Значение слова стон придавленной черни. «Пугачев», Сергей Есенин

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова чернить

Словарь медицинских терминов

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

чернить

черню, чернишь, несов.

    (сов. начернить) что. Придавать чему-н. черный цвет, делать черным, красить в черное. Забыла волосы чернить и через три дни поседела. Грибоедов. Чернить сталь.

    (сов. очернить) кого-что. Клеветать, наговаривать на кого-н. худое. Из зависти чернит товарища.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

чернить

Ню, -нишь; -ненный; несов.

    кого-что. Делать черным красить в черный цвет. Ч. брови.

    перен, кого-что. То же, что порочить. Ч. своих прежних друзей.

    что. Покрывать (поверхность металлического изделия) окисляющим составом для украшения или для предохранения от коррозии. Ч. серебро. Ч. сталь (воронить). I) сов. зачернить, -ню, -нишь; -ненный (к 1 знач.), начернить, -ню, -нишь; -ненный (к 1 знач.) и очернить, -ню, -нишь; -ненный (ко 2 знач.).

    сущ. чернение, -я, ср. (к 1 и 3 знач.).

    прил. чернильный, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.). Чернильная железа (у головоногих моллюсков: орган, в к-ром образуется черный пигмент).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

чернить

    несов. перех.

      1. Делать чёрным, красить в чёрный цвет.

        перен. Замарывать что-л. ранее написанное, изображенное.

      1. перен. Представлять в неблаговидном свете; порочить.

        Позорить.

    несов. перех. Покрывать чернью (1*).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Примеры употребления слова чернить в литературе.

Большой зал Абонемент 13 Вечера фортепианных дуэтов В старой Вене В программе: Шуберт, Диабелли, Черни , Ланнер, Брамс, семейство Штраус Исполняют: з.

Она сидела надменно выпрямившись, ее полные губы австриячки презрительно кривились в ответ на свист и улюлюканье черни , собравшейся поглазеть на кровавый спектакль.

Достанет кто-то у полкового доктора акрихина или чернил в строевом отделе у Ивановского, разведет водой -- и ну, окунать в них обмотки да отжимать поскорее, чтобы и другие смогли покрасить.

Через несколько минут тот же конный человек пронесся обратно, размахивая в воздухе сдаточной книгой, чтоб ветер сушил чернила активистской расписки.

Название этих чернил совершенно неправильно, так как ализарин не входит в их состав.

Отцы-сенаторы соизволили выделить им государственные посты, но под давлением Антония и городской черни остановили свой выбор на самой унизительной из должностей, которую обычно поручали отъявленным ничтожествам и возмутителям спокойствия, ибо это позволяло удалить их из Рима, не подвергая ссылке.

А кроме того, ароматизированный сургуч для печатей, надушенная писчая бумага, чернила для любовных писем, пахнущие розовым маслом, бювары из испанской кожи, футляры для перьев из белого сандалового дерева, горшочки и чашечки для цветочных лепестков, курительницы из латуни, флаконы и флакончики из хрусталя с притертыми янтарными пробками, пахучие перчатки, носовые платки, подушечки для иголок, набитые мускатным цветом, и пропитанные мускусом обои, которые могли более ста лет наполнять комнату ароматом.

Чернила водянистые, Расплывчатые, сизые, Корявый почерк старческий Сползал зигзагом вкось,-- Зато по содержанию Настой полыни беженской Стоградусною горечью Дымился над письмом.

Пото и разрешил он черни резать и гнать бесермен из Ростова, Ярославля, Углича, Владимира и иных градов и весей.

Там гибнут старые письма, хранящие дрожь тоски, чернила там умирают, там в обмороке листки, бумага в дырах, как кладбище, короткое и бестравное, страстей, что были давно, любовей, что были недавно.

Величайший, умнейший, блистательнейший бумагомаратель, который сделал честь пузырьку чернил , воспользовавшись им!

Светлый то был день для мисс Эйнли, когда ее пригласили в Филдхед поговорить о делах, столь любезных ее сердцу, и, усадив с почетом и уважением за стол, на котором лежали стопка бумаги, перо, чернила и, самое главное, туго набитый кошелек, попросили составить подробный план вспомоществования беднякам Брайерфилда.

А потому, когда бы вы тут все Меня сюда прийти определили, Чтоб видеть краску на моем лице, Смущение в кистях, упадок в силе, Чтоб пожалеть, чтоб оправдать в конце, -- То вы чернила ваши всуе лили.

Да, вы чернила ваши всуе лили, Впусте потратились на столько слов: Сократ бездельник, он не чтит богов, Сократа виды молодежь смутили.

Он не датировал свои фрагменты, которые записывались им подряд, без видимых промежутков, и потому об их давности можно было судить лишь по степени выцветания чернил .

1. Характеристика героев поэмы.

· Каким предстает Пугачев в этом произведении?

(Есенин соз­дает в поэме образ человека сильного, смелого, способного на решительные, обдуманные действия. К мысли о восстании Пугачев приходит не сразу: ему нужно было увидеть, как «по всем окраинам стонет Русь от цепких лапищ», нужно было преисполниться зреющими в народе болью и гневом, прежде чем решиться бросить призыв к мятежу, «чтобы колья погромные правили над теми, кто грабил и мучил». Мятеж этот представляется ему войной справедливой, он идет в ней до конца, не желая смириться с мыслью о пора­жении. Но ему не дано обуздать стихию мятежа, не дано наделить своей волевой устремленностью тех, кто рядом с ним.)

· Как объясняется в поэме Есенина причина, по которой Пуга­чев выдал себя за царя?

(Пугачев услышал о том, что люди сожалеют о смерти Петра III. Сторож говорит, что жизнь испортилась «Спервых дней, как оборвались вожжи, /Спер­вых дней, как умер третий Петр». Сторож еще раз помина­ет «имя мертвого Петра», говорит о том, что мятежу ну­жен вождь: «Нам нужен тот, кто б первый бросил камень». И тогда Пугачева осеняет мысль выдать себя за Петра III: «Как Петра? Что ты сказал, старик?.. Какая мысль!».)

Обратим внимание, что имя «Петр» значит «камень».

· Прочитайте выразительно отрывок из V главы «Уральский каторжник». Что вы можете сказать о Хлопуше? Чем он бли­зок Пугачеву?

(Хлопуша, как и чернь, любит Пугачева «за буйство и удаль…», «Пусть он даже не Петр». Хлопуша, «местно вскормленный бунтовщик», заряжен таким же мощным, как и Пугачев, зарядом ненависти к угнетателям, вместе с ним хочет, «чтобы гневные лица вместе с злобой умом налились».)

· Как изображен народ в поэме? Как он относится к Пугачеву?

(Народ изображен контрастными красками. С одной сторо­ны, это «придавленная чернь», с другой - «золото телесное, родное золото славян». В изображении Есенина изначально мужик «мудрый», привык «прилежно» трудиться, но его придавили: «всех связали, всех вневолили». Народ беден: у сторожа «в дому одна кровать, / И четверо на ней спят ребятишек». В словах сторожа объяснение терпения и без­действия народа: каждый боится наказания, все разобщены, живут по принципу «Только лишь до нас не добрались бы, / Только нам бы, / Только б нашей / Не скосили, как ромашке, головы». Но глухое пока недовольство зреет в народе: «Уж мятеж вздымает паруса». В народе скрыты неизмеримые силы, протест, желание воли. И Пугачева народ любит именно за смелое, открытое проявление собственных же­ланий, «за буйство и удаль». В словах Хлопуши - страстное стремление к этому народному идеалу, дважды повторен­ное: «Проведите, проведите меня к нему, / Я хочу видеть этого человека».)

2. Художественные особенности поэмы.

Задание 1. Определить виды тропов (олицетворения, сравнения, метафоры, эпитеты) в следующих цитатах:

«Ржет дорога в жуткое пространство»; (Олицетворение, эпитет.)

«Мне нравится степей твоих медь»; (Метафора.)

«Луна, как желтый медведь»; (Сравнение.)

«Яик, Яик, ты меня звал стоном придавленной черни»; (Олице­творение, эпитет.)

«Словно яблоко тяжелое / Виснет с шеи твоя голова»; (Срав­нение.)

«Родное золото славян»; (Эпитет, метафора.)

«Слышен прялки ровный разговор»; (Олицетворение, эпитет.)

«Стонет Русь от цепких лапищ»; (Олицетворение, эпитет.)

«И березами заплаканный наш тракт»; (Олицетворение.)

«Уж мятеж вздымает паруса»; (Метафора.)

«Из пасти темноты / Выдергивают звезды, словно зубы»; (Оли­цетворение, сравнение.)

«Колокол луны скатился ниже». (Метафора.)

· Как вы считаете, чем объяснить столь насыщенное, обильное употребление эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор в тексте поэмы?

(Движение, развитие образов, их противо­борство создает в поэме Есенина драматическое действие. Напряженность его обусловлена крайней эмоциональностью образного строя, где нет места нейтральности, информа­тивности.)

Задание 2 . Найдите повторы в тексте, определите их роль.

В тексте поэмы множество повторов. Повторяются обращения (Ты ли, ты ли, разбойный Чаган…; Яик, Яик, ты меня звал…; Русь, Русь!; О Азия, Азия!) ; повторяются отдельные слова (Наконец-то я здесь, здесь!; Но скажи мне, скажи; Только лишь до нас не добрались бы, Только нам бы, / Только б нашей /Не скосили… головы, ), повторяют­ся целые фразы (Проведите, проведите меня к нему /Я хочу видеть этого человека; Вы сума сошли! Вы сума сошли! Вы сума сошли!) .

Повторы усиливают воздействие на читателя, нагнетают на­пряжение, звучат как заклинание. Возникающие обычно в начале монологов, повторы логически обусловлены, но порождаемое ими однообразие ритмического движения дает еще и некоторую напев­ную настройку.

П у г а ч е в

Ох, как устал и как болит нога!..

Ржет дорога в жуткое пространство.

Ты ли, ты ли, разбойный Чаган,

Приют дикарей и оборванцев?

Мне нравится степей твоих медь

И пропахшая солью почва.

Луна, как желтый медведь,

В мокрой траве ворочается.

Наконец-то я здесь, здесь!

Рать врагов цепью волн распалась,

Не удалось им на осиновый шест

Водрузить головы моей парус.

Яик, Яик, ты меня звал

Стоном придавленной черни!

Пучились в сердце жабьи глаза

Грустящей в закат деревни.

Только знаю я, что эти избы -

О, помоги же, степная мгла,

Грозно свершить мой замысел!

С т о р о ж

Кто ты, странник? Что бродишь долом?

Что тревожишь ты ночи гладь?

Отчего, словно яблоко тяжелое,

Виснет с шеи твоя голова?

П у г а ч е в

В солончаковое ваше место

Я пришел из далеких стран, -

Посмотреть на золото телесное,

На родное золото славян.

Слушай, отче! Расскажи мне нежно,

Как живет здесь мудрый наш мужик?

Так же ль он в полях своих прилежно

Цедит молоко соломенное ржи?

Так же ль здесь, сломав зари застенок,

Гонится овес на водопой рысцой,

И на грядках, от капусты пенных,

Челноки ныряют огурцов?

Так же ль мирен труд домохозяек,

Слышен прялки ровный разговор?

С т о р о ж

Нет, прохожий! С этой жизнью Яик

Раздружился с самых давних пор.

С первых дней, как оборвались вожжи,

С первых дней, как умер третий Петр,

Над капустой, над овсом, над рожью

Мы задаром проливаем пот.

Нашу рыбу, соль и рынок,

Чем сей край богат и рьян,

Отдала Екатерина

Под надзор своих дворян.

И теперь по всем окраинам

Стонет Русь от цепких лапищ.

Воском жалоб сердце Каина

К состраданью не окапишь.

Всех связали, всех вневолили,

С голоду хоть жри железо.

И течет заря над полем

С горла неба перерезанного.

П у г а ч е в

Невеселое ваше житье!

Но скажи мне, скажи,

Неужель в народе нет суровой хватки

Вытащить из сапогов ножи

И всадить их в барские лопатки?

С т о р о ж

Видел ли ты,

Как коса в лугу скачет,

Ртом железным перекусывая ноги трав?

Оттого что стоит трава на корячках,

Под себя коренья подобрав.

И никуда ей, траве, не скрыться

От горячих зубов косы,

Потому что не может она, как птица,

Оторваться от земли в синь.

Так и мы! Вросли ногами крови в избы,

Что нам первый ряд подкошенной травы?

Только лишь до нас не добрались бы,

Только нам бы,

Только б нашей

Не скосили, как ромашке, головы.

Но теперь как будто пробудились,

И березами заплаканный наш тракт

Окружает, как туман от сырости,

Имя мертвого Петра.

П у г а ч е в

Как Петра? Что ты сказал, старик?

. . . . . . . . . . . . . . .

Иль это взвыли в небе облака?

С т о р о ж

Я говорю, что скоро грозный крик,

Который избы словно жаб влакал,

Сильней громов раскатится над нами.

Уже мятеж вздымает паруса.

Нам нужен тот, кто б первый бросил камень.

П у г а ч е в

Какая мысль!

С т о р о ж

О чем вздыхаешь ты?

П у г а ч е в

Я положил себе зарок молчать до срока.

Клещи рассвета в небесах

Из пасти темноты

Выдергивают звезды, словно зубы,

А мне еще нигде вздремнуть не удалось.

С т о р о ж

Я мог бы предложить тебе

Тюфяк свой грубый,

Но у меня в дому всего одна кровать,

И четверо на ней спит ребятишек.

П у г а ч е в

Благодарю! Я в этом граде гость.

Дадут приют мне под любою крышей.

Прощай, старик!

С т о р о ж

Храни тебя господь!

. . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . .

Русь, Русь! И сколько их таких,

Как в решето просеивающих плоть,

Из края в край в твоих просторах шляется?

Вложив светильником им посох в пальцы?

Идут они, идут! Зеленый славя гул,

Купая тело в ветре и в пыли,

Как будто кто сослал их всех на каторгу

Вертеть ногами

Сей шар земли.

Но что я вижу?

Колокол луны скатился ниже,

Он, словно яблоко увянувшее, мал.

Благовест лучей его стал глух.

Уж на нашесте громко заиграл

В куриную гармонику петух.

БЕГСТВО КАЛМЫКОВ

П е р в ы й г о л о с

Послушайте, послушайте, послушайте,

Вам не снился тележный свист?

Нынче ночью на заре жидкой

Тридцать тысяч калмыцких кибиток

От Самары проползло на Иргис.

От российской чиновничьей неволи,

Оттого что, как куропаток, их щипали

На наших лугах,

Потянулись они в свою Монголию

Стадом деревянных черепах.

Обратите внимание на художественные особенности поэмы, определите виды тропов (олицетворения, сравнения, метафоры и т. д.) в следующих цитатах: Ржет дорога в жуткое пространство, Мне нравится степей твоих медь, Луна, как желтый медведь, Ты меня звал Стоном придавленной черни, Словно яблока тяжелое. / Виснет с шеи твоя голова. Родное золото славян. Слышен прялки ровный разговор. Стонет Русь от цепких лапищ. Всех связали, всех вневолили, И березами заплаканный наш тракт. Уж мятеж вздымает паруса, Из пасти темноты / Выдергивают звезды, словно зубы. Колокол луны скатился ниже.
Как вы считаете, чем объяснить столь насыщенное, обильное употребление эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор в тексте поэмы? Подготовьте развернутый ответ на этот вопрос, аргументируя свои суждения примерами из текста поэмы.

Ответы и решения.

Художественные особенности поэмы С. Есенина "Пугачев". Виды тропов:

Ржет дорога в жуткое пространство - олицетворение и эпитет (жуткое);

Мне нравится степей твоих медь - метафора;

Луна, как желтый медведь - сравнение;

Ты меня звал / Стоном придавленной черни - олицетворение (Ты (Яик) меня звал), метафора (шум реки как «стон черни») и эпитет (придавленный);

Словно яблоко тяжелое / Виснет с шеи твоя голова - сравнение (головы с яблоком) и эпитет (тяжелое);

Родное золото славян - метафора (золото) и эпитет (родное);

Слышен прялки ровный разговор - олицетворение (прялки разговор) и эпитет (ровный);

Стонет Русь от цепких лапищ - олицетворение (стонет) и эпитет (цепких);

Всех связали, всех вневолили - метафора (вневолили);

И березами заплаканный наш тракт - олицетворение (березами заплаканный) и метафора (заплаканный тракт);

Уж мятеж вздымает паруса - олицетворение (мятеж вздымает) и метафора (паруса);

Из пасти темноты выдергивают звезды, словно зубы - олицетворение (выдергивают), метафора (пасть темноты) и сравнение (словно зубы);

Колокол луны скатился ниже - метафора.

Объяснить столь обильное употребление тропов в тексте поэмы можно тем, что автор вложил в текст свои эмоции и переживания, старался наиболее красочно и ярко описать события. Мятеж представлялся Есенину справедливой освободительной войной (стонет Русь от цепких лапищ).

Яркие тропы придают поэме эмоциональность, показывают движение и развитие образов, их противоборство, драматизм. Благодаря большому количеству тропов, у читателя возникает чувство причастности к событиям и усиливается эмоциональное восприятие происходящего.

Ответ оставил Гость

1) "Разящие волны" - волны, сила которых способна убить(поразить). Можно использовать при описании шторма на море:"Разящие волны сбивали с ног, грозя смыть с палубы в бушующее море" . Или при рассказе о об отдыхе на морском побережье:"Удовольствием было распрямиться, принять разящие волны и устоять, не поддаться их напору. Хотя это редко удавалось."
2) "Бесстыдный" - не имеющий стыда, наглый человек или поступок. "Совершенно бесстыдный человек, он не считался с мнением окружающих". "Он совершил бесстыдный поступок, о котором не хочу говорить, но с этим человеком я порвала навсегда"
3) "Трусливый" - робкий, всего боящийся, не могущий победить страх. "Трусливый человек своей тени боится". "Я по натуре трусливый , не могу понять, как я ввязался в это дело" .
4) "Рать врагов" - вражеское войско. "Повинуясь сигналу, рать врагов ринулась в атаку". "Страсти и пороки - это рать врагов рода человеческого".
5) "Стон придавленной черни" - жалобный звук от боли и горя у угнетенных бедняков. Выражение употребил Сергей Есенин в своей поэме "Пугачев". В наше время в разговорной речи это может цитироваться только в публицистических выступлениях или шутливом и ироническом тоне. "Стон придавленной черни и поныне мы можем слышать, когда пенсия раскладывается на кучки, квартплата растет, на питание остается все меньше" . "Взглянув на груду оставшейся после праздника посуды, я, издав стон придавленной черни , приступила."
6) "Грустящие деревни" - это олицетворение, вся деревня считается, подобно человеку, испытывающей негативное чувство- тоски, грусти, печали. У Лермонтова в стихотворении "Родина" уже встречались, к примеру, "печальные деревни ". Это грусть о чем-то потерянном или несбыточном. Может также употребляться в публицистической или ироничной речи. "Трясясь по проселочным дорогам, я всматривался в грустящие деревни , пытаясь найти в них хотя бы робкие признаки возрождения, но тщетно". "На летние каникулы я захвачу к бабушке свой скутер: берегитесь, грустящие деревни !".
7) "Замысел" - вынашиваемый план. " Писатель сказал, что у него сначала был совсем другой замысел , но герои все решили по-своему ". "Есть, есть у меня один замысел , но пока помолчу"
8) "Странник" - паломник, богомолец, идущий пешком, часто в одиночку. Или бредущий человек не имеющий дома и цели, непонятый скиталец. С.Есенин: "Каждый в этом мире странник ". " Погруженный в раздумья, я брел по улицам. как странник , и опомнился уже далеко от того места, которое мне было нужно".
9) "Стонет Русь" - народ издает стоны и не знает, куда деваться от горя.
"Стонет Русь , но и протест подспудно зреет" " Стонет Русь от цепких лапищ - это олицетворение и метафора"
10) "Сострадание" - сочувствие ближнему, восприятие его беды, как своей. "Сострадание -христианская добродетель". " Великое сострадание меня охватило, когда я подумала о его муках" .
11) "Подкошенная трава" - легшая рядком после среза косой трава, не имеющая больше связи со стеблем и питающим корнем. В переносном значении выражение может описывать состояние сбитого с ног (пулею или дурной вестью) человека. "Подкошенная трава быстро подсыхала под полуденным солнцем". "Услыхав это, я как подкошенная трава , рухнула на диван".
12) "Вещий" - предсказывающий будущее, мудрый. "Как ныне сбирается вещий Олег". "Мне приснился вещий сон".
13) "Озарить" - осветить, внезапно сделать ясным. "Солнце уже вот-вот взойдет, чтобы озарить этот ландшафт, воистину достойный того, чтобы его касались лучи светила". "До сих пор не понимаю, как это могло меня озарить , но все потом оказалось правдой."