План: Понятие образовательных потребностей. Образовательные потребности и запросы учащихся и их родителей Личными интересами образовательными потребностями и

Особые образовательные потребности обучающихся с РАС

Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в целом нарушено и осуществляется не так в норме, и не так, как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми.

Искажение развития характерно проявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребёнка. Он может иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и не осмыслять простейших связей в происходящем в обыденной жизни, чему специально не учат обычного ребёнка. Может не накапливать элементарного бытового жизненного опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлечённых областях знания – выделять цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами, буквами, грамматическими формами и т.п. Этому ребёнку трудно активно приспосабливаться к меняющимся условиям, новым обстоятельствам, поэтому имеющиеся у таких детей способности и даже уже выработанные навыки и накопленные знания плохо реализуются в жизни.

Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру представляют особенную трудность. Установление эмоционального контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие, в совместное осмысление происходящего представляют базовую задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.

Особые образовательные потребности детей с аутизмом в период начального школьного обучения включают, помимо общих, свойственных всем детям с ОВЗ, следующие специфические нужды:

  • в значительной части случаев в начале обучения возникает необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе. Посещение класса должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с наличными возможностями ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания ребенка к ситуации обучения в классе оно должно приближаться к его полному включению в процесс начального школьного обучения;
  • выбор уроков, которые начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные;
  • большинство детей с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка, проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Поступление в школу обычно мотивирует ребенка на преодоление этих трудностей и его попытки должны быть поддержаны специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков;
  • необходима специальная поддержка детей (индивидуальная и при работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;
  • может возникнуть необходимость во временной и индивидуально дозированной поддержке как тьютором, так и ассистентом (помощником) организации всего пребывания ребенка в школе и его учебного поведения на уроке; поддержка должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере привыкания ребенка, освоения им порядка школьной жизни, правил поведения в школе и на уроке, навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации;
  • в начале обучения, при выявленной необходимости , наряду с посещением класса, ребенок должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными занятиями с педагогом по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с учителем, адекватно воспринимать похвалу и замечания;
  • периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы ребенку с РАС даже при сформированном адекватном учебном поведении для контроля за освоением им нового учебного материала в классе (что может быть трудно ему в период привыкания к школе) и, при необходимости, для оказания индивидуальной коррекционной помощи в освоении Программы;
  • необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания ребенка в школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;
  • необходима специальная работа по подведению ребенка к возможности участия во фронтальной организации на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; в использовании форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес соучеников;
  • в организации обучения такого ребенка и оценке его достижений необходим учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме особенностей освоения «простого» и «сложного»;
  • необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения, способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
  • необходима специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;
  • ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;
  • ребенок с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в специальной организации на перемене , в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие с другими детьми;
  • ребенок с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
  • необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
  • педагог должен стараться транслировать эту установку соученикам ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать детей в доступное взаимодействие;
  • необходимо развитие внимания детей к проявлениям близких взрослых и соучеников и специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;
  • для социального развития ребёнка необходимо использовать существующие у него избирательные способности;
  • процесс его обучения в начальной школе должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками, семьи и школы;
  • ребенок с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

Особые образовательные потребности - это термин, не так давно появившийся в современном обществе. За рубежом он вошел в массовое употребление раньше. Появление и распространение понятия особых образовательных потребностей (ООП) говорит о том, что общество постепенно взрослеет и пытается всячески помочь детям, жизненные возможности которых ограничены, а также тем, которые по воле обстоятельств попали в трудную жизненную ситуацию. Социум начинает помогать таким детям адаптироваться в жизни.

Ребенок, имеющий особые образовательные потребности - это уже не тот, у которого наблюдаются аномалии и нарушения в развитии. Социум отходит от разделения детей на «нормальных» и «ненормальных», поскольку между этими понятиями существуют весьма призрачные границы. Даже при самых обычных способностях у ребенка может наблюдаться отставание в развитии, если ему не уделяется должное внимание со стороны родителей и общества.

Сущность понятия детей с ООП

Особые образовательные потребности - это понятие, которое должно постепенно вытеснить из массового употребления такие термины, как «аномальное развитие», «нарушения развития», «отклонения в развитии». Оно не определяет нормальность ребенка, а акцентирует внимание на том, что он не особо отличается от остальных членов общества, но имеет потребности в создании особых условий для его обучения. Это сделает его жизнь более комфортной и максимально приближенной к той, которую ведут обычные люди. В частности образование таких детей должно осуществляться с помощью специфических средств.

Отметим, что «дети, имеющие особые образовательные потребности» - это не только название для тех, кто страдает от психических и физических нарушений, но также и для тех, кто их не имеет. Например, когда необходимость в специальном образовании возникает под влиянием каких-либо социокультурных факторов.

Заимствование термина

Особые образовательные потребности - это понятие, которое впервые было применено в лондонском докладе в 1978 году, посвященном и сложностям обучения детей-инвалидов. Постепенно оно начало употребляться все чаще. В настоящее время этот термин стал частью образовательной системы в европейских странах. Также он широко распространен в США и Канаде.

В России понятие появилось позже, однако нельзя утверждать, что его значение является всего лишь калькой западного термина.

Группы детей с ООП

Контингент детей, имеющих ООП, современная наука разделяет на три группы:

  • с характерными ограниченными возможностями по состоянию здоровья;
  • столкнувшиеся с трудностями при обучении;
  • живущие в неблагоприятных условиях.

То есть в современной дефектологии термин имеет следующее значение: особые образовательные потребности - это условия развития ребенка,которому требуются обходные пути, чтобы достичь тех задач развития культуры, которые при обычных условиях выполняются стандартными способами, укоренившимися в современной культуре.

Категории детей, имеющих особенности психического и физического развития

Для каждого ребенка с ООП характерны свои особенности. По этому признаку детей можно разделить на такие группы:

  • для которых характерны нарушения слуха (полное или частичное отсутствие слуха);
  • с проблемным зрением (полное или частичное отсутствие зрения);
  • с интеллектуальными аномалиями (те, у которых имеет место ;
  • у которых нарушена речь;
  • имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • со сложной структурой нарушений (слепоглухонемые и т. п.);
  • аутисты;
  • дети, имеющие эмоционально-волевые нарушения.

ООП, общие для различных категорий детей

Специалистами выделяются ООП, которые являются общими для детей, несмотря на разницу в их проблемах. К ним можно отнести потребности такого рода:

  • Обучение детей с особыми образовательными потребностями должно начинаться сразу же, как только были выявлены нарушения в нормальном развитии. Это позволит не потерять время и достигнуть максимального результата.
  • Использование специфических средств для осуществления обучения.
  • В учебную программу должны быть введены специальные разделы, не присутствующие в стандартной школьной программе.
  • Дифференциация и индивидуализация обучения.
  • Возможность максимально расширить процесс образования за пределы учреждения.
  • Продление процесса учебы после окончания школы. Предоставление возможности молодым людям поступить в университет.
  • Участие квалифицированных специалистов (врачей, психологов и др.) в обучении ребенка с проблемами, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Общие недостатки, которые наблюдаются в развитии детей с ООП

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями обладают общими характерными недостатками. К ним можно отнести:

  • Недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор.
  • Проблемы с общей и мелкой моторикой.
  • Заторможенность в развитии речи.
  • Трудность в произвольной регулировке поведения.
  • Некоммуникабельность.
  • Проблемы с
  • Пессимизм.
  • Неумение вести себя в обществе и контролировать собственное поведение.
  • Низкая или слишком высокая самооценка.
  • Неуверенность в своих силах.
  • Полная или частичная зависимость от окружающих.

Действия, направленные на преодоление общих недостатков детей с ООП

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями направлена на то, чтобы с помощью специфических методов устранить эти общие недостатки. Для этого в стандартные общеобразовательные предметы школьной программы вносятся некоторые изменения. К примеру, введение пропедевтических курсов, то есть вводных, сжатых, облегчающих понимание ребенка. Этот способ помогает восстановить недостающие сегменты знаний об окружающей среде. Могут вводиться дополнительные предметы, помогающие улучшить общую и мелкую моторику: лечебная физкультура, творческие кружки, лепка. Кроме того, могут проводиться всевозможные тренинги, помогающие детям с ООП осознать себя полноценными членами общества, повысить самооценку и приобрести уверенность в себе и своих силах.

Специфические недостатки, характерные для развития детей с ООП

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями, помимо решения общих проблем, должна также включать в себя и решение вопросов, возникающих вследствие наличия у них специфических недостатков. Это важный нюанс образовательной работы. К специфическим недостаткам относятся те, которые обусловлены поражением нервной системы. Например, проблемы со слухом и зрением.

Методика обучения детей с особыми образовательными потребностями учитывает эти недостатки при разработке программ и планов. В программу обучения специалисты включают специфические предметы, которые не входят в обычную систему школьного образования. Так, детей, имеющих проблемы со зрением, дополнительно обучают ориентированию в пространстве, а при наличии нарушений слуха помогают развить остаточный слух. В программу по их обучению также включены уроки по формированию устной речи.

Задачи обучения детей с ООП

  • Организация образовательной системы таким образом, чтобы максимально активизировать желание у детей познавать мир, сформировать у них практические знания и умения, расширить кругозор.
  • детей с особыми образовательными потребностями для того, чтобы выявить и развить способности и задатки учащихся.
  • Стимулирование к самостоятельным действиям и принятию собственных решений.
  • Формирование и активация у обучающихся познавательной активности.
  • Закладка основ научного мировоззрения.
  • Обеспечение всестороннего развития самодостаточной личности, которая могла бы адаптироваться в существующем социуме.

Функции обучения

Индивидуальное обучение детей с особыми образовательными потребностями призвано выполнять следующие функции:

  • Развивающая. Данная функция предполагает, что процесс обучения направлен на развитие полноценной личности, чему способствует получение детьми соответствующих знаний, умений и навыков.
  • Образовательная. Не менее важная функция. Образование детей с особыми образовательными потребностями способствует формированию у них базовых знаний, которые будут являться основой информационного фонда. Также существует объективная необходимость развивать у них практические навыки, которые помогут им в дальнейшем и существенно упростят их жизнь.
  • Воспитательная. Функция направлена на формирование всестороннего и гармоничного развития личности. Для этой цели учащимся преподают литературу, искусство, историю, физическую культуру.
  • Коррекционная. Данная функция предполагает воздействие на детей путем особых методов и приемов, которые стимулируют познавательные возможности.

Структура коррекционного педагогического процесса

Развитие детей с особыми образовательными потребностями включает в себя следующие составляющие:

  • Диагностико-мониторинговая. Работа по диагностике - одна из самых главных при обучении детей с ООП. В коррекционном процессе ей отводится ведущая роль. Она является индикатором результативности всех мероприятий по развитию детей с ООП. Она включает в себя исследование особенностей и потребностей каждого из учащихся, который нуждается в помощи. Исходя из этого, разрабатывается программа, групповая или индивидуальная. Также большое значение имеет исследование динамики, с которой развивается ребенок в процессе обучения в специальной школе по специальной программе, оценка эффективности образовательного плана.
  • Физкультурно-оздоровительная. Поскольку большинство детей с ООП имеют отклонения в физическом развитии, эта составляющая процесса развития обучающихся крайне важна. Она включает в себя занятия для детей лечебной физкультурой, что помогает им научиться управлять своим телом в пространстве, отработать четкость движений, довести некоторые действия до автоматизма.

  • Воспитательно-образовательная. Данная составляющая способствует формированию всесторонне развитых личностей. В итоге дети с ООП, которые еще недавно не могли нормально существовать в мире, становятся гармонично развитыми. Кроме того, в процессе обучения большое внимание уделяется процессу воспитания полноценных членов современного общества.
  • Коррекционно-развивающая. Эта составляющая направлена на развитие полноценной личности. В ее основе лежит организованная деятельность детей с ООП, направленная на получение необходимых для полноценной жизни знаний, усвоение исторического опыта. То есть процесс обучения должен быть основан таким образом, чтобы максимально активизировать стремление к познанию учеников. Это поможет им догнать в развитии сверстников, которые не имеют отклонений в развитии.
  • Социально-педагогическая. Именно эта составляющая завершает формирование полноценной личности, готовой к самостоятельному существованию в современном социуме.

Необходимость индивидуального обучения ребенка с ООП

Для детей с ООП могут применяться две коллективная и индивидуальная. Эффективность их зависит от каждого отдельного случая. Коллективное образование происходит в специальных школах, где созданы особые условия для таких детей. При общении со сверстниками ребенок, имеющий проблемы в развитии, начинает активно развиваться и в некоторых случаях достигает больших результатов, чем некоторые абсолютно здоровые дети. При этом индивидуальная форма обучения необходима для ребенка в следующих ситуациях:

  • Для него характерно наличие множественных нарушений развития. Например, в случае тяжелой формы умственной отсталости или при обучении детей с одновременными нарушениями слуха и зрения.
  • Когда у ребенка наблюдаются специфические отклонения в развитии.
  • Возрастные особенности. Индивидуальное обучение в раннем возрасте дает хороший результат.
  • При обучении ребенка в домашних условиях.

Однако фактически для детей с ООП крайне нежелательно, так как это ведет к формированию замкнутой и неуверенной в себе личности. В дальнейшем это влечет за собой проблемы в общении со сверстниками и другими людьми. При коллективном обучении у большинства детей раскрываются коммуникативные способности. В итоге происходит формирование полноценных членов общества.

Таким образом, появление термина "особые образовательные потребности" говорит о взрослении нашего общества. Поскольку данное понятие переводит ребенка с ограниченными возможностями и аномалиями в развитии в разряд нормальных полноценных личностей. Обучение детей с ООП направлено на расширение у них кругозора и формирование собственного мнения, обучение навыкам и умениям, которые необходимы им для ведения в современном обществе нормальной и полноценной жизни.

По факту особыми образовательными потребностями называются потребности, которые отличаются от тех, что предлагаются всем детям в рамках общеобразовательных школ. Чем шире возможности их удовлетворения, тем выше шанс ребенка получить максимальный уровень развития и необходимую ему поддержку на сложном этапе взросления.

Качество системы образования детей с ООП определяется индивидуальным подходом к каждому обучающемуся, поскольку для каждого «особого» ребенка характерно наличие своей собственной проблемы, которая мешает ему вести полноценную жизнь. Причем зачастую эту проблему можно решить, пусть и не полностью.

Основной целью обучения детей с ООП является введение в общество ранее изолированных индивидуумов, а также достижение каждым ребенком, который причислен к этой категории, максимального уровня образования и развития, активация у него стремления к познанию окружающего мира. Крайне важно формирование и развитие из них полноценных личностей, которые станут неотъемлемой частью нового социума.

1

1. Аппакова Э.Г. Аксиологический подход к образовательным потребностям личности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 5-1 (55). – С. 17-19.

2. Тейтельман Н.Б. Потребности в образовании студентов негосударственных вузов: дис…. канд. социол. наук: 22.00.06 / Николай Борисович Тейтельман. – Екатеринбург, 2004. – С. 42.

3. Чадаев А.Ю. Маркетинг образовательных услуг высшего учебного заведения на основе информационной модели / А.Ю. Чадаев, Л.А. Васин. – М.: Финансы и кредит, 2013. – 159 с.

У человека имеется множество потребностей, под которыми принято понимать осознаваемый недостаток чего-либо необходимого для поддержания и развития жизнедеятельности. В различных классификациях выделяют материальные и духовные, физиологические и социальные потребности и т.д. В экономике, которую принято называть экономикой знаний, особое значение приобретают образовательные потребности, так как через их удовлетворение в экономике знаний наращивается основной ее ресурс - человеческий капитал. В данной работе предпринимается попытка рассмотреть сущность понятия «образовательные потребности» и особенности их формирования в современных условиях.

По своей сути содержание понятия «образовательные потребности» означает ответ на вопросы, зачем человеку нужно образование и в каком образовании он нуждается. В общем случае под образовательными потребностями понимают потребности в приобретении человеком компетентности, необходимой ему для решения жизненно важных проблем, как личного, так и профессионального характера. Неоднородность общества с точки зрения возраста, здоровья, места жительства, профессиональной направленности и т.д. порождает наличие множества различных образовательных потребностей. При в течение жизни у одного и того же человека происходит смены образовательных потребностей в зависимости от ситуации, в которой он оказывается. Это обусловливает необходимость предоставления целого набора различных благ для удовлетворения потребностей указанного типа.

Важно понимать, что носителем образовательной потребности является именно человек, несмотря на то, что оплачивать его образование может и он сам, и работодатель, и государство. Такая предпосылка соответствует рыночным постулатам (потребитель - домашнее хозяйство, в данном случае им выступает отдельный человек, приобретающий и наращивающий компетентности), а также положениям теории человеческого капитала, согласно которой (человеческий капитал не отделим от своего носителя, который им и распоряжается).

Вместе с тем можно выделить несколько уровней формирования образовательных потребностей:

На уровне отдельного человека, что связано с изменением структуры личности, формированием ее интересов, ценностных ориентаций и мотивов жизнедеятельности, обратно с развитием образовательных потребностей получает стимул трудовая активность, через приобретение знаний и навыков осуществляется адаптация к внешней среде;

На групповом уровне, что обусловлено воздействием внутрисемейных установок, предпочтений референтных групп, профессионально-квалификационных требований, обеспечивающих сохранение занятости и (или) карьерный рост, обратно с развитие образовательных потребностей преобразует образ жизни человека, что может привести к смене места работы, социального статуса и т.д.;

На уровне всего общества, что опосредовано, с одной стороны, транслированием культурного наследия и социально-экономического опыта предшествующих поколений, с другой, - изменением характера общественного труда и института профессии, и, как следствие, появлением новых ценностей.

Таким образом, та или иная образовательная потребность в экономике знаний обусловлена состоянием экономики, социально-культурными отношениями, включая социальную структуру общества, а также жизненными обстоятельствами конкретного человека с его духовными и материальными потребностями. Сама же потребность в образовании может быть выражена в обусловленном социокультурными факторами активно-деятельностном отношении человека к сфере знания, а также в характеристиках его развития, профессионального и личностного самоопределения и самореализации .

Многообразие и изменчивость образовательных потребностей в течение жизни человека в условиях экономики знаний связано не только и не столько с многообразием решаемых проблем, сколько с устареванием знаний и необходимостью постоянного обновления компетенций для успешной жизнедеятельности в меняющемся мире. Причем эта необходимость проявляется также на трех уровнях: человека-работника, предприятия, государства.

Среди функции образовательной потребности следует выделить:

Формирует образовательные интересы и цели;

Выступает причиной (мотивом) образовательной деятельности, основой мотивационного механизма ее регулирования;

Ориентирует в выборе способа решения жизненных проблем.

С точки зрения конечной целевой ориентации, образовательные потребности могут быть разделены на следующие подвиды:

Материального роста,

Статусного продвижения,

Профессионального совершенства,

Морального самоутверждения,

Социальной адаптации,

Духовной самореализации.

Важно, что каждый из этих подвидов может стать побудительным мотивом к освоению той или иной образовательной программы.

Указанные подвиды образовательных потребностей можно также разделить на:

Базовые (первичные), в рамках которых получение образования рассматривается как способ решения проблемы выживания, гарантия дохода и защищенности от увольнения в будущем;

Вторичные, включающие стремление к профессиональному и финансовому успеху, возможности самовыражения, желание принадлежать к определенной социальной или профессиональной группе .

Не трудно убедиться, что указанные потребности могут быть удовлетворены и другими, отличными от образования средствами. Поэтому относить их к образовательным с некоторой долей условности можно только в том случае, когда их реализация опосредуется получением образования и приобретением соответствующих компетенций. Важно, что в экономике знаний приоритет удовлетворения образовательных потребностей с одной стороны, переориентирует ресурсы в соответствующем направлении, а с другой, - создает у населения предпосылки для их формирования и развития как основы конкурентоспособности.

Библиографическая ссылка

Василенко Н.В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-1. – С. 33-34;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9617 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Образовательные потребности учащихся (далее - ООП) - общественные потребности в общем образовании, в создании оптимальных для реализации энергетических, когнитивных и эмоционально-волевых возможностей учащихся условий. Они затрагивают интересы всех детей, имеющих трудности с обучением и не вписывающихся в стандартные образовательные рамки, а потому нуждаются в создании особых условий, использования специальных программ и материалов, предоставления дополнительных услуг. ООП связаны не только с наличием ограниченных возможностей здоровья, но и с трудностями, испытываемыми учениками во время учебы в школе.

Понятие «образовательные потребности» без какой-либо расшифровки используется в ФЗ «Об образовании», где он отражает:

  • передовое понимание прав человека на реализацию потребностей;
  • ответственность современного гражданского общества за создание необходимых для обучения детей условий.

История понятия «особые образовательные потребности»

Понятие «особые образовательные потребности» (ООП или Special Educational Needs) было впервые предложено Мэри Уорнок в Лондоне в 1978 году. Первоначально в него вкладывался достаточно узкий смысл работы с детьми с инвалидностью и системными нарушениями, но спустя время понятие вышло на новый уровень и отошло от медицинской модели инвалидности, став частью американской, канадской и европейской культуры, где в значительной мере повлияло на характер образования в школе. Понятие ООП активно используется при составлении заключений об особых потребностях учеников, формировании индивидуальных планов обучения, адаптированных программ.

На международном уровне права несовершеннолетних на особые образовательные потребности закреплены в Саламанской декларации о принципах, политике и практической деятельности в образовательной сфере, которая была принята в 1994 году. Текст документа фиксирует право лиц с особыми потребностями на доступ к обучению в обычных школах, где для них должны создаваться необходимые условия. В документе «Рамки действий по образованию детей с особыми потребностями» говорится, что в школы должны быть открыты для каждого ребенка независимо от имеющихся у него языковых, социальных, интеллектуальных или физических особенностей. Таким образом, особые образовательные потребности имеют одаренные дети, ученики с физическими и умственными недостатками, работающие и беспризорные, социально неблагополучные и относящиеся к этническим или языковым меньшинствам.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать об организации образовательного процесса для учащихся с ОВЗ и выявления особых образовательных потребностей помогут статьи электронного журнала "Справочник заместителя директора школы"

- Выявляем потребности родителей обучающихся с ОВЗ (планирование и организация)
- Как организовать образовательное пространство для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья)

В отечественной педагогике термин ООП появился только в начале 2000-х и не является в полной мере заимствованием западного термина, однако выражает стремление общества помочь особенным детям найти свое место в жизни, получив качественное образование. Впервые в России об особых потребностях заговорила К. Шнайдер, рассмотревшая этот вопрос в работе по социологии, размывая понятия «нормального» и «ненормального». Она предложила триединую систему категорий: дети в неблагоприятных условиях, дети с трудностями в обучении и с ОВЗ. Специалисты Института коррекционной педагогики РАО, несмотря на различные потребности учеников с ОВЗ, смогли выделить общие для разных групп детей образовательные потребности школьников :

  • в особых средствах пошагового обучения, дифференциации и качественной индивидуализации образовательного процесса;
  • в согласовании деятельности узких разнопрофильных специалистов, привлечении родителей и членов семей школьника;
  • в формировании особой временной и пространственной организации среды обучения;
  • в предельном расширении образовательного пространства, выходе за рамки привычного и границы ОУ для пролонгирования учебного процесса;
  • во введении таких разделов обучения, которых нет в программе нормально развивающихся детей, но которые нужны ученикам с особыми потребностями.

Кто такие дети с особыми образовательными потребностями?

Дети с особыми образовательными потребностями - ученики, которые нуждаются в помощи педагогов, специалистов и родителей, обеспечении дополнительной поддержки в процессе обучения. Выделение такой категории школьников свидетельствует о постепенном вытеснении из общественного лексикона понятий «отклонения в развитии» или «аномалии развития», отказе от деления общества на «нормальных» и «ненормальных». Именно поэтому индивидуальные образовательные потребности учащихся могут возникнуть у детей, попавших в особые социокультурные условия, подростков с физическими или психическими нарушениями, одаренных детей. Детям с ООП для получения знаний требуются особые условия, которые позволят им учиться в комфортной атмосфере. Отныне наблюдается смещение акцентов с отклонений и недостатков детей на выявление и удовлетворение их потребностей в особых средствах и условиях обучения, что является демонстрацией ответственности общества за каждого его члена.

Понятие «дети с ООП» касается каждого, чьи образовательные затруднения выходят за границы привычных норм. Российская наука выделяет три категории детей с особыми образовательными потребностями:

  1. дети из группы риска (проживающие в неблагоприятных условиях);
  2. у которых возникли неожиданные затруднения в обучении;
  3. с характерными ограниченными возможностями здоровья - с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата различной степени выраженности, аутизмом, эмоционально-волевыми и со сложной структурой нарушений.

Как правило, у детей с особыми образовательными потребностями наблюдаются проблемы с общей и мелкой моторикой, познавательной деятельностью, они имеют недостаточно широкий кругозор и фрагментарные знания о себе и мире, демонстрируют некоммуникабельность, пессимизм, заторможенность речи, неумение контролировать свои слова и действия.

Образовательные потребности школьников

К сожалению, понятие особых образовательных потребностей долгое время не учитывалось при составлении учебной программы и плана, поскольку нужды детей не принимались во внимание в российских методических и педагогических разработках. При это важно осознавать, что особые образовательные потребности могут возникать не только у детей-инвалидов, ведь с барьерами и трудностями на пути получения знаний сталкиваются многие ученики, порой достаточно спонтанно и неожиданно. ООП не являются постоянными, а проявляются в разной степени при различных нарушениях или в разных жизненных ситуациях.

Следовательно, чтобы раскрыть потенциал учащихся, улучшить качество жизни детей, подарив им возможность получать достойное образование, важно учитывать мнение детей, их ООП, занимаясь всесторонним изучением потенциальных препятствий на пути к знаниям. Если хотя бы несколько обычных детей не получают в школе необходимой помощи и внимания, нужно сперва поддержать их, а после концентрироваться на обустройства детей с ОВЗ. Проблему нужно решать системно, без отрыва от рамок школы или класса, поскольку ООП могут возникать на фоне социокультурных, экономических и психологических факторов.

Изучение особых образовательных потребностей учащегося - первостепенная задача современной школы, которая позволяет:

  • разработать адаптированную программу, создать индивидуальный образовательный маршрут ученика, выстроить программу работы с ним, скорректировать педагогические усилия и цели;
  • осуществить психо-медико-педагогическое сопровождение и коррекционную работу с учащимся;
  • определить систему оценки планируемых результатов и достижений;
  • повысить уровень удовлетворенности родителей качеством обучения, получать оперативную обратную связь от всех субъектов учебного процесса;
  • повышать уровень отечественного образования, обеспечивая государственные гарантии на равные возможности для всех граждан.

Составляющие особых образовательных потребностей, которые определяют условия обучения детей (дистанционно, в инклюзивных школах, группах комбинированной или компенсирующей направленности):

  1. Когнитивные - словарный запас, мыслительные операции, знания и представления об окружающем мире, способность запоминать и воспроизводить информацию.
  2. Энергетические - работоспособность, усидчивость и умственная активность.
  3. Эмоционально-волевые - способность удерживать внимание, концентрироваться, мотивация к познанию и направленной активности.

Все ООП делятся на четыре большие группы:

Группа 1. Образовательные потребности, связанные с особой организацией образовательного процесса

Вид потребностей Характеристика ООП
Компетентность педагогов и узких специалистов Они должны знать особенности развития детей с физическими и умственными отклонениями, используя эти знания для организации образовательного процесса, адаптации учебных программ. Педагогам необходимы знания коррекционных и обучающих технологий, чтобы использовать их в работе.
Индивидуализация образовательного маршрута Обучение детей с ООП осуществляется дистанционно, надомно, в отдельных классах для детей с ОВЗ, в инклюзивных школах или классах.
Адаптация образовательной среды Через визуально структурированное и четко организованное пространство, создание мотивирующей среды, учитывающей особенности усвоения информации и интересы ребенка, эмоциональную связь с учителем, доброжелательное отношение других учащихся, задействование интересных для ребенка видов деятельности и материалов.
Предварительная подготовка перед фронтальным обучением Связана с недостаточными адаптивными способностями детей с ООП, затруднениями в коммуникации и взаимодействии, наличием эмоциональных, психических или когнитивных нарушений. В этом случае у детей поэтапно формируют навыки учебного поведения, социального взаимодействия, занятий в мини-группах и группах.
Адаптационный период Ввиду наличия трудностей с адаптацией к непривычным условиям, ученикам с ООП нужно время на то, чтобы освоиться в школе. На этом этапе они должны постепенно вникать в обстановку и жизнедеятельность класса, получать учебную мотивацию, находить эмоциональные взаимосвязи с педагогами. Для этого рекомендован гибкий график регулярного посещения уроков, посещение наиболее интересных для ребенка занятий, переход от фрагментарного к полному погружению ученика в учебный процесс. Актуальной остается помощь тьютора, который будет поддерживать ученика в учебных, коммуникативных и социально-бытовых ситуациях. Когда адаптационный период подходит к концу, помощь тьютора минимизируют, чтобы ученик стал более самостоятельным, привык к школьному учебному процессу. Наряду с помощью в адаптационном периоде важно снижение требований к глубине освоения программного материала, что станет дополнительным источником мотивации к посещению школы.
Наличие адаптивной программы или комплексного психолого-педагогического сопровождения Чтобы учащиеся с ООП могли освоить образовательную программу, преодолев характерные для них трудности освоения общеобразовательных программ, им нужна помощь не только учителя, но также тьютора, учителя-логопеда, дефектолога, социального педагога и педагога допобразования.
Взаимодействие родителей и школы Только четкая координация действий всех участников образовательного процесса позволит достичь наибольшего результата, потому родителям и педагогам следует выработать единую стратегию учебно-воспитательного процесса, использовать единые алгоритмы и решения, применяя практический опыт педагогов и знания членов семей об особенностях учащегося.

Индивидуальная оценка образовательных результатов

Индивидуальная система оценки результатов гарантирует ребенку с ООП ситуации успеха и возможность чувствовать себя комфортно среди типично развивающихся одноклассников. Критерием эффективности обучения должно стать достижения планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы.

Группа 2. Образовательные потребности, связанные с адаптацией содержания основной общеобразовательной программы

Вид потребностей Характеристика ООП
Индивидуализация содержания адаптированной основной общеобразовательной программы Согласно ФГОС, допускается четыре варианта адаптированной программы. Как правило, для детей с особыми образовательными потребностями для индивидуализации содержания образования на базе АООП разрабатывают и реализуют специальную индивидуальную программу развития (СИПР) или адаптированную образовательную программу (АОП).
Формирование социальных (жизненных) компетенций

Ученикам нужны жизненные компетенции, поскольку:

им трудно даются навыки повседневной жизни (социально-бытовые, коммуникативные), что приводит к затруднениям в решении повседневных ситуаций;

дети с ООП не могут с легкостью переносить теорию на практику, используя школьные знания в повседневной жизни, а потому не могут понять социальный контекст, освоить социальные поведенческие нормы.

Развитие жизненных компетенций предполагает формирование:

  • функциональных навыков, необходимых для повседневной жизни (коммуникативных, социальных, социально-бытовых и т.д.);
  • умения использовать навыки, полученные в ходе обучения, в условиях повседневной жизни;
  • жизненных компетенций, тесно связанных с УУД, ходом урочной и внеурочной деятельности.
Замена академических/учебных целей альтернативными Академические цели обучения не всегда актуальны для детей с интеллектуальными нарушениями, а потому целесообразно заменить их более функциональными компетенциями, применимыми повседневной жизни. Детей учат не грамотному письму, а корректному выражению мыслей, не арифметическим действиям, а распознаванию чисел. что улучшает качество жизни ученика с ООП.
Упрощение содержания основной общеобразовательной программы В зависимости от типа нарушения для ребенка выбирают один из четырех вариантов АООП. Например, второй вариант подразумевает упрощение универсальных учебных действий и коммуникативных результатов, а третий и четвертый вариант - упрощение предметных результатов и редукция метапредметных, на смену УУД приходят базовые учебные действия.

Группа 3. Образовательные потребности, связанные с адаптацией способов подачи учебного материала:

  1. Упрощенные способы подачи учебного материала - педагоги адаптируют способы объяснения, используя наглядность, упрощенную речь и иные методы донесения слухоречевой информации.
  2. Упрощение инструкции - длинные многоступенчатые алгоритмы выполнения действия непонятны и трудны для детей с ООП, а потому им нужно предельно простые инструкции, которые разбивают на части, записывают на доске, изображают в виде схемы, наглядно демонстрируют последовательность действий.
  3. Дополнительная визуальная поддержка - объясняя новый материал или демонстрируя алгоритм выполнения заданий, учителю нужно учитывать преобладающие наглядные формы мышления учащихся, а потому использовать больше опорных схем, таблиц, чертежей, наглядных моделей и картинок.
  4. Отказ от двойных требований - к сожалению, дети с ООП не отличаются многозадачностью, потому двойные требования для них часто невыполнимы (например, записать слова и подчеркнуть буквы, решить пример и аккуратно записать его). В этом случае педагогу следует расставить приоритеты, выбрав только одно из требований, на котором должен будет сфокусировать свои усилия ученик, минимизировав дополнительное требование к учебной задаче.
  5. Дробление учебных задач, изменения последовательности - учащиеся с ООП могут демонстрировать иной темп, качество и скорость обработки информации, а потому большие объемы материала им проще усваивать постепенно и дозировано.

Группа 4. Образовательные потребности, связанные с преодолением трудностей в развитии, социализации и адаптации

Коррекционная работа в процессе психолого-педагогического сопровождения способствует преодолению трудностей социализации:

  1. Выработка социально приемлемого поведения и деятельности - адаптивные и социальные навыки у детей с ООП недостаточно развиты, что провоцирует закрепление дезадаптивных форм поведения, которые можно устранить только формированием правильных коммуникативно-социальных навыков.
  2. Поддержка и развитие коммуникации - групповые и индивидуальные коррекционные занятия позволят сформировать диалоговые и коммуникативные навыки, научить ребенка действовать в ситуациях отказа и согласия, выражения просьбы, приветствия и прочих. Детей учат поддерживать разговор, инициировать беседу.
  3. Формирование навыков социального взаимодействия, социально-бытовых и навыков самообслуживания - индивидуальные и групповые занятия, коррекционная работа поможет сформировать навыки социального взаимодействия с одногодками и взрослыми (навыки игры, общения, взаимодействия на уроках или вне школы), а также навыки жизнеобеспечения и самообслуживания.
  4. Накопление и расширение социального опыта - на уроках и внеурочных мероприятиях в ходе целенаправленной работы дети получают социальные и коммуникативные навыки, накапливая которые, они расширяют свой социальный опыт.
  5. Расширение представлений о социуме - опыт взаимодействия с окружающими осмыслить и систематизировать в ходе коррекционной работы, которая будет ориентирована на усвоение социальных правил и норм.
  6. Формирование адекватных представлений об эмоциях и способах их выражения - психологическая коррекционная работа, направленная на осознание детьми с ООП своих переживаний и эмоций, адекватных способов их выражения (мимики, жестов) способствует социальному развитию.
  7. Формирование целостных представлений о себе и окружающем мире - специалисты помогают ученикам систематизировать и упорядочить представления о себе и мире, которые у детей с ООП часто являются неполными или фрагментарными.

Реализация особых образовательных потребностей учащегося

Сегодня выделяют некоторые особенности реализации инклюзивного образования для детей с ООП:

  1. Специальное обучение должно начинаться с момента определения нарушений в развитии.
  2. В образовании должны использоваться специальные средства (методики, материалы, программы), которые позволят индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс, в том числе и после окончания школы. Так, для улучшения моторных функций дополнительно проводятся занятия лечебной физкультурой, работают кружки лепки или рисования, а для освоения новых учебных дисциплин или навыков проводятся пропедевтические курсы. При этом используются только те средства обучения, которые не утомляют детей.
  3. Соответствие образовательной деятельности потребностям учащихся - содержание обучения должно соответствовать психофизиологическим потребностям детей, потому в него включают занятия по развитию зрительного или слухо-зрительного восприятия, мелкой моторики, коммуникативных и адаптивных навыков, социально-бытовому ориентированию и прочие.
  4. Максимальное расширение образовательного пространства за счет пролонгирования образовательного процесса не только до момента окончания школы, но и после этого (изучение информации и формирование необходимых навыков осуществляется в комфортном для ученика замедленном темпе).
  5. Активизация познавательной активности, положительного отношения к учебе, самостоятельности принятия решений, обеспечение всестороннего развития личности и закладки основ научного мировоззрения.
  6. В работе с такими учащимися должны привлекаться не только опытные педагоги и родители, но и психологи, дефектологи и другие специалисты, чьи действия тщательно согласовываются.

Кто участвует в создании и организации инклюзивной среды?

Инклюзивное образование для детей с ООП подразумевает работу большой команды специалистов и родителей, направленную на:

  • учет и изучение образовательных потребностей потребителей образовательных услуг (учащихся и их родителей) к качеству и содержанию образования;
  • формирование индивидуального образовательного маршрута и адаптированную программу обучения;
  • систематический контроль эффективности образовательного процесса с последующей корректировкой педагогических задач и целей;
  • установление обратной связи и стабильного взаимодействия с членами семей учащихся.

К работе с учениками с особыми потребностями привлекают не только учителей предметников, тьюторов и классных руководителей, разрабатывающих рабочие материалы и программы, но и вспомогательных специалистов - ассистентов, которые физически помогают школьникам с ОВЗ преодолевать трудности среды. Вместе с ними к работе подключаются специализированные работники - дефектологи, логопеды, психологи, специальные знания и навыки которых помогают лучше адаптировать детей к учебе, помочь им достичь больших результатов, раскрыть свой потенциал.

Функциональные обязанности специалистов, работающих с детьми с ООП

  • Учитель - при поддержке психолога разрабатывает адаптированную программу, рабочую программу по предмету, адаптирует внеурочную деятельность и учебные занятия под потребности учащегося с ООП, формирует базу из специальных технических средств и учебных пособий.
  • Тьютор - обеспечивает адаптацию ребенка с ОВЗ в обычном классе, разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут учитывая способности, интересы и особенности учащегося, проектирует открытую учебную среду, методические средства, адаптирует образовательный процесс.
  • Ассистент - вспомогательные работники, которые оказывают физическую и адаптивную помощь детям. Они помогают им пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, делают доступными инфраструктурные объекты, оказывают первую помощь в экстренных ситуациях. Ассистенты создают комфортные для обучения условия пребывания в школе, помогают преодолевать физические недостатки.
  • Дефектолог - оперативно выявляет психофизиологические нарушения у детей, рекомендуя им коррекционное сопровождение. Выбирает тип коррекционной помощи и оптимальной образовательной программы, планирует индивидуальную и групповую коррекционную работу, контролирует процесс освоения образовательных программ, способствуя успешному развитию социальных навыков и адаптации учащихся с ООП в обществе, оптимизирует усилия всех специалистов, обеспечивая прогрессивный эффект школьного инклюзивного образования.

Образовательные потребности родителей

Образовательные потребности учащихся и родителей - ожидания, который связаны с образовательной деятельностью, направлены на школы и педагогов в ней и удовлетворяются через выбор учебных курсов, предметов, программ, занятий внеурочной деятельностью или системы дополнительного образования.

При этом имеет значение гендерное разделение, уровень образования и социально-экономическое положение семьи. Родители-мужчины чаще связывают образовательные потребности с наукой, общественно-политической и профессионально-трудовой сферой, а родители-женщины - с охраной природы, самосовершенствованием, культурой, нравственной сферой, искусством. Как правило, на образовательные ориентации родителей оказывает влияние проблемы, с которыми они столкнулись в повседневности. Потому мужчины акцентируются на вопросах организации бизнеса, управления авто, а женщины - эффективного распоряжения финансами, дополнительного образования.

Материальное положение семьи также влияет на образовательные потребности родителей: знания нравственной и религиозной жизни актуальны для 3 % семей, чье финансовое положение оценено как отличное, и для 60 % семей, чье материальное положение крайне тяжелое.

Ожидания родителей учеников, как заказчиков образовательных услуг, связаны с интересами и возможностями детей, которые должны быть удовлетворены в выбранном образовательном учреждении. Опыт проведения опросов и анкетирования родителей подтверждает, что члены семей учеников ожидают от школы:

  • качественного начального и среднего общего образования;
  • комфортных условия для свободного общения, внеурочной и учебной деятельности;
  • современной материально-технической базы, в том числе для получения компьютерной грамотности, и оптимальных психолого-педагогических условий;
  • условий для диагностики и развития творческих, спортивных и интеллектуальных способностей детей в соответствии с возрастными особенностями посредством системы кружков, секций, клубов;
  • укрепления здоровья, популяризации спорта и здорового образа жизни;
  • приобщения к общекультурным ценностям, истории и культуре страны;
  • следования санитарно-гигиеническим требованиям, нормам пожарной безопасности.

Поскольку в вопросах обеспечения особых образовательных потребностей имеет значение каждый участник образовательного процесса, роль родителей и их образовательных ожиданий остается стабильно высокой. Если образовательные учреждения будут лишь частично удовлетворять особые образовательные потребности детей, не до конца использовать потенциальные и актуальные возможности, эффективность обучения снизится, а коммуникативный, творческий и интеллектуальный потенциал учеников с ООП останется нераскрытым. Чтобы не задерживать развитие других учеников, реализовать особые образовательные потребности можно только в условиях специального обучения - от глубокого дифференцированного до инклюзивного, что обеспечит успешную интеграцию ребенка во взрослую жизнь, адаптацию в социуме.

  • 4. Связь специальной педагогики с другими науками.
  • 5. Научные основы специальной педагогики: философские и социокультурные.
  • 6. Научные основы специальной педагогики: экономические и правовые.
  • 7. Научные основы специальной педагогики: клинические и психологические.
  • 8. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний.
  • 9. Выдающиеся ученые-дефектологи – научная деятельность и вклад в развитие дефектологической науки.
  • 10. Личность педагога системы специального образования.
  • 11. Основы дидактики специальной педагогики.
  • 12. Понятие особых образовательных потребностей.
  • 13. Содержание специального образования.
  • 14. Принципы специального образования.
  • 8. Принцип необходимости специального педагогического руководства.
  • 15. Технологии специального образования.
  • 16. Методы специального образования.
  • 17. Формы организации обучения.
  • 18. Формы организации коррекционно-педагогической помощи.
  • 19. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
  • 20. Современная система специальных образовательных услуг.
  • 21. Психолого-медико-педагогическая комиссия как диагностико-консультативный орган: нормативно-правовая база, цели, задачи, состав.
  • 22. Медико-социальная профилактика нарушений в развитии.
  • 23. Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
  • 24. Медико-педагогический патронаж детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
  • 25. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
  • 26. Школьная система специального образования.
  • 27. Профессиональная ориентация лиц с ограниченной трудоспособностью.
  • 28. Система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью.
  • 29. Система начального, среднего и высшего профессионального образования для лиц с отклонениями в развитии.
  • 30. Дополнительное образование лиц с нарушениями в развитии.
  • 31. Социально-трудовая реабилитация лиц с ограниченной трудоспособностью.
  • 32. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья.
  • 33. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии.
  • 34. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.
  • 35. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики.
  • 36. Интегрированное и инклюзивное образование.
  • 12. Понятие особых образовательных потребностей.

    Особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения.

    Выделяют несколько составляющих особых образовательных потребностей:

    1) Когнитивные составляющие – владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления об окружающем мире;

    2) Энергетические: умственная активность и работоспособность;

    3) Эмоционально-волевые – направленность активности ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания.

    Надо помнить, что особые образовательные потребности - не являются едиными и постоянными, - проявляются в разной степени при каждом типе нарушения, - разной степени его выраженности;

    И во многом особые образовательные потребности определяют возможные условия обучения: в условиях инклюзивного обучения, в группах компенсирующей или комбинированной направленности, в классах для детей с ОВЗ; дистанционно и т.д.

    Отметим, что «дети, имеющие особые образовательные потребности» - это не только название для тех, кто страдает от психических и физических нарушений, но также и для тех, кто их не имеет. Например, когда необходимость в специальном образовании возникает под влиянием каких-либо социокультурных факторов.

    ООП, общие для различных категорий детей.

    Специалистами выделяются ООП, которые являются общими для детей, несмотря на разницу в их проблемах. К ним можно отнести потребности такого рода:

    1) Обучение детей с особыми образовательными потребностями должно начинаться сразу же, как только были выявлены нарушения в нормальном развитии. Это позволит не потерять время и достигнуть максимального результата.

    2) Использование специфических средств для осуществления обучения.

    3) В учебную программу должны быть введены специальные разделы, не присутствующие в стандартной школьной программе.

    4) Дифференциация и индивидуализация обучения.

    5) Возможность максимально расширить процесс образования за пределы учреждения. Продление процесса учебы после окончания школы. Предоставление возможности молодым людям поступить в университет.

    6) Участие квалифицированных специалистов (врачей, психологов и др.) в обучении ребенка с проблемами, вовлечение родителей в образовательный процесс.

    Работа с детьми с особыми образовательными потребностями направлена на то, чтобы с помощью специфических методов устранить эти общие недостатки. Для этого в стандартные общеобразовательные предметы школьной программы вносятся некоторые изменения. К примеру, введение пропедевтических курсов, то есть вводных, сжатых, облегчающих понимание ребенка. Этот способ помогает восстановить недостающие сегменты знаний об окружающей среде. Могут вводиться дополнительные предметы, помогающие улучшить общую и мелкую моторику: лечебная физкультура, творческие кружки, лепка. Кроме того, могут проводиться всевозможные тренинги, помогающие детям с ООП осознать себя полноценными членами общества, повысить самооценку и приобрести уверенность в себе и своих силах.

    Специфические недостатки, характерные для развития детей с ООП

    Работа с детьми с особыми образовательными потребностями, помимо решения общих проблем, должна также включать в себя и решение вопросов, возникающих вследствие наличия у них специфических недостатков. Это важный нюанс образовательной работы. К специфическим недостаткам относятся те, которые обусловлены поражением нервной системы. Например, проблемы со слухом и зрением.

    Методика обучения детей с особыми образовательными потребностями учитывает эти недостатки при разработке программ и планов. В программу обучения специалисты включают специфические предметы, которые не входят в обычную систему школьного образования. Так, детей, имеющих проблемы со зрением, дополнительно обучают ориентированию в пространстве, а при наличии нарушений слуха помогают развить остаточный слух. В программу по их обучению также включены уроки по формированию устной речи.

    Необходимость индивидуального обучения ребенка с ООП

    Для детей с ООП могут применяться две формы организации обучения: коллективная и индивидуальная. Эффективность их зависит от каждого отдельного случая. Коллективное образование происходит в специальных школах, где созданы особые условия для таких детей. При общении со сверстниками ребенок, имеющий проблемы в развитии, начинает активно развиваться и в некоторых случаях достигает больших результатов, чем некоторые абсолютно здоровые дети. При этом индивидуальная форма обучения необходима для ребенка в следующих ситуациях:

    1) Для него характерно наличие множественных нарушений развития. Например, в случае тяжелой формы умственной отсталости или при обучении детей с одновременными нарушениями слуха и зрения.

    2) Когда у ребенка наблюдаются специфические отклонения в развитии.

    3) Возрастные особенности. Индивидуальное обучение в раннем возрасте дает хороший результат.

    4) При обучении ребенка в домашних условиях.

    Однако фактически индивидуальное обучение для детей с ООП крайне нежелательно, так как это ведет к формированию замкнутой и неуверенной в себе личности. В дальнейшем это влечет за собой проблемы в общении со сверстниками и другими людьми. При коллективном обучении у большинства детей раскрываются коммуникативные способности. В итоге происходит формирование полноценных членов общества.