, они состояли из медных и железных чешуек, нашитых на холст или кожу рядами, так что чешуйки одного ряда, прикрывали до половины чешуйки другого, не оставляя промежутков. Не только всадник, но и его конь были с головы до ног одеты в такую броню, которая благодаря своей гибкости не стесняла движений и плотно прилегала к телу. На ноги иногда надевали, помимо брони, металлические попожи, а голову прикрывали шишаками, чаще всего кожаными с металлическими полосами.

Главным оружием сарматов был лук (вероятно, во многом схожий со скифским). Стрельбу из него сарматы, в отличие от многих народов вели по-«скифски». Они натягивали тетиву не к груди, как другие, а к плечу и стреляли с одинаковой ловкостью как с правого, так и с левого плеча. Овидий говорит о сарматах: «...их сила в стреле, в полном колчане и в быстром, не знающем усталости коне». Лук вместе со стрелами носили с левой стороны у пояса в кожаном футляре. В колчан обычно вкладывали пять стрел.

Войско сарматов состояло из лучников и обоза, к которому причислялись пешие воины (копейщики). При этом главным родом войска была легкая конница. И скифы и сарматы предпочитали для верховой езды кобыл, а не жеребцов. В первые века н.э. у сарматов получает распространение тяжеловооруженная конница катафрактариев. Они имели надежные доспехи и были вооружены длинными копьями и длинными прямыми мечами для удара с коня.

Достаточно часто сарматы применяли тактику набегов, основной целью которых было обогащение, в то же время мощное нашествие многочисленного конного войска приводило к деморализации подвергшихся нападению. Как правило, после таких нападений сарматы заставляли побежденных выплачивать дань.

Тацит отмечает внезапность и неожиданность таких набегов, особый способ метания дротиков, виртуозность набрасывания арканов на противника. Использование оригинальной тактики переменного боя, когда конные сарматы, оставив лук, врезались в строй противника копьями.

В военных походах каждый сармат использовал не менее двух коней, особенно важно это было в длительных набегах. Аммиан Марцеллин свидетельствует: «Они преодолевают огромные расстояния, когда преследуют врага или бегут сами, сидя на быстрых и послушных конях, еще и каждый ведет в поводу запасного, чтобы, пересаживаться с одного на другого, сберечь силы коней и, давая отдых, восстановить их бодрость».

Одежда сарматов была во многом схожа со скифской. Мужчины носили короткий кафтан, подпоясанный ремнем, который застегивался фибулами, шаровары и короткие сапоги. Сверху надевался плащ, застегнутый фибулой на левом плече. Женская одежда состояла из платья с рукавами до запястий, поверх платья носили распашной халат, застегнутый фибулой на груди. Одежду дополняли восточные шаровары, манжеты которых достаточно часто обшивались бисером.

Одежда знатных и богатых сарматов расшивалась золотом и жемчугами, украшалась золотыми бляшками.

И женщины, и мужчины охотно пользовались различными украшениями. Знатные представители общества носили золотые и серебряные гривны, золотые браслеты, золотом и серебром были украшены их пояса. Знатные сарматки — золотые серьги со вставками из драгоценных камней, их прически часто венчались диадемами, золотые бусы и ожерелья украшали шею и грудь.

Многие сарматские украшения — настоящие шедевры ювелирного искусства. Часть из них выполнены в полихромном стиле, когда в золотых и серебряных изделиях использовали вставки драгоценных и полудрагоценных камней: бирюзы, граната, рубина, сердолика.

Много своеобразных особенностей наблюдается в характере погребений и погребальном ритуале сарматов. Для раннего периода характерны захоронения в широких грунтовых ямах с деревянными сооружениями. В дальнейшем появляются новые типы подкурганных погребений с различной ориентацией: узкие прямоугольные ямы, квадратные ямы с диагональным положением погребенного, катакомбы, узкие прямоугольные ямы, подбои. Это является ярким свидетельством того, что сарматы представляли далеко не однородные племена, даже антропологически.

Погребальный обряд чаще всего выглядел следующим образом: усопшего укладывали в вытянутом положении на спине, часто с согнутыми в локтях руками, кисть правой или левой руки находилась в области живота, ноги скрещивали в ступнях или голенях, череп деформирован. В захоронение вместе с погребальным инвентарем укладывали всевозможные обереги, амулеты, а также жертвенную пищу. Дно могил, очевидно, с очистительной целью посыпали золой, угольками, кусками мела; над могилой совершали жертвоприношение коня, устраивали тризны. С ритуальной целью разбивали зеркала.

Религиозные представления сарматов имели много схожего со скифскими верованиями. Главными объектами поклонения был меч, олицетворявший бога войны. Это подтверждает Аммиан Марцелин, говоря, что сарматы «втыкают в землю меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу».

Кочевники-скотоводы, жизнь и благополучие которых во многом зависели от природно-климатических условий, от наличия обильных пастбищ и многочисленности стад, особо почитали богиню плодородия и покровительницу коней. Изображения великой богини между двух коней сохранились на сарматских гребнях и серьгах. Вероятно, с великой богиней был связан культ солнца и огня, хранительницами которого были специальные жрицы.

С приходом сарматов изменился этнический состав населения Крыма. Они оказали значительное влияние на экономику и общественную жизнь полуострова.

Исторические судьбы крымских татар. Возгрин Валерий Евгеньевич

САРМАТЫ

Сарматы начали проникать в Северное Причерноморье в последние века до н. э. Покинув Нижнее Поволжье и Приуралье, этот кочевой народ, в основном ираноязычный, устремляется на запад. Особенно интенсивным переселение становится в III - I вв. до н. э. Встретившись в Крыму прежде всего со скифами, заселявшими приперекопские степи, сарматы, судя по письменным античным источникам, вступали с ними в борьбу, оттесняя местное население на юг и восток. Однако иногда, в основном в более поздний период, отдельные отряды сарматов заключают со скифами временные союзы для совместной борьбы с общим врагом. Так было, например, в период Диофантовых войн.

Сражались они и с Боспором, уже во II - I вв. до н. э., поддерживая, в частности, Митридата VI Евпатора (об этом говорит Аппиан), а также Фарнака в его войне с Асандром (I в. до н. э.). Затем сарматов используют в своих походах римляне, да и те же боспорцы. Однако крайняя переменчивость, нестабильность международного положения в Северном Причерноморье содействовала частым метаморфозам в политике сарматов в целом и отдельных их племен (аланов, сираков, савроматов) в частности. Поэтому в истории этого воинственного племени нередкими были и мирные периоды; так, уже с III в. до н. э. отмечен приток сарматов-переселенцев на Боспор (Лобова И.И., 1956, 10).

Именно из Боспора, судя по всему, сарматы попадают в Центральный Крым; происходит это где-то на рубеже тысячелетий, возможно раньше. Такой вывод можно сделать исходя из погребений в районе Неаполя Скифского, где обнаружены как сарматский инвентарь (мечи без перекрестья, зеркала, массивные пряжки и фибулы сарматского полихромного стиля), так и материальные признаки сарматского погребального обряда - это более важное свидетельство о миграции племени, так как украшения и оружие могли быть покупными. И наконец, наиболее бесспорный признак такого рода - найденные здесь черепа, деформированные с детства, как это было принято в Причерноморье и Крыму только у сарматов.

Во второй половине I в. н. э. сарматы в союзе со скифами вступают в упорную борьбу с херсонеситами. Город был осажден, положение греков стало безвыходным, но они использовали незнакомство степняков с морем (бухта не была блокирована) и послали за помощью к римлянам. Армия Плавтия Сильвана обрушилась на осаждавших, и те после тяжелых боев отступили. Поражение резко изменило политику сарматов - они всецело становятся в борьбе скифов с Боспором на сторону последнего. Это и было, как считают некоторые авторы (Грибанова Л.С., 1952, 8), основой роста военного могущества боспорян при царе Савромате I (правил в 93 - 123 гг.) и Котисе II (123 - 132 гг.). Более того, в отличие от Херсонеса, где римская власть в эту эпоху была бесспорной, такого положения на Боспоре не сложилось благодаря именно сарматам. Римляне знали, что боспорские правители в любой момент могут получить неограниченную поддержку со стороны сарматских племен, и это заставляло императоров считаться с полисом.

Во II - IV вв. продолжается и мирное наступление сарматов в горных и предгорных областях. Они заселяют свободные земли, часто проникают и в старые поселения, нередко смешиваясь с аборигенами. Есть случаи основания ими крупных новых убежищ-крепостей; самый известный пример - город на горном обрывистом плато в верховьях Чурюк-Су, позже названный Чуфут-Кале.

Сарматов постигла судьба других, больших и малых племен и народов, оказавшихся в "плавильном тигле" Крыма в дописьменную эпоху. Они растворились в местном населении, не оставив по себе памятников, кроме тех, что извлекаются в наше время из их захоронений. Что же касается культурного наследия сарматов в Крыму, то эта проблема еще далеко не разрешена. Есть немало бесспорных фактов влияния сарматов на культуру их современников, как скифов, так и колонистов из Греции и Рима. Однако мы не можем присоединиться к весьма решительным выводам некоторых специалистов о "всеобщем процессе сарматизации материальной культуры народов, населяющих Крым" (Лобова И.И., 1956, 15). Уже на текущий момент культурное наследие крымского населения первых веков н. э. изучено вполне достаточно для того, чтобы отнести подобный вывод к явным преувеличениям.

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

3. Сарматы в Южной Руси 183 Миграция сарматов в Южную Русь не было событием такой катаклизматической силы, какими впоследствии оказались вторжения гуннов, аваров и монголов. Давление сарматов было постепенным и также постепенно скифы сдавали территорию пришельцам. Уже в

Из книги Русские – не славяне? автора Пересвет Александр

Глава 8 Сарматы Обычно считается, что развиться скифам-пахарям в заметное историческое общество помешали сарматы. Это они, дескать, сменили в степях скифов. Сменили известно как - как тогда сменяли. Путем уничтожения. Ну а заодно досталось и скифам-пахарям.Так ли это?Но

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Сарматы и Западная Сибирь В IV веке до Рождества Христова, мы сталкиваемся в районе Оренбурга, со стороны Уральских гор в Прохоровке, с местной культурой, характеризуемой скоплением копьев. Копье было специфическим видом оружия сарматов, и захоронения Прохоровки,

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 2 Сарматы Тяжелая конница катафрактовСарматы это также как и скифы неоднородное племя, что состояло из множества племен помельче. В сарматский союз племен входили и роксоланы, и языги, и аланы, и аорсы, и сираки, и другие племена. Согласно легенде, которая изложена в

автора Классен Егор Иванович

СКИФЫ И САРМАТЫ Древние народы Европы, ведя кочующую жизнь, переходили с одного места на другое, и если встречали к тому препятствия, то употребляли насилие к достижению цели своей. Подвижная жизнь эта и воинственные действия должны были произвести, с одной стороны,

Из книги Новые материалы для новейшей истории Славян вообще и Славяно-Руссов до рюриковского времени в особенности с лёгким очерком истории Руссов до Рождества автора Классен Егор Иванович

СКИФЫ И САРМАТЫ Дополнение к прежней статьеВо втором выпуске мы старались уяснить, что прозвания Славян Скифами и Сарматами отнюдь не составляли родовых или племенных названий, ибо в противном случае нельзя бы было сказать, что Сарматы Скифского племени или Кельтоскифы

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Поздние скифы и сарматы Ираноязычные пришельцы - степняки скифы, появившиеся в Северном Причерноморье еще в VII в. до н. э., постепенно становятся новыми хозяевами Крыма, тесня аборигенов в предгорья. Уже во времена Геродота скифы в Крыму постепенно оседают на земле,

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Славяне и сарматы Обратимся теперь опять к Северному Причерноморью. В III в. до н. э. сюда пришли новые хозяева - сарматы. Это были ираноязычные кочевники, которые прежде обитали в степях между Доном и Туркестаном, но затем, испытывая сильное давление со стороны тюрков,

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Сарматы и меоты Согласно Геродоту, населенная скифами территория простиралась на востоке только до Дона. За Доном, в нижневолжских и приуральских степях, жили уже не скифы, а родственные им, близкие по культуре и языку кочевые скотоводческие племена сарматов. Соседями

Из книги От Гипербореи к Руси. Нетрадиционная история славян автора Марков Герман

Сарматы. III в. до н. э. – III в. н. э. С IV века до н. э. скифские владения в Причерноморье и на Северном Кавказе стали захватывать многочисленные кочевые скотоводческие тюркоязычные племена, близкие скифам Северного Причерноморья и сако-массагетскому миру Средней Азии,

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Исторические судьбы крымских татар. автора Возгрин Валерий Евгеньевич

САРМАТЫ Сарматы начали проникать в Северное Причерноморье в последние века до н. э. Покинув Нижнее Поволжье и Приуралье, этот кочевой народ, в основном ираноязычный, устремляется на запад. Особенно интенсивным переселение становится в III - I вв. до н. э. Встретившись в

Из книги Приветы традиционной истории от Карамзина автора Никольский Алексей

Привет № 3. Славяне или сарматы? Карамзин с недоумением сообщает, что Татищев считал вятичей и кривичей не славянами, а сарматами (с.194 и 195). А вслед за ним в речи о происхождении народа Российского то же самое повторил Миллер. И как, вы думаете, Карамзин их опровергает? Да

автора Плешанов-Остоя А. В.

Сарматы: всадники с длинными черепами Геродот называл сарматов «ящероголовыми». Ломоносов считал, что от них произошли славяне, а польская шляхта называла себя их прямыми потомками. Русским девушкам в наследство от сарматов достались

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы… На исторической арене сарматы появляются в III веке до нашей эры, когда они напали и вытеснили из причерноморских степей скифов. До этого времени мы находим только отрывочные упоминания о сарматах на восточной границе Скифии, однако

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

Сарматы и кокошник Интересно, что некоторые ученые видят происхождение русского кокошника именно от сарматов. Среди них был распространен обычай искусственной деформации черепа, благодаря которой голова человека приобретала форму вытянутого яйца. Происхождение же