Пустыни: характеристика и виды. Конспект нод "исследование пустыни" Сенсорная коробка «Пустыня»

Доклад «Пустыни» для детей по предмету окружающий мир поможет подготовиться к уроку.

Сообщение на тему «Пустыня»

Пустыня — природная зона, характеризующаяся равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и специфической фауной.
Чаще всего в пустынях годовая сумма осадков меньше 200 мм, в экстраардинарных районах - менее 50 мм, а в некоторых пустынях осадков нет десятки лет.

Пустыни можно встретить на всех континентах, исключая лишь Европу. Они простираются по умеренному поясу Северного полушария и по субтропикам и тропикам обоих полушарий.

Самые большие пустыни - это Сахара, Виктория, Каракумы, Атакама, Наска, и пустыня Гоби.

Пустыни обычно бывают пяти видов:

  • песчаные (растительность встречается очень редко, в основном это колючие кустарники, с корнями, уходящими глубоко в землю, это нужно для питания водой)
  • глиняные ,
  • солончаковые ,
  • каменистые ,
  • снежные пустыни (находятся за полярными кругами и населены животными, устойчивыми к холоду).

Тип климата в пустынях обычно жаркий и засушливый. В этой природной зоне дневная температура может подниматься до +50°С, ночью же - опускаться до 0°С. В северных районах столбик термометра может опускаться до минус 40 °С. По эти причинам климат пустынь считается континентальным.

Жизнь в пустынях сосредотачивается в основном около оазисов – мест с густой растительностью и водоёмами, а также в долинах рек.

Растительный мир пустынь

Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. У растений мелкие жесткие листья либо вместо листьев - колючки. Корни проникают глубоко в землю. Растения в пустыне не образуют сплошного покрова. Они одиночные, нередко растут небольшими группами среди песков или растрескавшейся глины.

Стволы деревьев чаще всего сильно искривлены. Самое распространенное растение пустынь - кусты саксаула. Они растут группами, образуя небольшие рощи. Вместо листвы их ветки покрыты небольшими чешуйками.
Как же выживает этот кустарник в столь засушливых почвах? Природа снабдила их могучими корнями, уходящими в землю на глубину до 15 метров.

А другое растение пустынь - верблюжья колючка своими корнями может достать влагу с глубины до 30 метров. Колючки или очень маленькие листики растений пустыни позволяют им очень экономно расходовать влагу при испарении.
Среди разнообразных кактусов , произрастающих в пустыне, встречается Эхинокактус Грузони. Сок этого полутораметрового растения прекрасно утоляет жажду.

В южноафриканской пустыне встречается очень удивительный цветок - фенестрария . На поверхности земли видны лишь несколько его листиков, зато его корни подобны крохотной лаборатории. В ней и происходит выработка питательных веществ, благодаря которым это растение даже цветет под землей.
Можно только удивляться приспособляемости растений к экстремальным условиям пустыни.

В дневную жару пустыня кажется необитаемой. Лишь изредка встречаются ящерица или какой-нибудь жучок. Но с наступлением ночи пустыня оживает. Животные выползают из своих укрытий, чтобы пополнить запасы пищи.

Как животные спасаются от жары? Некоторые зарываются в песок. Уже на глубине 30 см температура на 40°С ниже, чем на земле. Кенгуровый прыгун , может не вылезать из своего подземного укрытия несколько дней. В его норках есть запасы зёрен, которые вбирают влагу из воздуха. Они - то и утоляют его голод и жажду.

Шакалов и койотов от жары спасает частое дыхание и высунутый язык.

Африканские лисицы, зайцы, ежи излишки тепла излучают большими ушами.

Длинные ноги страусов и верблюдов помогают спасаться от горячего песка.
А верблюд больше других приспособлен к жизни в пустыне. Благодаря широким, мозолистым ступням, он может ходить по раскаленному песку. Его густая и плотная шерсть препятствует испарению влаги. Жир, накопленный в горбах, при необходимости перерабатывается в воду. Хотя без воды он вполне может прожить более двух недель.
Пустынные насекомые «додумались» отражать палящие солнечные лучи поверхностью своего тела.
Некоторые животные (черепахи, тушканчики, жабы, лягушки ) могут все жаркое лето провести в спячке.
Летом, чтобы не обжечься пустынные змеи ползают по песку боком, а ящерицы бегают так быстро, что их лапки не успевают нагреться.
Чтобы найти еду в пустыне, животные должны быстро передвигаться, иметь хороший слух и зрение, а также уметь маскироваться.
Пустынные змеи, подкарауливают свою добычу, полностью зарывшись в песок, наружу выглядывает только их голова с близко расположенными ушами и глазами.

Доклад о пустынях Вы можете написать используя эту информацию.

«Исследование пустыни».

Цель:

Расширение и закрепление знаний детей о жизни в пустыне, о свойствах песка.

Способствовать развитию мелкой моторики рук детей, используя нетрадиционный метод рисования .

Задачи:

Образовательные:

Углублять и систематизировать представление детей о животном и растительном мире пустыни;

- Учить детей создавать узоры цветным песком на бумаге .

Развивающие:

Развивать навыки сотрудничества в коллективе и в парах, выполнять правила и нормы поведения в совместной деятельности;

Развивать познавательный интерес к обитателям пустыни, любознательность, воображение;

Развивать интерес к экспериментальной деятельности;

- Развивать мелкую моторику рук посредством рисования цветным песком .

Обогащение словаря: пустыня Сахара, оазис, барханы, караван верблюдов, тушканчик, верблюжья колючка.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к природе.

- Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: Компьютер, экран, проектор, музыкальный центр, диски с музыкой, презентация к занятию, песочница, лупы увеличительные, совочки для песка, воронки, трехлитровые банки с крышками, трубочки для сока, глубокие тарелочки.

Ход ООД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас гости. Посмотрите, какие добрые, ласковые лица у наших гостей. Давайте поздороваемся.

Собирайтесь дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь.

Наши руки соединились, передали друг другу тепло, доброту. Они нас подружили!

(Звук ветра)

Воспитатель: Что же такое? Что это за звук? Вдруг стало холодно.

Дети: это ветер

Воспитатель: Но это не простой ветер, северный, холодный. Ребята, посмотрите на экран, загорелись волшебные огоньки. Давайте узнаем, что же случилось.

Видеописьмо от Умки:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где же можно встретить много песка.

Дети: В пустыне.

Воспитатель: Правильно, в пустыне. Чтобы помочь Умке, и узнать как можно больше о песке, нам нужно отправиться в пустыню. Но на чем же нам добраться до пустыни? (Ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие на современном транспорте - Быстролёте.

(Имитация полета).

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами в пустыне.

Посмотрите, какие необъятные просторы, и так много песка. В пустыне сильно дует ветер, он несет пески. Эти песчаные холмы называются барханами, а ветер – суховеем. Ветер в пустыне вызывает песчаные бури.

Воспитатель: А это растение вы узнаете? Как оно приспособилось к жизни в пустыне?

Дети: Да, это кактус. У кактуса вместо листьев колючки. А корень уходит глубоко в пески, где есть вода.

Воспитатель: Кактусы выживают в пустынях, потому что они запасают воду в своих стеблях. Вместо листьев у них острые колючки! У некоторых кактусов – очень красивые цветы. Растет растение - верблюжья колючка, которым питается верблюд.

Воспитатель: Но кроме растений в пустыне встречаются и животные и птицы, насекомые и пресмыкающиеся.

Пройдем по горячим пескам пустыни и посмотрим, кто же еще живет в пустыне?

Дети: черепахи.

Воспитатель: Ребята, где же проводят время черепахи?

Дети: большую часть своего времени проводят в укромном месте.

Воспитатель : Посмотрите, ребята, а вот и ящерицы. Это самая крупная ящерица, как вы думаете, она называется?

Дети: варан.

Воспитатель: В пустыне живут пауки. А вон я вижу, по песку ползут ядовитые скорпионы. По пустыне нужно ходить осторожно, так как здесь водится очень много разных ядовитых змей.

Воспитатель: А что это за маленькие зверьки?

Дети: Это тушканчики.

Воспитатель: А где же тушканчики прячутся от солнца?

Дети: тушканчики прячутся от солнца в песчаных норах.

Воспитатель: Но что это? Среди пустыни мы видим зеленый островок - озеро, пальмы. Это - оазис. А что такое оазис?

Дети: ответы детей.

(место в пустыне, где достаточно воды, там растут пальмы, а земля вокруг оазиса очень плодородная).

Воспитатель: Ребята, самая большая пустыня в мире называется Сахара. Рядом с Сахарой расположено Красное море. Его еще называют Мертвым морем, так как оно содержит много соли, и никто не может там выживать. В Красном море вода такая соленая, что в нем невозможно плавать, и ни один предмет не тонет.

Воспитатель: Пустыня полна опасностей. Одна из них называется зыбучие пески. Вы что-нибудь слышали о зыбучих песках. (ответы детей).

Воспитатель : Ребята, мы же обещали Умке разузнать о песке. Для этого нам нужно отправиться в лабораторию, где мы подтвердим факты о пустыне. Но сначала немного отдохнем:

По утру из черной тучи

Капал дождик целый час,

Отсырел песок сыпучий

За калиткою у нас.

Сразу взялся я за дело,

И построил дом с окном.

А утром солнышко пригрело,

И разрушился мой дом.

Опыт 1. В пустыне мы узнали о ветре-суховее, который создает барханы и песочные бури. Давайте мы тоже создадим песочную бурю.

Возьмите трубочки, вставьте в крышки банок и осторожно дуньте на песок. Что происходит? - (песчинки разлетаются, потому что не прилипают друг к другу).

Вывод: песок сыпучий.

Опыт 2. Мы говорили, что Красное море называют «мертвым» из-за высокого содержания солей. В соленом растворе невозможно утонуть. Сейчас мы проверим этот факт с помощью опыта.

В пресную воду помещают куриные яйца – яйца начинают тонуть. Затем в воду добавляют несколько ложек соли, перемешивают, чтобы соль растворилась, – яйца не тонут.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам картину с изображением пустыни. Посмотрите, здесь нарисованы барханы, но, по-моему, здесь кого-то не хватает.

Воспитатель : Кого же не хватает в нашей пустыне?

Дети: В пустыне живут верблюды, черепахи, тушканчики и т.д.

Воспитатель: Точно! Я совсем позабыла про них. Что же делать?

Дети: сделать самим.

Воспитатель: Животных для пустыни я предлагаю сделать своими руками! Я предлагаю вам сделать волшебным способом – цветным песком !

Давайте вспомним, как нужно рисовать песком :

1. Сначала нужно намазать клеем поверхность,

2. Затем аккуратно присыпать песок, (щепоткой)

Дети рисуют песком. Индивидуальная помощь и контроль воспитателя.

После работы дети вытирают руки салфеткой.

Воспитатель: И сейчас нам пора возвращаться в группу. Мы теперь много знаем про песок, про пустыню. Дети, давайте расскажем Умке, что нового вы сегодня узнали.

Дети перечисляют.

Умка: Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, что вы так много знаете о песке, о пустыне, поэтому я хочу преподнести вам подарки. До новых встреч, друзья!

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

«Исследование пустыни»

Организованная образовательная

деятельность

Средняя группа

Воспитатель:

Мишина Мария Викторовна

Аксубаево, 2017

Галина Храброва
«Пустыня». Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста

Путешествие в пустыню

Воспитатель Храброва Г. А.

Цель. Учить разрешать проблемную ситуацию с помощью экспериментирования и моделирования, видеть причинно- следственные связи в природе. Развивать оценочно- критическое отношение к окружающей действительности (ТРИЗ) . Дать детям представление о пустыне ; показать, как животные, растения и люди приспособлены к жизни в этих суровых условиях. Вызвать интерес к верблюду как к очень специфическому животному. Воспитывать любознательность аккуратность, прилежание. Активизировать речь детей , обогатить их словарный запас словами : оазис, караван.

Обеспечение : макет пустыни , изображение верблюда, макет ноги верблюда, коричневая шерсть (длинная и короткая, речной песок, кусочки картона, цветной бумаги, дермантина, контуры верблюда по количеству детей .

Ход занятия.

Дети, послушайте, что я вам сейчас расскажу. Жил на востоке один знаменитый путешественник, звали его Али. Была у него внучка Батагоз, которая жила в городе. Приехала она как-то к дедушке в гости, но его о своем приезде не предупредила. А он в это время собрался в далекое путешествие в город Чарджоу. Неблизкий путь выбрал Али, ведь дорога проходила через пустыню Кара- Кум , по которой нужно было ехать целых 10 дней. Батагоз очень хотела поехать вместе с дедушкой. Она так просила, что старый Али согласился . Весь следующий день они посвятили подготовке к путешествию.

Д/и «Отправимся в путешествие» (Что необходимо взять для путешествия в пустыне ) .

Рано утром пригнал Али из степи 2-х верблюдов, у которых было по 2 огромных горба. Приготовили путешественники запас пищи и воды и на следующий день отправились в путь.

Ребята, почему они взяли с собой так много воды и еды?

Батагоз сидела на верблюде между двумя горбами. Перед ее глазами открылся огромный мир из желтого песка до самого горизонта. Изредка она видела кусты верблюжьей колючки. Солнце палило так нещадно! Дедушка и Батагоз очень уставала за день, но лишь на ночь они останавливались, чтобы поспать и набраться сил. На одной из таких остановок Батагоз сказала :

Дедушка, а почему я, как только слезаю с верблюда, сразу же проваливаюсь в песок, а верблюд не проваливается.

Ребята, как вы думаете, почему верблюд не проваливается в песок?

Давайте, посмотрим как устроена нога верблюда.

(Дети подходят к столику и проводят эксперимент. Они втыкают в песок острые палочки, а потом палочки, где приклеен паралон. Делают вывод, что нога верблюда широкая).

Дедушка то же самое сказал внучке :

Батагоз сказала :

Почему верблюд не обжигает ноги, ведь песок раскаленный, а он идет босиком?

Ребята, почему верблюд не обжигает ноги?

Али сказал :

А потому, моя девочка, что у верблюда на ноге очень толстая и твердая кожа. Она напоминает мозоль, который иногда появляется у человека. Поэтому всех верблюдов называют мозоленогими.

А почему у него на шее и груди так много шерсти? У других животных много шерсти на спине.

Ребята, кА вы думаете, почему у верблюда больше шерсти на передней части туловища?

Дедушка вот что сказал Батагоз :

Он ест жесткие ветки верблюжьей колючки и, чтобы не уколоться, впереди у него растет густая и длинная шерсть.

Дедушка, а почему здесь колючек совсем не видно? Раньше их бло больше!

Ребята, почему в центре пустыни колючек меньше , чем по ее краям? Вот и дедушка также объяснил, по краям пустыни воды больше , чем в центре, поэтому здесь даже верблюжья колючка не растет.

Батагоз подошла к верблюду и ласково погладила его, а потом опять задала дедушке вопрос :

Зачем верблюду нужна такая густая и длинная шерсть, ведь в пустыне очень жарко ?

Ребята, как вы ответите на этот вопрос?

И дедушка сказал тоже самое, что густая и длинная шерсть спасает кожу верблюда от ожогов.

Они ехали еще очень долго, у Б. атагоз совсем уже не было сил. Она хотела пить, а вода уже кончилась. И вдруг впереди показались зеленые деревья. Когда они к ним приблизились, то увидели между ними ручей, который вытекал из- под земли. Дедушка сказал, что это оазис.

Там они напились воды и отдохнули в тени деревьев. До города оставалось еще несколько дней пути. Устали дедушка и Батагоз от путешествия. Верблюды тоже устали. Горбы их свалились на сторону. Батагоз стало не удобно сидеть. Она спросила у дедушки, почему горбы стали такими мягкими.

Ребята, почему горбы у верблюда стали мягкими?

А дедушка показал внучке мешок, в котором лежала их еда и спросил ее, почему мешок вначале был полным, а теперь стал маленький?

Мы же все съели!- ответила девочка.

Вот видишь, мы маленькие, а сколько съели. А верблюд такой большой, да еще столько работал, вез наши вещи и нас. Ему и еды надо гораздо больше. А почти ничего не ел и не пил, колючек ведь было мало.

Так он, что, возит еду в горбах,- догадалась девочка.

Да,- ответил Али. До того, как отправиться в путешествие, его хорошо кормили, и он отложил в горбах про запас еду и воду, а потом ими всю дорогу питался. Вот почему он может гораздо дольше, чем мы, обходиться без еды и воды.

Дедушка Али и Батагоз благополучно добрались до города. Батагоз опустилась на землюи нежно погладила своего верблюда, приговаривая :

Спасибо тебе, верблюд! Какой ты сильный, надежный и смелый! С тобой не страшны никакие пески. Недаром называют тебя кораблем пустыни .

Ребята, понравилась вам история о Батагоз и ее дедушке?

А на чем бы вы хотели отправиться в путешествие по пустыне ?

Давайте для этого изготовим модель верблюда. Но прежде, чем приступить к работе, мы споем песенку о пустыне и потанцуем .

Песенка о пустыне (с движениями) .

В пустыне нет деревьев ,

В пустыне нет травы .

Вокруг одни барханы-

Песчаные холмы.

Там бабочек не видно,

И птицы не поют,

Верблюдов караваны

Там в мареве бредут.

Припев :.

Пустыня , пустыня-

Кругом один песок.

Пустыня , пустыня-

Там жизнь- воды глоток.

Мы подрастем немного,

Объедем много стран.

В пустыню Кара-Кумы

Пойдет наш караван.

А дружба и отвага

Помогут нам в пути,

Помогут нам верблюды

Пустыню перейти .

А сейчас, ребята пройдите на рабочие места.

Гимнастика для пальцев.

По песку верблюд шагал,

Он колючку увидал.

Ел, ел,ел, ел,

Он оазис увидал.

Пил, пил, пил,

Наш верблюд набрался сил.

Изготовление модели верблюда.

1. Густая длинная шерсть на груди и шее.

2. Густая короткая шерсть на туловище.

3. Широкие твердые копыта.

4. Высокие горбы.

(Из готовых моделей дети выстраивают караван) .

Гимнастика для глаз.

Ребята, в пустыне много солнца . Хотите поиграть сего лучиками?

Лучик, лучик, озорной,

Поиграй- ка, ты со мной! (моргают глазами) .

Ну- ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись! (круговые движения глазами) .

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Взгляд я вправо отведу,

Снова лучик я найду.

Посмотрю глазами вдаль,

Убежал мой лучик. Жаль!

Подведение итога занятия .

Ребята, вам понравилось путешествие с Батагоз и ее дедушкой?

Почему понравилось путешествие?

Чем интересна игра «Отправимся в путешествие» ?

На чем удобнее всего путешествовать по пустыне ?

Информационные ресурсы.

1. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» . А. И. Иванова.

2. «Комплексные занятия в подготовительной группе» .

3. Собственное творчество.

Если в мы знакомились с жизнью крайнего Севера, то теперь наоборот предлагаю вам отправиться в один из самых жарких уголков мира – в пустыню Сахара. Если вам хочется жаркого солнца, а отпуск еще нескоро, значит, нам с вами по пути Основная форма обучения дошкольников, как известно, игра, поэтому мы не будем слишком задерживаться на изучении сухих фактов, а, как обычно, устроим приключение с большим количеством игр, загадок и поделок.

В статье вы найдете много тематических игр, которые рассчитаны на младших и старших дошкольников – детей от 3 до 7 лет. Предложенные идеи лучше всего распределить на несколько занятий. Мы с дочкой, как правило, растягиваем наше путешествие на пару недель, каждый раз по-новому обыгрывая занятие. Например, в первый день мы переодеваемся в кочевников и, смастерив верблюда из стульев, разыгрываем нелегкую жизнь в жаре, на другой день погружаемся в изучаемую среду, разглядывая пустыню в книжке, на третий день – играем с сенсорной коробкой и т.д.

Находим пустыню на карте

Как обычно, в первую очередь нужно понять, куда мы направляемся, и отыскать на карте (а заодно и на глобусе) пустыню. Помимо той пустыни, в которую вы решили отправиться (у нас это была Сахара), найдите и другие крупные пустыни, обратите внимание ребенка на то, как они обозначаются на карте. Попутно можно вспомнить и другие уже знакомые на карте места.

Презентация на тему «Пустыня» для детей

Теперь, когда мы знаем, где находимся, нелишним будет получить первое представление о том месте, куда мы, путешественники, попали. Наилучшим образом для этого, на мой взгляд, подходит презентация – в ней есть самые основные факты, не перегруженные лишними и плохо запоминающимися деталями, ну и самое главное в ней много фотографий.

Нашу презентацию о пустыне можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ . В ней коротко рассказывается о том, кто живет в пустыне, как удается животным выживать в таких тяжелых условиях, что такое песчаная буря, что такое оазис и т.п. Ниже в статье вы также найдете дидактическую игру, которая поможет закрепить все знания полученные из презентации.

Сенсорная коробка «Пустыня»

Раньше я делала тихонько по ночам, пока дочь не видит, так как хотелось показать ей все уже в готовом виде. Теперь же Тасе стало интересно принимать активное участие в создании таких коробок. Так что наш макет пустыни мы делали вместе. Да собственно делать его совсем нетрудно.

Для основного наполнителя коробки можно набрать обычный песок. Но если под боком у вас нет песчаного побережья, и вы не хотите разорять детские песочницы, то можно взять декоративный желтый песок для аквариумов, кукурузную муку или . Мы использовали кукурузную муку.

Ну и какая же пустыня без оазиса? Оазис можно сделать из гидрогеля (аквагрунта), стеклянных декоративных камешков голубого цвета, голубой ткани или пряжи () или – самый неудобный, но самый натуралистичный вариант – из обычной воды. Водоем в оазисе окружаем растительностью. Если есть, можно поставить небольшие домики.

Сенсорная коробка – это настоящий простор для сюжетных игр. В нашей миниатюрной пустыне люди, изнывая от жары, отчаянно пытались добраться до оазиса, кто-то ехал на верблюде, кто-то добирался на внедорожнике.

Потом наши путешественники попали в песчаную бурю, укрывались от бушующей стихии, (мы посыпали на них кукурузную муку через сито)

раскапывали засыпанные во время песчаной бури колеса джипа и т.п.

Игры на тему «Пустыня»

В игре любой новый материал запоминается лучше всего, поэтому постарайтесь включить в ваше путешествие как можно больше разноплановых игр, в том числе подвижных. Идеи:

  • Играем в кочевников

Подобно кочевникам, наряжаемся в длинные одежды (имитируя арабскую одежду – бурнус), голову обматываем платком (это будет куфья), и отправляемся в путешествие по пустыне. Верблюда можно сделать из двух стульев, составленных друг за другом (спинки будут горбами верблюда). Если количество стульев позволяет, можно и целый караван организовать

Обыгрываем все трудности, с которыми сталкивается путешественник в пустыне: идем по раскаленному песку в поисках оазиса, мучаемся от жары, убегаем от змеи или варана, преодолеваем песчаную бурю, хорошенько закутавшись в одежды и спрятавшись за верблюдами и т.п. Устав от путешествия, на ночь ложимся спать возле своих верных верблюдов.

    Кактусы из прищепок

Верблюды, конечно, могут долго обходиться без воды и еды, но все-таки нелишним будет их покормить перед нашим путешествием. Любимое блюдо верблюдов – верблюжья колючка, что-то подобное можно сделать при помощи прищепок. Ну или просто сделать кактусы.

  • Пальчиковая игра «Дождик, веселей!»

Играя в путников, идущих по пустыне и утомленных от жары, пробуем вызвать дождь, в этом нам поможет пальчиковая игра:

Дождик, дождик, веселей!(поочередно каждым пальчиком правой руки стучим по ладони левой)
Капай, капай, не жалей!(поочередно каждым пальчиком левой руки стучим по ладони правой)
Только нас не замочи!(складываем руки домиком над головой)
Зря в окошко не стучи!(стучим кулачком о кулачок)
Брызни в поле гуще:(изображаем пальчиками «брызги»)
Станет травка гуще!(ладони перед собой, пальчики смотрят вверх, растопыриваем их — изображаем травку)
  • Игра «Кактусы»

Договариваемся, что сейчас мы побудем кактусами. По команде «Дождь» кактусы изображают сбор воды и откладывание ее в стебли, а по команде «Солнце» — просто стоят, разведя руки в стороны.

  • Игра «Тушканчики»

Прыгаем как тушканчики: из глубокого приседа на двух ногах выпрыгиваем вперед и вверх. Можно также подвесить предмет на небольшой высоте над головой, чтобы «тушканчик» пытался его достать во время прыжка.

Либо заранее готовим для малыша схему верблюда с учетом имеющегося набора деталей, либо творим вместе, что получится

  • Джин из лампы

Если у вас дома есть кувшинчик, похожий на волшебную лампу Алладина, можно обыграть появление волшебника джина. Джином может быть папа или какая-нибудь игрушка (у нас Джином был Али-баба из игры «», оттуда же и волшебная лампа).

Как обычно, появляясь из лампы, Джин обещает исполнение желаний: например, может помочь выбраться из пустыни или угостить чем-нибудь сладким. Но сначала нужно его чем-то удивить. К примеру, отгадать его хитроумные загадки (см. ниже), сложить пазл или изготовить какую-нибудь тематическую поделку (см. ниже).

  • Собираем пазл

Наш африканский пазл можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

  • Дидактическая игра на тему «Пустыня»

Чтобы закрепить основные понятия из презентации, можно сыграть в простую игру. Для этого понадобятся карточки с изображением обитателей и других явлений, характерных для пустыни (Наши карточки можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ , для удобства заранее их лучше приклеить на картон).

Перед игрой все карточки складываются в колоду картинками вниз. Ведущий достает из колоды по одной карточке и показывает всем игрокам. Кто быстрее угадает, что изображено на карточке, тот и забирает ее себе. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.

Интересно также смешать несколько наборов карточек, чтобы повторить и другие темы. Например, добавьте к набору «Пустыня» еще и «Арктику »

  • «Али-Баба и непослушный верблюд» (My-shop , Ozon )

Во время нашего путешествия в пустыню, я совершенно случайно вспомнила о ранее купленной игре, и она пришлась нам как нельзя кстати. Никакой обучающей функции игра не несет, исключительно развлекательная.

Идея игры в том, чтобы уложить на верблюда как можно больше поклажи, при этом нужно постараться делать это так аккуратно, чтобы норовистый верблюд не начал проявлять свой характер и не разбросал все вещи вместе с сидящим на нем Али-Бабой. Верблюд имеет свойство вскакивать с места при любом неаккуратном движении, а также при слишком большом количестве вещей. Так что эмоции в этой игре гарантированы. Единственное, имейте ввиду, дети помладше (до 3-4 лет) могут побаиваться верблюда с его резкими движениями.

Загадки про пустыню для детей

Целый день в жаре идёт,
Ест колючки и не пьёт.
Чай, ковры, шелка и дыни
Пронесёт через пустыню,
После – выпьет влаги пруд
Друг кочевника — … (верблюд)
Вот идёт на ножках дом,
Кто живёт – не знаю – в нём!
Что за зверь? – Я видел лапу!!
Успокоил меня папа –
Места нет для страха!
Это – ... (черепаха)
В норке переждав жару,
Ночью, точно кенгуру,
На двух лапках резво скачет,
Зверёк маленький — ... (тушканчик)
По пригорочку бежит,
Хвостиком-рулём рулит.
Схватишь хвостик, только — ах!
Убежала! ... Хвост в руках.
(ящерица)
Верёвка по земле ползёт,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Нет ушей, ни ног, ни глаз,
Но, зато колючки класс!
У него цветочек красный,
Как красив цветущий … (кактус)

Поделки на тему «Пустыня» для детей

Несколько идей поделок, которые могут пригодиться во время вашего путешествия в пустыню.

  • Черепаха из бумажной тарелки . Сначала раскрашиваем тарелки, пытаясь изобразить «черепаший» узор на панцире, потом снизу подклеиваем все остальные (заранее раскрашенные) части тела.

  • Египетская пирамида из бумажных блоков . На листе цветной бумаги заранее расчерчиваем блоки, предлагаем ребенку вырезать их и приклеить в виде пирамиды.

  • . Детям постарше можно предложить сделать объемную пирамиду из картона. Для этого заранее подготовьте схему . После того, как макет будет вырезан, останется только согнуть его по линиям и склеить.

  • Кактус из пластилина и кусочков спички

Природа - это единственная книга,
каждая страница которой полна глубокого содержания.
И.В. Гете

Программное содержание: углубить представление детей о животном и растительном мире пустыни, познакомить с жителем пустыни - верблюдом. Развивать воображение, связную речь, фантазию, активизировать мыслительную деятельность, создать условия для свободного выражения мыслей. Воспитывать экологическую культуру, умение выслушивать ответы сверстников, не перебивая их, культуру общения и поведения во время проведения опытов.

Материал: карта мира, картинка «Верблюд», одноразовые стаканчики, коктельные трубочки, песок, деревянные палочки, пробки, прозрачные латочки, зеркало на каждого ребенка, указка, пищевая пленка, стакан с водой.

Ход меродприятия:

Ребята, посмотрите, что это у нас на ковре. Может это подсказка: о чем мы будем сегодня с вами говорить? Посмотрим, что это. Что же с ними нужно сделать? (Собрать картину). Молодцы, у вас получилось. Да, здесь еще и надпись, а ну-ка прочитайте что написано. (Дети читают).

Пустыня - от слова «пусто». Интересно, какая она? Почему она на картинке жёлтого цвета? Кто там живёт? Что там растёт? Холодно там или тепло? Где же обо всём этом узнать? (Дети высказывают свои версии, где и как можно узнать о пустыне).

Узнайте эти растения и животных в загадках:

  • Сверху камень, снизу камень,
  • Четыре ноги и одна голова. (Черепаха)
  • Вьется веревка. На конце головка.
  • Та веревка шипит, подходить не велит. (Змея)
  • Удивителен на вид - весь в шипах,
  • Но не шипит. (Кактус)
  • Она, как змейка, в песках мелькает.
  • Хвостом виляет. Если хвост оторвется -
  • Другой наживется. (Ящерица)

Беседа о пустыне. (Показываю на карте мира пустыню. Дети рассказывают о климате пустыни).

    Вы думаете, что когда дует сильный ветер и поднимает песок. Верно, это или нет, мы проверим.

Опыт « Возникновение бури»:

    Разделитесь на пары: мальчик - девочка. (Подходят к столам). Сначала один будет дуть в трубочку, а второй наблюдать, что происходит в стаканчике, потом поменяетесь.

    Что вы узнали? Что вы для этого делали? Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: Сильный ветер поднимает песок, и так возникают песчаные бури.

Я предлагаю проверить, что происходит с водой в пустыне. (Подходят к столам)

Опыт «Что происходит с водой в пустыне»:

  • Возьмите каждый стакан с водой и вылейте её в стакан с песком.
  • Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей).

Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.

Ну, раз вы все знаете, загадаю я вам загадку. Как вы думаете, о каком животном здесь говорится?

  • Я на спине мешки вожу, вовек я их не разгружу.
  • И в мешках тех еда, и в мешках тех вода,
  • Что спасает от зноя и жажды меня. (Верблюд)

Это домашнее животное. Верблюд служит человеку уже много лет. Он хорошо приспособлен для жизни в пустыне. Его еще называют кораблем пустыни. Длинная густая шерсть помогает верблюду переносить дневную жару и ночной холод. Пищи в пустыне мало, и верблюд обходиться колючим кустарником и травами.

Самое замечательное у верблюда - его горбы. В горбах накапливаются жир и вода, которые он будет расходовать в переходах по пустыни. Чем выше горбы, тем дольше может обходиться без пищи и воды верблюд. В конце путешествия, когда жировые запасы будут израсходованы, верблюжьи горбы обвиснут, и будут болтаться.

    Как вы думаете, а легко ли верблюду шагать по пустыне? Проверим? Мальчики, раздайте судочки с песком. (Подходят к столам).

Опыт «Легко ли верблюду шагать по пустыне?» :

    Возьмите палочку и её острым концом пошагайте по песку. Что происходит?

    А теперь переверните её другим концом и походите по песку. Полочка проваливается в песок? Почему нет? Какой можно сделать вывод?

Вывод: у верблюда широкая перепончатая нога, которая не проваливается в песок и помогает ему шагать по пустыне.

Интересно, а как верблюдам удается так долго обходиться без воды? А в этом на поможет еще один опыт.

Опыт «Определение возможности проживания верблюда в пустыни, неделями обходясь без воды»:

    Предложить детям подышать на зеркальце. (Зеркальце затуманилось).

    Воздух, выдыхаемый человеком, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Носовой проход у человека короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он теряет меньше воды через дыхание.

Ребята, что нового и интересного вы для себя узнали? (Ответы детей).