Павел I Петрович. Павел I и Мальтийский орден - свой среди чужих Павел 1 мальта


В 1797 году Имп. Павел I принял на себя обязанности протектора Мальтийского ордена. Это звание налагало на него известные обязанности по отношению Ордена, особенно когда в июне следующего года молодой французский Бонапарт захватил Мальту. В это тяжелое для державного Ордена время только Имп. Павел оказал действенную помощь ему. Русский император не только дал ему убежище в своей столице и обеспечил пребывание Ордена в России материально, но и распространил деятельность его на русской территории восстановлением польского католического и учреждением русского православного Великого Приорства.

Захватив Мальту, французы выслали русского посланника и объявили жителям острова, что всякий русский корабль, появившийся у их берегов, будет немедленно потоплен. Имп. Павел был глубоко возмущен подобным поступком французов. Не прошло и двух месяцев после захвата Мальты генералом Бонапартом, как русская эскадра адмирала Ушакова совместно с турецким флотом приняла участие в действиях против Франции в Средиземном море. Захватив Ионические острова, русские готовились уже овладеть Мальтой, но англичане предупредили их. Нежелание Великобритании вернуть остров Ордену, не дало возможности дальнейшим событиям завершиться в благоприятном для него направлении.

Осенью этого же года совершилось важное событие, окончательно привязавшее ими. Павла к Ордену: сановники и кавалеры Российского Приорства, собравшись в С.-Петербурге, торжественным актом от 15 август 1798 года признали великого магистра Ордена фон-Гомпеша виновным в сдаче острова Мальты французам, объявили его низложенным и просили Царя-Протектора принять Мальтийский орден в свое державство. 29 ноября того же года, в торжественной обстановке, император Павел возложил на себя знаки нового сана: белый мальтийский крест, рыцарскую мантию, корону и меч, осуществив таким образом, личную унию ордена с Российской империей. К императорскому титулу поведено было прибавишь слова: -"Великого Магистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского", а в государственном гербе на грудь орла возложен был мальтийский крест, существовавший здесь в течение двух с половиной лет". (16)

Павел I издал манифест об "Установлении в пользу российского дворянства ордена св. Иоанна Иерусалимского". Новый российский мальтийский орден состоял из двух отделов: православного и католического.

"Разрешено было также учреждать с Высочайшего соизволения родовые командорства по примеру других стран. Подобные наследственные командорства сохранялись в роду графов Салтыковых, князей Белосельских-Белозерских, князей Долгоруких, графов Шереметевых, Кологривовых, графов Мордвиновых, Валуевых и других. Однако, Имп. Павел смотрел на Орден с его дворянскими установлениями не как на сословие или класс, а как на некоторое духовное начало, которое должно было приобщить к царству благородства и чести широкие народные массы и создать новую аристократию духа. С этою целью он всячески стремился облегчить доступ в Орден лиц недворянского происхождения, установив для них звание почетных кавалеров и награждая их мальтийскими крестами. С этой же целью он повелел выдавать всем нижним чинам за двадцатипятилетнюю беспорочную службу медные мальтийские кресты, так называемые "донаты ордена св. Иоанна Иерусалимского". Российский император понимал, что равнение по низшим есть разгром человеческой культуры, видел внутреннее духовное оправдание не в демократизации общества, но его аристократизации.

Так возглавление Мальтийского Ордена Российским Императором перешло в историю Ордена, как славная страница первой великой борьбы с разрушительными идеями французской революции 1789 года, ныне нашедшими свое развитие и завершение в большевизме".

"Павел I, - пишет Н. Былов, - берет на себя возглавление католическим орденом с титулом великого магистра. И это в нем вовсе не компромисс с своей совестью или безразличие к той и другой религии. В Гатчинском дворце долгое время показывали коврик, протертый посередине от коленопреклоненных ночных молитв Павла Петровича, тогда еще наследника. Кто читал записки Порошина, воспитателя наследника или отзывы митрополита Платона Левшина, его законоучителя, для того приверженность государя к православию не подлежит сомнению. Оставаясь самим собою, Павел I подает нам пример такой широты и смелости в понимании христианства, которые стоят совсем особняком в истории России и Европы. Припомним, что и в староверах он умел, прежде всего, видеть христиан, достойных всякого уважения.

Орден мальтийских рыцарей, который привлек его внимание, был исключительно подходящим, как для индивидуально-духовной закалки, так и для просветления Европы. Мальтийцы, ведущие свой род от иоаннитов, - рыцарей-монахов, ставили своей целью дела помощи ближним, но вместе с тем и с оружием в руках защищали христианский, мир от неверных. И в этом глубочайший смысл такого светского религиозного ордена: он может выступать как действенная вооруженная сила, тогда как Церкви, по сути своей, лишены этой возможности.

Имп. Павел, с универсальной стороны мальтийства, оказался также непонятен Европе, как не поняли и русские смысла введения в России орденства. И католические и лютеранские государи мечтали только о том, чтобы спрятаться в свои норки и там отсидеться".

"Мальтийское орденство, введенное Имп. Павлом, надо рассматривать под двумя углами зрения: под внутренним, чисто русским, и вторым - универсальным. Первую, русскую идею, вложенную в рыцарство, правильнее всего назвать перерукоположением дворянства. Император Павел Петрович, с его обостренными понятиями чести и долга, веры и верности, никак не мог согласиться, что голый факт принадлежности к высшему сословию ставит человека, действительно, выше всех, Екатерининскому дворянству, шляхетного, польского типа, в особенности нужна была орденская, духовная прививка. Да и в дальнейшем Собакевич и Коробочка, Чичиков и Милюков, Ленин - были по паспорту дворянами, но какой прок России от их дворянства?.

Ключевский смотрит очень поверхностно. Никакие идеи "уравниловок" не были свойственны Павлу I-му. Он стремился, наоборот, придать дворянству духовный смысл и вводит для этого орденскую структуру. Прием в Мальтийские рыцари был открыт и для духовенства; в орден вступили даже некоторые епископы.

Что современники абсолютно не поняли идей своего императора и свели все к карьеризму и переодеваниям в мальтийские мантии, - это безусловный факт. Но это не обязывает нас тоже ничего не понимать. Скажем, например,: если бы рядом с Государственной Думой, выкликавшей революцию, существовал твердый духовный орден, на который государь мог бы еле по положиться, то битым было бы не Государство Российское, а эта пресловутая Дума".

Исходя из мысли о необходимости усиления идейной борьбы с революционными и атеистическими идеями с помощью особых религиозных и светских организаций Павел I обратился к Римскому Папе с просьбой восстановить распущенный орден иезуитов. Павел считал, что восстановленный орден иезуитов поставит своей главной целью борьбу против развивающегося атеизма, а не борьбу с представителями других христианских вероисповеданий, как это было раньше. Поэтому Павел I разрешил иезуитам пребывание в России.

Но расчеты Павла не оправдались. Восстановленный орден иезуитов, как и прежде, все свое внимание стал уделять не борьбе с атеизмом, а борьбе за усиление католицизма. Допущенные в Россию иезуиты занялись только вовлечением в католичество учившихся в открытых школах воспитанников и представителей русской аристократии.

Умер Павел I - умерла вместе с ним и идея создания в России духовного рыцарства, - религиозного ордена, возглавляющего борьбу против масонских орденов, активно боровшихся с религией и монархиями.

"Преемник Павла I, Имп. Александр I, лично отклонил от себя управление Орденом, тем не менее, не отказал ему в дальнейшей защите. Он принял на себя обязанности протектора Ордена и указом от 6 марта 1801 года поручил своему заместителю по Ордену фельдмаршалу графу Салтыкову, управление делами Ордена впредь до избрания нового великого магистра. Тем не менее, связь России с Мальтийским орденом не прекратилась. Русские Императоры и члены Императорского Дома продолжали быть кавалерами большого креста Ордена. Связь эта утверждалась также тем, что в России остались величайшие святыни Ордена, на сохранении которых, при сдаче о. Мальты единственно настаивал великий магистр фон-Гомпеш. Святыни эти: частица Животворящего Креста Господня, десница св. Иоанна Крестителя и чудотворный образ Божьей Матери Филермской.



August 7th, 2016

О персоне Павла Первого

Его законоучителем был Отец Платон (Левшин) — один из образованнейших людей своего времени, будущий митрополит Московский. Митрополит Платон, вспоминая об обучении Павла, писал, что его «высокий воспитанник, по счастью, всегда был к набожности расположен, и рассуждение ли или разговор относительно Бога и веры были ему всегда приятны».

Образование цесаревича было лучшим, какое можно было получить в то время.

Вот список книг, с которыми знакомился великий князь: произведения французских просветителей: Монтескье, Руссо, Д"Аламбера, Гельвеция, труды римских классиков, исторические сочинения западноевропейских авторов, произведения Сервантеса, Буало, Лафонтена. произведения Вольтера, «Приключения Робинзона» Д. Дефо, М.В. Ломоносов.

В литературе и театре Павел Петрович знал толк, но больше всего любил математику. Воспитатель С.А. Порошин высоко отзывался об успехах Павла Петровича. Он писал в своих "Записках":

"Если бы его высочество человек был партикулярный и мог совсем предаться одному только математическому учению, то бы по остроте своей весьма удобно быть мог нашим российским Паскалем".

Павел Петрович и сам чувствовал в себе эти способности. И как человек одаренный, он мог иметь обыкновенное человеческое желание развивать в себе те способности, к которым тянулась его душа. Но он не мог этого делать. Он был наследник. Вместо любимых занятий, он вынужден был присутствовать на долгих обедах, танцевать на балах с фрейлинами, заигрывать с ними. Атмосфера почти откровенного разврата во дворце угнетала его.

Прибывший из Англии известный доктор прививает оспу Павлу Петровичу. Перед этим проводит детальное обследование Павла. Вот его заключение:

"... я с радостью убедился, что великий князь был прекрасно сложен, бодр, силен и без всякого природного недуга. ...Павел Петрович... росту среднего, имеет прекрасные черты лица и очень хорошо сложен... он очень ловок, приветлив, весел и очень рассудителен, что не трудно заметить из его разговоров, в которых очень много остроумия".

Первая супруга наследника, Великая княгиня Наталья Алексеевна, принцесса Гессен-Дармштадтская,умерла при неудачных родах.

Вторая жена, Мария Федоровна (Вюртембергская принцесса София- Доротея- Августа) родила Павлу Петровичу 10 детей, из которых лишь один умер в младенчестве, а из 9 оставшихся двое, Александр и Николай, сделались российскими самодержцами.

Когда в 1777 году у них родился первенец, Екатерина II нанесла сильный удар душе Павла Петровича - доброму семьянину и не дала ему стать счастливым родителем.

Екатерина II только издали показала родителям рожденного мальчика и унесла его к себе навсегда. Так же она поступила и с другими его детьми: сыновьями Константином и Николаем и двумя дочерьми.

Вскоре после смерти императора Павла Первого в Германии вышла первая в истории книга о нем. Вскоре появился и русский перевод - "Жизнь Павла Первого, Императора и Самодержца Всероссийского." Писанная на немецком языке Российской службы офицером (перевёл В.С. Кряжев). Москва, 1805, в привилегированной типографии Кряжева и Мея.

«С начала его царствования, - пишет автор, - мудрость подкреплялась властию, и народ, чувствовавший блаженство свое, любовью и благодарением жертвовал благотворителю своему. Благомыслие и великодушие были прирожденные ему добродетели и не могли затменены быть горячностью».

Политика Павла Первого:

Ослабление позиций дворянства - например, были введены телесные наказания за убийство, разбои, пьянство, разврат, служебные нарушения. В 1798 году Павел I запретил дворянам, прослужившим офицерами менее года, просить отставку.

Манифестом о трёхдневной барщине Павел запретил помещикам отправление барщины по воскресным дням, праздникам и более трёх дней в неделю.

Была отменена разорительная для крестьян хлебная повинность и прощена недоимка подушной подати.

Началась льготная продажа соли. Из государственных запасов стали продавать хлеб, чтобы сбить высокие цены. Эта мера привела к заметному падению цен на хлеб.

Было запрещено продавать дворовых людей и крестьян без земли, разделять семьи при продаже.

В губерниях было предписано губернаторам наблюдать за отношением помещиков к крестьянам. В случае жестокого обращения с крепостными губернаторам было предписано докладывать об этом императору.

Восприятие Павла потомками весьма предвзято. В дореволюционной, а потом и советской историографии выпячивались в основном только негативные стороны его правления.

________________________________________ _________________________________
ошибка Екатерины Великой - "Указ о вольности дворянской" и игры с французским Просвеением, в результате чего российское дворянство заразилось масонством, пародирующим средневековое рыцарство, отрицая его кодекс

Долгое время в России хранились реликвии средневековых рыцарей, героев защиты средиземноморских островов Родос и Мальта. Три креста Великих магистров Мальтийского ордена были вручены российскому императору в дар за протекторат в период изгнания с Мальты. Почему Павел I и Мальтийский орден оказались так тесно связаны? И какую роль это сыграло в судьбе российского императора?

Какими бы ни были версии историков об истинных причинах увлечения православного императора Мальтийским орденом, многие исследователи сходятся на том, что рыцарская романтика привлекала сына Екатерины еще в молодости. Некоторые даже называли Павла I «последним рыцарем» своей эпохи. Мальтийский крест, белый цвет в котором означал целомудрие и рыцарскую честь, а четыре направления - благоразумие, справедливость, силу духа и воздержание, даже оказался включен в систему российских государственных знаков. На гербе он поместился прямо на груди традиционного византийского орла.

Принять Мальтийский орден на территории России Павел I решил сразу, как только его члены стали искать протекции, предвидя наступающее пришествие Наполеона.

Мальта была сдана французскому императору без боя, и уже за несколько недель до капитуляции многие рыцари ордена пребывали в России. В 1798 году российский император был избран Великим магистром. Это не имело прецедентов в истории, поскольку человек православного вероисповедания не мог стать столь значительной фигурой в одном из главных католических духовных орденов. Но до сих пор Павел I c пометкой de facto включен в список Великих магистров Мальтийского ордена.

Орден Святого Иоанна Иерусалимского, который Павел I учредил в России, не мог органично встроиться в систему взглядов дворянского сословия. Для прогрессивной части общества он был странным анахронизмом. Члены многочисленных масонских лож не принимали его в силу разногласий по вопросам отношения к церкви. В среде консервативной части русского дворянства обращение православного императора к католическому рыцарству, тем более, вряд ли могло найти отклик.

Тем не менее, систему иерархии Мальтийского ордена Павел I частично слил с системой государственных чинов Российской империи. Реликвии госпитальеров (икона Филермской божией матери, частичка животворящего креста и правая рука Святого Иоанна) оказались в Гатчине, а потом и в Церкви Спаса Нерукотворного у Зимнего дворца. Мальту не просто официально приняли под протекторат, но даже намеревались сделать российской губернией, о чем поступил указ государя в Академию наук.

Форпост на Средиземном море был выгоден российскому императору геополитически. Поэтому ссылаться на одни только симпатии Павла I к средневековым рыцарским идеям в обосновании защиты Мальтийского ордена было бы в корне неверно.

Однако, уже с самого начала появления «мальтийцев» при дворе высшие чины Российской империи в еще большей степени перестали пытать симпатии к без того непопулярному Павлу I.

Убийство Павла I

Императора пытались убить несколько раз. Одним из первых раскрытых заговоров был заговор Канальского цеха в Смоленске. Материалы следствия были уничтожены, а участники группировки сосланы на каторгу, но сведения об этом сохранились в других источниках. Слухи о заговоре против царя распространялись в петербургских казармах и дворянских собраниях. После того, как Мальта перешла к англичанам, они стали все чаще находить общий язык со столичными и московскими масонами, которые были все более недовольны запретом на деятельность лож.

Играли свою роль и экономические факторы. Члены Мальтийского ордена стали кормиться с российских поместий. Российскому дворянству, в свою очередь, грозила потеря рынков сбыта в Англии. Поэтому в очередном заговоре против Павла I участвовали уже не только английский посол, но и глава тайной полиции Пален, и находившийся в доверительных отношениях с императором генерал Федор Уваров, и, по некоторым данным, Голенищев-Кутузов. Всего количество заговорщиков составило более сотни человек, которые представляли цвет российского дворянства. В марте 1801 года Павел I был убит в своей спальне. Историками не принято напрямую связывать убийство российского императора с его протекторатом над Мальтийским орденом.

Ксения Жарчинская

О персоне Павла Первого

Его законоучителем был Отец Платон (Левшин) — один из образованнейших людей своего времени, будущий митрополит Московский. Митрополит Платон, вспоминая об обучении Павла, писал, что его «высокий воспитанник, по счастью, всегда был к набожности расположен, и рассуждение ли или разговор относительно Бога и веры были ему всегда приятны».

Образование цесаревича было лучшим, какое можно было получить в то время.

Вот список книг, с которыми знакомился великий князь: произведения французских просветителей: Монтескье, Руссо, Д"Аламбера, Гельвеция, труды римских классиков, исторические сочинения западноевропейских авторов, произведения Сервантеса, Буало, Лафонтена. произведения Вольтера, «Приключения Робинзона» Д. Дефо, М.В. Ломоносов.

В литературе и театре Павел Петрович знал толк, но больше всего любил математику. Воспитатель С.А. Порошин высоко отзывался об успехах Павла Петровича. Он писал в своих "Записках":

"Если бы его высочество человек был партикулярный и мог совсем предаться одному только математическому учению, то бы по остроте своей весьма удобно быть мог нашим российским Паскалем".

Павел Петрович и сам чувствовал в себе эти способности. И как человек одаренный, он мог иметь обыкновенное человеческое желание развивать в себе те способности, к которым тянулась его душа. Но он не мог этого делать. Он был наследник. Вместо любимых занятий, он вынужден был присутствовать на долгих обедах, танцевать на балах с фрейлинами, заигрывать с ними. Атмосфера почти откровенного разврата во дворце угнетала его.

Прибывший из Англии известный доктор прививает оспу Павлу Петровичу. Перед этим проводит детальное обследование Павла. Вот его заключение:

"... я с радостью убедился, что великий князь был прекрасно сложен, бодр, силен и без всякого природного недуга. ...Павел Петрович... росту среднего, имеет прекрасные черты лица и очень хорошо сложен... он очень ловок, приветлив, весел и очень рассудителен, что не трудно заметить из его разговоров, в которых очень много остроумия".

Первая супруга наследника, Великая княгиня Наталья Алексеевна, принцесса Гессен-Дармштадтская,умерла при неудачных родах.

Вторая жена, Мария Федоровна (Вюртембергская принцесса София- Доротея- Августа) родила Павлу Петровичу 10 детей, из которых лишь один умер в младенчестве, а из 9 оставшихся двое, Александр и Николай, сделались российскими самодержцами.

Когда в 1777 году у них родился первенец, Екатерина II нанесла сильный удар душе Павла Петровича - доброму семьянину и не дала ему стать счастливым родителем.

Екатерина II только издали показала родителям рожденного мальчика и унесла его к себе навсегда. Так же она поступила и с другими его детьми: сыновьями Константином и Николаем и двумя дочерьми.

Вскоре после смерти императора Павла Первого в Германии вышла первая в истории книга о нем. Вскоре появился и русский перевод - "Жизнь Павла Первого, Императора и Самодержца Всероссийского." Писанная на немецком языке Российской службы офицером (перевёл В.С. Кряжев). Москва, 1805, в привилегированной типографии Кряжева и Мея.

«С начала его царствования, – пишет автор, – мудрость подкреплялась властию, и народ, чувствовавший блаженство свое, любовью и благодарением жертвовал благотворителю своему. Благомыслие и великодушие были прирожденные ему добродетели и не могли затменены быть горячностью».

Политика Павла Первого:

Ослабление позиций дворянства - например, были введены телесные наказания за убийство, разбои, пьянство, разврат, служебные нарушения. В 1798 году Павел I запретил дворянам, прослужившим офицерами менее года, просить отставку.

Манифестом о трёхдневной барщине Павел запретил помещикам отправление барщины по воскресным дням, праздникам и более трёх дней в неделю.

Была отменена разорительная для крестьян хлебная повинность и прощена недоимка подушной подати.

Началась льготная продажа соли. Из государственных запасов стали продавать хлеб, чтобы сбить высокие цены. Эта мера привела к заметному падению цен на хлеб.

Было запрещено продавать дворовых людей и крестьян без земли, разделять семьи при продаже.

В губерниях было предписано губернаторам наблюдать за отношением помещиков к крестьянам. В случае жестокого обращения с крепостными губернаторам было предписано докладывать об этом императору.

Восприятие Павла потомками весьма предвзято. В дореволюционной, а потом и советской историографии выпячивались в основном только негативные стороны его правления.

_______________________

На тему Мальтийского Ордена и его отношения к России мы можем порекомендовать роман "Мальтийская цепь" М.А.Волконского

Михаил Николаевич Волконский (1860—1917) — «русский Дюма», как называли его современники, написал более двадцати исторических романов и повестей. Представитель старинного рода, ведущего свое происхождение от Рюрика, князь Волконский был хорошо известен не только как непревзойденный романист, но и как талантливый драматург и издатель знаменитой «Нивы». В основе увлекательных произведений писателя — неофициальная история России, сплетающаяся из множества интриг, тайн, приключений и мистики. Роман «Мальтийская цепь» повествует о последних годах царствования Екатерины II и сменившем ее на троне Павле I, который обрисован автором весьма уважительно и благожелательно.

Аудиоверсия романа "Мальтийская цепь"

29 ноября 1798 года русский Император ПАВЕЛ I принял звание Верховного магистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского - стал главой Мальтийского Ордена. Русские корабли с того времени стали ходить уже не под красным флагом, как до Петра и не под Двуглавым орлом при нем в Великой Греко-Российской Восточной Империи. Русские корабли вновь стали ходить под флагам изображающим белый мальтийской крест на красном фоне.

Павел I - Акварель Зимина
Павел Первый основное внимание уделял строительству новых и приведению в боеспособное состояние старых кораблей. Был установлен новый порядок содержания кораблей после окончания кампании при базировании их в портах в зимний период. Ответственными за содержание были определены командиры кораблей со своими экипажами. Корабли стали полностью разоружать и разгружать, вынимать мачты, корпуса покрывать дощатыми крышами, брезентовыми тентами и навесами, всячески защищать их от осадков. На кораблях была организована вахта, которая следила за состоянием трюмов, производила их осушку от фильтрационной воды, в хорошую погоду производила проветривание и просушку внутренних помещений.

За короткое четырехлетнее правление генерал-адмирала было построено около 20 линейных кораблей и около 15 фрегатов. Это было внушительное пополнение флота. Многие корабли более ранней постройки прошли серьезный ремонт и еще длительное время находились в составе флота. Бережно Павел относился и к галерам, без которых перемещаться по каналам было не возможно.

Огромное значение Павел I придавал сохранению и разумному использованию корабельного леса, строго регламентировав процесс строительства кораблей, что позволило вдвое увеличить срок их службы. Одним из новшеств было повеление обшивать корпуса ниже ватерлинии медными листами для предохранения дерева от гниения. Шло активное строительство кораблей, причем гораздо более мощных, чем в предыдущее царствование - 110 - 130 пушечных линейных кораблей. В связи с этим активно проводилась реконструкция верфей и портов в Петербурге, Кронштадте и Севастополе»

Поэтому Мальтийский Ордер от Наполеона мог спасти только Флот Павла I

История Ордена Св. Иоанна Иерусалимского - Мальтийсккого креста в России.


Петр I, ну чем не мушкетер;-)
В 1698 году Петр I послал на Мальту боярина Б. П. Шереметева с целью привлечь орден в борьбу против турок. Б. П. Шереметев был торжественно встречен рыцарями и был награжден орденом Святого Иоанна Иерусалимского, так же получив золотой крест, покрытый белой эмалью, четыре конца которого по форме напоминают раздвоенный ласточкин хвост и создают русскую Восьмерку.


Граф Шереметьев, Князь Священной Римской Империи с Мальтийским Крестом

Этот крест носили на черной ленте; а кроме него, кавалер получал и матерчатую звезду такой же формы, как и крест. Звезда носилась на левой стороне груди.

Дружеские контакты России с Мальтийским орденом дальше продолжались весь XVIII век, достигнув своего апогея в самом конце столетия. Это было связано с тем, что в 1796 году в Санкт-Петербург с Мальты прибыл граф Юлий де Литта, контр-адмирал Российского флота, кавалер ордена Святого Георгия, награжденный также золотой шпагой «За храбрость». Он был рыцарем Мальтийского ордена и приехал, чтобы заключить конвенцию о восстановлении в России Великого приорства - части ордена - и ему, как кавалеру Большого креста, возглавить его.


Русский Император Павел I с мальтийским орденом.
А Павла I от имени Капитула Мальтийского ордена он попросил стать покровителем Мальтийского ордена. Павлу I был поднесен старинный крест Гроссмейстера ордена и знак Мальтийского ордена, а также звезда и лента. Павел I наградил такими же регалиями наследника престола великого князя Александра и свою жену - императрицу Марию Федоровну.

Павел I учредил два приорства - католическое в Польше и православное в России, создав тем самым абсолютно беспрецедентный случай. К тому же Мальтийский орден указом императора получил в Российской империи различные финансовые и политические привилегии.


План крепости Ла — Валета. Мальта

Весь мир знал о необычайной привязанности русского императора к Мальте и русская Крепость там стоит точно с такими же башенками, как в Петербурге и даже ворота - копия наших ворот Петропавловской Крепости.
Как вдруг 10 июля 1799 года на остров неожиданно высаживается французский десант и объявляет Мальту владением Франции! Это было неслыханной наглостью.

Операцией командовал Наполеон Бонапарт, захвативший остров Мальта по пути в Египет.
Павел I воспринял это как личное оскорбление и приказал эскадре адмирала Ф. Ф. Ушакова очистить остров от французов.



Штурм неприступной морской крепости Корфу Адмиралом Ушаковым на Корабле Св. Павел.


Карл Штейбен
А.В. Суворов у карты военных действий С Мальтийским Крестом.

Адольф Шарлемань
Торжественная встреча А.В. Суворова в Милане в апреле 1799 года

Александр Суворов перед собором Георгия Победоносца в итальянском городе Милане.

Суворов приструнил Войска Наполеона на Суше.




Кавалергардский караул в Гатчинском Дворце


15 августа граф де Литта и высшие сановники Российской империи, ставшие к тому времени кавалерами Мальтийского ордена, попросили Павла I принять сан Великого магистра Мальтийского ордена.


Кавалергардские каски Русской Императорской Армии, 1799 год времён Павла I до принятия Сана Великого магистра Мальтийского ордена.
Далее в Гербе с двуглавым орлом появляется Мальтийский орден.

29 ноября русский император принял этот сан, и вскоре был опубликован указ об официальном учреждении в России ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Он вошел в наградную систему Российской империи, по статуту считался высшей военной наградой и делился на 3 степени: Большой командорский крест - высшая, 1-я степень; Командорский крест - средняя, 2-я степень и Кавалерский крест - низшая, 3-я степень. Знак ордена был золотым, покрытым белой эмалью. По форме Кавалерский знак ордена (3-я степень) представлял собой равноконечный крест с расширяющимися от центра концами, которые раздваивались наподобие ласточкиных хвостов, но у знака 3-й степени не было верхнего луча.


Что же касается знаков ордена 1-й и 2-й степени, то в их основе лежал белый четырехконечный Мальтийский крест, но он был значительно крупнее Кавалерского и украшен короной, золотыми лилиями, рыцарскими трофеями и назывались соответственно Большим и Малым командорскими крестами.

Как и рыцари других орденов, Мальтийские рыцари имели свои собственные орденские одеяния, которые они надевали в торжественных случаях при общем сборе во дворце или храме. Мундир мальтийских рыцарей представлял собой красный кафтан с черными лацканами, воротником и обшлагами. Пуговицы на кафтане были золотыми, и на них изображался Мальтийский крест. На плечах кафтана красовались золотые эполеты с золотою же бахромой.

В дни орденского праздника - 16 декабря каждого года - рыцари должны были собираться вместе, облачаясь в парадные одежды: золотой долматик - средневековую безрукавку с нашитым на нее серебряным Мальтийским крестом и в мантии красного цвета с восьмиконечным белым крестом ордена.



Трон Красного Бархата с Мальтийским Орденом и двуглавым Орлом.

Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена. Худ. С. Тончи. 1798-1801 гг.

Особо ревнивое благорасположение Павла I к ордену Святого Иоанна Иерусалимского привело к тому, что кавалеры самой низшей его степени негласно считались обладателями награды более высокой, чем кавалеры орденов Святого Георгия и Святого Владимира 4-й и 3-й степеней, а пожалование ордена 2-й степени - Командорского креста - считалось более значительной наградой, чем вручение ордена Святого Апостола Андрея Первозванного. А уж награждение Большим крестом убедительнейше свидетельствовало о сердечном отношении императора к награжденному.

Павел I своим указом учредил звания почетных кавалеров и командоров ордена, когда почетный командор получал знак ордена на шею, а почетный кавалер - в петлицу, причем не нужно было доказывать свое древнее дворянское происхождение.

Эти «почетные» кресты давались и за гражданские заслуги перед государством или перед самим императором.

Для награждения женщин существовали два класса крестов - Большой и Малый. Кавалерственные дамы Большого креста носили орден на черной муаровой ленте через левое плечо, дамы Малого креста носили знак отличия на банте из орденской ленте на левой стороне груди.

В ноябре 1800 года был учрежден донат ордена для награждения солдат и унтер-офицеров, который заменил Знак отличия ордена Святой Анны и назывался «солдатским знаком ордена Святого Иоанна Иерусалимского». Он представлял собой маленький медный Мальтийский крест с расположенными между его концами медными лилиями. Давался донат за 20-летнюю беспорочную службу, и награжденные им освобождались от телесных наказаний и получали пенсию из орденских сумм.


Несомненно, что в 1798 - начале 1801 года орден Святого Иоанна Иерусалимского был первым орденом Российской империи. Его командорами Большого креста были первые сановники государства - светлейшие князья А. А. Безбородко и П. В. Лопухин, фельдмаршал А. В. Суворов, фаворит императора граф П. П. Кутайсов и подобные им «персоны первого градуса».


Такое место ордена в системе российских наград соответствовало и его положению в строе государственной символики России.

Знак ордена был включен в Государственный герб и Государственную печать России, а звание «Великий магистр Ордена Святого Иоанна Иерусалимского» стало составным элементом титула российского императора, что означало: остров Мальта является неотъемлемой частью Российской империи.

Мальтийский орден имел на территории России 98 командорств, ему было передано 50 тысяч крепостных крестьян в разных местах Российской империи и значительные средства из казны. Столицей ордена был объявлен Санкт-Петербург.


Павел I подарил ордену дворец канцлера графа М. И. Воронцова, построенный Бартоломео Растрелли, - роскошное трехэтажное здание в стиле барокко, окруженное садом с фонтанами и бассейнами. В глубине территории, со стороны сада, в 1798-1800 годах архитектор Джакомо Кваренги пристроил ко дворцу Мальтийскую капеллу, решенную в виде колонного зала.



В состав приорства могли зачисляться дворяне всех христианских конфессий, чьи предки не менее 150 лет служили в армии, гвардии и на флоте, а сам член ордена к моменту получения рыцарского достоинства должен был совершить не менее четырех походов в сухопутных войсках или не менее четырех морских плаваний.

Он обязан был внести в казну ордена вступительный взнос в 1200 рублей и предоставить документы, что ничего не должен государственной казне
.

Павел I утвердил «Правила для учреждения родовых командорств». Для их основания необходимо было владеть имением, приносящим 3 тысячи рублей годового дохода, и ежегодно сдавать в казну ордена 300 рублей. Членами Мальтийского ордена могли быть и дамы-дворянки, хотя для них, разумеется, отношение к воинскому сословию обязательным не было. Рыцарями и командорами Мальтийского ордена, естественно, были только кавалеры и кавалер-ственные дамы, награжденные знаком ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Так как Великим магистром (или Гроссмейстером) Мальтийского ордена был Павел I, то стать Мальтийским рыцарем и одновременно кавалером ордена Святого Иоанна Иерусалимского считалось большой честью. Придворные и дворяне обеих столиц и провинции всеми правдами и неправдами стремились стать кавалерами ордена, зная, кто удостоен этой награды.






Павел I с мальтийским крестом.

Однако успех и популярность ордена тесно и напрямую были связаны с личностью его Великого магистра и с гигантской самодержавной властью, которой он обладал. Как только закончилось короткое царствование Павла I, тут же стал сходить с политической сцены Мальтийский орден с его главным символом - орденом Святого Иоанна Иерусалимского.

Гербы Санкт-Петербургской Губернии


Мальтийский Орден остался в Гербе, Гатчины и Павловска и Одессы



Дворец Павла I, Михайловский (Инженерный) замок

Через полтора месяца после убийства Павла I во Михайловском Замке, 16 апреля 1801 года, новый император - Александр I - снял с себя сан Великого магистра, оставшись лишь покровителем ордена, а через 10 лет исключил мальтийскую символику из Государственного герба и Государственной печати.


Указом Александра I от 20 ноября 1811 года были ликвидированы заповедные имения Мальтийского ордена




Знак об окончании Пажеского корпуса

И императорским указом Александра I от 20 января 1817 года после войны с Наполеоном, который не пошел в 1812 году Петербург, а сжег Москву орден Святого Иоанна Иерусалимского был вычеркнут из системы российских государственных наград.


Герард фон Кюгельген. Портрет Павла I с семьёй. 1800

И кто знает как бы развивалась наша История дальше, если бы массоны не убили Павла Первого в его Замке.


Иоганн Лампи-младший.Конный портрет Павла I с сыновьями Александром 1 и Константином.1802


Массоны расправляются с Павлом I


Мальтийский крест на красном Флаге и Мальтийский Орден во время прощания с Павлом I

Мария Фёдоровна вдова с Мальтийским Крестом. Maria Fjodorowna.



Александр I и Наполеон


Франц Крюгер
Александр I на лошади Эклипс, подаренной ему Наполеоном в 1808 году, на которой Александр I въехал в Париж в 1814 году

Русский император Александр I, старший сын императора Павла I, внук Екатерины Великой или Екатерины II, Александр I был любимцем императрицы, и она принимала деятельное участие в его воспитании.
После Отечественной войны 1812 года русский император Александр I в 1813-1814 годах возглавил антифранцузскую коалицию европейских держав. Но это уже совсем другая История

Закрывая масонские ложи, государь предусмотрительно позаботился о создании им альтернативы, способной уже на созидательных христианских началах заполнить досуг в светской общественной жизни. Поскольку в «романтический ХVIII век» люди вступали в ложи, часто лишь отдавая дань моде, проводя свободное время и увлекаясь более внешней, ритуально стороной с ее рыцарской символикой, чем туманной для непосвященного масонской идеей, то «император Павел учредил Великое Русское Православное Приорство древнейшего рыцарского Ордена Иоанна, Крестителя Господня» Сорокин Ю. А. Павел I и "вольные каменщики" / Ю. А. Сорокин // Вопросы истории. - 2005. - №11. - С. 20..

«Причиной принятия Павлом 1 титула Великого Магистра (что так же явилось развитием политики его матери) было его глубочайшее понимание высокого Служения идеи Православного Самодержавия» Сергеев В.И. Павел I: гроссмейстер Мальтийского ордена / В. И. Сергеев. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - С. 88.. Возглавив древнейший в Европе рыцарский орден, объединявший в себе цвет всей европейской аристократии, Павел 1 «стремился показать миру издревле признаваемое христианством служение императора как Вселенского Базилевса, и как Удерживающего тайну беззакония, равно как и «Внешнего Епископа Церкви», объединявшего народы для противостояния богоотступничеству (апостасии). Амвросий, архиепископ Казанский, в своем слове об императоре Павле сказал: «Приняв звание Великого Магистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского, ты открыл в монаршеской особе своей общее для всех верных чад Церкви Прибежище покров и заступление»» Сорокин Ю. А. Павел I и "вольные каменщики" / Ю. А. Сорокин // Вопросы истории. - 2005. - №11. - С. 22..

«Мальтийский крест имеет свои прообразы в Священном Писании. Библейский праотец и патриарх Иаков пророчески почтил Крест, когда «верою поклонился, - говорит Апостол Павел, - на верх жезла своего». Вот поэтому сегодня над рукоятием архиерейского жезла имеется крест, «ибо крестом мы, - пишет святой Симеон Солунский, - путеводимся и пасемся, запечатлеваемся, детоводимся и, умертвивши страсти, привлекаемся ко Христу». Кроме всегдашнего и повсеместного церковного употребления, это форма креста, к примеру, была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского, обосновавшимся на острове Мальта и открыто боровшимся против масонства, организовавшего, как известно, убийство Российского Императора Павла Петровича - покровителя мальтийцев. Так появилось наименование - «мальтийский крест». Именно такая форма Святого Креста определила высшую великую награду Российской Империи - Георгиевский Крест. Все, кто награждался крестами святого Георгия Победоносца всех четырех степеней, именовались, как известно, «георгиевскими кавалерами». Наивно полагать, что все его награжденные были масонами» Сергеев В.И. Павел I: гроссмейстер Мальтийского ордена / В. И. Сергеев. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - С. 45-46..

Покровительство Ордену было обусловлено и стратегическими интересами: «имея военную базу на острове Мальта, Россия получала выход на Средиземное море.

Сам же Орден, от начала имевший антимассонскую направленность, на момент принятия Павлом 1 предложенного ему самими Мальтийцами титула Великого Магистра уже не был ни чисто католическим (поскольку с вхождением в орденские владения в конце ХУ11 столетия Острожского майората, в Орден уже был открыт доступ Православным христианам), ни чисто монашеским, так как уже ранее многие рыцари получали разрешение от обета безбрачия, т.е. перестали быть монахами» Сергеев В.И. Павел I: гроссмейстер Мальтийского ордена / В. И. Сергеев. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - С. 91..

Рыцари Иоанниты имели право самостоятельно избирать Магистра, который обладал не только духовным саном, но и титулом светского монарха. Титул светлейшего владетельного князя вручался не от Папы, а от Императора Священной Римской Империи, коим являлся германский император. «По сути дела, Папа лишь формально утверждал избранного рыцарями Магистра, и император Павел 1 мог обращаться за утверждением своего избрания к Папе Пию не как к духовному главе католического мира, а как юридическому светскому владетелю (владетелю «Патримония святого Петра» по, так называемому, «Константинову дару» - завещанию, оставленному якобы святым равноапостольным императором Константином Великим для Римской кафедры), отдавая дань древним традициям Ордена. Кроме того, император, будучи православным христианином, окончательно отметил с установлением Великого Российского Приорства и освобождением всех рыцарей от обета безбрачия былой статус Ордена как духовного, монашеского и католического и превратил его в рыцарско-корпоративный» Сорокин Ю. А. Павел I и "вольные каменщики" / Ю. А. Сорокин // Вопросы истории. - 2005. - №11. - С. 29..

«Государь хотел модифицировать Мальтийский Орден, в своего рода, политическую партию, целями которой было бы претворение в жизнь благородных идеалов христианства и служение ближнему по заветам Спасителя. Через несколько десятилетий, после его гибели эти идеи частично реализовались в создании Международного Красного Креста» Сергеев В.И. Павел I: гроссмейстер Мальтийского ордена / В. И. Сергеев. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - С. 120..

Такими необычными мерами император Павел 1 стремился укрепить, как он полагал, Православную Церковь и преодолеть разрыв между Церковью и обществом, возникший после Петровского Духовного Регламента. Обмирщению - общества было также противопоставлено единство духовного и государственного начал в Ордене, где дворяне приносили рыцарские обеты служения Церкви и Государю.