Сельское хозяйство. Положение и повседневная жизнь крестьянства — Гипермаркет знаний

Средневековая Европа сильно отличалась от современной цивилизации: территория ее была покрыта лесами и болотами, а люди поселялись на пространствах, где смогли вырубить деревья, осушить топи и заняться земледелием. Как жили крестьяне в Средние века, чем питались и занимались?

Средневековье и эпоха феодализма

История Средних веков охватывает период с V по начало XVI век, вплоть до наступления эпохи Нового времени, и относится в основном к странам Западной Европы. Для этого периода характерны специфические особенности жизни: феодальная система взаимоотношений между землевладельцами и крестьянами, существование сеньоров и вассалов, доминирующая роль церкви в жизни всего населения.

Одна из главных особенностей истории Средних веков в Европе — существование феодализма, особого общественно-экономического уклада и способа производства.

В результате междоусобных войн, крестовых походов и других военных действий, короли одаривали своих вассалов землями, на которых те строили себе поместья или замки. Как правило, дарилась вся земля вместе с живущими на ней людьми.

Зависимость крестьян от феодалов

Богатый сеньор получал во владение все окружающие замок земли, на которых располагались деревни с крестьянами. Практически все, чем занимались крестьяне в Средние века, облагалось налогом. Бедные люди, возделывая землю свою и его, платили сеньору не только дань, но также за использование разных приспособлений для обработки урожая: печи, мельницы, пресса для давки винограда. Налог они отдавали натуральными продуктами: зерном, медом, вином.

Все крестьяне находились в сильной зависимости от своего феодала, практически они работали на него рабским трудом, питаясь тем, что оставалось после выращивания урожая, большую часть из которого отдавалась своему господину и церкви.

Между вассалами периодически происходили войны, во время которых крестьяне просили о защите своего хозяина, за что они вынуждены были отдавать ему свой надел, а в будущем становились полностью зависимыми от него.

Деление крестьян на группы

Чтобы понять, как жили крестьяне в Средние века, нужно разобраться во взаимоотношениях между феодалом и бедными жителями, которые проживали в деревнях на прилегающих к замку территориях, обрабатывали земельные участки.

Орудия труда крестьян в Средние века в поле были примитивными. Самые бедные боронили землю бревном, другие — бороной. Позже появились косы и вилы, сделанные из железа, а также лопаты, топоры и грабли. С IX века на полях стали применять тяжелые колесные плуги, на легких почвах использовали соху. Для уборки урожая предназначались серпы и цепи для обмолота.

Все орудия труда в Средневековье оставались неизменными многие столетия, ведь у крестьян не было денег для приобретения новых, а их феодалы были не заинтересованы в усовершенствовании условий труда, их волновало только получение большого урожая с минимальными затратами.

Недовольство крестьян

История Средневековья отличается постоянным противостоянием между крупными землевладельцами, а также феодальными взаимоотношениями богатых сеньоров и обнищавшего крестьянства. Это положение сформировалось на руинах античного общества, в котором существовали рабство, ярко проявившееся в эпоху Римской империи.

Достаточно тяжелые условия того, как жили крестьяне в Средние века, лишение их земельных наделов и имущества, часто вызывали протесты, которые выражались в разных формах. Некоторые отчаявшиеся бежали от своих хозяев, другие устраивали массовые бунты. Восставшие крестьяне почти всегда терпели поражение из-за неорганизованности и стихийности. После таких бунтов феодалы стремились закреплять размеры повинностей, чтобы остановить их бесконечный рост и уменьшить недовольство бедных людей.

Конец эпохи Средневековья и рабской жизни крестьян

По мере роста экономики и появления производства к концу эпохи Средневековья произошел промышленный переворот, многие жители деревень стали переезжать в города. Среди бедного населения и представителей других сословий начали преобладать гуманистические взгляды, которые считали личную свободу для каждого человека важной целью.

По мере отказа от феодальной системы пришла эпоха, названная Новым временем, в которой уже не было места устаревшим взаимоотношениям между крестьянами и их сеньорами.

Крестьяне | Формирование сословия зависимых крестьян


В эпоху Великого переселения народов, когда германские племена расселялись на огромных пространствах Европы, каждый из свободных германцев был и воинов и землепашцем одновременно. Однако постепенно наиболее умелые воины, составлявшие дружину вождя, все чаще стали отправляться в походы одни, не привлекая для военных действий все племя. А оставшиеся дома снабжали продовольствием и всем необходимым тех сородичей, которые отправились в поход.

Поскольку земледельцам в неспокойную эпоху раннего средневековья угрожало множество опасностей, они стремились заручиться поддержкой какого-нибудь могущественного воина, иногда даже своего соплеменника. Но в обмен за защиту крестьянину приходилось отказаться от собственности на свой участок земли и от свободы в пользу своего покровителя и признать себя зависимым от него.

Иногда в зависимость от сеньора попадали и не по доброй воле, а за долги или за какие-нибудь крупные провинности. Крестьяне не всегда уходили под покровительство дружинников, постепенно получивших крупные участки земли и превратившихся в феодальную знать.

Часто крестьян брал под покровительство монастырь, которому король или другой крупный сеньор дарил земли, чтобы монахи молились о спасении его души. К X-XI вв. свободных крестьян в Западной Европе почти не осталось.



Крестьяне | Категории зависимого крестьянства

Однако уровень несвободы крестьян очень сильно различался. С одних крестьян господин требовал только курицу на Рождество да десяток яиц на Пасху, зато другим приходилось работать на него чуть ли не половину своего времени. Дело в том, что одни крестьяне работали на сеньора лишь потому, что лишились собственной земли и были вынуждены пользоваться землей, предоставляемой сеньором и жить под его защитой. Такие крестьяне назывались поземельно зависимыми. Размер их повинностей зависел от того, сколько земли и какого качества предоставил им сеньор. Гораздо тяжелее было положение тех крестьян, которые попали в личную зависимость от сеньора.Это обычно были должники, преступники, пленники или потомки рабов.

Таким образом, все крестьяне подразделялись на две группы:

  • поземельно зависимые крестьяне;
  • лично и поземельно зависимые (так называемые сервы или вилланы ).

  • Крестьяне | Права и повинности

    Общекрестьянские повинности.

    Повинности крестьян могли состоять в работе на господском поле (барщина), в уплате оброка продуктами или деньгами. Многие крестьяне обязаны были давить вино только на прессах сеньора и молоть муку только на его мельнице (естественно, не бесплатно), участвовать за свой счёт в перевозках грузов, в починке мостов и дорог. Крестьяне должны были подчиняться судебным приговорам сеньора. Десятая часть урожая, отдаваемая церкви - церковная десятина.


  • Особенности обязанностей сервов.

    Свободных крестьян к 12 веку в Западной Европе почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Один работал на барщине несколько дней в году, а другой - несколько дней в неделю. Один ограничивался небольшими подношениями сеньору на Рождество и на Пасху, а другой отдавал около половины всего урожая. Наиболее тяжёлым было положение лично зависимых (сервов) крестьян. Они несли повинности не только за землю, но и за себя лично. Они обязаны были платить сеньору за право всупить в брак или унаследовать имущество умершего отца.


    Права крестьян

    Несмотря на обилие повинностей, средневековые крестьяне, в отличие от рабов эпохи древнего мира или русских крепостных XVI-XIX вв., имели и определенные права. Западноевропейский крестьянин не был исключен из системы права. Если он исправно выполнял повинности, господин не мог отказать ему в пользовании земельным наделом, на котором трудились поколения его предков. Жизнь, здоровье и личное имущество крестьянина охранялись законом. Сеньор не мог казнить крестьянина, продать или обменять его без земли и отдельно от семьи и даже произвольно увеличивать крестьянские повинности. С развитием централизации в крупнейших европейских странах, начиная с XII-XIV вв., судебное решение сеньора лично свободные крестьяне могли обжаловать в королевском суде.

    Крестьяне | Численность крестьян и их роль в обществе

    Крестьяне составляли около 90% всего населения средневековой Европы. Общественное положение крестьян, как и представителей других сословий, наследуется: сыну крестьянина также подобает стать крестьянином, как сыну рыцаря - рыцарем или же, скажем, аббатом. Крестьяне занимали неоднозначное положение среди средневековых сословий. С одной стороны, это низшее, третье сословие. Рыцари презирали крестьян, смеялись над невежественными мужиками. Но, с другой стороны, крестьяне - необходимая часть общества. Если в античном Риме к физическому труду относились с презрением, считали его недостойным свободного человека, то в средневековье тот, кто занят физическим трудом, - уважаемый член общества, и его дело весьма похвально. По мнению средневековых мудрецов, каждое сословие необходимо остальным: и если духовенство заботится о душах, рыцарство защищает страну, то крестьяне кормят всех остальных, и в этом их огромная заслуга перед всем обществом. Церковные писатели даже утверждали, что у крестьян больше всего шансов попасть в рай: ведь они, выполняя Божьи заветы, добывают хлеб насущный в поте лица своего. Средневековые философы сравнивали общество с человеческим организмом: душа человека - это молящиеся, руки - это воюющие, а ноги - это работающие. как нельзя себе представить, чтобы ноги ссорились с руками, так и в обществе все сословия должны выполнять свой долг и оказывать друг другу поддержку.


    Крестьяне | Народная культура


    Праздники. У многих крестьян в сундуках были припрятаны золотые монеты и нарядная одежда, которую надевали по праздникам; крестьяне умели повеселиться на деревенских свадьбах, когда пиво и вино лилось рекой и все отъедались за целую череду полуголодных дней Обычаи. Чтобы "нормальный ход вещей в мире не нарушался", крестьяне прибегали к магии. Ближе к новолунию они устраивали обряды, чтобы "помочь луне восстановить её сияние". Конечно, особые действия были предусмотрены в случае засухи, неурожая, затянувшихся дождей, бури. Тут и священники нередко участвовали в магических обрядах, кропя святой водой поля или иными средствами, кроме молитвы, стараясь подействовать на высшие силы. Влиять можно не только на погоду. Зависть к соседу могла породить желание всячески навредить ему, а нежное чувство к соседке - приворожить её неприступное сердце. В колдунов и колдуний верили ещё древние германцы. И в средние века чуть ли не в каждой деревне можно было найти "специалиста" по наведению порчи на людей и скот. Но не редко эти люди (пожилые женщины) ценились односельчанами за то, что умели лечить, знали всяческие травы и злоупотребляли без особой нужды своими вредоносными способностями: Устное народное творчество. Всевозможная нечисть часто упоминается в сказках - одном из самых распространённых видов устного народного творчества (фольклора). Помимо сказок в деревнях звучали многочисленные песни (праздничные, обрядовые, трудовые), сказки, поговорки. Наверное, знали крестьяне и героические песни. Во многих рассказах действовали животные, в поведении которых легко угадывались человеческие черты. По всей Европе пересказывали истории о хитром лисе Ренане, глупом волке Изенгрине и могучем, капризном, но порой простоватом царе зверей - льве Нобле. В 12 веке эти истории свели вместе и переложили на стихи, получилась обширная поэма - "Роман о Лисе". Уставшие от трудов крестьяне любили рассказывать друг другу всевозможные байки о сказочной стране. Особенности крестьянского христианства. Также в Западной Европе боялись оборотней (у германских народов назывались "вервольвы"- человековолки). Умершему святому отрезали руки, чтобы использовать их как отдельные реликвии. Крестьяне широко использовали всевозможные обереги. Обереги могли быть словесными, вещественными или представлять магическое действие. Один из самых распространённых в Европе до сих пор "вещественных оберегов" - это подкова, прикреплённая у входа в дом. Христианские реликвии, по общему мнению, тоже могли служить талисманами, исцелять от недугов, защищать от порчи.


    Крестьяне | Быт крестьян

    Жилище

    На большей площади Европы крестьянский дом строился из дерева, но на юге, где этого материала не хватало, чаще из камня. Деревянные дома крылись соломой, которая годилась в голодные зимы на корм скоту. Открытый очаг медленно уступал место печи. Маленькие окошки закрывались деревянными ставнями, затягивались пузырём или кожей. Стекло использовалось лишь в церквях, у сеньоров и городских богачей. Вместо дымохода часто зияла дыра в потолке, и

    когда топили, дым заполнял помещение. В студёную пору нередко и семья крестьянина, и его скот жили рядом - в одной избушке.

    Женились в деревнях обычно рано: брачным возрастом для девушек считалось часто 12 лет, для юношей 14 - 15 лет. Детей рождалось много, но даже в состоятельных семьях далеко не все доживали до совершеннолетия.


    Питание

    Неурожаи и голод - постоянные спутники Средневековья. Поэтому питание средневекового крестьянина никогда не было обильным. Обычной была двухразовая трапеза - утром и вечером. Повседневной пищей большинства населения был хлеб, каши, варёные овощи, зерновые и овощные похлёбки, приправленные травами, с луком и чесноком. На юге Европы в еду добавляли оливковое масло, на севере - говяжий или свиной жир, сливочное масло было известно, но употреблялось весьма редко. Мяса в народе ели мало, говядина была совсем редкой, свинина употреблялась чаще, а в горных районах - баранина. Почти везде, но только по праздникам ели кур, уток, гусей. Употребляли довольно много рыбы, потому что 166 дней в году приходилось на посты, когда есть мясо было запрещено. Из сладостей был известен только мёд, сахар появился с Востока в XVIII веке, но был чрезвычайно дорог и считался не только редчайшим лакомством, но и лекарством.

    В средневековой Европе много пили, на юге - вино, на севере - до XII века брагу, позднее, после того, как открыли применение растени. хмель - пиво. Следует отменить, что обильное употребление алкоголя объяснялось не только приверженностью к пьянству, но и необходимостью: обычная вода, которую не кипятили, ибо о болезнетворных микробах не было известно, вызывала желудочные заболевания. Спирт стал известен около 1000 года, но применялся только в медицине.

    Постоянное недоедание компенсировалось сверхобильным угощением на праздниках, причём характер еды практически не менялся, готовили то же самое, что и каждый день (может быть, только давали больше мяса), но в больших количествах.



    Одежда

    До XII - XIII вв. одежда была удивительно однообразной. Слабо различались по виду и покрою одеяния простолюдинов и знати, даже, в определенной мере, мужские и женские, исключая, разумеется, качество тканей и наличием украшений. И мужчины, и женщины носили длинные, до колен, рубахи (такая рубаха называлась камиза), короткие штаны - брэ. Поверх камизы надевалась другая рубаха из более плотной ткани, спускавшаяся несколько ниже пояса - блио. В XII - XIII вв. распространяются длинные чулки - шоссы. У мужчин рукава блио были длиннее и шире, чем у женщин. Верхней одеждой являлся плащ - простой кусок ткани, накидывавшийся на плечи, или пенула - плащ с капюшоном. На ногах и мужчины, и женщины носили остроконечные полусапожки, любопытно, что они не разделялись на левые и правые.

    В XII в. намечаются перемены в одежде. Появляются также различия в одежде знати, горожан и крестьян, что свидетельствует об обособлении сословий. Разграничение обозначается прежде всего цветом. Простонародье должно было носить одежды неярких цветов -- серого, чёрного, коричневого. Женское блио доходит до пола и нижняя часть его, от бёдер, делается из другой ткани, т.е. появляется нечто вроде юбки. Эти юбки у крестьянок, в отличие от знати, особенно длинными никогда не были.

    На протяжении всего средневековья одежда крестьян оставалась домотканой.

    В XIII в. на смену блио приходит обтягивающая шерстяная верхняя одежда - котта. С распространением земных ценностей появляется интерес к красоте тела, и новая одежда подчёркивает фигуру, особенно женщин. Тогда же, в XIII в. распространяются кружева, в том числе и в крестьянской среде.


    Орудия труда

    Среди крестьян были распространены сельскохозяйственные орудия труда. Это, прежде всего, соха и плуг. Соха чаще использовалась на легких почвах лесной полосы, где развитая корневая система не позволяла глубоко переворачивать землю. Плуг с железным лемехом, напротив, использовался на тяжелых почвах с относительно гладким рельефом. Кроме того, в крестьянском хозяйстве использовались различного вида бороны, серпы для жатвы зерна и цепы для его обмолотки. Эти орудия труда оставались практически неизменными на протяжении всей средневековой эпохи, поскольку знатные сеньоры стремились получать доходы от крестьянских хозяйств с минимальными затратами, а у крестьян просто не было денег для их совершенствования.


  • В 17 веке была связана с церковью. При рождении его крестили в церкви; молодожёнов — венчали в церкви; умершего — отпевали в церкви. Богослужение проходило по церковным книгам. В некоторых семьях читались нравоучительные книги о житиях святых. Ростки нового в разных областях жизни отразились и во взглядах людей XVII в. Появились новые ценности в обществе , новое восприятие действительности, изменялось миропонимание человека.

    Наряду с послушанием и исполнением воли старших, что очень ценилось в прежние века, пробуждается интерес к самостоятель-ным поступкам. Ценится стремление к знаниям и образованию, же-лание понять и объяснить происходящее вокруг. Больше внимания уделяется человеку, его земным делам. Все эти изменения отража-лись в культуре.

    Духовный мир крестьянина был тесно связан с природой и опи-рался на опыт поколений. Крестьяне в решении многих вопросов действовали по обычаю: как прадеды и деды жили и поступали.

    Традиционность в крестьянской культуре прослеживалась в на-родном творчестве и фольклоре. Зимой молодёжь собиралась «на посиделки» в какой-нибудь просторной избе. Там рассказывались сказки и легенды, пелись старинные песни. Летом — водили хорово-ды, устраивали игры с песнями и речитативами.

    Жизнь в городе менялась быстрее, чем на селе. Именно город-ская жизнь определила в дальнейшем развитие страны. В город-ской среде быстрее, чем в крестьянской, приживалась светская (не-церковная) культура. Знатные люди стали обучать своих детей не только грамоте, но и наукам, греческому и латинскому языкам , заво-дили новую обстановку в доме по западному образцу. Материал с сайта

    Дом Голицына. Московский дом боярина Голицына поражал москвичей. Это было двух-этажное каменное здание модной в 1680-е гг. фасадной архитектуры, со множеством больших застеклённых окон. Залы и комнаты дворца были за-полнены мебелью: там стояли стулья и кресла, секретеры, столы и постав-цы для драгоценной посуды. Стены были украшены картинами, портретами русских и иностранных государей; в золочёных рамах на стенах висели гео-графические карты . В простенках между окнами сияли большие зеркала. В разных комнатах находились часы изумительной художественной работы. В спальне помещалась кровать с пологом. Покои освещались свисаю-щей с потолка люстрой. Одно помещение было отведено под библиотеку, где хранились рукописные и печатные книги на русском, польском, немец-ком языках.

    >>Сельское хозяйство. Положение и повседневная жизнь крестьянства

    Установите соответствие между именами и должностями людей.

    1. Константин Острожский
    2. Фёдор Кориятович
    3. Хаджи-Гирей
    4. Семён Олелькович
    5. Александр Черторийский

    а) первый волынский воевода;
    б) последний киевский князь;
    в) правитель Береговского округа;
    г) первый крымский хан;
    д) брацлавский и винницкий наместник.

    Основой экономической жизни Украины в XIV-XV веках оставались земледе¬лие, скотоводство и традиционные промыслы: охота, рыболовство, бортничество.

    Постоянные татарские набеги превратили обширные плодородные южноукраинские земли к югу от Брацлава, Корсуня, Черкасс, Полтавы на «Дикое поле». Там развивалась особая форма ведения хозяйства - сезонное «уходничество». Жители пограничных городов и сёл шли на летние промыслы - «уходы». Они ло¬вили и вялили рыбу, охотились, собирали мёд.

    В разных местностях Украины уровень развития земледелия был неодинаковым. Наивысшим он был на западноукраинских землях. В то же время в южноукраинских степях, славившихся своей плодородной почвой, земледелие не могло развиваться по причине опасного соседства с крымскими кочевниками. Здесь больше были распространены промыслы.

    Кроме земледелия, развивалось животноводство, огородничество, пчеловодство, в хозяйствах феодалов, монастырей - садоводство. В крестьянских хозяйствах, и в дальнейшем имевших натуральный характер, изготовляли сукно и полотно, дубили кожи и делали упряжь для коней и волов, шили себе одежду, изготавливали деревянные вещи для хозяйства и быта, гончарную посуду. В каждом селе был свой кузнец.
    Крестьяне, как и ранее, жили общинами, состоящими из дворищ, объединявших несколько крестьянских хо¬зяйств, - «дымов». Дворища владели и совместно пользовались сельскохозяйственными угодьями - покосами и водоёмами. Сельская община на своём сходе (собрании), называемом копа, распределяла между дворищами все налоги. В сёлах существовал копный суд, который вели избранные общиной судьи - «копные мужи». Копный суд занимался расследованием преступлений и определял наказание. Он действовал согласно обычному праву и «Русской правде». Копный суд мог приговорить к штрафам, возмещению ущерба, телесным наказаниям и даже к смертной казни. Постепенно копный суд был заменён вотчинным (панским) судом.
    Большинство крестьян считались лично свободными людьми - «похожими» - они могли уйти от хозяина, выплатив ему отступное натурой или деньгами. Расширение товарно-денежных отношений, рост производства продуктов земледелия привёл к изменениям в правовом статусе крестьян. Феодалы начинают создавать собственные большие хозяйства - фольварки, в которые включают и общественные земли.

    Крестьяне должны были отрабатывать повинности. В зависимости от вида повинности, они делились на данников, тягловых и слуг. Известно, что свободные крестьяне-данники Волыни и Киевщины в первой половине XV в. давали с одного лана по одному-двое вёдер мёда, по колоде (310 л) овса или ржи и 20-30 грошей. Во второй половине XV в. они должны были платить с лана уже по 20- 50 грошей.

    Рыбацкие снасти

    О чем свидетельствуют археологические находки, представленные на рисунке?

    Ткацкий станок. Реконструкция

    Как изменилось ткачество с изобретением ткацкого станка?


    Фольварк
    - многоотраслевое сельскохозяйственное производство, ориентированное на рынок, основывается на труде зависимых крестьян.


    Лан
    - земельный надел площадью 30 моргов, или 16,8 га.

    Сельскохозяйственные работы. Миниатюры из летописи

    Уход крестьян от господ постепенно ограничивается, а затем и вообще запрещается. Количество таких «непохожих» (невольных) крестьян во второй половине XV-XVI вв. из года в год увеличивается. Первым известным науке законодательным актом, ознаменовавшим начало закрепощения крестьянства, было решение шляхетского сейма Галицкой земли в 1435 г. В соответствии с ним, крестьянин имел право уйти от своего пана только на Рождество, дав солидную на то время сумму денег, а также значительное количество продуктов питания. Последующие государственные акты Польского королевства и Великого княжества Литовского ещё крепче привязывали крестьян к их панам. Да XVI в. пятая часть всех крестьян были уже крепостными.

    Имущественное и общественное положение людей в значительной степени определяло их быт. В строительстве жилья сохранялись традиции Киевской Руси. В богатых лесом Полесье и Карпатах основным строительным материалом было дерево. На Подолье и в Галичине при строительстве жилья, кроме дерева, использовали камень. Жилища, сплетённые из хвороста и обмазанные глиной (мазанки), были характерны для степных районов Подолья и юга Киевщины.

    Одежда украинцев продолжала традиции Киевской Руси и имела такие общие характерные черты: малочисленность частей наряда, простота кроя, преобладание светлых цветов (домотканые ткани), спокойные тона украшений и отсутствие излишней роскоши.

    Основу национальной кухни украинского народа составляли блюда из зерновых. Самым главным в питании был ржаной хлеб. Наиболее распространённой в XIV в. была кашеобразная или ещё более тягучая, в виде супов варёная еда из зерна овса, ячменя, проса и других злаков. Приблизительно с XV в. на столе украинцев появляется привычный для нас борщ. Среди напитков были квас, пиво, мёд. Одним из древних кушаний, известных в Украине в XIV в., был овсяный кисель. Готовили его из молодого заквашенного зерна. Как видим, земледелие оказывало определяющее влияние и на образ жизни, и на питание украинцев.

    Данник - крестьянин, плативший дань (денежную или натуральную) за пользование пахотными землями и угодьями.

    Тяглый (тягловый) - зажиточный крестьянин, работавший в хозяйстве своего пана, используя собственный рабочий (тягловой) скот и инвентарь.

    Слуга - лицо, сопровождавшее своего хозяина в военных походах, служившее в пограничных крепостях, выполнявшее разные поручения, соединяя эти повинности с сельскохозяйственным трудом.

    Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. - К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.
    Прислано читателями из интернет-сайта

    Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

    Инструкция

    Жизнь и быт крепостных различались по мере того, как укреплялось в стране право. В период его становления (XI-XV вв.) зависимость крестьян от помещиков выражалась в уплате дани, выполнении работ по требованию помещика, но оставляла достаточно возможностей для вполне приемлемой жизни и его семьи. Начиная с XVI века, положение крепостных становилось все более тяжелым.

    К XVIII веку они уже мало чем отличались от рабов. Работа на помещика занимала шесть дней в неделю, лишь ночью и в один оставшийся день мог обработать свой участок земли, чем и кормил свою семью. Поэтому крепостных ожидал весьма скудный набор продуктов, бывали и голодные времена.

    По большим праздникам устраивались гуляния. Этим ограничивались развлечения и отдых крепостных. Дети крестьян в большинстве случаев образования получить не могли, и в будущем их ожидала судьба родителей. Одаренных детей забирали на обучение, они в дальнейшем составляли крепостные , становились музыкантами, художниками, но отношение к крепостным было одинаковым, какую бы работу для хозяина они не выполняли. Они обязаны были выполнять любое требование хозяина. Их имущество, и даже дети были в полном распоряжении помещиков.

    Все свободы, которые на первых порах оставались у крепостных, были утрачены. Причем инициатива их отмены исходила от государства. В конце XVI века крепостных лишили возможности перехода к , которая предоставлялась раз в год на Юрьев день. В XVIII веке помещикам разрешили за проступки ссылать крестьян на каторгу без суда, установили запрет на подачу жалоб крестьянами на своего хозяина.

    С этого времени положение крепостных приблизилось к положению скота. Их наказывали за любую провинность. Помещик мог продать, разлучить с семьей, избить, да и убить своего крепостного. В некоторых господских усадьбах творились , с трудом поддающиеся осмыслению современного человека. Так, в усадьбе Дарьи Салтыковой хозяйка истязала и убивала самыми изощренными способами сотни крепостных. Это был один из немногих случаев, когда под угрозой восстания власть вынуждена была привлечь помещицу к ответственности. Но такие показательные судебные процессы не изменили общего хода ситуации. Жизнь крепостного крестьянина оставалась бесправным существованием, наполненным изнурительным трудом и постоянным страхом за свою жизнь и жизнь своей семьи.

    На Руси считалось обычным делом «срубить» избу . Именно срубить, так как это строение делалось по технике деревянных срубов. И это неудивительно, ведь дерево - легкодоступный, экологически чистый материал. Таким образом, можно построить баню, прясло, и т.д. Но самым распространенной постройкой считается русская изба. Русская изба может прослужить вам отличной дачей, которая прослужит много лет.

    Инструкция

    Построить строение очень легко. Для этого нужно подготовить бревна, предварительно очищенные от сучков и ветвей. Соединять бревна можно различными соединениями: «в лапу», « в обло», и т.д. Считается очень важной такая традиция, в которой упоминается о том, что дерево следует зимней ночью в . Если же срубить раньше, то бревно будет отсыревать и быстро гнить, а если позже - трескаться. Строительство такого дома требует подхода и соблюдения древних традиций. Срубленное бревно должно быть 25 - 35 см в диаметре.

    Очень важным считается выбор места для постройки избы. Считается, что самое благоприятное место для избы возвышение, но ни в коем случае не овраг. Избу необходимо ставить так, чтобы ее обдувало свежим воздухом, но не в очень ветреном месте. Еще следует выбрать более солнечное место, так как без солнечного света древесина будет подвержена гниению. Строительство должно быть , только после того как полностью снег. В древности хозяин, который решил построить избу , приглашал к строительству всех друзей. Так же можно было попросить помощь у крестьянской общины. За работу не платили денег из личного бюджета, а кормили рабочих во время строительства избы. Еще хозяин должен был помогать тем, кто помогал строить избу ему. Дома были четырехугольной формы. Чаще всего их строили из еловых, сосновых или дубовых бревен.

    Складывать бревна нужно весьма аккуратно, так, чтобы не было всевозможных щелей. Иначе сквозь них может проходить холодный воздух или снег. При всем этом избы делались избы без единого гвоздика. На нижней стороне необходимо сделать углубление, так чтобы бревно плотнее укладывалось на нижнее. Для того чтобы еще сильнее утеплить стены, между бревнами вбивали мох. Мох использовался и в утеплении окон и дверей. Использование мха в строительстве называлось «стройка избы во мху».

    в такой технике дача будет иметь очень декоративный и привлекательный вид. Сейчас на строительство такого дома уйдет намного меньше сил и времени. Современная изба может быть снабжена , водопроводом, электричеством. А в качестве утеплителя не стоит использовать мох. Лучше использовать современные утеплители, которые намного надежней и практичней мха.

    Источники:

    • строительство избы

    Крестьянский дом выстраивался из бревен. Сначала он отапливался очагом, выложенным из камней. Впоследствии стали класть печи. Помещения для скота и птицы часто соединялись с жилым домом защищенными проходами. Это делалось для удобства в уходе за хозяйством в холодное время года.

    Крестьянский дом отличался особым конструктивным решением построек и их расположением . В центре двора располагалась жилая изба, которая была соединена защищенными от дождя, ветра и коридорами в хозблоки для содержания птицы и скота, хранения инвентаря, мастерские.

    Из чего и как строили крестьянский дом?

    Крестьянские избы были выстроены из бревен, которые могли быть уложены как горизонтально, так и вертикально. Второй способ использовался преимущественно на западе и Европы. В России дома строили из горизонтально уложенного пиломатериала. Славяне практиковали этот метод возведения построек по той причине, что он дает возможность минимизировать щели и плотно их проконопатить. Способ соединения бревен путем врубок появился не сразу, поэтому первые крестьянские избы были квадратной формы и небольшого размера, не превышающие длину пиломатериала.

    Особенности крестьянских домов

    Позже стали появляться срубы более высокие и просторные. Они состояли из венцов - бревен, уложенных в горизонтальные ряды. Соединяли элементы конструкции несколькими способами: в обло, в лапу, в шип. Такие срубы в зависимости от их предназначения называли: клеть, изба, истопка. Если в клети была печь, она считалась горницею, избой, хороминой. Если находилась под другой клетью – называлась подклеть или поруб.

    Первоначально крестьяне довольствовались домом, состоящим из двух клетей: истопкой и холодного помещения. Они соединялись сенями – проходом, обложенным бревнами. Его стены были невысокими, а потолок отсутствовал. Над сенями нависал обвес соломенной крыши, общей для всей постройки.

    Жилую часть дома окружали другие срубы, которые в зависимости от количества клетей называли двойней или тройней. Эти постройки предназначались для хозяйственных нужд. Впоследствии сени стали представлять собой полноценные утепленные коридоры.

    Очаг изначально устраивался из камней вблизи входа в дом, труба отсутствовала. Такая изба называлась курной. Позднее стали выкладывать печи, в чем русские мастера особенно преуспели. Выстраивался дымоход и крестьянский дом стал более комфортным. Вдоль задней стенки рядом с печью располагались полати – спальные места.

    В Малороссии строительство велось несколько иным образом. Здесь дом назывался хатой и ставился не у самой , а за небольшим садиком. Хозяйственные постройки возводились хаотично, без определенного порядка, учитывалось лишь удобство для владельцев. Двор обносили невысоким забором – плетнем.