Как подругому называется рассказ уроки французского. О чем писал Распутин в автобиографическом произведении и почему называется рассказ «Уроки французского

Чтобы понять главную мысль рассказа, которую пытался донести до читателей В. Распутин, необходимо понимать, почему произведение называется «Уроки французского».

Прямое значение

В заглавие произведения писатель поставил словосочетание «Уроки французского», потому что повествование тесно связано с деятельностью Лидии Михайловны, учительницы французского языка.

Она видела, что главный герой отстает по ее предмету, поэтому организовывает для него дополнительные занятия, которые позже переросли в нечто большее, чем простое изучение языка. Хотя и здесь у героя были успехи: учительница сделала все, чтобы мальчик полюбил данный предмет, произношение у него стало намного лучше, чем он несказанно гордился. Так об этом говорил рассказчик: «Правда, толк от этого выходил, постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то лететь».

Переносное значение

Еще одной причиной, почему рассказ называется «Уроки французского», является то, что в основе данного словосочетания лежит слово «уроки». Это уроки доброты, самопожертвования и неравнодушного отношения к другим людям. Помимо своего предмета Лидия Михайловна учила детей жизни, показывала, что в любой ситуации, даже самой тяжелой, необходимо оставаться в первую очередь человеком, а не учителем или директором.

Если бы писатель назвал произведение «Лидия Михайловна», звучала бы неоднозначность в отношении к действиям учительницы. Названия «Уроки нравственности» или «Уроки доброты» были бы со слишком прямыми. Именно название, данное автором, позволяет скрыто убедить читателя, что поступок Лидии Михайловны - настоящий человеческий подвиг.

Значение уроков

Все жизненные уроки, которые Лидия Михайловна смогла преподать герою наравне с материалом предмета, способствовали воспитанию мальчика. Даже спустя время рассказчик вспоминает героиню добрым словом, рассказывает то хорошее, что она сделала для него. Для персонажа поступок учительницы обретает большую цену.

«Уроки французского» В. Распутина — это очень хороший рассказ, который повествует о послевоенном времени глазами одиннадцатилетнего мальчишки, учащегося в школе. Сначала мы не понимаем, причем здесь уроки французского. О них мы узнаем только одно — что это нелюбимый предмет главного героя.

Но со второй половины рассказа мы начинаем понимать, что уроки французского — это не столько даже французский язык, сколько уроки доброты. Учительница главного героя, Лидия Михайловна, решила давать своему ученику индивидуальные занятия

— чтобы улучшить его произношение. Но постепенно становится очевидным, что она не столько хотела обучить его французскому языку, сколько помочь ему справиться с тяжелой жизнью в городе. Ведь этот мальчик — он живет самостоятельно, вдалеке от своей родной деревни, своих родителей. Запасов еды, которые присылает ему мать, не хватает на всю неделю. Он даже вынужден голодать по нескольку дней подряд. Но очевидно, что этот мальчик очень умный и добрый. Он не задирист, в отличие от Вадима, старшеклассника, и не ябедничает. Но он ужасно одинок. Поэтому Лидия Михайловна и «прописывает» ему индивидуальные «уроки французского».

Уроки очень не нравятся главному герою. Ему мучительна сама мысль, что нужно ходить домой в учительнице. Но вскоре он обнаруживает успехи во французском. Наконец, ему дается произношение этого сложного языка. Но на этом «уроки» не заканчиваются. Теперь Лидия Михайловна решила научить подопечного игре в «замеряшки» — игре на деньги.

Таким способом мальчик стал не только отстраняться от своей учительницы, но он и привык к ней. Они уже разговаривали на равных, веселились, спорили, играли. Мне кажется, что такие «уроки» доброты от Лидии Михайловны способствовали тому, что мальчик избавился от одиночества и от съедавшей его тоски. Он постепенно понял, что мир может быть очень добр к нему. И главным образом он обязан этим Лидии Михайловне с ее «уроками французского».

Поэтому, мне кажется, что название «Уроки французского» — это лишь зашифрованное название уроков доброты, сочувствия, помощи, которые добрая учительница преподнесла своему понимающему ученику.

Сочинения по темам:

  1. Валентин Распутин — русский писатель, наш современник. Он — коренной сибиряк, сын крестьянина, поэтому хорошо знает жизнь сибирской глубинки, поэтому...
  2. Повествование в рассказе ведется от первого лица. Действие происходит в 1948 году. Главный герой – мальчик, который учится в пятом...
  3. Валентина Распутина по праву можно назвать «деревенским» писателем, так как на страницах его произведений часто разворачиваются события именно с представителями...

Произведения автора - это всегда своеобразный дневник, где запечатлены сокровенные мысли, переживания и события, случавшиеся с ним в жизни. Рассказ Валентина Распутина, о котором пойдет речь, в большей степени, нежели другие его произведения, автобиогафичен. Давайте разберемся, почему. Называется рассказ «Уроки французского». В основе его лежит реальная история - подростком писатель вынужден был покинуть свой дом, чтобы продолжить обучение в среднем звене общеобразовательной школы: в родной деревне имелась только начальная. Не случайно рассказ ведется от первого лица. Даже имя учительницы - Лидия Михайловна - отнюдь не вымышленное.

Послевоенное детство

Главный герой рассказа «Уроки французского» так же, как когда-то Валентин Распутин, оказался в городе, поселился у тетки. Шел 1948 год, голодное время. Здесь мальчику пришлось очень нелегко, скудные припасы, которые отправляла ему из деревни мать, исчезали за считанные дни: кто-то из теткиных ребятишек повадился таскать продукты. Нередко герою приходилось довольствоваться одним кипятком. Еще тяжелей ему давалась разлука с родными, а вокруг не было ни одного человека, готового сказать мальчишке доброе слово. Мальчуган страдал малокровием, каждый день ему была необходима хотя бы кружка молока. Мать иногда присылала ему небольшие деньги на это самое молоко, и мальчик покупал его на базаре. Однажды он решился вложить монеты в игру под названием «чика», подолгу тренировался и, наконец, начал выигрывать. Ему нужен был только рубль, чтобы купить молоко, поэтому мальчик, выиграв его, покидал игру. Осторожного и удачливого игрока пацаны побили. Это обстоятельство дало толчок событиям, которые изменили мышление героя. А читатель начинает понимать, почему называется рассказ «Уроки французского».

Необыкновенная учительница

Лидия Михайловна - молодая красивая женщина родом с Кубани. Герою она казалась небожительницей. В ней его восхищало и удивляло все: загадочный язык, который она преподавала, нездешний запах ее духов, мягкость, свобода и уверенность. Она была совсем не похожа на учительницу и будто бы сама недоумевала: зачем она здесь?

Человеческое участие

Лидия Михайловна быстро и внимательно оглядывала каждого ученика, чтобы убедиться, что с детьми все в порядке. Немудрено, что она сразу заприметила синяки и ссадины на лице парнишки. Узнав, что он играет на деньги, она не поволокла мальчишку к директору, как было принято, а решила поговорить с ним по душам. Услышав, что ребенок покупает не конфеты, а молоко, она задумалась. Разговор закончился тем, что мальчик пообещал больше не играть на деньги. Но голод заставил его вновь промышлять подобным образом. Его опять избили. Учительница понимала, что мальчуган выживает, как может. Она очень хотела ему как-то помочь. Для занятий Лидия Михайловна стала приглашать подопечного к себе домой, общалась с ним по-дружески участливо, пыталась его накормить. Но робкого и гордого мальчика невозможно было усадить за обеденный стол. Тогда учительница оставила в школе на имя мальчика посылку с продуктами, будто бы от матери. В ней были макароны, сахар и гематоген. Диковинный набор выдал благодетельницу с головой: парнишка догадался, от кого посылка, и наотрез отказался ее брать. Желая облегчить жизнь ребенка, Лидия Михайловна идет на педагогическое «преступление»: она играет с учеником в «пристенок» на деньги, исхитряясь «жульничать» не в свою пользу. Этот кульминационный момент в повествовании делает очень драматичным и человечным рассказ Распутина.

Уроки французского

Параллельно с этими, отмеченными глубоким нравственным содержанием, взаимоотношениями учительницы и ученика, идет обучение французскому языку. Мальчику удавалось все, кроме произношения. Но ежедневные занятия пробудили в нем интерес и способность к языку. Целеустремленный герой шаг за шагом преодолевал трудности. Постепенно вместо пытки, занятия языком сделались для него удовольствием. Но, разумеется, не в этом только таится ответ на вопрос о том, почему называется рассказ «Уроки французского».

Наука доброты

Живое сострадание, милосердие без формализма - вот чем обогатила внутренний мир героя эта удивительная учительница. Формально игра с учеником на деньги - поступок аморальный, но когда мы понимаем, зачем молодая женщина это делает, он приобретает совсем иной духовный смысл. Вспоминая об учительнице, Распутин писал, что в ней была какая-то особая независимость, уберегавшая ее от ханжества. Ей не нужно было произносить воспитательные монологи о благородстве, честности и доброте. Просто все, что она делала, непринужденно и естественно становилось лучшими уроками жизни для ее юных подопечных.

В жизни автора были, конечно, и другие хорошие учителя. Но детское воспоминание о преподавателе французского, раскрывшем вместе с премудростью иноземного наречия тонкости не прописанной в учебниках этики, навсегда определило духовный склад писателя. Вот почему называется рассказ «Уроки французского».

Игроки были застигнуты директором, Лидию Михайловну уволили, и она уехала к себе на Кубань. А вскоре мальчик получил посылку, в которой под макаронами лежали румяные антоновские яблоки.

ТЕМА : Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».

ЦЕЛЬ УРОКА : объяснить смысл названия рассказа, выяснить, какой смысл вложил автор в слово «уроки»

ЗАДАЧИ : раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

ТЕМА : Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».

ЦЕЛЬ УРОКА : объяснить смысл названия рассказа, выяснить, какой смысл вложил автор в слово «уроки»

ЗАДАЧИ : раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».

СЛАЙД № 1: На экране слайд: портрет Распутина, тема урока, иллюстрация, на которой изображены яблоки в посылочном ящике.

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

На прошлом уроке вы познакомились с текстом рассказа В.Распутина «Уроки французского».

Сегодня мы с вами постараемся понять, почему автор назвал своё произведение именно так: «Уроки французского», а также познакомимся с такими понятиями, как духовные ценности», «духовная память», нравственность.

Давайте вспомним, что мы узнали о нашем главном герое, какие черты характера нам особенно понравились (Добросовестный, ответственный, настойчивый, честный, справедливый).

Скажите, почему после драки герою было стыдно идти в школу? (боится показаться ненадежным человеком)

Как его встретила Лидия Михайловна? (сначала пошутила, потом поняла, почему ее ученик избитый)

Какой казалась мальчику Лидия Михайловна? (сказочным существом)

А как выглядел герой? (зачитать) стр.134.

Какой художественно-выразительный прием использовал автор, описывая внешний вид мальчика и учителя? (противопоставление, антитеза)

Почему герой нарушает слово не играть на деньги? (очень хотелось кушать)

Что решила сделать Лидия Михайловна, в очередной раз увидев разбитую губу мальчика?

а) сначала пригласила к себе, для того чтобы позаниматься французским языком

б) затем прислала посылку (показать гематоген) зачитать стр. 143

Почему Лидия Михайловна старалась помочь герою? (видела его способности)

На какой шаг ещё решилась Лидия Михайловна? зачитать стр.151

Мы говорили о противопоставлении внешности Лидии Михайловны и героя. А с кем Распутин противопоставил Лидию Михайловну по характеру?

А сейчас давайте попробуем составить словарь добрых слов, которыми мы могли бы охарактеризовать Лидию Михайловну и записать, какие качества характера мы заметили у директора.

Словарь добрых качеств Директор

Доброта, понимание Черствость

Чуткость, справедливость Невнимательность

Отзывчивость Формализм

Уважительное отношение к детям Бездушие

Милосердие

Щедрость

Сострадание, сочувствие

Почему Лидия Михайловна не стала ничего объяснять директору? (он бы не понял)

А почему Лидия Михайловна помогала именно этому ученику? (она спасала его, помогала, потому что он был талантлив, но наш герой тогда этого не понимал)

Лидия Михайловна уезжает, попрощавшись с героем (сцена из фильма).

А через некоторое время герой получает посылку. Мальчик узнал яблоки, которые не видел никогда. Лидия Михайловна открыла ему другой мир, мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе. избавлять от одиночества. О яблоках он и не мечтал никогда. Он их узнал сразу, и также узнал теперь, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь, А это и есть духовные ценности.

Откроем стр. 113.

Здесь предисловие к рассказу, которое написал сам Распутин. Это мысли уже взрослого человека, его духовная память. (зачитать)

А теперь подумайте, почему рассказ назван «Уроки французского» и,в этом вам поможет название предисловия.

И самое главное: рассказ автобиографичен учительница на самом деле существовала, но она не помнила, о чем писал Распутин. Почему? (потому что истинное добро никогда не требует отдачи) Зачитать стр.113

Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока, объяснили смысл названия рассказа?

Мы справились с задачами урока:

Поговорили о душевном состоянии героя

Обсудили, какими качествами обладала Лидия Михайловна

Обсудили, что такое духовные ценности, духовная память

Распутин сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература – это воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».

Вы знаете, нам сегодня тоже пришла посылка. Как вы думаете, что в ней.(яблоки) Я очень хочу, чтобы эти яблоки стали для вас частичкой добра, чтобы после нашего урока вы стали милосерднее, добрее к тем, кто с вами рядом.

Д/з: Мини-сочинение «Учитель ХХI века».


Ну держи. Может только немножко нужно доработать. Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. В рассказе «Уроки французского» В. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице: он маленький, он один в чужой стороне, он постоянно голоден, но всё равно ни за что не склонится ни перед Вадиком ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра. В мальчике органично сочетаются светлая весёлая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей вокруг и недетские серьёзные размышления о бедах, принесённых войной.

Писатель вспоминает о себе, одиннадцатилетнем мальчике, пережившем войну, послевоенные тяготы жизни. Взрослым людям часто бывает стыдно перед детьми за плохие поступки, свои и чужие ошибки, трудности. В этом рассказе писатель повествует не только об уроках нравственности, уроках человечности, которые совсем не по правилам даёт молодая учительница, но и о мужестве Лидии Михайловны, не побоявшейся грозного директора. Прочитав рассказ Валентина Распутина, я поняла, что ничего подобного еще не читала. Какое интересное произведение!

До этого попадались нравоучительные рассказы, где все ясно и понятно: кто хороший, кто плохой. А здесь все перемешано. Добрый, умный, талантливый парень, а играет на деньги. Но это ему необходимо, чтобы выжить в голодные послевоенные годы (“...Я только рубль выиграю...

Покупаю молоко...”). Учитель, педагог, воспитатель играет со своими учениками на деньги. Что это: преступление или акт доброты и милосердия? Однозначно не ответишь. Жизнь намного сложнее ставит задачи, чем человек может решить.

И нет только белого и черного, хорошего и плохого. Мир многоцветен, в нем масса оттенков. Лидия Михайловна необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все “честные” способы помочь своему талантливому ученику: кормить хотела как бы невзначай, мол к обеду поспел, и посылку посылала, да не хочет “наш герой” получать помощь.

Он считает это унизительным для себя, а вот зарабатывать не отказывается, И тогда учитель сознательно идет на “преступление” с точки зрения педагогики, играет с ним на деньги. Лидия Михайловна точно знает, что он обыграет ее, получит “свой заветный рубль, купит молоко”, которое так необходимо ему. Вот и получается, что вовсе не “преступление” это, а хороший поступок. Почему же директор школы ничего не понял? Скорее всего, Лидия Михайловна не стала ничего объяснять, оправдываться, у нее есть гордость. Через три дня Лидия Михайловна уехала.

» Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому. - Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь, - А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет... Тут виновата я... Среди зимы, уже после арских каникул, мне пришла на школу по почте посылка...

В ней лежали макароны и три красных яблока... Раньше я видел только на картинке, но догадался, что это они”. Замечательный рассказ, из тех, которые не забываются.

Да и как такое можно забыть! Этот рассказ учит людей состраданию. И тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости, И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище.