Работа педагога дополнительного образования с одаренными учащимися. Работа педагога дополнительного образования с одаренными детьми

Чаплыгина Татьяна Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр эколого–биологического образования"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская обл.,
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Одарённый ребёнок в системе дополнительного образования: опыт и перспективы"
Дата публикации: 30.05.2018
Раздел: дополнительное образование

Одарённый ребёнок в системе дополнительного образования:

опыт и перспективы

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

В.А.Сухомлинский.

На смену ориентации общества, главным образом, на развитие техники и технологий, на

широкую информатизацию всех сфер жизни общества приходит эра нового, личностного

образования. Становится очевидным, что процветание общества будет прямо зависеть от

развития

духовных,

личностных

ресурсов

человека,

эффективности

создания

творческого

пространства

развития

способностей

творческих

личностных возможностей.

Говоря словами Эриха Фромма, развитие и обучение ребенка должно определяться не

столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что

Определяя

одаренными

необходимо

развести

характерные

различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».

Способности определяются

как индивидуальные

особенности

личности,

определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и

навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам

деятельности (Б.М. Теплов).

Талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности.

В целом, можно представить талант,

как совокупность следующих черт: природные

повышенная

чувствительность;

интеллектуальные

мыслительные

возможности,

позволяющие

оценивать

ситуации

проблемы;

способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т.е. воля и энергия

человека; способность создания новых образов, фантазия и воображение.

Одаренность

уникальное

целостное

состояние

личности

индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке;

системное

качество,

определяет

возможности

достижения

человеком

исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по

сравнению с другими людьми.

На сегодняшний день большинство психологов

признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это

результат

сложного

взаимодействия

наследственности

(природных

задатков)

социокультурной

опосредованного

деятельностью

(игровой,

трудовой).

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения

деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в

благоприятном

сочетании.

Качественно

своеобразное

сочетание

способностей,

н е о бход и м ы х

у с п е ш н о го

в ы п о л н е н и я

к а ко й - л и б о

д е я т е л ь н о с т и,

называется одаренностью.

Основные

одаренности

максима льно е

приспособление

окружению,

нахождение

создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Одаренный

ребенок

выделяющийся

очевидными,

выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети - это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия

на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети

нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с

непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок

одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества

одаренности.

Большинству

одарённых

присущие

черты,

отличающие

сверстников, отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Но

они могут и не выражаться в явной форме. Ограничение активности для таких детей

чревато негативными реакциями невротического характера. Они уже в раннем возрасте

способны

прослеживать

причинно-следственные

обладают

отличной

отличает

способность

классифицировать

информацию

пользоваться

накопленными

знаниями.

внимание

привлекает

большой словарный запас, способность концентрировать внимание на чём-либо, упорство

в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Большую роль в развитии

детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования

компенсировать

недостаток

нагрузки

различных

творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных

способностей, формирует специальную одаренность.

Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных

сроков завершения обучения и последовательно переходит из одной стадии в другую.

Индивидуально-личностная

деятельности

учреждения

позволяет

удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и

решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и

поддержку одарённых детей. Дополнительное образование предоставляет каждому

ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ,

освоения,

включения

разнообразные

деятельности

индивидуальных склонностей.

Индивидуально-личностная

деятельности

учреждений

позволяет

удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы

обучения одаренных и талантливых детей:

индивидуальное

обучение

обучение

программам

творческого развития в определенной области;

работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в

качестве наставника выступает, как правило, ученый, специалист высокого класса);

очно-заочные школы;

каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

детские научно-практические конференции и семинары.

В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития

одаренности, как единство и взаимодействие разных направлений. Важно не создавать

исключительности:

получить

подтверждения в дальнейшем, и потому, что кружки и студии посещают не только

особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься в

детском объединении.

Многие родители, обнаружив у своего ребёнка раннее проявление одарённости, все

направляют

развитие

способностей

соответствие

представлениями о целях и задачах воспитания. Причём акцентуируют исключительность

ребёнка, забывая, что он остаётся всё же ребёнком. Это негативно сзывается на всем

многообразии

личностных

проявлений

интеллектуальных

способностях.

Стремясь

избежать

«дурного

влияния»

одарённых

сверстников,

некоторые

ограничивают

общение ребёнка с товарищами. Без детской игры ребёнок теряет важный источник

полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере межличностных

отношений.

Оказывается

сформированной

называемая

личностная

готовность к школьному обучению. Поступив в школу, такой ребёнок может уступать

сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс. В этом кроется

опасность отторжения одарённого ребёнка коллективом. В условиях систематического

обучения

столкнуться

необходимостью

умственной,

рутинной

работы, навыка которой он ещё не имеет. Неудачи могут деморализовать ребёнка и

постепенно сформировать у него негативное отношение к умственной деятельности.

Отношения между педагогами и одарёнными детьми также не всегда складываются

благополучно. Педагогов, впервые встретившихся в своей практике с одарёнными детьми,

подкупает

увлеченность

(чтением,

музыкой),

повышенная

любознательность, способность быстро обучаться (схватывать на лету), большой запас

знаний, способность сосредоточиваться на длительное время на выполнении учебного

задания, активность в учебном процессе и т.п.

Однако

одарённые

дети,

обычные,

имеют

свои

проблемы.

Холлингуорт выделила следующее:

· Неприязнь к школе . Учебная программа ему скучна и не интересна. Нарушение в

поведении

появляться

соответствует

способностям.

Игровые интересы. Им нравятся сложные игры и не интересны те, которыми

увлекаются

сверстники

способностей.

Одарённый

вследствие

этого может оказаться в изоляции, уйти в себя.

На базе учреждения дополнительного образования детей необходимым является

организация

психологического

сопровождения

родителей

одаренного

совместной практической деятельности одаренного ребенка и родителей; поддержка и

поощрение родителей одаренных детей.

Стремление к совершенству . Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего

уровня. Стремление к совершенству, проявляется рано.

Ощущение неуязвимости.

Критически относятся к собственным достижениям,

часто неудовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают

переживать.

Стремление

совершенству

приводит

высоким результатам.

Сверхчувствительность .

Одаренный

Считается

гиперактивным

отвлекающимся,

постоянно

реагирует

раздражители и стимулы

. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в

интеллектуальном

развитии.

оттолкнуть

окружающих

выражением

презрения или замечаниями.

Потребность

внимании

взрослых.

монополизирует

внимание

взрослых.

вызывает

отношениях

раздражает жажда такого внимания.

Поведение и деятельность педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми

детьми, в свою очередь, должны отвечать определённым требованиям:

Разработка гибких, индивидуализированных программ;

Создание эмоционально безопасной атмосферы в коллективе объединения;

Стимулирование развития умственных процессов высшего уровня у детей;

Использование различных стратегий обучения и воспитания;

Уважение личности и ценностей воспитанника и формирование его положительной

самооценки;

поощрение

творческих

особенностей

воображения

воспитанников.

детской одаренности и талантливости носят интегративный характер. Проектирование и

реализация целевых программ по развитию талантливых и одарённых детей в условиях

МБУ ДО будет способствовать не только росту их достижений, но и оказывать влияние

на дальнейший жизненный путь.

Литература:

Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова //

Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.

Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного

образования: / В.П. Голованов. – М.: Владов, 2004, – 239

Коноплева Н.Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. -2004. – № 3. – с.

Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н./Д: Феникс, 2008. – 282 с.

Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение

одаренного ребенка. / Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч. ред. рус, текста

Н.М.Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.

Лебедева В.П., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. и др. Учителю об одаренных детях

(пособие для учителя) / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. – М.: Молодая

гвардия, 1997. – 354с.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб, пособие для студ. высш.

пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.

10. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002. – 527 с.

11. Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков //

Учитель в школе. – 2008. – № 1. – С. 103 – 106.

Паспорт Программы «Одаренные дети»

Наименование программы : «Одаренные дети»

Полное наименование учреждения : Муниципальное Казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Одесская станция юных туристов»

Основание для разработки программы ( нормативно-правовая база):

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Федеральная целевая программа развития образования на 2011- 2014 годы. «Национально образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа».

Конвенция о правах ребенка.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

Санитарно-эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»

Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 г.

Устав и локальные акты МКОУ ДОД «одесская СЮТур»».

Цель программы : создание благоприятных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи программы :

1. Создание системы работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одаренных детей.

2. «Конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации школьников на образовательную деятельность, стимулирование познавательного интереса.

3. Учет индивидуальности каждого обучающегося, раскрытие интеллектуального и творческого потенциала.

4.Создание базы данных в рамках Программы

5.Разработка системы диагностики способностей детей.

6. Обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми.

Возрастная и/или социальная группа дете й, на которую нацелен проект : обучающие МКОУ ДОД «Одесская СЮТур»»

Ресурсное обеспечение реализации программы :

— Кадровое. Самообразование, аттестация, обобщение педагогического опыта, регулярное повышение квалификации педагогов на курсах, семинарах, в творческих группах.

— Научно-методическое. Создание компьютерной базы данных о передовом педагогическом опыте педагогов в работе с одаренными детьми, применение инновационных педагогических технологий.

— Материально-техническое. Приобретение современного учебного и спортивного оборудования.

Сроки реализации Программы : 2012 – 2015 гг.

Предполагаемые результаты:

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  • Созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
  • Творческая самореализация обучающихся СЮТур.
  • Повышение качества образования и воспитания обучающихся.
  • Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций, соревнований различного уровня.
  • Формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

Пояснительная записка

Если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей.

Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их.

· Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

· Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

· Способности — индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

· Задатки способностей анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.

· Талант выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

· Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе совсеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

В национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА говорится, что в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждом общеобразовательном учреждении. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Именно учреждение дополнительного образования могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.

Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями – не только для обучающихся, но и для педагога.

Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опята творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.

При организации работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей, так и детей со скрытыми формами одаренности.

Концепция Программы «Одаренные дети»

Введение

В рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» впервые использован новый подход к модернизации образования, основанный на принципе стимулирования роста качества образования и обновления содержания образования.

Программа «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с Программой развития МКОУ ДОД «Одесская СЮТур» и является основой для работы с одаренными детьми. Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, занимающихся в МКОУ ДОД «Одесская СЮТур».

Программа содержит алгоритм действий педагогов, методической службы Станции, администрации. При этом она допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция.

Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в учреждении, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.

Выявление одаренных детей должно начинаться в детских объединениях первого года обучения на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логическое мышление. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности МКОУ ДОД «Одесская СЮТур».

1. Методы и принципы выявления одаренных детей. Критерии и категории одаренности

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

Потребность в новых впечатлениях

Развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета

Познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение предмета

Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.

Одаренные дети:

· Имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

· Имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

· Испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

— Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

— Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

— Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

— Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

— Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Одаренность может проявляться:

ü как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;

ü как одаренность возрастная, т.е. ранняя одарённость (вундеркинды – дети с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности); поздняя одарённость;

ü как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Принципы выявления одаренных детей:

комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.

оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);

преимущественная опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, естественный эксперимент.

Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации педагога и степени его обучения.

При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов :

различные варианты метода наблюдения за детьми (в образовательных условиях, в деятельности и т.п.);

специальные психодиагностические тренинги;

экспертное оценивание поведения детей педагогами дополнительного, родителями;

проведение «пробных» занятий по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;

организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований;

проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

2. Принципы и подходы организации педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Организационное и функциональное обеспечение программы

Функции директора в аспекте реализации программы:

— общее руководство разработкой и реализацией программы: организация; координация; контроль.

Функции методических объединений:

— определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;

— корректировка составляющих элементов программы;

— обеспечение связи с вышестоящими организациями, учебными заведениями, учреждениями дополнительного образования;

— анализ и обобщение результатов реализации программы;

— регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы «Одаренные дети»;

— организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми;

— внедрение новых эффективных способов работы с одаренными детьми;

— разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.

— разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы;

— обобщение и систематизация результатов деятельности отдельных ПДО, умело организующих работу с одаренными детьми;

— определение критериев эффективности реализации программы;

— разработка и обработка новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми;

— координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.

Функциональные обязанности педагогов дополнительного образования:

— организация и проведение занятий с одаренными детьми;

— разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;

— мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;

— организация индивидуальной работы с одаренными детьми;

— подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям и другим интеллектуальных конкурсам различного уровня;

— организация контроля за знаниями одаренных детей, выполнение программ по работе с одаренными детьми;

— контроль за выполнением индивидуальных образовательных программ по работе с одаренными детьми;

— обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;

— подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми;

— повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы по реализации программы.

Методы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

· применение междисциплинарного подхода;

· углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

· насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

· поощрение результатов, которые содержат новые идеи;

· поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

· поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;

· оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;

· установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;

· принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;

· установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности ребенка;

Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход , утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Система работы педагогов дополнительного образования с одаренными детьми в урочной деятельности

Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. На занятиях они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на занятиях является:

§ совершенствование предметных умений и навыков;

§ повышение учебной мотивации одаренных детей;

§ развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;

§ развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;

§ овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.

Методы:

  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
  • проблемный;
  • проективный.

Формы:

  • нетрадиционные занятия;
  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
  • ролевые игры;
  • консультации.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуниативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие. Такая система учебной деятельности поможет сформировать у детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

3. Основные мероприятия Программы

1 этап . 2012-2013 учебный год – проектировочный

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
  • Разработка Программы работы с одаренными учащимися.
  • Разработка структуры управления Программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2 этап . 2013-2014 учебный год – экспериментальный

Цель : апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

  • Диагностика склонностей учащихся.
  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
  • Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися.
  • Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов.
  • Повышение квалификации педагогов.

3 этап. 2014-2015 учебные годы – переход в режим функционирования

Цель: переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

  • Анализ итогов реализации программы.
  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
  • Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
  • Обобщение результатов работы школы.

Циклограмма мероприятий по выполнению Программы

Мероприятия

Сроки

Диагностика одаренных детей

ежегодно

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся

Октябрь,

май

Организация и проведение школьных олимпиад

ежегодно

Участие в районных, региональных, всероссийских олимпиадах

ежегодно

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

Май

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

постоянно

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

постоянно

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Постоянно

Обобщение опыта работы ПДО, работающих с одаренными детьми

ежегодно

Распространение опыта работы с одаренными детьми

2012-2015

Итоговый Слет туристов и краеведов

Ежегодно (май)

Система работы по развитию одаренности в рамках Программы

Программа предусматривает работу по трем направлениям :

  • работа на уроке;
  • внеурочная деятельность;
  • работа с родителями.

Основные направления реализации программы:

· создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми: внедрение инновационных образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы;

· создание системы диагностики одаренности обучающихся СЮТур;

· методическое обеспечение работы с одаренными детьми: осуществление апробации и внедрения методических разработок в педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми, повышение уровня профессионального мастерства педагогов

· организация разнообразных мероприятий по работе с одаренными детьми: конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций и т.д.;

· осуществление поддержки одаренности.

4. Основные формы работы с одаренными детьми

Основной формой организации учебного процесса в Учреждении дополнительного образования остается. Формы и приемы отдельного занятия отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.

Работа с одаренными детьми на занятиях ведется с помощью трех подходов :

· дифференцированный подход

· проблемное обучение

· проектная деятельность

· происходит активизация обучения;

· обучение приобретает творческий, исследовательский характер;

· происходит передача учащимся инициативы в организации своей познавательной деятельности;

· происходит дальнейшее развитие коммуникативных навыков.

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.

Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Дифференциацию можно проводить по следующим критериям :

· по содержанию задания;

· по форме организации работы на уроке;

· по способу педагогической поддержки;

· по способу восприятия информации.

Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.

Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы.

Формы работы с одаренными детьми:

  • индивидуальный подход на занятиях, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятия творческие мастерские;
  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • конкурсы;
  • участие в предметных олимпиадах и творческих конкурсах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская деятельность и участие в научно-практических конференциях;
  • использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, электронная энциклопедия и др.);
  • создание детских портфолио.

5. Методическое обеспечение системы работы с одаренными

обучающимися

Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»

1. Исполнение государственных принципов образования (Закон РФ «Об образовании»).

2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.

3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.

4. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических кадров.

5. Создание творческого объединения педагогов дополнительного образования, работающих с одаренными детьми.

6. Ежегодный анализ состояния и результатов работы педагогов с учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

8. Обогащение и распространение опыта педагогов.

9. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

6. Показатели эффективности реализации Программы

· Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

· Повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями.

· Создание банка данных одаренных детей МКУО ДОД «Одесская СЮТур», банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;

· Внедрение в образовательное пространство МКОУ ДОД «Одесская СЮТур» альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития;

· Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;

· Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.

· Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких учащихся.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.
  2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.
  3. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития детей. Автореферат. 1993.
  4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, — № 9. – 1990.
  5. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.
  6. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с.
  7. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
  8. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №3, 2009
  9. Методическая работа в школе (компакт-диск): «Учитель», 2010.
  10. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М., 1991
  11. Одаренные дети. Система работы в школе (компакт-диск) : «Учитель», 2007.
  12. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С Лейтеса. М., 2000.
  13. Савенков А.И. Одаренные дети в школе и дома. М., 2000.
  14. Савенков А.И. Что такое детская одаренность? // Школьный психолог. 2004. № 32.

Приложение №1

План мероприятий Программы «Одаренные дети» на 2012-2013 уч. год.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Районного уровня

Районный конкурс рисунков «Каникулы – это здорово»

октябрь

Районная краеведческая викторина «Страницы истории родного края»

Ноябрь

Педагог-организатор, методист

Районная олимпиада по краеведению среди школьников

Январь

Педагог-организатор, методист

Районная конференция исследовательских работ «Летопись сибирских деревень»

Январь

Педагог-организатор, методист

Районная краеведческая викторина «Омск. Омская область»

Март

Педагог-организатор, методист

Районный экологический конкурс «Белая береза»

Март

Педагог-организатор, методист

Районный конкурс рисунков и плакатов «Мы помним мир спасенных… »

Май

Педагог-организатор, методист

Регионального уровня

Областная научно-исследовательская конференция «Летопись сибирских деревень»

февраль

Областной экологический фестиваль детско-юношеского творчества «Белая береза»

март

Педагог-организатор, методист, ПДО

Областной детско-юношеский фотоконкурс «Сибирской мотивы»

апрель

Педагог-организатор, методист, ПДО

МОУДОД «АСЮН МО «Ахтубинский район»

ПРОГРАММА

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

Составила:

Червоненко Н.Н., педагог дополнительного образования

г. Ахтубинск, 2010г.

1.Пояснительная записка.

Проблема раннего выявления и обучения одаренных детей - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом.

Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими,

очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние

посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Познавательная потребность - прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: потребность в впечатлениях, любознательность, целенаправленная познавательная деятельность. Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Каждый одаренный - индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе.

Именно учреждения дополнительного образования могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.

Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями - не только для воспитанников, но и для педагога.

Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.

Программа разработана по трем направлениям:

Работа с учащимися;

Работа с родителями;

Работа с педагогическим коллективом.

Каждое направление программы реализуется ежегодно, возможна корректировка содержания, форм и методов реализации программы .

Реализация программы позволяет:

– создать оптимальные условия для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;

– познакомить педагогов с психологическими чертами детей, выделяющихся необычайной потребностью в познании и продуктивностью мышления, явно опережающих сверстников по уровню интеллекта;

– получить знания об основных “составляющих” общей умственной одаренности и специальных видах одаренности;

– познакомить педагогов с вопросами диагностики умственной одаренности детей;

– осуществить разработку концепции психолого-педагогических основ одаренности, выявления и обучения одаренных и талантливых детей и подростков;

– сформировать банк данных по различным направлениям работы с одаренными детьми;

– объединить детей в совместной интеллектуально-творческой деятельности;

– подготовить программно-методические документы и пособия для педагогов, работающих с одаренными детьми и их родителями;

– укрепить материально-техническую базу МОУДОД АСЮН и объединений, работающих с одаренными детьми.

Программа актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.

2 . Цели и задачи программы.

Целью Программы "Одаренные дети" является обеспечение благоприятных условий для совершенствования системы выявления и поддержки одаренных детей, развития и реализации их потенциальных возможностей.

В целях закрепления и дальнейшего совершенствования достижений в работе с одаренными детьми ставятся следующие задачи:

Совершенствование системы выявления и развития потенциальных возможностей одаренных детей в соответствии с их способностями;

Укрепление взаимодействия с заинтересованными организациями по поддержке одаренных и талантливых детей;

Оказание консультативной помощи родителям и педагогам, работающим с одаренными детьми, осуществление подготовки преподавателей в системе повышения квалификации;

Знакомство педагогов с научными данными о психологических

Особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

Проведение различных экологических конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

3. Концепция программы.

Выявление одаренных детей должно начинаться в творческих объединениях первого года обучения на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности МОУ ДОД АСЮН.

Определение одаренных детей:

Имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

Имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

Испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый образ).

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

4. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

- принцип максимального разнообразия предоставленных

Возможностей для развития личности;

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

Принцип создания условий для совместной работы воспитанников с

Минимальным участием педагога;

Принцип свободы выбора воспитанником дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

5.Методы психологических воздействий, отличающиеся при работе с одаренными детьми (по Ю.Б. Гатанову):

1. «Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже - хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются - с точки зрения реализации.

2. «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:

Групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;

Соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.

Команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников. Критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.

3. Сотрудничество и кооперация дают возможность научиться жить в группе. Они учат взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми.

4. Неоценимая деятельность. Суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими.

6.Мероприятия по реализации программы.

Цель : создание условий для развития одаренных учащихся, повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учащихся, гармонизация отношений в системах «педагог – одаренный учащийся», «одаренный учащийся – учащийся», «одаренный ребенок – родитель».

1. Создание и развитие системы отбора одаренных детей путем проведения

районных олимпиад, конкурсов, фестивалей, турниров и т.д.

2.Районные конкурсы экологических рисунков (плакатов), поделок,

Научных проектов.

3. Участие в областных, Всероссийских, международных, конференциях,

Фестивалях и т.д.

4.Участие в областных выставках

декоративно-прикладного творчества.

5.Участие в областных и Всероссийских форумах «Зеленая планета».

План работы.


п/п

Сроки проведения

Ответственные

Составление плана работы с одаренными детьми

сентябрь

методист

Участие в конкурсах (уровень АСЮН)

ноябрь-март

Методист

Участие в конкурсе международного фонда защиты животных IFAW

Ноябрь-декабрь

Методист

Разработка программ индивидуальной работы с одаренными учащимися.

Октябрь

Педагоги дополнительного образования, МС

Участие в заочном районном экологическом конкурсе «За единство с природой»

январь - февраль

методист

Участие в районном заочном экологическом форуме «Зеленая планета»

январь - февраль

Методист

методист

Диагностика готовности педагогов к работе с одаренными детьми.

методист

Участие в областном экологическом конкурсе «За единство с природой»

март

методист

методист

Участие в областном и Всероссийском экологическом форуме «Зеленая планета»

март-июнь

методист

методист

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение одаренных детей (ОУ)

Организация непрерывного повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми

Октябрь- июнь

Директор,

МС

Создание банка данных индивидуально-психологических характеристик ОУ

В течение года

Развитие познавательных способностей одаренных учащихся

  1. Социальная адаптация одаренных детей.
  2. Роль семьи в развитии познавательных способностей одаренных детей.

сентябрь-май

Организация мониторинга развития одаренных учащихся .

сентябрь-май

Методист

Создание портфолио одаренных детей.

в течение года

Педагоги дополнительного образования

Оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети».

Сентябрь-май

Директор

методисты.

Педагоги дополнительного образования

Беседы с родителями ОУ

сентябрь-май

методист

Педагоги дополнительного образования

7.Формы работы с одаренными детьми:

· Занятия, лекции, семинары, тренинги;

· Индивидуальная работа, в т.ч. под руководством научных руководителей;

· Деловые, психологические и интеллектуальные игры;

· Научные конференции «Молодые исследователи природы»;

· Творческие мастерские;

· Проектная деятельность;

· Конкурсы;

· Выставки;

· Индивидуальные и групповые консультации;

· «Круглые столы»;

· Работа в библиотеках с источниками;

· Экскурсии.

8.Ожидаемые результаты программы

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»:

1.Повышение качества образования.

2.Создание атмосферы позитивного труда, его значимости в жизни человека, творчества в противовес распространяющейся наркомании, социальному отрицанию.

3.Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

4. Издание исследовательских работ учащихся.

5. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

6.Активное вовлечение одаренных детей в дополнительное образование.


Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку воз­можность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно - деятельностный характер образовательного процесса позволя­ет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Индивидуально-личностная основа де­ятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Определяя работу с одаренными детьми необходимо развести главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».

Одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Способности определяются как индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов).



Талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т.е. повышенная чувствительность); интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т.е.воля и энергия человека; способность создания новых образов, фантазия и воображение.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью . Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Одаренные дети - это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:

· индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

· работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступает, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);

· очно-заочные школы;

· каникулярные сборы, мастер-классы, творческие лаборатории;

· система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

· детские научно-практические конференции и семинары.

Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. В эти учреждения часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. Они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Важно не создавать у него чувства исключительности: и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшем, и потому, что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны складываться гармонично.

Если всех этих трудностей удается избежать, то область до­полнительного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути. Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей.

В работе с одаренными и талантливыми детьми можно выделить несколько этапов:

· прежде всего, необходимо отыскать одарённых детей.

· талантливый человек талантлив во многом, поэтому ребенок должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно.

· разработка личностно - ориентированного подхода к обучению одаренных детей: талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету.

на следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стесняться показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Наиболее эффективно в работу должны быть включены такие формы как специально организованная интерактивная, проектная и творческая деятельность; тренинги развития творчества; мастер-классы развития творческой одаренности; обучающие семинары по кейс-методу; сетевое взаимодействие; научно-исследовательская работа; конкурсы, фестивали, научно-практические конференции; самоуправление.

Выявление одаренных и талантливых детей возможно при использовании таких форм деятельности как анализ особых успехов и достижений ребенка; создание банка данных по талантливым и одаренным детям; диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб.

На базе учреждения дополнительного образования детей необходимым является организация психологического сопровождения родителей одаренного ребенка; совместной практической деятельности одаренного ребенка и родителей; поддержка и поощрение родителей одаренных детей.

Выделяют следующие направления развития одаренности детей, которые применимы и в системе дополнительного образования:

1. Активное отношение к окружающему миру. Одаренные люди любознательны, креативны, информированы, активны. Задача взрослых в этом случае – направить энергию ребенка в полезное русло.

2. Самостоятельность. Одаренные дети с большой охотой стремятся к самостоятельности, но взрослые люди зачастую ограничивают их стремление.

3. Произвольность регулирования своего поведения. Поскольку одаренным детям все легко достается, то волевые усилия бывают минимальными. Проблемы возникают, когда ребенку необходимо заставить себя делать то, что неинтересно, когда необходимо подчиниться требованиям взрослых.

4. Организация индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельности – это система своеобразных действий, приемов, методов, которые применяет человек в своей деятельности и поведении.

5. Создание мотивации к развитию и обучению. Потребности и мотивы побуждают человека активности, действию, деятельности, заставляют его ставить цели, задачи и определять способы их выполнения.

Педагоги системы дополнительного образования должны знать об особенностях работы с одаренными и талантливыми детьми. Программы для одарённых детей отличаются по содержанию, по-процессуальности, по ожидаемому результату, по среде обучения. Разработка таких программ учитывает, что одарённые дети способны быстро схватывать смысл важнейших понятий, положений, принципов; имеют потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и разбираться в них глубже; проявляют способность подмечать глубинные детали, особенности и выдвигать объяснения подмеченному; часто тревожны, в связи со своей непохожестью на других детей. Поведение и деятельность педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми детьми, в свою очередь, должны отвечать определённым требованиям:

Разработка гибких, индивидуализированных программ;

Создание эмоционально безопасной атмосферы в коллективе объединения;

Стимулирование развития умственных процессов высшего уровня у детей;

Использование различных стратегий обучения и воспитания;

Уважение личности и ценностей воспитанника и формирование его положительной самооценки;

Поощрение творческих особенностей и воображения воспитанников.