Загадки на тему внешний вид. Загадка

Загадка — один из самых древних фольклорных жанров.

Еще Аристотель при рассмотрении поэтического искусства, говоря про загадки, метко называл этот жанр хорошо составленной метафорой.

Существует немало обозначений и высказываний про загадки.

Одни литературоведы, например, давали такую дефиницию загадки: «Загадка — описание какого-либо предмета, данное обычно в форме вопроса».

Основной прием описания в загадке — метафора (по подобию).

Высказывания про загадки

Н.С. Гилевич, который много писал про загадки и которому принадлежит самое интересное и основательное исследование поэтики загадок, дал следующее определение загадки: «Загадка — замысловатый вопрос, который подается в форме остроумного, короткого, как правило, ритмично описания какого-либо предмета или явления. С этим определением можно легко согласиться.

Досконально определяет основные жанровые черты загадки А.И.Гурский. Он пишет: «Загадку можно определить как произведение малой формы, в основе которого лежит художественное сравнение различных явлений и предметов действительности на основе их сходства, как остроумную поэтическую выдумку; используемую с целью испытания ума, сообразительности человека и его способности поэтического видения мира.

Функции загадки

Важнейшими функциями загадок являются: проверка и тренировка сообразительности людей, развитие их логического и поэтического мышления, умения узнать окружающую действительность в иносказательных образах.

Немаловажными являются также поучительная, воспитательная, увеселительно-развлекательная, игровая функции и другие. Таким образом, загадка как жанр полифункциональна.

Классификация загадок

Классификация и тематическая систематизация загадок основательно разработана А.И.Гурским, который выделил пять типов загадок: «Природа и человек», «Хозяйство и материальный быт», «Общественный и семейный быт», «Культура», «Загадки-шутки, загадки-задачи».

Раздел «Природа и человек» начинается с загадок о небе, небесных светилах. «Сине покрывало весь мир укрывало», — так четко отображается в загадке небо.

Большая группа загадок посвящена земле и воде. В них, как и в других фольклорных произведениях, но своеобразно, в соответствии со спецификой жанра, отобразилось почтенное отношение народа к земле («Что нас кормит, а кушать не просит?»).

Некоторые стихии и явления природы уподобляются животным: во многих загадках, например, гром похож на рычание вола(«Рявкнул вол на сто гор, на тысячу озер»), иногда же — на жеребца («Сивый жеребец на все царство заржал»); движение ветра своеобразно описывается в своих действиях: «Без крыльев летает, без ног бежит», «Без рук, без ног, а ворота отворяет», «Не имеет рук, но срывает с деревьев листья. Кто это такой?».

Богато представлен в загадках растительный мир. Во многих загадках деревья, злаки предстаются живыми существами: «Летом одевается, зимой раздевается», «Летела без крыла, села без сука, сварила кухарка без огня, ела без зуба» (рожь).

Остроумно, нередко с юмором подаются в : «Семьсот свистят, четыре пляшут, два слушают и два нюхают, два смотрят» (лошадь).

В разделе «Хозяйство и материальный быт» широко отразились устройства земледелия, промыслы и ремесла, питание, жилье, домашний интерьер, одежда и обувь человека и др.

Не так легко угадать такие загадки: «Рогатый, а не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, сам отдыхать идет» (серп), «Имеет четыре ноги, а не зверь» (кровать), «Шел, шел, две дороги нашел и в обе пошел» (брюки).

Гораздо меньше загадок, в которых отражаются общественные и семейные отношения. В этом разделе особенно интересные загадки о родстве: «Два брата, а один из них дядя. Кто второй?» (отец), «Сидит ребенок на огороде, сидит и говорит: «У меня есть отец, мать, а я им не сын» (дочь).

В позднее возникших загадках отразилось развитие культуры, образования. В их содержании фигурируют книга, бумага, карандаш, инструменты и др. («Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает» (книга).

Из приведенных примеров видно тематическое разнообразие загадок, их особенности, ширина метафор и иносказательное отображение действительности. Поэтому мы ограничимся сказанным про загадки как о разнообразной тематике произведений этого жанра.

Загадки во многом подобны пословицам: прежде всего художественной образностью, лаконичностью, ритмичностью. В загадках используются традиционные фольклорные художественные приемы и образно изобразительные средства: метафора, сравнение, эпитеты, персонификация, аллегория, гипербола, гротеск, ирония и др.

Структура загадки

Структура загадки представляет собой своеобразный диалог, в котором кто-то приказывает, а другой угадывает.

Немало загадок строится на прямом вопросе, многие другие содержат в себе замысловатое описание предмета или нескольких предметов, которые угадываются по действиям, необходимым для создания определенных вещей: «Били меня, били, били, колотили, на куски рвали, рвали, по полю таскали, на ключ запирали и на стол подавали» (лен, скатерть).

Ряд загадок имеют форму монолога, диалога; иногда же в разговоре принимает участие три лица:

«Четыре ноги имею, но не зверь, пух и перья имею, но не птица, душа и тело у меня есть, да не человек» (кровать);

Традиционные загадки хорошо сохранились и в наше время, используются они и сейчас, продолжают выполнять многие из традиционных функций, чаще всего познавательную, учебную, игровую, испытательную (сообразительности).

Загадки и сейчас интересуют не только детей своей мудростью, совершенством художественной формы, а и взрослых, что и обусловило их популярность в народе.

Название документа ВИДЫ ЗАГАДОК В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.ppt

























‹‹ ‹

1 из 24

› ››

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1

Описание слайда:

ВИДЫ ЗАГАДОК В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ Исследовательская работа ученика 5 класса МБОУ «Бибиревская оош» Западнодвинского района Тверской обл. Николаева Виталия Руководитель работы: учитель русского языка и литературы Полончук О.Г.

№ слайда 2

Описание слайда:

Цели работы: 1. Дать определение загадке. 2. Познакомиться с видами загадок в русском языке. 3. Попытаться самому придумать загадки разных видов. 4. Результаты исследования и творческой работы представить в виде презентации.

№ слайда 3

Описание слайда:

Загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. (Большой энциклопедический словарь) С РАЗНЫМИ ВИДАМИ, ГРУППАМИ И ПОДГРУППАМИ СУЩЕСТВУЕТ ПОРЯДКА 150 (!) РАЗНОВИДНОСТЕЙ ЗАГАДОК.

№ слайда 4

Описание слайда:

Просто загадки (загадки-вопросы) Что такое - с тонкой, хрупкой И овальною скорлупкой? А в гнезде оно, смотри, Раскололось изнутри. (А.Т.Волобуев) С виду – кроха, Но силен, Озорует слишком; Лишь родился, Сразу он Свой сломал Домишко. (В.Нестеренко)

№ слайда 5

Описание слайда:

Загадки-сравнилки прямые отрицательные (противопоставлялки) Левый с правым бережком Застегнул, как ремешком. (В. Нестеренко) Мягкий он, но не подушка. Скачет он, но не лягушка. Круглый он, но не арбуз, С ним играет карапуз. (А.Т.Волобуев)

№ слайда 6

Описание слайда:

Загадки-сравнилки Ночью в небе светит, Но не греет. То как клин, То как блин. (Виталик Николаев) Путешественник отважный, Он идет в пустыне важно. Не боится он жары. Два горба, как две горы. (Виталик Николаев)

№ слайда 7

Описание слайда:

Загадки-сравнилки Светит она, словно малое солнце. Можешь увидеть ее ты в оконце. Мрак, темноту, даже страх разгоняет, Комнату ярко она освещает. (Виталик Николаев)

№ слайда 8

Описание слайда:

Загадки-зарифмовки, или досказалки Он - растение огородное, Его листья сырыми едят, А еще он - блюдо холодное, Называется также... (салат). (А.Т.Волобуев) Мама варит, парит, жарит, Даже торт умеет печь. Ей готовить помогает Электрическая …(печь). (А.Лугарев) Шишки есть. Породы хвойной. Ствол блестящий, с желтизной. Поднялась высокой, стройной, Называется… (А.Т.Волобуев)

№ слайда 9

Описание слайда:

Загадки-зарифмовки, или досказалки Сладкий, круглый, полосатый, Любят все его ребята. Даже милый карапуз Скажет: Это ведь…. (Виталик Николаев) Ловкая, быстрая, гибкая кошка, Но не увидишь ее у окошка. Не знает она слова строгое «брысь»! Догадался кто это? Конечно же, … (Виталик Николаев)

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Загадки-оговорки («Буква заблудилась», «Найди ошибку») У косы есть хвост и рожки, Воду пьет коса из плошки. (А.Т.Волобуев) К нам приплыл усатый дом, Килограммов двадцать в нем! (М. Яснов)

№ слайда 12

Описание слайда:

Загадки-нескладушки основаны на алогизме – стилистическом приеме, при котором намеренно нарушаются логические связи для создания комического эффекта Чтобы жулик влезть не смог, Служит нам дверной сапог (замок). (А.Т.Волобуев) Хлеб держа, сказал Егорка: Очень вкусно пахнет кошка (корка). (А.Т.Волобуев) Чтобы вылезли листочки, У деревьев лопнут ветки (почки). (А.Т.Волобуев) Чтобы суп есть и окрошку. Мы возьмем скорее вилку (ложку). (А.Т.Волобуев)

№ слайда 13

Описание слайда:

Загадки-обманки (рифмуется неправильный ответ) В третьей партии подряд Королю я ставлю мат. Так у Коли и у Сашки Я выигрываю в... (А.Т.Волобуев) Яркокрылая порхает И нектар с цветков сбирает. Возле усиков глаза, Вот такая… (А.Т.Волобуев)

№ слайда 14

Описание слайда:

Каверзные загадки (каверза – шалость, шутливая выходка, подвох, имеющие целью запутать) О буквах Что мы видим постоянно посредине океана? (Букву Е) (А.Т.Волобуев) Загадки-задачи В небе клин гусей скользил, Десять птиц куда-то мчалось. Злой охотник двух убил. Значит, сколько птиц осталось? (Две убитые, остальные улетели) (А.Т.Волобуев) Вопросы-шутки Я мальчишку и девчонку Попрошу мне дать ответ: Что начнется, коль ребенку Исполняется семь лет? (Восьмой год) (А.Т.Волобуев)

№ слайда 15

Описание слайда:

Загадки-переставлялки В опубликованном виде они кажутся бессмыслицей, но при правильной перестановке слов (обычно выделяемых в тексте) становятся «нормальным» стихотворением, при этом ритм, стихотворный размер не меняются МЫШЬ имеет длинный хобот, РАК кольцом лежит, как обод, УЖ ползет хвостом вперед, А в подвале СЛОН живет. (А.Т.Волобуев)

№ слайда 16

Описание слайда:

Шарада – усложненная загадка от франц. charade - «шарада», которая в свою очередь восходит к окситанскому charrado - «беседа», «болтовня». Как объясняется в «Большом энциклопедическом словаре», это - «род загадки: загадываемое слово разделяется на несколько частей с самостоятельным смыслом... и затем дается описание смысла каждого из этих слов, иногда в форме стихотворений или инсценировок.

№ слайда 17

Описание слайда:

Шарады Предлог с игрой соедините, И чудо вдруг произойдет: Цветок Египта знаменитый Пред вами сразу зацветет. (Лото – с) Дремлют два предлога Около порога, Потому-то тишь, И не пикнет мышь. (К – от)

№ слайда 18

Описание слайда:

Шарады придумывали еще поэты древнего Рима. А в новые времена их авторами становились многие знаменитые поэты – от А.С.Пушкина до В.Высоцкого. Сочинял шарады и русский поэт-декабрист К.Ф.Рылеев. Часть первая моя, от зноя укрывая, Усталых путников под тень свою манит И, их прохладой освежая, С зефиром шепчет и шумит. Вторая часть приводит в восхищенье, Коль был ее творцом Державин иль Петров; Когда ж скропал Свистов, Всех погружает в усыпленье. А целое – заметь, читатель дорогой! – В себе волшебника всю заключает силу, Посредством коей он прекрасную Людмилу Похитил дерзостно в час полночи глухой Из брачной храмины В волшебный замок свой. (Бор-ода) (К.Ф.Рылеев)

№ слайда 19

Описание слайда:

ВИДЫ ШАРАД Логогриф - род шарады, для решения которой надо отыскать загаданное слово и образовать от него новые слова путем перестановки или выбрасывания отдельных слогов или букв Метаграмма – стихотворная загадка, в которой указывается, что с прибавлением к заданному слову по одной букве (или замены буквы) получается новое слово. Анаграмма - это перестановка букв в слове, образующая новое слово

№ слайда 20

Описание слайда:

ВИДЫ ШАРАД ЛОГОГРИФ Она с цветков сбирает мед, Ее легко узнает тот, Кто слово полностью прочтет. Букву первую отнять – И волос получишь прядь. Еще одну отнять - и вот Встречать с ней можешь Новый год. (Пчелка – челка – елка) (А.Т.Волобуев) Метаграмма С буквой «П» - обогревает, Сушит, жарит и печет, С «Р»-людей объединяет, Как река порой течет. (Печь – речь) (В. Кремнев) Анаграмма Закрытый экипаж царей – В ней ездили под стук копыт. Но буквы поменять сумей, - И к звездам вмиг тебя умчит. (Карета – ракета) (А.Т.Волобуев)

№ слайда 21

Описание слайда:

ШАРАДА И МЕТАГРАММА Мой первый слог – предлог. Второй – найдешь у всех людей. А целое? Идет народ по ней. У – лица (Виталик Николаев) С «И» я в море-океане Между скалами плыву. С «О» - мышей ловлю в чулане, На печи в мороз лежу. КИТ – КОТ (Николаев Виталик)

№ слайда 22

Описание слайда:

Загадки- акростихи Слово «акростих» происходит от греческого асгоstichis- «крайний» и stichos - «строка», «стих». В «Словаре литературоведческих терминов» - акростих объясняется как «стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, составляют слово или фразу». Реже встречаются стихотворения, где используются слоги или слова, конечные или средние буквы.

№ слайда 23

Описание слайда:

Двери в нем, Окошки в нем, Мы уютно в нем живем. (Ответ по первым буквам – ДОМ.) (А.Т.Волобуев) Двойной акростих – сочетание традиционных акростихов и концевых (телестихов) Пусть ребенок криклив, непокорно упрям, Ананас не прельщает его и клубника, Потихоньку рукой проведут по вихрам, А потом поцелуют - и нет больше крика. (По первым буквам сверху вниз получается - «папа», по последним - «мама»). (А.Т. Волобуев)

№ слайда 24

Описание слайда:

Название документа Виды загадок в современном русском языке.doc

Исследовательская работа

ученика 5 класса

МОУ «Бибиревская ООШ»

Николаева Виталия

Руководитель: Полончук О.Г.

Цели работы:

1. Дать определения загадке.

2. Познакомиться с видами загадок в русском языке.

3. Попытаться самому придумать загадки некоторых видов.

4. Результаты исследования и творческой работы представить в виде презентации.

Что такое загадка? В 4-томном «Словаре русского язы­ка» и 20-томном «Словаре современного русского лите­ратурного языка» объясняется так: «Краткое иносказа­тельное описание какого-либо предмета или явления, ко­торые нужно узнать, разгадать» или: «Вопрос, задача, требующие разрешения; то, что неясно или непонятно».

В «Большом энциклопедическом словаре» загадка оп­ределена как «Жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо пред­мета или явления, испытывающее сообразительность от­гадывающего».

В современном русском языке выделяются следующие виды загадок.

Прежде всего это так называемые просто загадки , т.е. такие, в ко­торых нет каких-либо характерных особенностей, не­обычных приемов - это загадки-вопросы, или стихо­творные вопросы. От загадок в прозе они отличаются только стихотворным построением:

Что такое - с тонкой, хрупкой

И овальною скорлупкой?

А в гнезде оно, смотри,

Раскололось изнутри. (Яйцо.)

Еще один вид загадок - загадки-сравнилки. В них отгадка сопоставляется с другим предметом, понятием, явлением, имеющим общий признак. Сравнение - вид тропа, в котором одно понятие проясняется через сопо­ставление с другим и изображаемое явление уподобля­ется другому по какому-либо общему для них признаку для выявления в объекте сравнения новых, важных свойств. Обычно используются слова «как», «словно», «будто», «точно», «подобно», «похоже». При этом при­меняются творительный, винительный и родительный падежи. Довольно часто прибегают к метафорам. Это - прямые загадки-сравнилки:

Над землей летит как самолет,

Вверх взлетает круто - как ракета.

Стрекозиный хвост его несет

Небольшой пропеллер. Что же это?

(Вертолет.)

Отрицательные загадки-сравнилки (противопоставлялки) построены по принципу отрицательного срав­нения. «Отрицательное сравнение - особая форма об­разного сравнения, в котором дается не сопоставление одного предмета с другим, как это делается во всяком прямом сравнении, а противопоставление одного пред­мета другому. О.з.-с. - любимый стилистический при­ем в русской народной поэзии...» (А.П. Квятковский «Поэтический словарь»). В таких загадках либо отвер­гаются какие-то свойства, признаки предмета, либо да­ются совпадающие признаки, но этот предмет не при­знается, а последовательно исключаются предметы со сходными свойствами, качествами:

Мягкий он, но не подушка.

Скачет он, но не лягушка.

Круглый он, но не арбуз,

С ним играет карапуз. (Мяч.)

Следующий вид загадок - загадки-зарифмовки, или досказалки. В них слово-ответ рифмуется с концевым словом другой строки (чаще - предпоследней), помога­ющим подобрать нужную отгадку:

Он - растение огородное,

Его листья сырыми едят,

А еще он - блюдо холодное,

Называется также... (салат).

Интересный вид загадок - загадки-оговорки . Они во многих изданиях располагаются под рубриками «Бук­ва заблудилась» или «Найди ошибку». В словах вместо нужных букв ради шутки ставятся другие, искажаю­щие смысл фраз, обычно выделяемые в тексте:

У косы есть хвост и рожки,

Воду пьет коса из плошки. (Коза.)

Когда слово с неправильной буквой ставится в риф­му, получаются загадки-нескладушки.

Здесь и далее используется алогизм - стилистический прием, при котором намеренно нарушаются логические связи для создания комического эффекта. Причем отличаются и ключевые слова не одной буквой, а несколькими:

Чтобы жулик влезть не смог,

Служит нам дверной с ап ог (з ам ок ).

В следующих двух группах шутливых загадок-зарифмовок рифмуются уже не оба варианта ответа - пра­вильный и ложный, - а только один из них. Однако правильный ответ в них будет зарифмован, с отгадками они становятся обычными стихотворениями:

Хлеб держа, сказал Егорка:

- Очень вкусно пахнет кошка (корка).

В распространенных, встречающихся во многих изда­ниях загадках-обманках, наоборот, рифмуется только не­правильный ответ (он может лишь подразумеваться, но может быть и вписан). Здесь явная попытка обмануть, запутать отгадывающего, подсказать, «подсунуть» ему ошибочное решение, так как правильная отгадка со строч­ками совершенно не в рифму. Вот пример, когда непра­вильный ответ подразумевается:

В третьей партии подряд

Королю я ставлю мат.

Так у Коли и у Сашки

Я выигрываю в... (в шахматы).

(По рифме же напрашивается «в шашки»).

Каверзные загадки построены в форме каверзных вопросов. Каверза в данном случае - шалость, шут­ливая выходка, подвох, имеющие целью запутать. В народном творчестве много таких загадок прозаи­ческих, но есть и стихотворные. Их можно сгруппи­ровать следующим образом.

О буквах. Это сравнительно большая группа, которая может быть разбита на несколько подгрупп по способу соотношения букв, их месту в слове и строке. Но прин­цип этих загадок один: кажется, что речь идет о каких-то предметах, явлениях, понятиях, действиях, а на са­мом деле подразумевается игра слов, их характерные осо­бенности, схожесть или различие. Немало загадок построено на перенесении размеров (длины) предметов на длину слов, на сопоставление этих длин. Иногда обыгрывается место бук­вы в слове, например, в середине его, и в начале одного и на конце другого. Но вопрос опять-таки задается как бы не по словам, а по предметам. Бывает, что делается об­манная попытка объединить понятия в связи с одинако­вым расположением каких-то букв в разных словах, т.е. общность предметов связывается с общностью букв.

Некоторые известные поэты (например, Г.Р. Державин) писали стихотворения, в которых отсутствовала одна из букв («Л», «Р» и др.). Это - липограмма, или липограмматический стих.

Следующая группа каверзных загадок - загадки-зада­чи. В них, на первый взгляд, речь идет об арифметичес­ких действиях, а на самом деле - проверяется сообрази­тельность, способность мыслить нестандартно. Например, слово «осталось» подразумевает не результат вычитания, а месторасположение предмета, вещи, животного:

В небе клин гусей скользил,

Десять птиц куда-то мчалось.

Злой охотник двух убил,

Значит, сколько птиц осталось?

(Остались две убитые - остальные улетели.)

Еще одна группа каверзных загадок - вопросы-шут­ки . Тут уж смекалка должна работать в полную силу. Очевидный ответ (хотя он тоже может быть правильным) не принимается - отгадка должна быть с улыбкой:

Кто на Волгу, кто в Анапу -

Отпусков пришла пора.

Почему мы купим шляпу

Там, где солнце и жара?

(Купим шляпу потому, что даром ее не дают.)

Любопытный вид загадок - переставлялки . В опубликованном виде они кажутся бессмыслицей, но при правильной перестановке слов (обычно выделяемых в тексте) становятся «нормальным» стихотворением, при этом ритм, стихотворный размер не меняются.

Переставлялки делятся на несколько групп по использованию в них разных частей речи. В существительных, или предметных, нужно менять местами слова, обозна­чающие предмет:

МЫШЬ имеет длинный хобот,

РАК кольцом лежит, как обод,

УЖ ползет хвостом вперед,

А в подвале СЛОН живет.

В прилагательных абсурд создается при использовании неподходящих, несоответствующих определений, на­пример, не того цвета. В числительных не на своих ме­стах находятся цифры.

Особняком стоит усложненная загадка - шарада. Произошло слово от франц. charade - «шарада», которая в свою очередь восходит к окситанскому charrado - «бесе­да», «болтовня». Как объясняется в «Большом энциклопе­дическом словаре», это - «род загадки: загадываемое сло­во разделяется на несколько частей с самостоятельным смыс­лом... и затем дается описание смысла каждого из этих слов, иногда в форме стихотворений или инсценировок», т.е. об­разно описываются и каждая часть, и целое слово.

В традиционной шараде искомые слова разбиваются обычно по слогам. Но оно может разбиваться на смысло­вые части и произвольно. О многообразии форм этих за­гадок сказано в «Краткой литературной энциклопедии»: «Более сложная форма шарады (производные слова со­ставляются из всех или некоторых букв исходного сло­ва, взятых в любом порядке) называется логогриф ». Схожее определение логогрифа и в «Словаре русского языка»: «Род шарады, для решения которой надо отыс­кать загадочное слово и образовать от него новые слова путем перестановки или выбрасывания отдельных сло­гов или букв». Такие шарады можно разделить на сле­дующие подгруппы.

Отбрасывание букв от слова. В «Поэтическом слова­ре» это - первое значение слова логогриф - «стилисти­ческий прием построения фразы или стиха путем подбора таких слов, последовательное сочетание которых дает кар­тину постепенного убывания звуков (или букв) первона­чального длинного слова». (См.: пчелка - челка - елка).

Если не отнимать буквы, а прибавлять, перейдем к метаграмме. В «Поэтическом словаре» сказано: «Метаграмма... стихотворная загадка, в которой указывается, что с прибавлением к заданному слову по одной букве получаются новые слова».

Если в словах переставлять буквы в произвольном порядке, получается анаграмма, а согласно «Словарю литературоведческих терминов» это - «перестановка букв в слове, образующая новое слово... часто встречает­ся в псевдонимах, применяется в загадках, шарадах».

Два или несколько слов могут отличаться одной бук­вой, согласной или гласной. В шарадах используются слова, которые при чтении с начала имеют одно значе­ние, а при чтении с конца - другое. Некоторые слова отличаются только ударением.

Очень интересный вид загадок - загадки-акростихи. Слово «акростих» происходит от греческого асгоstichis - «крайний» и stichos - «строка», «стих». У В.И. Даля в «Толковом словаре» это - «стихотворение, где начальные буквы стихов составляют имя, слово или речь; краестишие, иместишие». В «Словаре литературоведческих терминов» - акростих объясняется как «стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, составляют слово или фразу». Реже встречаются сти­хотворения, где используются слоги или слова, конечные или средние буквы. В «Литературном энциклопедическом словаре» читаем: «Акростих из последних букв стихов на­зывается телестих, из средних - мезостих; они могут соче­таться в очень сложные фигуры». В «Словаре литературо­ведческих терминов» вторая форма названа мезостихом.

Русские; поэты давно пишут акростихи: например «Загадка акростическая» Ю.А. Нелединского-Мелецкого, написанная 200 лет назад.

Интересные сведения об акростихах приводятся в книге Г П. Сумарукова «Затаенное имя. Тайнопись в "Слове о полку Игорем"». «...У древнерусских книжников акростихи были излюбленным видом тайнописи. Обычно акростихи были именными». Существовали разные их названия началострочие, началограние, краеграние, краестрочие, первобуквие. По данным автора, акростих встречается «с XII века, а по некоторым данным - с Х I веха». Азбучный акростих - древнейший на Руси; в книге он упоминается как азбучная молитва 894 г. Автор пишет: «Известны многочисленные варианты тех или иных разновидностей акростихов. Так, чаще всего записи проявляются при чтении снизу вверх». И далее: «Акростих в древнерусских письменных источниках представляет собой наиболее распространенную и разнообраз­ную но вариантам систему тайнописи».

В традиционной, ныне самой распространенной фор­ме загадки акростихи прямые. У Г.В. Сумарукова они названы классическими, или правильными. Темы могут быть любые: животные, явления природы, инструменты, азбука и т.д. Чтобы убедиться в правильности ответов, и ясно прочитать первые буквы всех строк сверху вниз:

Двери в нем,

Окошки в нем,

Мы уютно в нем живем.

(Ответ по первым буквам - дом.)

В обратных акростихах ответ также читается по на­чальным буквам, но снизу вверх. Именно этот вариант использовался на Руси чаще других.

Теперь о телестихах (греч. tele - «далеко» и suchos «стих»). Сегодня этот термин, не имеющий отношения к телевидению, представляется неудачным. Более под­ходящее название - концевые акростихи , поскольку ответ получается из последних букв строчек. Они могут быть прямыми и обратными. Пример прямого:

Длинный клюв, крыло - в полоску,

С хохолком, но не урод,

Он из птичьих очень броско

Выделяется пород.

Последние буквы строк при чтении сверху вниз обра­зуют название птицы, слово «удод».

Сочетание традиционных акростихов и концевых (те­лестихов) - двойные акростихи. Вот пример двойного прямого акростиха:

Кто они?

П усть ребенок криклив, непокорно упрям ,

А нанас не прельщает его и клубника ,

П отихоньку рукой проведут по вихрам ,

А потом поцелуют - и нет больше крика .

По первым буквам сверху вниз получается - «папа», по последним - «мама».

С РАЗНЫМИ ВИДАМИ, ГРУППАМИ И ПОДГРУППАМИ СУЩЕСТВУЕТ ПОРЯДКА 150 (!) РАЗНОВИДНОСТЕЙ ЗАГАДОК.


‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Тема урока: Загадки. Какие бывают загадки. Пословицы. Какие бывают пословицы.

Цели урока:

А. Обучающие: Обобщений и расширение знаний о русском фольклоре.
Б. Развивающие: Развитие логического мышления и познавательной активности.
В. Воспитательные: Воспитание любви к устному народному творчеству, к народной мудрости.

Задачи урока:

1. Научить различать и применять в практической деятельности загадки и пословицы.
2. Развивать словесно- логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать.
3. Прививать интерес к народным загадкам, пословицам.

Место урока в серии других уроков: Урок из раздела «Устное народное творчество».

Тип урока: Урок изучающего чтения.

Оснащение урока: Реквизит для инсценировки- костюмы Бабы Яги, Емели, Хозяйки, самовар, метла, балалайка, ключ, клубок с пряжей; аудиокассета с музыкой «Вместе весело шагать»; компакт диск с иллюстрациями отгадок, с видами загадок, с темами пословиц.

Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок, начинается урок. Сегодня нас ожидает не обычный урок, а урок- путешествие. Вы часто ходите в лес?

А зачем? (Ответы детей.)

Верно! В лес ходят по грибы, да по ягоды. А в сказочный осенний лес за загадками да пословицами не ходили? Да за мудростью народной?

Тогда в путь! А чтобы достичь нам своей цели, возьмём в помощь наш «Живой цветок»

II. Повторение жанров произведений фольклора

Посмотрите внимательно на этот «Живой цветок». На предыдущих занятиях мы с вами уже использовали один лепесток. Кто помнит, как он назывался? (Былины.)

Правильно. Давайте, ребята, вспомним названия всех лепестков нашего цветка. (По мере повторения лепесточки переворачиваются.)

Итак, мы повторили все жанры произведений фольклора. Ответьте на вопрос: Что такое фольклор? (Произведения устного народного творчества.)

Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию. Отрываем лепесток с названием «Загадка» и отправляемся в путь.

III. Работа над понятием «Загадка»

1. Остановка «Царство Бабы-Яги»

Звучит музыка. Дети встают возле парт и имитируют ходьбу. Неожиданно появляется Баба-Яга.

Яга. Кто нарушил мой покой? Что вы тут делаете? Ходите, шумите, мне, Яге, спать мешаете!

Учитель. Это ребята в сказочный лес за народной мудростью отправились. Не подскажите ли, куда нам следует идти?

Яга. Не только не подскажу, но и отсюда никуда не отпущу! Здесь при мне и останетесь!

Учитель. Нет уж, Баба-Яга, ты нам не мешай, отпирай ворота, мы и сами дорогу найдём!

Яга. Хорошо! Будь по-вашему! Только вот замок на воротах не простой, а с секретом. Кто мои загадки отгадает, того он и пропустит. Слушайте!

Загадки:

1) Летом шубу надевает, а зимой её снимает. (Лиственный лес )

2) Весной цвету, летом плод даю, осенью увядаю, зимой не умираю. (Ель, сосна )

3) Платье скинула, а пуговки остались. (Рябина )

4) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег )

5) Не драгоценный камень, а светится. (Лёд.)

Гость гостил,
Золотой мост мостил-
Без ножа, без топора,
Без железного долота. (Мороз )

Лежит брус во всю Русь.
Если бы руки да ноги, то бы встал
Да до неба достал. (Дорога )

По мере отгадывания загадок просматриваются иллюстрации с диска.

Учитель. Ну что, Баба-Яга, отгадали мы твои загадки. Можем теперь идти?

Яга. Э-э-э, нет! Отгадать-то отгадали, да что же такое загадка не сказали.

Учитель . Что ж, ребята, разберёмся, что такое «загадка». Заодно и Бабе-Яге расскажем.

2) Работа с учебником

Чтение сильным учеником понятия «загадка» на с. 21.

Чтение загадок «цепочкой» и отгадывание.

Вывод.Загадка - короткое произведение устного народного творчества, в котором вместо предмета или явления называются их признаки или действия.

IV. Наблюдение над разнообразием загадок

Продолжаем работать по учебнику. А помогать нам будет Баба-Яга.

Загадки интересно разгадывать. Они проверяют смекалку, наблюдательность, сообразительность. Поэтому все - и дети и взрослые- любят загадки. А теперь вы узнаете, какие бывают загадки, как они строятся, как их нужно читать.

1) Виды загадок

Баба-Яга. Ну ладно, так и быть. Расскажу вам, какие загадки бывают.

Просмотр по порядку слайдов с видами загадок и чтение их в учебнике.

Чтение загадок в учебнике (с.22-23) и их отгадывание.

Вывод. При чтении загадок нужно выделять те слова, которые помогают найти отгадку. В загадках- вопросах выделяй вопрос.

Яга. Ну, ничего не поделаешь. Хоть и весело мне с вами, да деваться некуда. Хорошо вы,детки, работали. Придётся мне вас отпустить. Вот вам ключ. Счастливого пути!

V. Физкультминутка

Звучит музыка. Дети опять «отправляются в путь».Они идут, приседают под «препятствиями», перепрыгивают через «пропасти», пробираются по «одной дощечке».

VI. Работа в тетради

Остановка «Емелина печка»

Звучит русская народная музыка, появляется Емеля.

Учитель. Ребята! Узнаёте этого героя?

Кто это?

Из какой сказки?

Емеля, здравствуй, встречай гостей! Не подскажешь,правильно ли мы за народной мудростью идём?

Емеля. Здравствуйте, друзья! Как не помочь хорошим людям! Укажу дорогу! Да вот напасть - печка моя сломалась! И пока вы задания в тетради не выполните, она не поедет.

Работа в тетради (с. 11)

1) Соответствие

Отгадайте загадки, укажите стрелкой тему.

2) «Соберите загадку». Напишите отгадку

3) Точное слово

Подчеркните слова, которые помогут вам найти отгадку.

Емеля. Молодцы, ребята, быстро и правильно справились с заданием. Ну, а теперь в путь.

VII. Работа с пословицами

Отрываем, ребята, следующий лепесток и продолжаем путешествие.

Звучит музыка. Дети совершают движение «по кругу».

1) Работа с понятием «пословица»

Остановка «Избушка лесника». Сидит Хозяйка, вяжет.

Хозяйка. Здравствуйте, ребята! Слышала, слышала! Вы по сказочному лесу путешествуете, мудрость народную ищите.

Учитель . Верно, хозяюшка! Не подскажите, правильно ли мы идём?

Хозяюшка. Идёте верно. Только устали наверно. Присаживайтесь, отдохните, да о пословицах поговорите.

На доске надпись:

Учитель. Каждая пословица содержит свой смысл: учит, поощряет. одобряет, наставляет, порицает, заставляет задуматься.

Многие пословицы состоят из двух смысловых частей. При чтении между частями пословиц делается пауза, а важные слова выделяются голосом.

Обратите внимание: они напечатаны жирным шрифтом.

  • Красна птица пером, / а человек - умом.
  • Чем дальше в лес,/ тем больше дров.

2) Наблюдение над разнообразием пословиц.

Работа с учебником. (с. 26-27)

Чтение пословиц самостоятельно.

Выделение тем пословиц.

Чтение вслух понравившихся пословиц и объяснение смысла.

3) Работа в тетради (с. 12)

Соответствие.

Прочитай пословицы и соедини каждую с темой.

Собери пословицы.

Проверь себя.

VIII. Домашнее задание

Выучить наизусть 5 понравившихся загадок и пословиц.

IX. Итог урока

Хозяйка. Какие вы, ребята, молодцы. Запаслись народной мудростью. Пора вам возвращаться домой. Вот вам волшебный клубочек. Он вам укажет дорогу.

Музыка.

Учитель. Итак, ребята, мы с вами совершили большое путешествие в страну «Народной мудрости». О каких двух видах фольклора мы сегодня узнали подробнее?


Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра , рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.

Загадка – это жанр народного творчества , в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа , окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов .


Происхождение названия жанра

Как вы думаете, как давно появилось это слово - «загадка»?

Слово « загадка » - древнего происхождения.

Как вы думаете от какого слов произошло слово «загадка»?

В древнерусском языке слово « гадать » означало « думать », « размышлять ». Отсюда и произошло слово « загадка ». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.


Происхождение загадок

Предположите, когда появились загадки и для чего?

Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года .

Почему, по вашему мнению, именно в это время – зимой?

В пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова , так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год , засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться , отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок .


Происхождение загадок

Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью.

Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу.

Также на ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим .


Происхождение загадок

Как вы думаете, для чего в старину нужно было уметь отгадывать загадки?

Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью . Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам. Приведите примеры.


Какими бывают загадки

Перечисления различных признаков предмета или явления.

Он и сочен, и душист, а снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.

(Апельсин)

Растет у окошка в глиняной плошке

Зеленый ежик без головы и без ножек .

(Кактус)

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.

(Арбуз)


Краткая характеристика предмета или явления.

Голубая простыня весь свет одевает.

(Небо)

В поле сережки на одной ножке.

(Овес)

Один костер весь мир согревает.

(Солнце)

Между веток новый дом, нету двери в доме том.

Только круглое окошко – не пролезет даже кошка.

(Скворечник)


В загадку включено отрицательное сравнение .

Не зверь, не птица, а нос, как синица .

(Комар)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.

(Ветер)

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха.

(Орех)

Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

(Река)


Описании предмета использована метафоры .

На пяти проводах отдыхает стая птах.

(Ноты)

Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился и отдельно поселился.

(Варежка)

На четыре ноги надевали сапоги.

Перед тем как надевать, стали обувь надувать.

(Колеса)


Описание не самого предмета или явления, а буквенного (слогового) состава слова , его обозначающего.

  • Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно . По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

Корень мой находится в цене;

В очерке найди приставку мне;

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(О-цен-к-а)

В списке вы мой обнаружите корень;

Суффикс – в собрании встретите вскоре;

В слове рассказ вы приставку найдете;

В целом – по мне на уроки пойдете.

(Рас-пис-ание)


  • Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машинах я бываю.

(Чайка - Гайка)

С «Г» - он будет частью слова,

С «И» - немного схож с пластом,

С «Н» - не конь и не корова,

Хоть с ногами и хвостом.

(слоГ – слоЙ - слоН)


  • Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос).

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь.

(Липа – пила)

Найдешь загаданное слово в названье «жителя морского».

А как прочтешь наоборот – под парусами он плывет.

(Краб – барк )


  • Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза).

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем.

(Уха – муха)

Кто части мотоцикла знает,

тот слово это разгадает.

А если букву «Д» прибавит,

На сцене можно будет ставить.

(Рама – драма)


«Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму .

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит…

(Дождик)

На дворе в кадушке заквакали подружки,

Потом прыг из ушата…Кто же это?..

(Лягушата)

Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,

Обожает морковку... Кто это?..

(Зайчишка)


Домашнее задание.

ДЕЛИМСЯ ЖРЕБИЕМ НА КОМАНДЫ!

«4 деревеньки»

Дома подготовить командам:

  • Название деревни и девиз (связанное с фольклором)
  • « Форма » одежды (платки, шапки ушанки и т.д.).
  • Принести карандаши или фломастеры.

На доп.оценку . Творческое задание: сочинить свои загадки любого вида.

Создадим свою книгу загадок!

Волчихина Яна

"Классификация загадок" - исследовательская работа на научно - практическую конференцию

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 146»

Первомайского района

Секция: литературоведение

Волчихина Яна Александровна

7 Б класс

Классификация загадок

Паршикова Елена Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Первой квалификационной категории

Контактный телефон 337-19-81

Город Новосибирск, 2012

Введение……………………………………………………......................... стр.3

Глава 1. Значение загадок в жизни человека …………………………..стр. 4-6

Глава 2. Классификация загадок……………………………………………стр.7

2.1 Фольклорные…………………………………………………………..стр.7-12

2.2 Литературные ………………….……………………………………стр. 12-14

2.3. Лингвистические………………………………………………….. стр. 12-17

2.4. Логические………………………………………………………… стр. 17-20

Заключение …………………………………………………………………стр.21

Литература……………………….………………………………………….стр.22

Все мы, я думаю, любим разгадывать загадки и довольно часто загадываем их друг другу. Загадки порой бывают такими сложными, что мы думаем над ними часами, а когда разгадываем, удивляемся тому, что ответ оказывается совсем простым. Но в жизни мы не придаём им большого значения, а ведь в древности загадкам приписывался особый таинственный смысл: в народном эпосе они являлись одним из видов так называемого «Божьего суда»: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности.

Загадки развивают творческие способности человека, воспитывают. Их используют в своей работе педагоги. В огромном количестве загадок трудно сориентироваться, какие использовать для той или иной цели.

Цель работы: исследовать особенности загадок, существующих в русском языке, выявить закономерности их появления в языке, создать классификацию загадок.

Цель конкретизируется в следующих основных задачах исследования :

1. Доказать ценность загадок в современном русском языке, в воспитании и в жизни человека.

2. Классифицировать по их происхождению, лингвистической основе и способу разгадывания.

3.Охарактеризовать группы загадок.

Методы исследования. В процессе работы использовались следующие методы исследования: анализ научной и художественной литературы по теме, классификация видов загадок.

Новизна работы заключается в том, чтобы создать удобную классификацию загадок для организации образовательных, воспитательных и развлекательных мероприятий.

1 глава. Значение загадок в жизни человека

Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира. Особенно детей привлекает в загадках, своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены полцарства, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою. Смекалка – это умение решить поставленную задачу, основанное на объединенных анализе и синтезе, плюс знания об окружающей действительности. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком. Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, содействуют развитию творческого мышления у детей. Развитие мышления и памяти, обогащение ума знаниями - главное назначение загадок. Однако значение загадок не сводится только к этому. Загадки обогащали детский ум такими знаниями, которые содействовали формированию и других качеств личности. Ум ребенка, отгадывающего загадки, обогащался не только мыслями умными, но и мыслями добрыми, красивыми и т.п., причем в тесной связи с первыми и в подчинении им.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций, развивает наблюдательность. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.

В древнерусском языке слово «ГАДАТЬ» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «ЗАГАДКА». Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ. В загадке дается описание какого-нибудь явления или предмета, для узнавания которого требуется немалое размышление. В загадках всех народов наиболее древней и самой распространенной формой «словесного укрывания» общеизвестных понятий о предметах является метафора, основанная на перенесении сходных признаков с одного предмета на другой. Эта особенность в строении загадки была замечена еще IV в. до н.э. Аристотелем, который назвал загадку хорошо составленной метафорой.

В древнейших загадках отражалась первобытная мифическая символизация; поэтический образ служил здесь отчасти для описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей среды. С течением времени это значение загадок утратилось; осталась лишь её иносказательная аллегорическая форма, уцелел её сильный, образный язык, и народ стал смотреть на загадки, как на простое упражнение ума.

Уже Аристотель заметил, что загадки, « говоря о действительно существующем, соединяют вместе с тем совершенно невозможное» (Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1951, с. 114). Буквальное понимание загадок не только необычно и удивительно, но часто просто нелепо, алогично, абсурдно. Многие загадки состоят из метафорических образов(если их понимать буквально), логически несовместимых, представляющих собой логическую несообразность. Они построены приёмом поэтического парадокса, т. е. оксюморона.

И.А. Худяков также считал, что самые древние русские народные загадки содержат черты мифологизма. Однако большинство дошедших до Х1Х века загадок, по его мнению, есть результат своеобразного отражения исторической жизни народа. Загадки, по определению Худякова,- это «народная наука» « о физических явлениях, о предметах естественной истории и народного быта».

Детской игрой, полезной забавой является в наши дни и загадывание загадок. А прежде это тоже было занятием взрослых, и они относились к нему с большой серьёзностью. Жизнь человека могла зависеть от одного удачного угадывания!

Итак, можно сделать вывод: загадки имеют отношение к иносказательной речи.

Глава 2 . Классификиция загадок

1.Однако в русском языке присутствует множество форм загадок, строящихся на различных явлениях языка, поэтому мы сочли возможным классифицировать загадки по их происхождению, лингвистической основе и способу разгадывания.

Фольклорные

Литературные

Лингвистические

Логические

1.Народные загадки

1.Библейские загадки

1.Анаграммы

1.Загадки – вопросы (в том числе кроссворды, сканворды и т.п.),

2.Эпические загадки

2.Метаграммы

2.Ребусы

3.Народные сказки- загадки

3.Шарады

3.Загадки - шутки

4.Загадки - прятки

4.Загадки-обманки

5.Рифмованные загадки

6.Загадки - подсказки

Мы ни в коем случае не претендуем на универсальность данной классификации. В эту классификацию не укладываются,например, песенки – загадки, так как они синтезируют загадку и музыкальное искусство.

2.Фольклорные загадки.

1)Народные загадки.

Как уже говорилось, каждая загадка по своей сути является хитроумным вопросом. Однако эта ее вопросительность может иметь внешнюю форму выражения и не иметь её. Загадки могут прямо формулироваться как вопрос. Например: « Что краше свету белого?» (солнце), « Что у нас чаще леса?» (звёзды). Однако чаще всего в загадках вопрос внешне не выражен и не имеет метафорически-описательный характер. Например: « По синему морю тарелка плывёт» (месяц), « Жили три брата: один любит зиму, другой- лето, а третьему всё равно» (сани, телега, мужик).

Загадки, как и все жанры фольклора, создаются на основе живого разговорного языка. Язык загадок, как и язык всех фольклорных жанров, отличают точность, красочность и выразительность. В них широко употребляются такие общефольклорные эпитеты, как « сырая земля», « чистое поле», « тёмный лес», « зелёный сад», « добрый молодец», « красная девица», « родная мать» и т. д., а также некоторые общефольклорные сравнения, тавтологические выражения и т. п.

Однако поэтический стиль загадок имеет и свою ярко выраженную жанровую специфику. Для загадок характерна высокая степень метафоричности, пронизывающая собой решительно все её стилистические средства. Приведем примеры метафорических (загадочных) эпитетов: « голубое поле» (небо), « водяной мост» (лёд), « золотой пень» (напёрсток), « кленовые ноги» (у саней), « кожаная квашня» (о сапогах). Иногда вся загадка строится на метафорических эпитетах. Например: « Конь стальной, хвост льняной» (игла с ниткой), « Печь мясная, приступы железные» (подковы), « Цветочки ангельские, а ноготки дьявольские» (шиповник).

Встречаются в загадках и метафорические сравнения, как в положительной, так и в отрицательной форме. Например: « Сижу на тереме, мала, как мышь, красна как кровь, вкусна, как мёд» (вишня), « С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица, лыко дерёт, а лаптей не плетёт» (козёл), « Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица» (ветер, метель).

Чаще всего в загадках встречаются собственно метафоры, когда сравнения двух предметов или явлений не имеет внешней грамматической формы выражения. Например: « Между двух светил я в середине один» (нос), « Под полом, под полом ходит барыня с колом» (мышь).

В подавляющем большинстве случаев в загадках предметы неживого мира метафорически сопоставляются с живыми существами, и наоборот, живые существа- с предметами и явлениями быта и природы. Это обусловлено прежде всего стремлением загадки сделать её отгадывание возможно более затруднительным.

Широкое употребление метафор в загадках объясняется и эстетическими соображениями. Особенно наглядно это обнаруживается в случаях, когда в загадках предметы неживого мира сравниваются с живыми существами и мы имеем дело с приёмом олицетворения. Основываясь на принципе олицетворения, загадки сравнивают вёдра с двумя братьями, которые пошли на речку купаться, умывальник с щукой, тело которой находится в воде, а хвост наружи, челнок уточкой, которая ныряла и хвост потеряла, и т. д.

Олицетворяя, оживляя и одухотворяя неживой мир, ещё больше приближают его к человеку, придают загадке особую поэтичность, создают в ней яркие образы и картины. Например, о зубах создаётся такого рода поэтическая загадка: « Полна горёнка гусей да лебедей», овёс в загадках представляется стройной, красивой девушкой (« Как во поле на кургане стоит девушка с серьгами») . В свою очередь серьги девушки сравниваются с пляшущими лебедями: « За тёмными лесами двое лебедей плясали».

Сопоставляя предметы, загадываемые с предметами, выполняющими функции метафоры, загадка всегда укрупняет план изображения, усиливает тот или иной признак какого-то реального предмета, делает его более выпуклым и значительным. Это происходит потому, что реальный предмет в загадке всегда сравнивается с такими метафорическими предметами, в которых отмечаемый признак выражается значительно резче и отчётливее. Так, например, чтобы обратить внимание на то, что светлячок ночью светится (а свет этот слабый, его могут не заметить!), загадка сравнивает его (правда, в отрицательной форме) с солнцем: « Не солнце, не огонь, а светит». В этих же целях копание в земле жука сравнивается загадкой с энергичной работой воина, роющего окоп, а маленькие рожки жука с рогами быка». « Идёт воин, землю роет, на ногах без копыт, есть рога, да не бык». Желая подчеркнуть тяжесть крестьянской работы, загадка сравнивает плечи человека с горами, а вёдра с морями: « Два моря, два горя на крутых горах на дуге висят» (вёдра на коромысле).

По своей ритмической организации загадки напоминают пословицы. Они создаются в форме ритмизованной прозы. Как и в пословицах, в загадке очень широко употребляется парная рифма. В результате многие загадки имеют форму стиха. Например:

Стул на горах

О семи головах.

В нём ядро

Говорит добро.

(Лён)

Специфика « хитрого жанра» в том, что иногда в нём рифма загадки подсказывает рифму отгадки. Например: « Что в избе за сват?» (ухват), « Что в избе Самсон?» (Заслон).

Звукопись загадки также иногда намекает на отгадываемый предмет. Например: « Шумит, гудит целый век, а не человек» (ветер), « Журчат, бурчат, из дыры торчат» (вода бежит из бочки).

И в сказках герой не только выполняет трудные задания – достаёт жар-птицу или коня золотогривого, - но и подчас тоже рискуя головой, отгадывает загадки: сколько на небе звёзд, кто сильнее всего, как глубока земля? Иногда женихи должны угадать замысловатые загадки невесты – царской дочери.

Загадки имели какое-то значение в языческой обрядности. В одном документе 1649 года говорится, что в воскресенье и в праздники люди должны ходить в церковь, а не заниматься непристойными игрищами. А то, мол, « многие человецы неразуменьем веруют в сон… и в птичий грай, и загадки загадывают…»

Учёные обнаружили удивительное совпадение: и старые народные загадки, и запретные слова древних охотников, воинов, первых землепашцев относятся к одним и тем же предметам, животным, явлениям природы.

Например, нельзя было назвать птиц, на которых охотились (утка, глухарь) , птиц, которые наносили ущерб хозяйству (коршун, ястреб, воробей). Все они есть и в загадках. А названия безобидных птах вроде малиновки, чечётки, щегла, стрижа не были под запретом – птицы эти не были связаны с заботами людей о своём благополучии. И что же: они отсутствуют и в загадках!

В современном языке по-прежнему рождаются загадки, строящиеся по тому же принципу, что и фольклорные. С появлением новых предметов появляются и новые названия. Например,

а)1805 год - создан проект холодильника Оливером Эвансом.

Полюбуйся, посмотри -

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт.

(Холодильник)

Грамоты не знаю, а век пишу.

в)1841год – изобретён саксофон Адольфом Саксом.

Он на солнце заблестит,

Нежным звуком одарит.

В джазе самый первый он,

Серебристый... (саксофон).

г)1879 год – изобретён автомобиль Джорджем Селденом.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два слепящих огонька.

(Автомобиль)

2)Эпические загадки.

В древности загадкам приписывалось особое таинственное значение: в народном эпосе она является одним из видов так называемого «Божьего суда»: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности. Загадывание и отгадывание загадки, состязание в загадках составляет весьма распространённый мотив народного эпоса и создавшейся под его влиянием книжной литературы. Эта специальная литература «вопросов и ответов» обнимает массу произведений всех веков и народов, и в индийской поэзии, и в «Эдде», и в «Калевале» встречаются повторения одного и того же мотива. Известна древнегреческая легенда о Сфинксе – чудовище с телом льва и головой женщины, которое обитало на скале около города Фивы. У всех путников Сфинкс спрашивал одно и то же: «Что ходит утором на четырёх ногах, в полдень на двух, а вечером на трёх?» Люди не могли ответить чудовищу, и оно пожирало их. Только герой Эней сумел догадаться, что речь идёт тут о человеке: в детстве ребёнок ползает, в зрелом возрасте человек свободно ходит, а в старости опирается на палку.

3)Загадки – сказки. Несравненно меньше известно сказок с загадками; некоторые недавно записаны Манжурой («Сборник Харьковского историко-филологического общества», т. III, 1890). Есть и загадки в чисто сказочной форме; этих ещё меньше (у Афанасьева № 185).

Вот сказка- загадка.

Близ большой дороги засевал мужик полянку. На то время ехал царь, остановился против мужика и сказал:
- Бог помощь, мужичок!
- Спасибо, добрый человек!
- Много ли получаешь с той полянки пользы? - спросил царь.
- Да при хорошем урожае рублей с восемьдесят будет.
- Куда же эти деньги деваешь?
- Двадцать рублей в подать взношу, двадцать - долгу плачу, двадцать - взаймы даю да двадцать - за окно кидаю.
- Растолкуй же, братец, какой ты долг платишь, кому взаймы даешь и зачем за окно кидаешь?
- Долг плачу - отца содержу, взаймы даю - сына кормлю, за окно кидаю - дочь питаю.
- Правда твоя! - сказал государь, дал ему горсть серебра, объявил себя, что он царь, и заповедал - без его лица никому тех речей не сказывать: - Кто бы ни спрашивал - никому не говори!
Приехал царь в свою столицу и созвал бояр да генералов.
- Разгадайте,- говорит,- мне загадку. Видел я по дороге мужика - засевал полянку. Спросил у него: сколько он пользы получает и куда деньги девает? Мужичок мне отвечал: при урожае восемьдесят рублей получаю. Двадцать - в подать взношу, двадцать - долгу плачу, двадцать - взаймы даю да двадцать - за окно кидаю. Кто из вас разгадает эту загадку, того больших наград, больших почестей удостою.
Бояре и генералы думали-думали, не могли разгадать. Вот один боярин вздумал и отправился к тому мужику, с которым царь разговаривал. Насыпал ему целую груду серебряных рубликов и просит:
- Объясни-де, растолкуй царскую загадку!
Мужик позарился на деньги, взял да объявил про все боярину. А боярин воротился к царю и сейчас растолковал его загадку.
Царь видит, что мужик не сдержал заповеди, приказал привести его к себе. Мужик явился к царю и с самого перва сознался, что это он рассказал боярину.
- Ну, брат, пеняй на себя, я за такую провинность велю казнить тебя смертию!
- Ваше величество! Я ничем не виновен, потому боярину рассказал я при вашем царском лице.
Тут вынул мужик из кармана серебряный рублевик с царской персоной и показал государю.
- Правда твоя! - сказал государь.- Это моя персона. Наградил щедро мужика и отпустил домой.

3.Литературные.

1)Библейские загадки.

В более позднее, христианское время под влиянием чтения книг Священного Писания, где загадки местами также играют видную роль (Самсон, царица Савская), появилось множество произведений, содержанием которых служат «мудрые вопросы» о предметах библейских или о происхождении всего существующего. Стих о Голубиной книге, Беседа трёх святителей, Пчела, Даниил Заточник. Например:

Какое качество нам нужно развивать, хотя его нет у Иеговы Бога? (Скромность)

Жил не грешил‚ Иисуса носил? (Молодой осел)

Самый организованный народ‚ не имеющий царя. (Муравьи)

Черный‚ но не негр‚ без рук‚ но не калека‚ а кормил человека. (Ворон)

Что нам дважды дано Богом, а в третий раз покупаем за деньги у людей? (Зубы)

Не человечьими руками

Жемчужный разноцветный мост

Из вод построен над водами.

Чудесный вид! огромный рост!

Раскинув паруса шумящи,

Не раз корабль под ним проплыл;

Но на хребет его блестящий

Еще никто не восходил!

Идешь к нему - он прочь стремится

И в то же время недвижим;

С своим потоком он родится

И вместе исчезает с ним.

(«Радуга» В.А. Жуковского)

На пажити необозримой,

Не убавляясь никогда,

Скитаются неисчислимо

Сереброрунные стада.

В рожок серебряный играет

Пастух, приставленный к стадам:

Он их в златую дверь впускает

И счет ведет им по ночам.

И, недочета им не зная,

Пасет он их давно, давно,

Стада поит вода живая,

И умирать им не дано.

Они одной дорогой бродят

Под стражей пастырской руки,

И юноши их там находят,

Где находили старики;

У них есть вождь - Овен прекрасный,

Их сторожит огромный Пес,

Есть Лев меж ними неопасный

И Дева - чудо из чудес.

(Загадка В.А. Жуковского: звезды и луна)

4.Лингвистические загадки.

1)Анаграмма (греч.) - слово или фраза, получаемые из других осмысленных слов или фраз посредством перестановки букв, либо просто слово, в котором переставлены буквы.

Вешал - левша; отформатирован - автоинформатор.

Аз есмь строка, живу я, мерой остр.

За семь морей ростка я вижу рост.

Я в мире сирота.

Я в Риме Ариост.

2)Метаграмма - это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово - «лиса». Аналогично: «сазан - фазан», «цапля - капля», «карта - парта», «сайка - чайка - байка - майка».

Встречаешь ты меня,

Считаешь дни мои,

Но видеть ты меня не можешь.

А если «Г» заменишь буквой «Й»,

То в сумку санитарную положишь. (Год-йод)

3)Шарада (франц. charade), разновидность загадки; исходное слово разделяется (обычно по слогам) на несколько частей, каждая из которых имеет смысл самостоятельного слова, а затем даётся, как в загадке, перифрастическое описание каждого из этих слов (например, вино + град, семь + я). В фольклоре шарады почти неизвестны; в письменной литературе (с осознанием зримого членения слова) были популярны в салонной культуре 17-18 вв. (в форме стихотворений и инсценировок). Анонимный пример:

Едва приметный червь, но для мехов опасный

Есть первое моё. - Знак в азбуке безгласный -

Второе. А поэт и комик-чародей

Есть целое шарады сей.

(Моль - ер).

Несу разные вещи

Здравствуй!

Привет!

Что это ты несёшь?

Несу разные вещи.

Несуразные?! Почему они несуразные-то?

Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел…

Что ты не сумел?

Отстань.

Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел- то?

Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет…

Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?

Какая жена? это у Мишки –то жена?! Ах ты, шутник. Я сказал «ему же надо будет». Понадобится, значит.

Вот оно что …

А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

Тамарка?

Ага

И ничего, симпатичная?

Красивая! Зеленая такая …

Постой, постой… Это что же: у неё… волосы, что ли зеленые?

У кого волосы?

Да у Тамарки-то.

Что-о?

Ну, ты же сам сказал: «нашлась Тамарка»…

Та марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая … Там арка нарисована.

Ага, всё – таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

Пока, смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

Да ну тебя …

А стой, стой!

Ну, что ещё?

Передавай привет.

Кому?

Известно кому: Тамарке, Мишке и его жене.

4) Загадки – прятки. Разновидность загадки: нужно найти заданные слова на стыке либо внутри слова в тексте.

Например: здесь спрятались коза, мышка, собака, кот, осёл, утка, бык, корова, овца и баран.

Например, коза спряталась в этих строчках:

Далеко за деревушкой

Мы беседуем с пастушкой…

Успехов!

Здравствуй, дружок! Если любишь загадки,

С нами сыграй в необычные «прятки»:

Десять домашних животных и птиц

Здесь между строк попытайся найти!

Далеко за деревушкой

Мы беседуем с пастушкой…

Высоко тарелка с мясом,

Обойтись придется квасом…

Скоро Ванечка проснется -

Молочком кормить придется…

У ткача сукно пропало,

А в гнезде уютней стало…

Где-то, в царстве сладких снов,

Мягкий луг и теплый кров…

Я бы красный этот цвет,

Однозначно, свел на нет!

Амбара нет уж здесь давно,

А мне, признаться, все равно!

Всю ночь камыш, казалось мне,

Тревожно шелестел во сне…

Уж виден посёлок вдали за горою,

А силы мои на исходе, не скрою…

На улице ночью оставить на даче…

Кощунственный способ! А как же иначе…

ПОДСКАЗКА

Здесь спрятались волк, лиса, заяц, лось, енот, барсук, кабан и рысь.

Например, волк спрятался в этих строчках:

Ствол корой покрыт и мхом…

Поживиться б петухом!

Успехов!

…Звери лесные здесь спрятались дружно,

Чтоб отыскать их, глазастым быть нужно!

Ствол корой покрыт и мхом…

Поживиться б петухом!

Не прохлаждаюсь на окошке

И «брысь» не скажешь мне, как кошке…

У Васи промокли сапожки и ватник,

Пошел он домой, я ж залезла в курятник…

Как вовремя пенка лесная пропела:

Борзая царапнуть меня не успела!!!

Будь смелым, не трусь и в лесу не робей -

Не страшен отважному сердцу злодей!

Мышь любит сыр, а мартышка - бананы,

Я же - всеядный: урюк, баклажаны…

Тревожно вздыхал я сегодня во сне:

Наверное, что-то привиделось мне…

Барс укоризненно как-то сказал:

«Имя длиннее, а ростом ты мал!»

5.Логические загадки.

1)Загадки-шутки

1. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один)

2. Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? (15 градусов)

3. Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдет вместе с другом? (10 минут)

4. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра)

5. В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке? (8 скамеек)

6. О т ч е г о утка плавает? (От берега)

1. Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра)

2. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два разреза)

3. Что легче - 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)

4. Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (Одна)

5. Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый мальчик? (2 часа)

1. Мельник пошел на мельницу и увидел в каждом углу по 3 кошки. Сколько ног на мельнице? (3*4*4+2=50)

2. З а ч е м охотник носит ружье? (За плечами)

3. Знаменитый фокусник говорит, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в нее. Как это? (Вползти в комнату может каждый)

4. Один шофер не взял с собой водительские права. Был знак одностороннего движения, но он двинулся в обратном направлении. Полицейский это видел, но не остановил его. Почему? (Шофер шел пешком)

5. Может ли дождь лить 2 дня подряд? (Нет, между ними - ночь)

6. Что будет с вороной, когда ей исполнится 7 лет? (Пойдет восьмой)

1. Когда аист стоит на одной ноге? (Когда поджимает под себя вторую ногу)

2. З а ч е м во рту язык? (За зубами)

3. Где не найдешь сухого камня? (В воде)

4. Как принести воду в дырявом ведре? (Заморозив ее)

5. Что за обедом всего нужнее? (Рот)

2) Загадки-обманки.

Не всегда ответ в рифму является правильным

Кукарекает спросонок

Милый, добрый …

(поросенок) петух

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это …

(мишка) белка

Кто взлетит с цветка вот-вот?

Разноцветный …

(бегемот) бабочка

Кто с утра в хлеву мычит?

Я так думаю, что …

(кит) корова

Кружевную паутину

Сплёл искусно …

(Буратино) паук

В курятнике большая драка!

Кто зачинщики? Два …

(рака) петуха

Очень медленно и тихо

По листу ползёт …

(зайчиха) улитка

Нарушая утром тишь,

Распевает в роще…

(мышь) соловей

В речке я люблю резвиться,

В стайке плавать, ведь я - …

(птица) рыба

Меж коряг устроил домик

Шар колючий - добрый …

(гномик) ёж

3)Рифмованные загадки

***
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …
(Айболит)

***
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился…
(колобок)

***
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)

***
Она красива и мила,
А имя от слова «зола».
(Золушка)

***
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)

http://enigma.h2m.ru/page0/zagadki/zagadka.php

http://ru.wikipedia.org/wiki