Но у него семья. Найдено письмо Галилея: «Он знал, что вертится земля

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

«Он знал, что вертится Земля, но у него была семья»

Телевидение и радио давно всемирны.

Телевидение и радио давно всемирны. Установив во дворе несколько параболических антенн, я могу слушать и видеть, как в развитых странах хвастаются, какие гиперзвуковые ракеты они хоть сейчас могут обрушить на чьи угодно головы, какие методы влияния на психику можно применить в толпе и какие самолеты завтра взлетят в космос...

Тем временем каждый год присуждаются Нобелевские премии, самые престижные в мире. Альфред Нобель завещал деньги для таких наград, придумав динамит в 1867 году, а в 1888-м — баллистит. Премии же были учреждены в 1901 году, через пять лет после смерти изобретателя самых страшных взрывчаток того времени, и среди них есть премия мира — то есть награда за диаметрально противоположные достижения.

Вот один из классических примеров того, как наука и нравственность развиваются перекрестно, — человек, придумавший способы убийства, зачастую уже хочет сдержать тех, кто пользуется его придумками, но тщетно.

Эйнштейн, проложивший в теории пути ядерных исследований, зная, что нацисты приближаются к расщеплению атомного ядра, писал американскому президенту, уговаривая того сделать все возможное для предотвращения бесчеловечного использования научных открытий.

Не подействовало. Пережив взрывы ядерных бомб в Хиросиме и Нагасаки, ученый окончательно убедился в отсутствии гармонии между наукой и нравственностью и еще много раз безнадежно пытался воззвать к преодолению пропасти между теми, кто совершает великие открытия, и теми, кто использует их, сказав: «Моральные качества выдающейся личности имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения».

Большинство людей, включая меня, в эйнштейновской теории относительности ничего не смыслят, но попытки остановить тех, кто злоупотребил открытиями гениального ученого, достойны уважения. Так же, как поведение академика Андрея Сахарова, отца советской водородной бомбы, посвятившего остаток жизни борьбе против использования этого оружия.

Когда-то я пересказывал казарменный анекдот, который маршал Неделин, руководивший испытаниями советской водородной бомбы, поведал в ответ на пламенную застольную речь академика Сахарова, наблюдавшего вместе с ним страшный взрыв над полигоном. «Старик со старухой готовятся ко сну. Старик молится: «Господи, утверди меня и направь». А его жена приговаривает: «Ты только утверди его, а направлю я сама». Так что спасибо вам, товарищи ученые, а что делать с вашим изобретением, мы решим без вас...».

Это очень важная проблема. Отец кибернетики Норберт Винер прямо призывал ученых не публиковать ни строчки из того, что могло бы послужить делу милитаризма. Некоторые исследователи прислушались к нему, но национальная безопасность так вплетена в этические и патриотические проблемы, что призывы таких донкихотов почти не слышны.

При Сталине одно время ученых и конструкторов запирали в шарашках с зарешеченными окнами и ставили перед ними задачи, которые надлежало решить, спасая не жизнь человечества, а свою собственную.

Как писал Евтушенко о Галилее, отрекшемся от своих теорий: «Он знал, что вертится Земля, но у него была семья». Тип ученого-отшельника вымер еще в средние века, когда алхимиков сажали на цепь в королевском подземелье, требуя сварганить золото согласно их тайным рецептам. Сегодня стоит задуматься о том, насколько такая абстрактная, казалось бы, категория, как мораль, связана с экономикой, культурой, политикой, — пока мы этого не поймем, еще намучимся...

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Евтушенко Евгений

* * *
Карьера

Ю. Васильеву

Твердили пастыри, что вреден
и неразумен Галилей,
но, как показывает время:
кто неразумен, тот умней.

Ученый, сверстник Галилея,
был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится земля,
но у него была семья.

И он, садясь с женой в карету,
свершив предательство свое,
считал, что делает карьеру,
а между тем губил ее.

За осознание планеты
шел Галилей один на риск.
И стал великим он... Вот это
я понимаю - карьерист!

Итак, да здравствует карьера,
когда карьера такова,
как у Шекспира и Пастера,
Гомера и Толстого... Льва!

Зачем их грязью покрывали?
Талант - талант, как ни клейми.
Забыты те, кто проклинали,
но помнят тех, кого кляли.

Все те, кто рвались в стратосферу,
врачи, что гибли от холер,-
вот эти делали карьеру!
Я с их карьер беру пример.

Я верю в их святую веру.
Их вера - мужество мое.
Я делаю себе карьеру
тем, что не делаю ее!

Читает Е.Киндинов

Евтушенко, Евгений Александрович
Поэт, киносценарист, кинорежиссер; сопредседатель писательской ассоциации "Апрель", секретарь правления Содружества писательских союзов; родился 18 июля 1933 г. на ст. Зима в Иркутской области; окончил Литературный институт им. А. М. Горького в 1954 г.; начал публиковаться в 1949 г.; был членом редколлегии журнала "Юность" (1962-1969); член Союза писателей СССР, автор поэм "Братская ГЭС", "Казанский университет", "Под кожей статуи свободы", "Фуку", "Мама и нейтронная бомба", романа "Ягодные места" и многих других прозаических и поэтических произведений.
Евтушенко писал, что в молодости он был "продуктом сталинской эпохи, мешаным-перемешанным существом, в котором уживались и революционная романтика, и звериный инстинкт выживания, и преданность поэзии, и легкомысленное ее предательство на каждом шагу". С конца 50-х его популярности способствовали многочисленные выступления, иногда по 300-400 раз в год. В 1963 г. Евтушенко опубликовал в западногерманском журнале "Штерн" и во французском еженедельнике "Экспресс" свою "Преждевременную автобиографию". В ней он рассказал о существовавшем антисемитизме, о "наследниках" Сталина, писал о литературной бюрократии, о необходимости открыть границы, о праве художника на разнообразие стилей вне жестких рамок соцреализма. Публикация за границей такого произведения и отдельные его положения были подвергнуты резкой критике на IV пленуме Правления Союза писателей СССР в марте 1963 г. Евтушенко выступил с покаянной речью, в которой говорил, что в автобиографии ему хотелось показать, что идеология коммунизма была, есть и будет основой всей его жизни. В дальнейшем Евтушенко часто шел на компромиссы. Многие читатели стали скептически относиться к его творчеству, получившему, во многом, публицистическую, конъюнктурную направленность. С началом перестройки, которую Евтушенко горячо поддержал, активизировалась его общественная деятельность; он много выступал в печати и на различных собраниях; внутри Союза писателей усилилось противостояние между ним и группой писателей "почвенников" во главе со С. Куняевым и Ю. Бондаревым. Он считает, что экономическое процветание общества должно гармонично сочетаться с духовным.


Сосед учёный Галилея

Был Галилея не глупее:

Он знал, что вертится Земля...

Но у него БЫЛА СЕМЬЯ!

Е.Евтушенко


19 сентября 1961 года. Торжества по поводу двух самых ПЕРВЫХ полётов самых СОВЕТСКИХ космонавтов: Юрия Гагарина и Германа Титова!!! УРЯ! УРЯ!! УРЯ!!!

«Гром победы, раздавайся!

Веселися, храбрый Росс!

Звучной славой украшайся:»

Последняя строка Державинского дифирамба СЕГОДНЯ прозвучит явно не к месту и «политически некорректно»:

«Магомета ты потрёс!»


«Одна Космическая Заря», «Семнадцать Космических Зорь», много-много космических...

«Партия Торжественно Заявляет: Нынешнее поколение людей будет жить при Коммунизме!»

Шестнадцать лет прошло после окончания страшной мировой войны, погубившей ШЕСТЬДЕСЯТ МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК. Среди них - «ВСЕГО» шесть миллионов евреев и только за то, что были евреями! Почти половина всего народа. (Нацисты обещали просвещённому и доброму человечеству, что уничтожат одиннадцать миллионов евреев! Солгали, подлые! Обманули лучшие надежды мира и цивилизации! За это - Нюрнбергский Процесс! На виселицу лгунов и мерзких хвастунов, наплевавших в душу всем людям ДОБРОЙ воли!)

В одном Советском Союзе - двадцать семь миллионов погибших. Сталинская мясорубка работала почище нацистской.

Германия же потеряла всего шесть миллионов.

Вопрос: Нашёлся ли за эти шестнадцать лет поэт или писатель, который, живя в свободном и демократическом Западе, написал бы повесть, роман, стих, поэму о трагедии одного народа, больше всех пострадавшего от нацизма и преследований в две тысячи лет длительностью.

Художественное произведение, эмоциональная сила которого потрясла бы сотни тысяч или даже миллионы людей?
Ответ, в Свободной и Демократической Англии, в такой же Франции, в такой же Италии, в такой же Америке, в такой же Западной Германии, в такой же Канаде, в такой же Австралии, в таком же Израиле - не нашёлся! Писали о Катастрофе многие. Заурядно и бледно! Попросту - бездарно! Потому и не вызывали эти описания смятения в душах и сердцах!

Особенность любого искусства заключается в том, КАК нечто сделано! А не ЧТО! Можно описать маленькое событие гениально, а можно описать страшную трагедию так, что никому даже и читать не захочется.

Но, вот, чудо: В стране победившего социализма-антисемитизма, государственного (сверху) и истинно народного (снизу) появился русский поэт, написавший ОДНО единственное стихотворение, которое потрясло и Россию и весь мир:

Евгений Александрович Евтушенко, «Бабий Яр».

Полтора десятка катренов всего-то, а сила в них - атомного взрыва. Который испепелил, распылил мощную стену лжи и умолчания, воздвигнутую советским режимом.

Нацисты и масса их доброхотов-пособников (о этих, последних, обычно тоже умалчивалось) уничтожали СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН! Не евреев! Во рвах были живьём закопаны не евреи, а только советские граждане! Запомните это, товарищи пропагандисты-агитаторы!

И вдруг... гром с ясного неба: «Бабий Яр»!

И где? Не в какой-нибудь провинциальной газетке по недосмотру редактора или цензора проскользнуло стихотворение «какого-то неподведомственного Евтушенко»!

В центральной газете «Известия»!!! (Вполне возможно, что автор допустил фактическую ошибку: "Литературная Газета")

Взревели все русские ура-псевдо-и-квасные патриоты! Члэны союзов «Архангела-Михаила», «Русского народа» и покрасневшей, не от стыда, «Чёрной Сотни».

Ату его! Выгнать! Распять! С гневом и возмущением осудить и потребовать...!

Косолапов, редактор газеты, мужественный и благороднейший человек, знал НА ЧТО идёт; напечатал этот взрывной стих и моментально лишился поста и работы!

Рёв бешеной злобы пронёсся над страной, якобы победившей нацизм и самой оставшейся -- нацистской!

НО БЫЛО ПОЗДНО!!!

Тысячи, сотни тысяч, миллионы людей уже читали, перечитывали, сохраняли и передавали друзьям-не-стукачам этот детонатор!

Дошёл рёв и до Запада.

Даже убеждённый коммунист, московский корреспондент газеты итальянских коммунистов «Унита», писал:

«Может Евтушенко и «ударил не в те колокола», но противники его в Советском Союзе ответили на это таким оглушающим и фальшивым перезвоном, что стыдно слушать».

Так кем же оказался молодой «фрондирующий» поэт Евгений Евтушенко?

ГАЛИЛЕЕМ Советского Союза!

Он же, написавший «Наследники Сталина», «Марш хунвейбинов», «Слушайте музыку Культурной революции», и он же:

«Танки идут по Праге

В закатной крови рассвета.

Танки идут по ПРАВДЕ,

Которой нет в газете.»

И по праву рядом с ним стоит и Косолапов, тоже ГАЛИЛЕЙ Советского Союза.

Вновь, не в западных загнивающих демокрациях, где - «говори что хочешь, свобода слова гарантирована!» Два ГАЛИЛЕЯ в одном из самых тиранических государств мира!

Но разница лишь та, что Галилей опустился на колени и произнёс:

«Раскаиваюсь, осуждаю и проклинаю свои работы!»

А Евтушенко и Косолапов НЕ сделали этого!

Вот кого за одно это деяние надо навечно вписать в Праведники Народов Мира!

В Ум, Честь и Совесть нашей эпохи!

Земной поклон вам, Евтушенко и Косолапов, от всех порядочных людей.

Коих немного, но всё же и немало!

14 IV 2013

Совсем не в шутку написано стихотворение Евтушенко «Карьера» («Октябрь», №9, 1959). Идея его – простая, богатством «корневых окончаний» стихотворение не отличается. Отличается оно другим – непростительной неграмотностью, отсутствием исторических сведений, необходимых для поэта. Идейным центром стихотворения взят образ Галилея. Галилей – великий ученый, но он – не Джордано Бруно. Он не всходил на костер, он отказался от своих взглядов и дожил жизнь в довольстве и почете.

Тот «Ученый – сверстник Галилея»,
что «был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится земля,
Но у него была семья»

И был сам Галилей. Исторический Галилей – это приспособленец, человек слабой души.

Евтушенко надо бы знать хоть брехтовского «Галилея». Оплошность в трактовке образа Галилея – не единственная ошибка стихотворения.

«Итак, да здравствует карьера!
Когда карьера такова,
Как у Шекспира и Пастера,
Ньютона и Толстого Льва!
Зачем их грязью покрывали?»

Ньютон, Пастер и Лев Толстой – люди, во время своей жизни, пользовавшиеся симпатией всего человечества.

Никто не «покрывал грязью» ни Ньютона, ни Пастера. Отлучение от церкви Льва Толстого привлекло к писателю любовь и внимание новых сотен тысяч людей во всем мире. /116/

И Ньютон, и Пастер, и Лев Толстой прижизненно получили полное признание своих идей, своих заслуг.

Что касается Шекспира, то ответить на вопрос о его «карьере» нельзя, ибо наукой до сих пор точно не установлено, кто был поэтом более чем неудачно. Евтушенко – поэт настоящий, одаренный. Надо бы ему посерьезней относиться к своей работе. Выходит, что имена Галилея, Толстого, Шекспира, Пастера, Ньютона привлечены поэтом для болтовни, для «культурного» багажа автора немудреного каламбура.

Я делаю себе карьеру
Тем, что не делаю ее.

О том же самом когда-то размышлял и Блок. Он не написал стихотворения «Карьера». Блок высказался прозой – коротко и значительно: «У поэта нет карьеры. У поэта есть судьба».

Эта фраза Блока, в сравнении с идеями стихотворения Евтушенко «Карьера», указывает на разницу «уровней» поэтического мышления того или другого поэта. Хочется верить, что не навсегда.

Большой поэт – это обилие сведений, большая культура, обширное образование. Кроме таланта. И кроме судьбы.

кон. 1950-х гг.

Шаламов В.Т. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5: Эссе и заметки; Записные книжки 1954–1979. – М., 2005. – С. 116-117.

Именной указатель: