Московский государственный университет печати. Синтаксическое значение Что такое синтаксическое значение слова

Синтаксическое отношение – с. 5.

Ситуативно неполные предложения – с. 64.

Сказуемое – с. 53.

Скобки – с. 104.

Слабая валентность – с. 9.

Слабая подчинительная связь – с. 9.

Словосочетание – с. 15.

Сложное предложение – с. 80.

Сложное предложение минимальной структуры – с. 85.

Сложное предложение с бессоюзием и подчинением – с.84.

Сложное предложение с одним уровнем членения – с. 84.

Сложное предложение с сочинением, бессоюзием и

подчинением – с. 84.

Сложное предложение с сочинением и бессоюзием – с. 84, 103.

Сложное предложение с сочинением и подчинением – с.83.

Сложное предложение усложнённой структуры – с. 85.

Сложное предложение усложнённой структуры с двумя уровнями членения – с. 85, 98.

Сложное предложение усложнённой структуры с сочинением и подчинением – с. 102.

Сложное предложение усложнённой структуры с тремя уровнями членения – с. 85, 98.

Сложное синтаксическое целое – с.105.

Сложноподчинённое предложение – с. 83, 90.

Сложноподчинённое предложение минимальной структуры – с. 92, 95.

Сложноподчинённое предложение нерасчленённой структуры – с.95.

Сложноподчинённое предложение расчленённой структуры – с. 95.

Сложноподчинённое предложение с взаимным семантическим подчинением – с. 97.

Сложноподчинённое предложение с взаимным семантическим

подчинением – с. 97.

Сложноподчинённое предложение с обратным семантическим

подчинением – с. 96.

Сложноподчинённое предложение с прямым семантическим

подчинением – с. 96.

Сложноподчинённое предложение с отношениями семантического

равноправия – с. 93, 97.

Сложноподчинённое предложение усложнённой структуры – с. 97.

Сложносочинённое предложение – с.83,87, 90.

Сложносочинённое предложение закрытой структуры – с. 89.

Сложносочинённое предложение минимальной структуры – с. 88.

Сложносочинённое предложение открытой структуры – с. 89.

Сложносочинённое предложение усложнённой структуры – с. 89.

Сложные предложения с разнотипной связью – с. 83, 102.

Сложные словосочетания – с. 21.

Смешанное подчинение придаточных – с. 98.

Смысловое единство сложного предложения – с. 80.

Смысловые отношения в словосочетании – с. 17.

Собственно-вопросительные предложения – с. 44.

Собственно-восклицательные предложения – с. 45.

Собственно-сравнительный оборот – с.74.

Согласование – с. 9.

Согласованное определение – с. 62.

Соотносительные слова – с.92.

Соположение – с. 12.

Составное глагольное сказуемое – с. 55.

Составное именное сказуемое – с. 55.

Составное подлежащее – с. 52

Составное сказуемое – с. 53.

Составные второстепенные члены предложения – с. 63.

Составные подчинительные союзы – с.90.

Составные члены предложения – с. 29

Сочетаемость знаков препинания – с.111.

Сочинение – с. 7, 14, 81.

Сочинительная связь – с. 65.

Сочинительные союзы – с. 66, 88.

Сочинительный ряд словоформ – с. 66.

Союзно-бессоюзный однородный ряд – с. 68.

Союзное слово – с.81.

Союзные слова – с. 92.

Союзный однородный ряд– с. 68.

Специальные знаки, используемые в структурных схемах предложения – с. 31.

Специальные синтаксические конструкции, используемые как средство выражения актуального членения – с. 40.

Способ морфологического выражения главного компонента обособленного оборота – с.72.

Способы выражения актуального членения предложения – с. 38.

Способы представления пропозиций – с. 34.

Сравнительные обособленные обороты – с. 74.

Стилистическая функция порядка слов – с. 42.

Структура синтаксиса как учебной дисциплины – с. 7.

Структурная классификация обособленных оборотов – с. 72.

Структурная схема простого предложения – с. 30.

Структурная схема словосочетания – с. 19

Структурная типология простых предложений – с. 50.

Структурно-грамматический аспект простого предложенияс. 24.

Структурно необязательные второстепенные члены – с. 63.

Структурно необязательные синтаксические позиции – с. 26, 29.

Структурно необязательные (или факультативные) члены

предложения – с. 28.

Структурно обусловленные члены предложения – с. 28.

Структурно обязательные второстепенные члены – с. 63.

Структурно обязательные (необходимые) члены – с.28.

Структурно обязательные синтаксические позиции – с. 26.

Структурное единство сложного предложения – с.81.

Структурный аспект простого предложения – с. 24.

Субстантивная синтаксема – с.14.

Субстантивные словосочетания – с. 16.

Субъект – с. 33

Субъективная модальность – с. 35.

Субъектные отношения в словосочетании – с. 17.

Субъектные предложения – с. 49.

Субъектные словосочетания – с. 16.

Тема – с. 38.

Тема-рематическое членение простого предложения – с. 38.

Тематическое единство сложного синтаксического целого – с.105.

Типизированные бессоюзные предложения – с.101.

Типология – с 82.

Типология простого предложения – с. 42.

Типология простых предложений, осуществляемая с опорой

на диктумную семантику – с. 47.

Типы связи, возникающие в простом предложении – с. 10..

Типы связи предикативных частей сложного предложения – с. 81.

Типы сложных предложений по степени усложнённости

структуры – с.84.

Триединство «значение – форма –функция» – с. 6.

Тяготение – с. 13.

Управление – с. 10.

Уравнивающий сравнительный оборот – с. 74.

Уровень членения – с. 84, 102.

Условное согласование – с. 10.

Утвердительно-отрицательные предложения – с. 47.

Утвердительные предложения – с.46.

Факультативная валентность – с. 9.

Факультативные второстепенные члены предложения – с. 64.

Формально-грамматическая характеристика обращений – с. 77.

Формальное подчинение в сложноподчинённом предложении – с.93.

Формальный (или структурный) аспект простого

предложения – с. 24.

Функции порядка слов в русском языке – с. 41.

Функции субстантивных синтаксем – с.14.

Функциональная классификация обособленных членов

предложения – с. 71.

Функциональная характеристика словосочетаний – с. 20.

Функционально однотипный однородный ряд – с. 66.

Функционально разнотипный однородный ряд – с. 68.

Функциональные подчинительные союзы – с. 91.

Частицы как дополнительное средство выражения актуального членения предложения – с. 39.

Частновопросительные предложения – с. 44.

Частноотрицательные предложения – с. 47.

Член предложения– с. 25.

Членимые предложения – с. 50.

Чужая реч. – с.104.

Эллиптические неполные предложения с. 64.

Учебная литература по синтаксису

Гайсина Р.М. Синтаксис простого предложения в современном русском языке: Теория, схемы и образцы анализа: Учебник/ Р.М. Гайсина. – М.: высшая школа, 2010. – 424 с.

Гайсина Р.М. Практический синтаксис современного русского языка: Схемы и образцы анализа. Упражнения. – Уфа: издательство «Китап», 2013.

Гайсина Р.М. Практический синтаксис современного русского языка: Схемы и образцы анализа. Упражнения. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2007.

Розенталь Д.Э. Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебное пособие для вузов. – М.: Рольф, Айприс-пресс, 1997. – 448 с.

Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Часть 2: Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; Под ред. В.И. Дибровой. – М.: Издательский дом «Академия», 2002. – 704 с.

Современный русский язык: учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. – 4-е изд, стер. / Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др.; Под ред. Л.А. Новикова. –СПб.:Изд-во «Лань», 2003. – 864 с.

Литература по пунктуации

Базжина Т.В., Крючкова Т.Ю. Русская пунктуация: Пособие- справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. ­– М., 2000.

Валгина Н.С. Актуальные процессы современной русской пунктуации. – М., 2004.

Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация: система и функционирование: Монография. – М.: Наука, 1988.

Шубина Н.Л. Пунктуация современного русского языка: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. – М., 2006.

Словари лингвистических терминов

Азимов Э.Г, Щукин А. Н. Словарь методических терминов. СПб., 1999.

А х м а н о в а О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966; изд. 2-е: 1969.

В а с и л ь е в а Н. В., Виноградов В. А., Шахнарович А. М. Краткий словарь линг­вистических терминов. М, 1995.

Краткий словарь по современному русскому языку / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант; Под ред П.А. Леканта. М.: Высшая школа, 1991.

Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.

Нечаев Г.Н. Краткий лингвистический словарь. Ростов-на-Дону, 1976.

Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Справочник лингвистических тер­минов: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1985 (или др изд.).

Русский язык. Энциклопедия. М., 1979.

Учебный словарь лингвистических терминов и понятий / Под ред. Карпова А.К. и др. Нижневартовск, 2002.

Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А.Словарь-справочник по русскому языку. М, 1995.

Вводные замечания………………………..………………… …3

Синтаксис: Систематизированный терминоло-

гический словарь…………………………………..4

Введение: Предмет и фундаментальные понятия синтаксиса.…..4

Синтаксическая связь………….…………………………………7

а) Общие понятия ………………………………………………...7

б) Присловная подчинительная связь……………………………8

в) Типы связи, возникающие в простом предложении………..11

Синтаксема………………………………………………………….14.

Словосочетание……………………………………………………15

а) Простое словосочетание………………………………………16

б) Сложное словосочетание………………………………………21

Простое предложение…………………………………………….23

Общая характеристика простого предложения…………………23 Структурный аспект простого предложения……………………24

а) Грамматическое членение простого предложения………..25

б) Структурная схема простого предложения………………. 30

Семантический аспект простого предложения………………….32

а) Предварительные сведения …………………………………32

б) Диктум предложения………………………………………..32

в) Модус предложения………………………………………….34

Коммуникативно-динамический аспект

простого предложения………………………………………..…37

а) Вводные замечания………………………………………..…37

б) Актуальное членение предложения………………………...37

в) Порядок слов в предложении…………………………….….40

Типология простого предложения…………………………….….42

а) Коммуникативно-функциональная типология

простого предложения………………………………..…..43

б) Семантическая типология простого предложения………..45

модусной семантики……………………………………………….46

Типология простого предложения, учитывающая особенности

диктумной семантики……………………………………………..47

в) Структурная типология простого предложения…..……..50

Двусоставное предложение……………………………………….52

Односоставное предложение……………………………………..56

Второстепенные члены предложения……………………………60

Неполные предложения………………………………………...…64

Осложнённое предложение………………………………………65

а) Общие понятия……………………………………………….65

б) Синтаксическая однородность………………………………65

в) Синтаксическое обособление……………………………….70

г) Синтаксическое включение………………………………... 75

Сложное предложение……………………………………….……80

а) Общая характеристика сложного предложения…………...80

б) Типология сложных предложений и

графические схемы их структурного строения…………..82

в) Сложносочинённое предложение…………………………..87

г) Сложноподчинённое предложение…………………………90

д) Бессоюзное сложное предложение……………………..…..99

е) Сложные предложения усложнённой структуры

с разнотипной связью………………………………….….102

Предложения с прямой речью…………………………………104

Сложное синтаксическое целое…………………………….…105

Пунктуация…………………………………………………..……108

а) Теоретическое введение…………………………………..108

б) Предложенческие знаки препинания………………….…110

в) Текстовые знаки препинания……………………………..114

Алфавитное приложение к систематическому

терминологическому словарю…………………………………116

Учебная литература по синтаксису.…………………….…………...132

Литература по пунктуации….……………….…………………….…132

Словари лингвистических терминов...…………………………...….133

Предложение как единица синтаксиса имеет в своем составе члены предложения, занимающие определенные синтаксические позиции. Это членение предложения с точки зрения его синтаксической структуры есть членение синтаксическое . При таком членении выделяются структурное ядро предложения (подлежащее и сказуемое) и распространяющие его члены.

Однако, реализуясь в речи, предложения в качестве конкретных единиц сообщения оформляются в соответствии с определенным коммуникативным заданием. Целенаправленность сообщения приспосабливает синтаксическую структуру предложения к конкретным нуждам ситуации. Приспособление грамматической структуры предложения в результате включения в ту или иную речевую ситуацию к задачам коммуникации есть актуальное членение предложения.

Актуальное членение создает коммуникативную структуру предложения. С точки зрения ситуации могут быть актуальными разные члены предложения.

В разных вариантах отчетливо выделяются две части: исходный пункт высказывания, который часто бывает известен или может угадываться по ситуации, и вторая часть, которая содержит именно то, что представляет собой главную коммуникативную цель высказывания; последняя чаще всего содержит нечто новое, неизвестное слушателю.

Исходный пункт высказывания называется темой , а компонент, передающий цель сообщения,- ремой. Членение предложения-высказывания на тему и рему и есть актуальное членение.

Как видим, одна и та же грамматическая структура предложения может давать несколько вариантов коммуникативной структуры с помощью актуального членения.

Главным средством передачи разного актуального содержания является порядок слов. Так, актуальное членение может разойтись с грамматическим, поскольку функции словоформ как членов предложения, за исключением некоторых случаев, от перестановки мест не меняются. Последовательность «тема - рема» с точки зрения коммуникативной структуры предложения есть прямой (или объективный) порядок слов. Если рема помещается перед темой, имеем обратный (или субъективный) порядок слов. В последнем случае для сохранения коммуникативной структуры предложения необходимо особое выделение ремы, которое и подчеркивает ее необычное расположение. Вторым средством выражения актуального членения, является интонация .



Наряду с этими выразителями актуального членения используются и дополнительные средства, в частности некоторые разряды частиц : частица не, например, всегда сопутствует реме; частицы а, же обычно выделяют тему; частицы лишь, только сопровождают рему.

Синтаксическое членение предложения фиксирует его формально-грамматическую структуру (главные члены и их распространители), а актуальное членение - структуру коммуникативную (компоненты тема и рема). Обе эти структуры могут накладываться друг на друга, при совпадении темы с группой подлежащего и ремы с группой сказуемого, и расходиться, если, например, подлежащее или какой-либо второстепенный член предложения окажется в позиции ремы.

Регулируются взаимоотношения разных уровней членения прежде всего порядком слов (совместно с интонацией). Порядок слов не имеет различительной функции на уровне синтаксического членения предложения и потому считается свободным, однако на уровне актуального членения порядок слов выступает в различительной функции и поэтому не может быть свободным.

Порядок слов в предложении - расположение в нем словоформ - может выполнять следующие функции: 1) коммуникативную (является средством актуального членения предложения и шире - любой актуализации); 2) синтаксическую (выражает синтаксическую организацию предикативной единицы); 3) стилистическую (служит выражением экспрессивных качеств речи).

В коммуникативном плане порядок слов способствует выявлению компонентов высказывания - темы и ремы. В стилистически нейтральной речи тема всегда предшествует реме, а фразовое ударение находится в конце предложения. С точки зрения актуального членения предложения расположение от темы к реме считается прямым порядком слов. И следовательно, в этом аспекте членения компоненты ремы, выдвигаемые в начало предложения, оказываются инверсированными. Они снабжаются фразовым ударением.

Синтаксическое значение порядка слов выражается в том, что порядок слов служит одним из средств выражения синтаксических отношений между словами в предложении. В так называемых предложениях тождества перестановка главных членов влечет за собой изменение их синтаксической роли.

Грамматическое значение имеет также порядок слов в сочетаниях количественного числительного с именем существительным: если числительное поставить после существительного, то создается так называемая категория приблизительности

Стилистическое значение порядка слов заключается в том, что с их перестановкой создаются добавочные смысловые оттенки, усиливается или ослабляется смысловая нагрузка члена предложения. В наиболее выигрышном положении оказывается член предложения, выдвигаемый для его подчеркивания в самое начало или в самый конец предложения.

При значительной свободе порядка слов в простом предложении все же для каждого члена предложения имеется более обычное для него место, определяемое структурой предложения, способом синтаксического выражения данного члена предложения, местом других слов, непосредственно с ним связанных. На этом основании различаются прямой (обычный) порядок слов и обратный (являющийся отступлением от обычного); обратный порядок называется также инверсией. Первый характерен для речи научной и деловой, второй чаще встречается в произведениях художественной литературы.

Порядок слов в предложении - расположение в нем словоформ - может выполнять следующие функции: 1) коммуникативную (является средством актуального членения предложения и шире - любой актуализации); 2) синтаксическую (выражает синтаксическую организацию предикативной единицы); 3) стилистическую (служит выражением экспрессивных качеств речи).

В коммуникативном плане порядок слов способствует выявлению компонентов высказывания - темы и ремы. В стилистически нейтральной речи тема всегда предшествует реме, а фразовое ударение находится в конце предложения. Например: В двух шагах от цепочки запорошенные снегом следы. Здесь прошел человек (Н. Остр.). Во втором предложении слово здесь оказалось вначале, так как оно повторяет ту информацию, которая уже была дана в предшествующем предложении, и потому заключает в себе тему; следующее сочетание - прошел человек - находится во второй позиции и представляет собой рему, именно она и актуализируется. С точки зрения актуального членения предложения расположение от темы к реме (независимо от того, какие это синтаксические члены предложения) считается прямым порядком слов. И, следовательно, в этом аспекте членения компоненты ремы, выдвигаемые в начало предложения, оказываются инверсированными. Они снабжаются фразовым ударением. Ср.: Человек прошел здесь.

Синтаксическое значение порядка слов выражается в том, что порядок слов служит одним из средств выражения синтаксических отношений между словами в предложении. Например, в предложении Мать любит дочь синтаксическая функция обоих существительных определяется их местом в предложении: в слове мать мы усматриваем форму именительного падежа и приписываем этому слову функцию подлежащего; в слове дочь мы находим форму винительного падежа и определяем это слово как прямое дополнение. При перестановке слов в этом предложении (Дочь любит мать) синтаксическая функция первого существительного переходит ко второму, и наоборот. В так называемых предложениях тождества (в которых отождествляется два представления, обозначенные главными членами предложения) перестановка главных членов влечет за собой изменение их синтаксической роли, например: Киев - мать городов русских и Мать городов русских - Киев; Учиться - наша задача и Наша задача - учиться. Ср. также: Ребенок вернулся больной (больной - именная часть составного сказуемого) и Больной ребенок вернулся (больной - определение); Холодный вечер (холодный - определение, само предложение односоставное номинативное) и Вечер холодный (холодный - сказуемое, предложение двусоставное).

Грамматическое значение имеет также порядок слов в сочетаниях количественного числительного с именем существительным: если числительное поставить после существительного, то создается так называемая категория приблизительности, ср.: присутствует двадцать человек - присутствует человек двадцать.



Стилистическое значение порядка слов заключается в том, что с их перестановкой создаются добавочные смысловые оттенки, усиливается или ослабляется смысловая нагрузка члена предложения. Ср.: Ты мне напомнишь об этом. - Напомнишь мне об этом ты (усиливается смысловая роль подлежащего ты); Я не уверен в его намерениях. - Не уверен я в его намерениях (усиливается смысловая роль сказуемого не уверен); Он вспоминал бабушку, читая эти чудесные сказки. - Бабушку вспоминал он, читая эти чудесные сказки (усиливается смысловая роль дополнения бабушку); Вы мне дали интересную книгу. - Книгу вы мне дали интересную (усиливается смысловая роль дополнения книгу и определения интересную); Я охотно принял это предложение. - Я принял это предложение охотно (усиливается смысловая роль обстоятельства образа действия охотно). Как показывают приведенные примеры, в наиболее выигрышном положении оказывается член предложения, выдвигаемый для его подчеркивания в самое начало или в самый конец предложения.

При значительной свободе порядка слов в простом предложении все же для каждого члена предложения имеется более обычное для него место, определяемое структурой предложения, способом синтаксического выражения данного члена предложения, местом других слов, непосредственно с ним связанных. На этом основании различаются прямой (обычный) порядок слов и обратный (являющийся отступлением от обычного); обратный порядок называется также инверсией. Первый характерен для речи научной и деловой, второй чаще встречается в произведениях художественной литературы.

Порядок слов в предложении - расположение в нем словоформ - может выполнять следующие функции: 1) коммуникативную (является средством актуального членения предложения и шире - любой актуализации); 2) синтаксическую (выражает синтаксическую организацию предикативной единицы); 3) стилистическую (служит выражением экспрессивных качеств речи).

В коммуникативном плане порядок слов способствует выявлению компонентов высказывания - темы и ремы. В стилистически нейтральной речи тема всегда предшествует реме, а фразовое ударение находится в конце предложения. Например: В двух шагах от цепочки запорошенные снегом следы. Здесь прошел человек (Н. Остр.). Во втором предложении слово здесь оказалось вначале, так как оно повторяет ту информацию, которая уже была дана в предшествующем предложении, и потому заключает в себе тему; следующее сочетание - прошел человек - находится во второй позиции и представляет собой рему, именно она и актуализируется. С точки зрения актуального членения предложения расположение от темы к реме (независимо от того, какие это синтаксические члены предложения) считается прямым порядком слов. И, следовательно, в этом аспекте членения компоненты ремы, выдвигаемые в начало предложения, оказываются инверсированными. Они снабжаются фразовым ударением. Ср.: Человек прошел здесь .

Синтаксическое значение порядка слов выражается в том, что порядок слов служит одним из средств выражения синтаксических отношений между словами в предложении. Например, в предложении Мать любит дочь синтаксическая функция обоих существительных определяется их местом в предложении: в слове мать мы усматриваем форму именительного падежа и приписываем этому слову функцию подлежащего; в слове дочь мы находим форму винительного падежа и определяем это слово как прямое дополнение. При перестановке слов в этом предложении (Дочь любит мать ) синтаксическая функция первого существительного переходит ко второму, и наоборот. В так называемых предложениях тождества (в которых отождествляется два представления, обозначенные главными членами предложения) перестановка главных членов влечет за собой изменение их синтаксической роли, например: Киев - мать городов русских и Мать городов русских - Киев; Учиться - наша задача и Наша задача - учиться . Ср. также: Ребенок вернулся больной (больной - именная часть составного сказуемого) и Больной ребенок вернулся (больной - определение); Холодный вечер (холодный - определение, само предложение односоставное номинативное) и Вечер холодный (холодный - сказуемое, предложение двусоставное).

Грамматическое значение имеет также порядок слов в сочетаниях количественного числительного с именем существительным: если числительное поставить после существительного, то создается так называемая категория приблизительности, ср.: присутствует двадцать человек - присутствует человек двадцать .

Стилистическое значение порядка слов заключается в том, что с их перестановкой создаются добавочные смысловые оттенки, усиливается или ослабляется смысловая нагрузка члена предложения. Ср.: Ты мне напомнишь об этом. - Напомнишь мне об этом ты (усиливается смысловая роль подлежащего ты ); Я не уверен в его намерениях. - Не уверен я в его намерениях (усиливается смысловая роль сказуемого не уверен ); Он вспоминал бабушку, читая эти чудесные сказки. - Бабушку вспоминал он, читая эти чудесные сказки (усиливается смысловая роль дополнения бабушку ); Вы мне дали интересную книгу. - Книгу вы мне дали интересную (усиливается смысловая роль дополнения книгу и определения интересную ); Я охотно принял это предложение. - Я принял это предложение охотно (усиливается смысловая роль обстоятельства образа действия охотно ). Как показывают приведенные примеры, в наиболее выигрышном положении оказывается член предложения, выдвигаемый для его подчеркивания в самое начало или в самый конец предложения.

При значительной свободе порядка слов в простом предложении все же для каждого члена предложения имеется более обычное для него место, определяемое структурой предложения, способом синтаксического выражения данного члена предложения, местом других слов, непосредственно с ним связанных. На этом основании различаются прямой (обычный) порядок слов и обратный (являющийся отступлением от обычного); обратный порядок называется также инверсией. Первый характерен для речи научной и деловой, второй чаще встречается в произведениях художественной литературы.

Синтаксис – учение о соположении, расположении форм языка, построении форм в виде составленного, выстроенного целого, в виде текста.

В синтаксисе морфологические факта предстают в их распределении, сочетаемости, т.е. синтагматике.

Термин «синтаксис» употребляется в 2-х значениях: 1) синтаксический строй, особый ярус языка, включающий совокупность синтаксических явлений; 2) раздел грамматики, изучающий законы и правила построения связной речи в ее отдельных фрагментах.

Ведущие понятия синтаксиса: синтаксическая связь, синтаксические единицы, синтаксическое значение, синтаксическая функция, синтаксическая форма .

Диалектическое единство «значение – форма – функция » отражает содержательные (семантические), строевые (структурные) и функциональные (коммуникативные) признаки синтаксических единиц.

Синтаксическая связь – это различного рода содержательные и формальные взаимоотношения компонентов отдельных фрагментов речи (напр., связь слов в словосочетании).

Синтаксическая единица – это определенный фрагмент связной речи, который характеризуется разным объемом и обладает в разной степени признаком связной речи. Синт.единицы: синтаксема, словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое и текст .

Синтаксическое значение – это абстрактное содержание, которое выражается в синтаксических единицах.

Синтаксическая форма – это понятие, которое обобщает конструктивно-строевые признаки синтаксических единиц (как построена, как организована в конструктивном плане синтаксическая единица).

Синтаксическая функция – это предназначенность синтаксической единицы к определенному способу существования в системе; роль синтаксической единицы, синтаксических средств и категорий в речи, в коммуникативном акте, в построении коммуникативной единицы (для чего служат синтаксические единицы, средства и категории в речи).

2. Синтаксис в системе языка

В сфере синтаксиса сосредоточены те языковые средства, без использования которых общение не может быть осуществлено. Непосредственная связь синтаксиса с мышлением и коммуникацией определяет отношение синтаксиса как «высшего» яруса к другим ярусам языка (морфология, словообразование, лексика, фонетика).

Наиболее тесной является связь синтаксиса с морфологией . По сути, морфология служит синтаксису, т.к. все морфологические средства и категории предназначены для функционирования в предложении.

Синтаксис связан и со словообразованием . Напр., приставки в глаголах диктуют форму управления именем: выйти из дома, войти в комнату, подойти к картине.

Связь с лексикой: слова с темпоральным (временным) значением функционируют в кач-ве обстоятельства времени, пространственное значение – обстоятельство места и т.д. Лексический фактор предопределяет различное функционирование одинаковых форм – подойти к столу (обст.места) и подойти к вечеру (обст.времени), говорить с волнением (обст.образа д-я) и говорить с другом (дополнение).

Связь с фонетикой : интонация.

Синтаксические единицы:

Синтаксема – минимальная, далее неделимая семантико-синтаксическая единица русского языка, выступающая как носитель элементарного смысла и как конструктивный компонент сложных синтаксических построений, характеризуемая, следовательно, определенным набором синтаксических функций. Синтаксема – первичная, элементарная единица синтаксиса. Синтаксема – словоформа.

Словосочетание – это минимальная синтаксическая единица, грамматически оформленная посредством подчинительной связи двух или более знаменательных слов, возникающая в результате распространения опорного слова и выражающая определенное синтаксическое значение. Как и синтаксема, словосочетание – это единица докоммуникативного уровня (не ориентировано на выполнение комм.функции).

Единицы коммуникативного уровня: простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое и текст .

Простое предложение – минимальная, монопредикативная коммуникативная единица, имеющая в своем составе одно грамматическое ядро, в котором выражается отнесенность содержания предложения с действительностью.

Сложное предложение – коммуникативная полипредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются аналоги простого предложения (предикативные части), связанные между собой тем или иным типом синтаксической связи.

Сложное синтаксическое целое – минимальный фрагмент текста, состоящий из простых и сложных предложений, связанных между собой средствами межфразовой связи и объединенных общей микротемой.

Текст – произведение речевой деятельности, представляющее собой объединение единиц языка разных уровней, которые последовательно связаны между собой и отличаются смысловой законченностью, связностью и цельностью. Минимальная единица текста – предложение.

Между названными синтаксическими единицами устанавливаются иерархические отношения .

Простое предложение в системе синтаксических единиц занимает центральное место , т.к. это минимальная синт.единица, которая предназначена для передачи информации, участвует в образовании сложного предложения и сложного синтаксического целого, явлется конечной точкой для синтаксемы и словосочетания.