Главные герои рассказа бурмистр тургенев. Образ и характер Аркадия Павлыча Пеночкина в рассказе Бурмистр — художественный анализ

Недалеко от моего имения живёт молодой помещик, офицер в отставке, Аркадий Павлович Пеночкин. Человек он рассудительный и воспитанный, о подданных своих печётся и наказывает их для их же блага. Роста он небольшого и собой недурён. От его светло-карих глаз и румяных щёк так и пышет здоровьем и доброжелательством. Аркадий Павлович считается одним из самых образованных дворян и завидных женихов нашей губернии. Он осторожен, и ни в одну историю замешан не был. Его дом в Петербурге содержится в завидном порядке. Говорит Аркадий Павлович мягким и приятным голосом, обильно пересыпая речь фразами по-французски. Несмотря на все эти достоинства, я посещаю его неохотно. В его доме мною овладевает странное беспокойство.

Однажды мне пришлось провести у Аркадия Павловича ночь. Утром он не отпустил меня без завтрака, во время которого был наказан лакей, забывший подогреть вино. Пеночкин узнал, что я еду в Рябово, и решил отправиться со мной - в тех же местах находилось его село Шипиловка. Он очень хвалил тамошнего бурмистра Софрона, «государственного человека».

С собой Аркадий Павлович захватил бездну вещей и повара. Ехали мы долго, и приехали прямо в Шипиловку. В тот день мне пришлось забыть про охоту и покориться своей участи. У околицы нас встречал староста, сын бурмистра, огромный рыжий мужик. Самого Софрона дома не оказалось. Мы поехали по деревне. При виде нашей коляски люди замолкали и разбегались. По селу распространялось тревожное волнение. Жена бурмистра встретила нас у крыльца и долго целовала ручку Аркадия Павловича.

Мы уже успели расположиться в холодной избе, когда приехал бурмистр. Он был небольшого роста, плотен, плечист и сед, с красным носом, маленькими голубыми глазками и бородой в виде веера. Войдя в избу, он заговорил нараспев и со слезами умиления приложился к ручке барина. Нам подали ужин, а бурмистр всё докладывал о делах и жаловался, что мало земли. Он рассказал, как на земле Пеночкина нашли мёртвое тело, а он велел стащить его на землю соседей и задобрил станового. Пеночкина позабавила эта уловка. Засыпая, Пеночкин заметил мне, что со времени управления Софрона за крестьянами не водится недоимок.

На другой день Аркадий Павлович уговорил меня остаться, чтобы показать мне своё имение. Нас сопровождал Софрон. Во время осмотра он всё напирал на то, что мало земли, и Пеночкин разрешил прикупить её от своего имени. Выходя из сарая после осмотра веялки, мы увидели двух мужиков в заплатанных рубахах. Старшего звали Антип. Они пришли жаловаться на бурмистра. Оказалось, что Софрон выплатил за них недоимку и взял в кабалу, да и не их одних. Всех взрослых сыновей Антипа Софрон отдал в солдаты, и последнего хотел отдать. Аркадий Павлович не захотел выслушать их до конца. До самого моего отъезда он дулся на Софрона.

Через час я уже был в Рябове и вместе со знакомым мужиком Анпадистом собирался на охоту. Я заговорил с Анпадистом о Софроне. Он рассказал, что Шипиловка только числится за Пенкиным, а владеет ею бурмистр. Земли у него гораздо больше, чем думает Пеночкин, кроме того бурмистр ещё и торговлей занимается. Антип как-то поспорил с бурмистром, и теперь Софрон мстит ему.

Повествование ведется от первого лица, а затрагивает оно тему крепостничества, где автор критикует крепостное право. В рассказе Бурмистр раскрывает проблему равнодушия помещиков к крепостным и их лицемерие. Чтобы познакомиться с рассказом и его главными героями, предлагаем наше рассказа, которое подойдет для читательского дневника.

Используя своего героя-рассказчика, автор повествует о знакомом отставном офицере, Аркадии Пеночкине. Он жил всего лишь в пятнадцати верстах от дома охотника. На территории его владений всегда имелась дичь, поэтому для охотника рассказчика это соседство было идеальным, но сам сосед был ему неприятен. Почему неприятен, сразу и не понять, ведь автор говорит, что Аркадий Пеночкин был всем хорош.

У отставного офицера была приятная внешность, отличные манеры, в доме всегда был порядок, а о хозяйстве и вовсе не шла речь. Хозяйство было процветающим. Аркадий Пеночкин был образован, никогда не повышал голоса, но вот когда к нему попадаешь в дом, то появляется неприятное ощущение и какое-то внутреннее беспокойство, заставляющее бежать оттуда.

И вот нашему рассказчику пришлось как-то остановиться у Пеночкина на ночлег. С утра охотник хотел уехать, но Аркадий уговорил остаться на завтрак. Из разговора тот узнает, что рассказчик направляется в Рябово и тот напрашивается в попутчики. Ведь там недалеко и его деревня Шипиловка, о которой он прожужжал все уши охотнику. И вот они въехали в деревню. Крестьяне, завидев коляску с барином, тут же разбегались. Ночевали в доме бурмистра Софрона, которого Пеночкин постоянно нахваливал, в том числе и за сообразительность. Ведь тот догадался перетащить труп человека на чужие угодья, чтобы не было мороки.

На следующий день Пеночкину захотелось показать свое хозяйство, и наши герои поехали осматривать угодья. Увиденное оставляло приятное чувство, все было очень аккуратно и продуманно, пока не произошел один случай. Когда наши герои подошли к новой веялке, старик и парень из крепостных тут же бросились в ноги барину. Те стали жаловаться, насколько жесток бурмистр. Всех разорил злодей, сыновей отправляет в рекруты, забирает скот, избивает женщин.

Аркадий просит разъяснить ситуацию, но Софронов говорит, что это все клевета, а старик бездельник и пьяница. Пеночкин разозлился и обещал во всем разобраться. Охотник-рассказчик же отправился в Рябово, как и планировал. У знакомого мужика он поинтересовался о бурмистре и что происходит в деревне Шипиловка. Тот и поведал, что именно бурмистр там всем заправляет, а сам Пеночкин владелец деревень только на листе бумаги. У этого бурмистра все в долгах и батрачат на него до полусмерти. Сам же Софронов промышляет землей, лошадьми и это все за спиной барина. К тому же бурмистр зверь, а не человек, его звериную натуру ничто не исправит. Как рассказал знакомый мужик, он теперь обязательно забьет старика, на которого он и так давно озлоблен из-за непослушания.

Рассмотрим более подробно фабулу рассказа, которая в произведении реализуется в виде взаимодействия элементов — экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки. Экспозиция рассказа отражена в первых строках и задает пространственно-временные координаты начала действия: «верстах в пятнадцати от моего именья живет один мне знакомый человек», время — современное автору-рассказчику, то есть середина XIX века, об этом свидетельствует рассказ от первого лица о событиях настоящего («живет») или недавно произошедшего времени. Завязка обнаруживается в описании отношений помещика Пеночкина со своими крестьянами.

Выдержка из текста

Рассказ «Бурмистр», написанный И.С. Тургеневым, входит в цикл «Записки охотника» и был впервые опубликован в первой части журнала «Современник» в номере

1. за 1846 год.

Перед нами произведение эпического рода, написанное в жанре рассказа, для которого свойственна небольшая форма, и одна-две главные сюжетные линии.

Главной темой произведения является описание взаимоотношения крестьянства с помещиками и их управляющими. Тургенев живописно рисует типичный быт русского помещика на фоне тяжелой и угнетенной жизни крестьянства. Тематика произведения вписывает рассказ в единую парадигму с другими рассказами цикла «Записки охотника».

Список использованной литературы

Не предусмотрен условиями написания работы. Только текст произведения.

Год написания: 1851

Жанр: рассказ

Главные герои: рассказчик , Аркадий Пеночкин - помещик, Софрон

Сюжет

Автор гостил у помещика Пеночкина, культурного и образованного человека, которого все уважали в уезде. Наутро Аркадий предложил проехать в его другое село Шипитовку, бурмистром которого он восхищался и называл его «государственным человеком».

Старостой был сын бурмистра, он встретил гостей и рассказал местные новости. Но к помещику пришли два мужика из деревни с жалобой на бурмистра, который заплатил за них недоимки, а самих мужиков превратил в своих рабов. И это был не первый случай.

Пеночкин ничего не сказал Софрону, но дулся на него. А Софрон постоянно говорил о том, что земли мало. На следующее утро помещик разрешил Софрону покупать землю от своего имени.

Уже в селе Рябове знакомый нашего рассказчика поведал ему много интересного о бурмистре, который на самом деле является негласным хозяином села и имеет много земли и крестьян.

Вывод (мое мнение)

Помещик хотя и образованный, но не хочет сам вникать в проблемы своих мужиков и все проблемы позволяет решать нечистому на руку Софрону, а тот хоть и не показывает свою власть, но на самом деле является истинным хозяином земли.

Летом и осенью 1846 года Иван Сергеевич Тургенев жил в своем имении Спасское-Лутовиново, где часто охотился. Когда писатель вернулся в Петербург, к нему обратились из редакции «Современника» с просьбой заполнить один из разделов журнала. Так стали появляться рассказы, которые автор отобрал в сборник «Записки охотника» и опубликовал затем отдельной книгой. В сборник вошел и рассказ «Бурмистр» , написанный Тургеневым в июле 1847 года в Зальцбрунне.

Произведение наглядно демонстрирует безотрадное положение крестьян во время крепостного права. Автор дает развернутую характеристику молодому помещику, бывшему гвардейскому офицеру Аркадию Павлычу Пеночкину. Его образ представлен в двух плоскостях: через одобрительное отношение людей из своего окружения и негативное мнение об этом человеке автора повествования.

Общество считает Аркадия Павлыча строгим, но справедливым и прогрессивным помещиком. Сам Пеночкин всячески стремится поддерживать статус человека выдержанного, культурного, прекрасно образованного и воспитанного. Но под внешней скромностью и хорошими манерами героя скрываются жестокость и бессердечность. С крепостными помещик разговаривает спокойно, но жестоко наказывает их за малейшую провинность.

Сделав своих крестьян полностью зависимыми от злого бурмистра Софрона, Пеночкин не хочет даже вникать в их бедственное положение. Ему безразлична судьба несчастной семьи старика Антипа. Главное, чтобы оброк платился исправно, и никто не докучал жалобами. Панический страх крепостных перед репрессивной системой Пеночкина хорошо показан Тургеневым в сценах с камердинером Федором и приездом барина в Шипиловку. Завидев экипаж помещика, вся деревня будто вымерла.

Главные герои рассказа помещик Пеночкин и бурмистр Софрон – совершенно разные люди. Однако их роднит жестокое отношение к крепостным. Утонченный Пеночкин и грубый Софрон одинаково циничны и эгоистичны. Тургенев развенчивает показную интеллигентность и доброту Аркадия Павлыча. Тот нисколько не лучше душегуба Софрона. Пеночкин – один из наиболее ярких отрицательных героев во всем сборнике. Белинский назвал его «мерзавцем с тонкими вкусами».

Образ Софрона формируется из мнений о нем трех персонажей: рассказчика, Пеночкина и крестьянина Анпадиста. Аркадий Павлыч восторгается своим управляющим: «Бурмистр у меня там молодец» . Софрон подыгрывает барину, изображая любовь и преданность. Но в его слащавых словах явно чувствуются фальшь и лицемерие.

Речь бурмистра производит весьма комическое впечатление. С одной стороны, Софрон старается щегольнуть «барским словцом» , а с другой – придать своим высказываниям лестный для Аркадия Павлыча смысл. Не менее комичными выглядят и хозяйственные старания Софрона: фронтон с безграмотной надписью над скотным двором, флюгер на ветряной мельнице, посыпанные песком дорожки на гумне. Видно, что бурмистр пытается придать своему дому лоск барской усадьбы.

Но нельзя назвать настоящим хозяином человека, который так бессмысленно тратит деньги. Главный талант Софрона – умение обдирать крестьян как липку, пользуясь их зависимым положением. Свое благополучие бурмистр строит на разорении односельчан и обмане помещика.

Мнение простого крестьянина Анпадиста в финале произведения окончательно характеризует Софрона: «мошенник беспардонный, пес» . Чтобы оставить читателя под впечатлением от этих слов, Тургенев заканчивает рассказ нейтральной фразой: «Мы отправились на охоту» .

Картины русской природы в рассказах из сборника «Записки охотника» занимают весомое место и служат автору дополнительным средством для оценки персонажей. Положительные герои изображены в единстве с природой, отрицательные – в конфликте с ней. В рассказе «Бурмистр» положительных героев нет, поэтому отсутствуют здесь и красивые пейзажные сцены. Есть лишь скупые наброски из нескольких слов. Тем символичнее и выразительнее упоминание грязной лужи, возле которой на коленях перед Пеночкиным стоят просители.

Мастерство писателя, глубина образов, новый подход к изображению людей из народа сделали «Записки охотника» важным этапом в развитии русской литературы. Рассказ «Бурмистр» занимает в этом сборнике одно из центральных мест.

  • «Бурмистр», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева