Природно климатические особенности северо восточной руси. Княжества северо-восточной руси

История России [для студентов технических ВУЗов] Шубин Александр Владленович

§ 4. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ

§ 4. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ

Социально-политическая специфика региона. Первые поселения славян в верховьях Волги и Оки относятся к VIII–IX вв. С северо-запада сюда проникали ильменские словене, с запада - кривичи, а с юга - вятичи. Первыми городами этого региона стали Ростов и Муром (достоверные сведения о них датируются концом X в.). В XI в. были основаны Суздаль, Рязань, Пронск, Ярославль и Углич.

Из-за удаленности от центра этот регион не был привлекательным для киевских князей. Переезжать сюда старшие сыновья и братья киевского князя не стремились. Поэтому в конце X в. или в начале XI в. сюда были посажены младшие сыновья Владимира I. Ростов достался Борису, а Муром - Глебу.

В последующие полтора столетия ситуация не изменилась. Владимир Мономах отдал Ростовское княжество своему седьмому сыну - Юрию (1117–1157). Именно с его княжения и начинается освоение региона. Во время его правления были построены Юрьев-Польской, Дмитров, Перемышль, Звенигород, Кидекша, Микулин, Городец. За стремление расширить свое княжество за счет соседних земель Юрий получил прозвище Долгорукий. Когда появилась возможность, он начал борьбу за киевский престол и занял его. Ростово-Суздальское княжество досталось его старшему сыну Андрею (1157–1174). Вскоре Андрей перенес столицу во Владимир. Княжество стало именоваться Владимиро-Суздальским.

Между тем на протяжении XII в. миграция из южных земель Киевской Руси увеличилась. На поиски лучшей доли будущих переселенцев толкали, во-первых, борьба князей друг с другом за землю (в результате чего гибли простые люди), во-вторых, начавшийся процесс закрепощения крестьян, а в-третьих, участившиеся набеги половцев, сдержать которые отдельным князьям было уже не под силу. Немаловажную роль играло и аграрное перенаселение южных княжеств. Сюда же шел поток колонистов-промысловиков и с северо-запада. В XII в. во Владимиро-Суздальском княжестве появились города Переяславль-Залесский, Москва, Звенигород, Ржев, Зубцов, Молога, Тверь, Кострома, Великий Устюг, Белоозеро, Клин, Дубна, Гороховец, Стародуб.

На юго-востоке от Владимиро-Суздальского княжества находилось Рязанское княжество. Оно выделилось из состава Черниговского в 20-е гг. XII в. Помимо собственно Рязани в княжество входили три города: Переяславль-Рязанский, Коломна и Пронск. Самое молодое княжество региона - Нижегородское - возникло в 1221 г.

Специфика политического управления на данной территории начинает формироваться со второй половины XII в. До этого времени северо-восточный край не имел глубоких вечевых традиций. Основной причиной тому была низкая плотность населения, что не позволило сформироваться политическим институтам, которые смогли бы выступить в качестве ограничителей княжеской власти. Тем не менее управление в Ростове и Суздале в первой половине XII в. строилось на взаимодействии городского веча и князей, назначавшихся из Киева. Ситуация изменилась, когда в 1157 г. великим князем киевским стал Андрей Боголюбский - старший сын Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы.

Еще в 1149 г. отец дал ему «в держание» Вышгород, но через год Андрей получил во владение западнорусские города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 г. он с согласия отца вернулся на родную Суздальщину, где, видимо, имел удел (Владимир-на-Клязьме). В 1155 г. Андрей вновь был переведен в Вышгород, откуда - теперь уже вопреки отцовской воле - бежал во Владимир-на-Клязьме. После смерти Юрия Долгорукого Андрей унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. В том же году жители Ростова, Суздаля и Владимира избрали его своим князем. В 1162 г. Андрей Боголюбский изгнал из Ростово-Суздальской земли своих братьев, племянников и мачеху, а также отцовскую дружину. Так были заложены основы неограниченной деспотической власти владимирского князя.

После изгнания старшей дружины опорой Андрея стали милостники - дворовые холопы князя. Права, прежде принадлежавшие только княжеским дружинникам, начали распространяться на наиболее влиятельных слуг. Однако, в отличие от дружинников, дворня, или дворяне (как их стали называть с конца XII в.), не могли считаться ровней князю. Он был их господином, а не товарищем. Слуга находился в личной зависимости от господина, был его собственностью, хотя мог занимать высокие посты и иметь большие владения.

Андрей Боголюбский подчинил своей власти Киев и Новгород. На княжение туда он посадил подручников, зависимых князей. В случае неподчинения он организовывал против них грандиозные военные походы. Так, в последнем (неудачном) походе на Киев в 1173 г. принимали участие отряды ростовцев, суздальцев, владимирцев, переяславцев, белозерцев, муромцев, новгородцев, рязанцев, а также дружины туровского, полоцкого, пинского, городенского, черниговского, новгород-северского, путивльского, курского, переяславль-южного, торческого и смоленского князей.

Начиная с правления Андрея Боголюбского дружинные порядки уходят в прошлое. Дружинники теряли свои права, а князь все чаще полагался не на них, а на слуг. Их власть неуклонно росла. В основе новой системы государственной власти - деспотической монархии - лежало прямое подчинение подданных-холопов своему господину-князю. Так во второй половине XII в. в Северо-Западной Руси начинают складываться новые общественные формы подданства-министериалитета, которые принципиально отличаются от западноевропейских вассально-сюзеренных отношений тем, что в них полностью отсутствует договорная основа, а слуга находится в прямой и безусловной зависимости от господина. Впоследствии именно они станут господствующими и создадут основу деспотической системы правления во всех русских землях.

Социально-экономическая специфика региона. Экономической особенностью региона являлось медленное развитие производительных сил. В аграрной сфере это определялось следующими причинами.

Природно-климатические условия и географическое положение этого региона были хуже, чем в низовьях Днепра и Дуная, в бассейне Днестра, где находился демографический центр Киевской Руси. Тем более, они существенно отличались от Западной Европы. Летнего тепла в Северо-Восточной Руси хватало лишь для вызревания ячменя и ржи. Вырастить же хороший урожай теплолюбивых культур - пшеницы, овса и проса - удавалось довольно редко. Зимы могли быть и суровыми, и с частыми оттепелями, что наносило вред озимым посевам. Весной урожай находился под угрозой поздних, а осенью - ранних заморозков. В Европе сельскохозяйственные работы начинались раньше и заканчивались позже, а животноводством можно было заниматься круглый год. В центрально-нечерноземной зоне Руси стойловое содержание скота доходило до 200 дней. Это притом, что из-за крайне короткого сельскохозяйственного лета (в среднем около 120 дней) крестьянин, полностью занятый полевыми работами, не успевал запасти достаточное количество кормов на зиму.

Второй причиной, осложнившей развитие сельского хозяйства, был характер растительности. Более или менее свободных от лесов территорий было очень мало: Владимирский, Суздальский и Ростовский районы. Леса там располагались не сплошной массой, между ними было много опушек, что освобождало колонистов от необходимости корчевать деревья. Поэтому за названными тремя районами закрепились общие названия Русь Залесская или Ополье. Остальная территория была покрыта густыми лесными чащами, раскорчевка которых делала сельскохозяйственные работы крайне трудоемкими.

Третьей причиной низкой рентабельности сельскохозяйственного труда стал характер почв. Лишь во Владимирском и Ростовском районах существовали относительно хорошие почвы - темноцветный карбонат. Земля остальных районов состояла из суглинков, серых подзолистых почв и супесчаных грунтов.

Развитие ремесла и торговли сдерживалось иными причинами. Прежде всего это низкая плотность населения и его бедность. В результате здесь не возникли торгово-ремесленные города. Подавляющее число укрепленных поселений являлось крепостями или административными центрами, принадлежавшими какому-либо князю, боярину или монастырю. Ремесло здесь фактически не отделилось от земледелия: в силу бедности крестьяне все необходимое стремились делать сами.

Развитию внешней торговли мешала удаленность от мировых торговых путей. От балтийского пути Северо-Восточную Русь отделяли земли Новгорода, которому не нужны были конкуренты в торговле. От волжского пути до XIII в. славян отрезали половцы, а с 1237 г. - Орда. Пути на юг также находились под контролем врагов. Поэтому рыночный механизм в регионе формировался крайне медленно. В торговых операциях в качестве монетного эквивалента использовали хрустальные и сердоликовые бусы, разноцветные стеклянные браслеты, шиферные пряслица (грузики для веретен).

С технологической точки зрения ремесленники Северо-Восточной Руси достигли высокого уровня, например, продукция слесарей-замочников вывозилась в Европу, а качество оружия, по оценкам крымского хана, было выше, чем у итальянских, турецких и сирийских мастеров. Однако ремесленники в основном работали по заказу, поэтому рыночный механизм в их среде не формировался. Не случайно в письменных источниках нет сведений о продаже продукции ремесленников на рынке.

Дальнейшее развитие сформировавшихся систем административного управления русскими землями было обусловлено вторжением во второй трети XIII в. монгольских войск, которое существенно изменило политическую ситуацию в стране.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Черникова Татьяна Васильевна

§ 21-22. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ В КОНЦЕ XIV – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV в 1. Правление Василия IДмитрий Донской скончался в 1389 г. на 39-м году жизни. По его завещанию, великое княжение должно было отойти сначала старшему 18-летнему сыну Василию, а после его смерти следующему сыну – Юрию.

автора Милов Леонид Васильевич

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РОССИЯ90. Наиболее интересным моментом развития в этом краю в скифский период был расцвет так называемой ананьинской бронзовой культуры в регионе средней Волги и Камы. Она названа так по имени деревни Ананьино в Вятской губернии, где были открыты первые

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора

РАЗДЕЛ II. Северо-Восточная Русь

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Боханов Александр Николаевич

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ В отличие от черниговских, смоленских и волынских князей князья Северо-Восточной Руси почти не участвовали в разорительной междоусобной войне, полыхавшей в Южной Руси накануне Батыева нашествия, в 30-е годы XIII в. К середине столетия князьям

автора

Северная и Северо-Восточная Русь 1217–1220 гг. Взяв верх в споре князей Большого Гнезда (1217 г.), старший из братьев Константин Всеволодович в дела соседей не вмешивался, а стремился более обустроить свои земли.В мае 1218 г. во Владимире-на-Клязьме «на торговищи» князь заложил

Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Северная и Северо-Восточная Русь в 1224–1237 гг. Отношения между Новгородом и потомками Долгорукого в последние десятилетия перед нашествием Батыя складывались не просто. С одной стороны, Новгород не мог эффективно оборонять Северную Русь без княжеской дружины, с другой -

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга вторая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

§2. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ СЕМЕНА ИВАНОВИЧА ГОРДОГО Сын Ивана Калиты, московский князь Семён Иванович (1317-1353) со своими юными братьями был принят в Орде еще Узбеком, который пожаловал старшему ярлык на великое княжение. Согласно «Истории Российской» В.Н.

автора

§ 4. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ Социально-политическая специфика региона. Первые поселения славян в верховьях Волги и Оки относятся к VIII–IX вв. С северо-запада сюда проникали ильменские словене, с запада - кривичи, а с юга - вятичи. Первыми городами этого региона стали Ростов

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 6. БОРЬБА ЗА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО НА РУСИ. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ В XIII–XV ВВ Уже через полвека после установления ордынского владычества между русскими князьями началась довольно ожесточенная борьба за политическое лидерство. Если прежде соперничество

Из книги Мир истории: Русские земли в XIII-XV веках автора Шахмагонов Федор Федорович

Северо-восточная Русь собирает силы Если неоспоримый перевес Москвы над другими княжениями еще не всеми был оценен и понят при князе Иване, то после его смерти сила Калитина рода вполне проявилась.Князь Иван умер в 1359 году, оставив княжение своему сыну Дмитрию, которому

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

Раздел II Северо-Восточная Русь

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 4. Северо-Восточная Русь в канун последней трети XV столетия Развертывание острого политического кризиса порою сходно с течением тяжелой болезни. После долгого ухудшения, неоднократных возвратов приступов выздоровление нередко бывает стремительным. Так случилось и

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

Северо-восточная, или Владимиро-Суздальская Русь В XII в. в результате княжеских междоусобиц и половецких опустошений начинается упадок Киевской Руси. Неурядицы киевской жизни вызвали передвижение населения от центра тогдашней Руси, Киева, к ее окраинам, т. е. на

Термин «город» в источниках имеет разные значения. Советская наука при изучении городов имеет в виду город как особое социально-экономическое явление феодального общества, как центр ремесла, торговли, товарного производства и товарного обращения, отличающийся по своей социально-экономической характеристике от других видов поселений или укреплений.

К сожалению, до сих пор можно встретить некритическое отношение к понятию «город» в источниках, следствием чего являются ошибки в важных оценочных положениях. Так, в «Очерках истории СССР XIV-XV вв.» безоговорочно сообщается, что «в XV веке в Северо-Восточной Руси насчитывалось до 78 городов» . Авторы «Очерков» ссылаются при этом на подсчет городов, сделанный П. П. Смирновым. Но Г1. П. Смирнов под «раннефеодальным городом» того времени понимал лишь укрепленное поселение ив соответствии с этим производил свой подсчет. При этом он сам отмечал, что его список «не может иметь в настоящее время абсолютного значения» , исходя, впрочем, из соображений о неполноте данных источников относительно городов в его понимании.

Между тем при изучении средневековых городов необходимо обязательно убедиться в том, что мы имеем дело в каждом отдельном случае именно с городом в социально- экономическом значении этого термина. Только в этом случае можно избежать односторонности и натяжек в определении общего характера и уровня социально-экономического развития всей страны в целом.

Вместе с тем мы хотели бы обратить внимание и на другую сторону вопроса. Наблюдения над источниками показывают не только то, что термин «город» имел несколько значений, но и то, что эти значения действительно связаны с разными общественными функциями феодального города.

Если нельзя, следовательно, видеть во всяком «городе» источника действительного города, то, с другой стороны, можно заметить, что указанное употребление термина «город» отразило одну из важных функций города в феодальную эпоху, вследствие чего этот термин и распространился так широко по отношению ко всяким оборонительным сооружениям. Город был укрепленным поселением, наличие укреплений - характерная, специфическая черта феодальных городов, возникавших и развивавшихся в обстановке укрепления собственности на землю, усиления могущества феодалов, частых междоусобных войн и внешних вторжений, облегчавшихся господством феодальной раздробленности.

Термин «город» распространился с укреплений собственно городов не только на всякие иные оборонительные сооружения, но и на само поселение, окруженное укреплениями. Так, л-етопись говорит, что Димитрий Донской «славный град свой Москву стенами чюдными каменми огради» . В 1304 г. «много бысть замятии Суждальской земли во всех градех» . Город как особый тип поселения источники отличают от других поселений и территорий. Рассказывая о московско-тверском конфликте в 1367 г.„, летопись отмечает, что московская рать вторглась в тверские пределы, но «божиим же заступлением градов не вземше, възвратишася назад, извоевавше точию власти и села» . В таком же смысле упоминается о городе в рассказе об эпидемии 1364 г.: «Не токмо же в граде было се, но и по всем волостям Переяславским был мор, и по селам и по погостом, и по монастырем... и в градех" мертвыя, и в селех и в домех мертвыя» , В 1319 г. кн. Юрий Данилович с Кавгадыем «нача грады жечи и многа села» . В житии Петра митрополита говорится о том, что он после Переяславского собора 1311 г. «паче нача учити не токмо по градам, но и по весям» .

Различие между городом и другими населенными пунктами можно видеть также в терминологии актового материа

ла, например духовных и договорных грамот, где перечисление владений всегда ведется в определенном порядке: сначала города, потом волости, затем села. Если какой- либо пункт, как например Руза, переходит из разряда «волостей» в «города», это, по-видимому, свидетельствует о действительных изменениях в его положении. Характерно, что, например, Шерна городок или Вышгород ни разу не указываются в числе городов, и это вполне объяснимо - они были лишь феодальными замками, укреплениями, но вовсе не городами в смысле особого типа поселения.

Таким образом, термин «город» в этом значении отчетливо выделяется как особый тип укрепленного поселения, отличного от деревни.

Характерно то, что в источниках изучаемого периода термин «город» в смысле населенного пункта распространяется во многих случаях только на поселение внутри укреплений. Отсюда очень часто встречаемые в летописи выражения: «... приходи рать Литовская к Можайску, и пожгоша посад, а города не взяша» , « пришел на Кашин город изгонем, города не взял, а посади пожега» , «погоре град Тверь весь и посад» . Такое употребление термина «город», когда он противопоставляется посаду, исторически легко объяснимо, ибо возникновение посадов происходит позднее, чем появление укрепленных мест-городов.

Наряду с таким значением слова «город» мы встречаем много случаев, когда оно вбирает в себя и собственно город, и посад. Под 1365 г. в Симеоновской летописи говорится: «... погорел весь город Москва - и посад, и Кремль, и загородье, и заречье» . Здесь понятие «город» обнимает все части города.

Летописные источники употребляют также термин «город» в смысле городского населения, например при рассказе о проводах кн. Александра Михайловича в Орду из Твери в 1339 г. сообщается, что «и бояре, и гости, и житейские мужи, и весь град плакался о нем» . Понятно, что речь тут идет о всем городском населении, включая и посадское. Точно так же можно думать, что термин «гража- ны» тоже относится не только к жителям собственно города, но также и посада.

Несомненно, что в этом смысле, т. е. имея в виду не только собственно город, но и посад, летопись говорит и в других случаях. Таковы, например, сообщения о вторжении татар в 1237 и 1293 гг. Под 1237 г., после рассказа о гибели Владимира, взятии других городов, летописец подводит итог: «А на Ростовской и Суздальской земли взяша городов 14, опроче свобод и погостов, в один месяц фев- руаль» .

Точно так же распространение термина «город» на все городское население, включая и посад, мы ясно видим в терминологии многочисленных жалованных грамот XIV- XV веков. Эти грамоты часто говорят о так называемом «смесном суде» между городским и сельским населением, подвластным княжеской власти, и монастырскими людьми, которые подлежат суду своего монастыря. В жалованной грамоте кн. Андрея Васильевича Троице-Сергиеву монастырю на двор в говорится, что монастырь имеет «двор на Углече на посаде», что «у них в том дворе живут дворники», которые неподсудны угличским наместникам и их тиунам, что предусматривается процедура рассмотрения конфликта, если «случитца суд городцким людем или становным с монастырскими дворники» . Очевидно, что речь тут идет о жителях угличского посада, которые могут оказаться в конфликте с дворниками, расположившимися тут же, на посаде, и что термин «городские люди» относится и к посадским жителям. В этом убеждает контекст аналогичных грамот на дворы в Кашине и Владимире, а также многих других грамот, где часто упоминается о смесном суде с городскими людьми.

Поэтому и в летописях термин «гражданы», «градские люди», как отмечено выше, исходит из понимания под словом «город» всего городского поселения, включая и посад.

Феодальный город являлся не только средоточием ремесла и торговли. В системе общественных отношений феодализма он выполнял также важную функцию административно-политического центра, являясь опорой феодального властвования. Эту функцию феодального города отразило употребление термина «город» в источниках еще в одном значении. Например, в духовной грамоте великого князя Семена Ивановича мы видим такие выражения: «а в Переяс- лавле купля моя село Самаровьское», «село на Костроме Олександровьское», село «в Дмитрове, что есмь купил у Ивана у Дрюцьского» 2<3. Во второй духовной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича - «село Василевское в Ростове», «село Богородицкое в Ростове» . В 1504 г. вел. кн. Иван Васильевич посылал своих людей «городу Кашину с городом с Ростовом разъезд учинити» . В духовной грамоте вел. кн. Василия Васильевича 1462 г. читаем о владениях великой княгини: «А что ее купли, Романов городок, и Шокстна, и иные волости и села, в которых городах ни буди, в том волно моя княгини» . Здесь названия городов и сам термин «город» выступают как обозначение целого уезда, центром которого является данный город. В соответствии с этим и само слово «город» и производные от него получают такое значение. Например, в духовной Ивана Калиты говорится о городских волостях и городском оброке, в духовной Ивана Ивановича - о городских пошлинах и т. п. Мы будем еще касаться конкретного содержания этих пошлин и оброков, сейчас важно отметить, что они названы городскими не потому, что ими обложены горожане, а потому, что они собираются в городе, к которому «тянет» уезд. Поэтому и термин «город» употребляется иногда в значении «уезд».

Следовательно, термин «город» и производные от него имеют в наших источниках значения: а) всякого укреплю ния вообще; б) поселения, прикрытого этими укреплениями, собственно города, в противоположность другим видам поселений, в том числе и посада; в) города вместе с посадом, выделенных от остальной массы поселений и укреплений, соответственно этому и термин «городские люди» приобретает такое же значение; г) городского уезда, который «тянет» к городу - центру феодальной округи.

Поэтому в источниках иногда рядом употребляется термин «город» в разном значении. Например, в рассказе 2-й Софийской летописи о набеге кн. Даниила Борисовича на Владимир в 1410 г. упоминается, что «града тогда не было» (в смысле отсутствия в тот момент по каким-то обстоятельствам укреплений), но далее, описывая уничтожение владимирского посада, а потом и центральной части города с соборной церковью Успенья богородицы во главе, летопись вновь употребляет термин «город» в другом смысле - «огнем град запалиша»32.

Употребление термина «город» и производных от него разнообразно, в совокупности значений оно охватывает все характерные черты феодальных городов. Города были укрепленными поселениями, центрами ремесленно-торговой деятельности, средоточием которой были посады; города являлись также центрами феодального господства, феодальной государственной и хозяйственной организации.

Таким образом, многообразие функций феодального города отмечается уже при знакомстве с терминологией источников, оно отчетливо выступает при конкретном рассмотрении развития городов и их роли в XIV-XV вв.

Северо-Восточной Русью XII-XIV вв. принято называть территорию между Волгой и Окой, на которой находились Владимирское, Рязанское, Муромское, Смоленское и некоторые Верховские княжества. На этих землях восточные славяне появились относительно поздно – считается, что славянизация местных финнов проходила тут вплоть до XI-XIII вв., а в некоторых землях – до XIV в. До начала процесса феодальной раздробленности на Руси, эта территория находилась в даннической зависимости от Киева.

Замечание 1

Самым сильным княжеством было Владимиро-Суздальское.

Оно имеет богатую и сложную историю, в начале стоит отметить, что данное княжество со временем меняло свой политический центр, поэтому в зависимости от периода оно имеет разные название. Первоначально княжество называлось Ростовским, позже Ростово-Суздальским, и наконец, Владимиро-Суздальским. До 1125 г. столицей княжества был Ростов, после него центр смещается я в Суздаль, а с 1157 г. он находится во Владимире-на-Клязьме. Географически княжество располагалось между реками Волгой и Окой, позже его границы расширились в сторону Северной Двины и Устюга.

Крупнейшими городами княжества были:

  • Владимир;
  • Ростов;
  • Суздаль;
  • Дмитров;
  • Юрьев-Польский;
  • Переяславль-Залесский.

История

Особенностью княжества было существование сильных городов, которые конкурировали друг с другом. Сначала таким городом был Ростов, куда Владимир Мономах (правивший тогда в Киеве) отправил княжить своего сына Юрия, чтобы сохранить зависимость этого города от Киева. Но после смерти Владимира Мономаха в 1125 г. эта зависимость прекращается, а Юрий даже стал использовать Ростовское княжество как оплот борьбы за киевский престол, к которому он стремился. До этого периода Ростов конкурировал только с Суздалем, однако, теперь происходит возвышение Владимира, где возникает своё княжение (что является показателем высокоорганизованности владимирской общины). Так Владимир становится самостоятельным государственным образованием со своей волостью.

В 1157 г. на княжеский престол жителями Ростова, Суздаля и Владимира был посажен сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский.

Политика Андрея Боголюбского устраивала не всех, поэтому он был убит в результате заговора в 1169 г. После этого встал вопрос о княжении между Ростовом и Суздалем, с одной стороны, и Владимиром, с другой. Городские общины приглашали на княжение к себе разных князей: в итоге, ростовцы получили себе Михаила Ростиславовича из Новгорода, а владимирцы посадили у себя на княжение Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (1177-1212).

Владимир становился более сильным благодаря активной внешней политике: он вмешивается в дела Рязани, посылает «своих» правителей в Новгород, и даже сажает князей в Киеве; кроме того, при Всеволоде совершаются походы на давних противников Руси – волжских булгар.

В начале XIII в. в Ростове, Владимире и Переяславле утвердились свои князья – сыновья Всеволода Большое Гнездо: Константин, Юрий и Ярослав. Важно, что они были избраны и утверждены народом на своем престоле, что свидетельствует о возросшем стремлении городских волостей к самостоятельности.

Во время монгольского нашествия Владимир был среди тех городов, которые получили от завоевателей наибольшие разрушения: в 1238 г. столица Владимиро-Суздальского княжества была разорена. Также, в результате нашествия монголов были сожжены такие города как Тверь, Ярославль, Суздаль, Переяславль-Залесский, Рязань и др.

В 1243 г. владимирский князь Ярослав Всеволодович был признан монголами старейшим среди русских князей, что означало начало формальной зависимости Северо-Восточной Руси от монголов. Складывается следующая ситуация: князь сам правит у себя в землях, но ведя политику в промонгольских интересах, а также, периодически платит дань, при этом княжество находится под протекцией монголов. Князья проводили очень осторожную политику, во многом угождая монголам, чтобы те не повторяли карательные походы (такие ордынцы совершали на непокорные им земли). Однако, восстания против монгольской власти все равно возникали: так, в 1262 г. во Владимире, Суздале, Ростове и других городах вспыхнули восстания против баскаков (сборщиков дани), но Александру Невскому, который правил тогда во Владимире, удалось предотвратить карательных поход.

После правления Александра Невского Северо-Восточная Русь распадается на несколько княжеств:

  • Галичское;
  • Костромское;
  • Городецкое;
  • Дмитровское;
  • Московское;
  • Стародубское;
  • Суздальское;
  • Тверское;
  • Переяславское;
  • Ростовское;
  • Угличское;
  • Ярославское.

Поскольку Владимирское княжество все равно было самым сильным, то князь, получавший от хана ярлык на владимирское княжение, получал и верховенство над остальными. Однако, фактически все князья подчинялись непосредственно монгольским ханам. Между княжествами шла постоянная борьба, и хан нередко выступал посредником в таких спорах.

После полного разъединения земель наступает обратный процесс – их слияние. В 1302 г. Переяславль-Залесское княжество Иван Дмитриевич завещал московскому князю Даниилу Александровичу, но после передачи ярлыка на владимирское княжение Михаилу Тверскому, Переяславль-Залесское княжество перешло в состав Владимирского. В течение XIV-XV вв. происходит возвышение Москвы, которая объединяет вокруг себя разрозненные земли, что привело к созданию единого русского государства при Иване III.

Культура

Замечание 3

Расцвет культуры в Северо-Восточной Руси приходится на времена правления Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.

Во Владимиро-Суздальском княжестве было превосходно развито зодчество, даже сложилась своя архитектурная школа. Особенностью ее было использование известняка – белого высококачественного камня, вытеснившего кирпич, который любили использовать раньше. Самым ярким примером владимиро-суздальской архитектуры является Успенский собор, построенный в XII в. Также, Успенский собор бы построен и в Ростове в 1161-1163 гг. (пересторен в XIII в.) Знаменитым памятником являются и Золотые ворота во Владимире, которые были построены в 1164 г., и служили входом в княжеско-боярскую часть города. Шедевром архитектуры можно назвать и Дмитриевский собор с потрясающими резными украшениями, возведенный во Владимире при Всеволоде Большое Гнездо. В 1160-х гг. возводится близ Боголюбова шедевр русской архитектуры - изящнейшая церковь Покрова-на-Нерли, а в Переяславле-Залесском строится Спасо-Преображенский собор.

Получает развитие и иконопись, которая к XII-XIII вв. приобретает специфические черты в каждом княжестве. Северо-Восточная Русь славится росписями Успенского, Дмитровского собора.

Кроме архитектуры в княжестве развивается литература: при Всеволоде во Владимире велась летопись, так как князь считал, что это укрепит княжескую власть. Интересно, что во владимирских летописях власть владимирского князя предстает как общерусская, а город считается новым центром русских земель. Таким образом, записи отражают амбиции владимирского князя, влияние которого увеличивается.

Выводы

Итак, княжества Северо-Восточной Руси, как и многие земли того времени, были лишены единства, из-за чего возникали споры, конкуренция между князьями, в результате чего, политический центр нередко перемещался из города в город, а сами земли дробились на более мелкие уделы. Тем не менее, в период XII-XV вв. на рассматриваемой территории находились такие мощные города, как Владимир и Суздаль, которые играли заметную роль в политической и культурной жизни того периода.

в сравнении с Западной Европой

Северо-Восточная Русь периода распада Киевского государства во многом напоминала Западную Европу. Но были и существенные отличия. Классический западноевропейский феодализм можно свести к трем основным элементам: политическая раздробленность, пришедшая на смену империи Карла Великого; вассалитет; условное землевладение.

Первый признак на Руси присутствует, но он все же относителен, так как Киевское государство не прошло периода централизации власти. Вместо одного правителя там была династия крупных и мелких князей с одинаковыми правами. Раз не было единого целого, то и распад его можно признать условным.

Второй признак – вассальные отношения в истинном смысле этого слова как договорные, письменно оформленные двусторонние отношения – на Руси отсутствовал. До историков не дошло не одного подобного договора между князем и боярином. Обязательства боярства носили односторонний характер (целование креста на служение князю). Раз не было письменных взаимных обязательств, не было нужды в третейском суде. Этим объясняется позднее отделение суда от администрации. Договорные традиции на Западе, опутавшие верхушку феодального общества сетью взаимных обязательств, в конечном итоге способствовали воспитанию гражданского сознания. Хроническое российское беззаконие проистекает от отсутствия подобных традиций.

Третий признак – условное землевладение. В средневековой Европе феодом называли земельный надел, временно отданный вассалу в качестве вознаграждения за службу. Первые русские феоды (поместья) появились лишь в конце XV века и сыграли роль не феодального, а антифеодального института, так как монархия использовала его для разгрома боярства (опричнина).

Отсутствие на Руси феодальных институтов западноевропейского типа обусловило особенности будущей Российской государственности.

Феодализм до недавнего времени трактовался как период упадка культуры, управления, регресса в экономике. Только сейчас историки оценили огромный вклад западного феодализма в становление современной государственности. Именно из феодальных институтов выросли важнейшие институты современного государства: собрание королевских вассалов трансформировалось в правительство; сословно–представительные учреждения Англии и Франции стали прообразом современного парламента; судебная система выросла из права вассала на третейский суд. Именно феодализм предоставил западным монархам набор орудий для создания централизованного государства.

Иначе обстояло дело на Руси. Расширение государства шло в форме накопления земли. Московский князь покупал землю, захватывал, выменивал. Идея государства воспринималась через призму понятия «вотчина». Отсюда проистекали особенности ранней русской государственности:


1. слияние власти и собственности (до начала XIX в. царские земли не были отделены от государственных земель);

2. глубокая пропасть между государством и обществом (отсутствие договорных традиций);

3. собственническая манера отправления власти;

4. прямое заимствование методов управления и административного аппарата не из Византии или Западной Европы, а из Золотой Орды (налоговые ведомства, связь, средства подавления).

4. Монгольская империя и Золотая Орда. Влияние Орды

на отечественную государственную традицию

1206 г.– оформление монгольского государства. Один из ханов Темучин был избран единым вождем монгольских племен и получил имя Чингисхан (божественный хан). Государственное управление было тесно связано с военными потребностями и опиралась на традиционную иерархию кочевого общества. Войско делилось на десятки, сотни, тысячи, тумены (10 тыс. воинов). Обычной практикой была круговая порука: в случае дезертирства одного казнили десятерых. Таким образом в монгольском войске была установлена железная дисциплина. Военно-территориальные начальники - ханы, беки, нойоны, богатуры – не избирались, а провозглашались на курултаях в соответствии с происхождением и с санкции верховной власти.

Основу правовой системы Монгольской империи составляла Великая Яса Чингисхана, которая способствовала консолидации монголо-татарских племен, а так же провозглашала веротерпимость.

Монгольская империя заняла гигантскую территорию от Тихого океана и до Восточной Европы; она объединяла много народов, относящихся к различным культурам и традициям, и не могла существовать длительное время как централизованное государство. Уже при Чингисхане происходит разделение на три улуса, которые в XIII веке отчисляли часть доходов в столицу империи Каракорум; ханы улусов не чеканили собственную монету и не могли вести самостоятельной внешней политики.

В 1242 г. после похода Батыя на Русь и Центральную Европу улус Джучи был разделен на два. Западное крыло – владение Батыя – получило название Золотой Орды (столица - Сарай). Ядро ее территории – причерноморские, прикаспийские и северокавказские степи. Население – кочевники. Граница между Золотой Ордой и Русью – Дон.

Административно-территориальное деление Орды – 12 улусов во главе с улусбеками (эмирами). Улусы делились на 70 «областей» во главе с эмирами (темниками), области - на «районы» во главе с тысячниками.

Высшие сановники – назначаемые из улусбеков - беклярибек и везир. Беклярибек - верховный главнокомандующий, под его контролем – внешняя политика, судебная система, религиозные вопросы. Везиру принадлежала высшая исполнительная власть. Он возглавлял диван (законосовещательный орган), контролировал сбор налогов с подвластных народов, ведал казной, кадровыми назначениями.

Монголы не смогли фактически включить в состав Западной Орды Русь – земледельческую страну, значительно превосходящую государство завоевателей по уровню экономического и политического развития. После упорного сопротивления попыткам насадить свою администрацию (баскаков), завоеватели были вынуждены перевести русские земли на особое положение. Для русских князей хан являлся верховным правителем и судьей, при этом татары не вмешивались в дела внутреннего управления княжеств. Князья утверждались на престолах ханским ярлыком, ярлык на великое княжение получил великий князь владимирский, с XIV века – великий князь московский.

Главная форма зависимости – «ордынский выход» – дань. Существовали и экстренные выплаты – «запросы». Помимо дани население выполняло ряд натуральных повинностей, в том числе «ям». Ямская система – общая система путей сообщения. Конюшни и постоялые дворы строились через определенные расстояния; обслуживались окрестным населением. Такой пункт назывался «ям», а его служители - «ямчи» («ямщики»). Их задача состояла в обеспечении беспрепятственного движения гонцов, послов, чиновников. Особые отношения связывали монголо-татар с церковью. Церковь освобождалась от дани и других повинностей. Не без основания церковь считалась монголами союзницей: во-первых, как оппонент папскому влиянию; во-вторых, как идеологическая организация, поддерживавшая настроения покорности и лояльности Орде (в начальный период ига).

Итоги монголо-татарского ига

1. Западная Европа оказалась прикрыта русским щитом.

2. Резко сократилось население Руси, особенно городское: из 74 городов более 30 были полностью разорены. В результате - упадок ремесел, торговли, земледелия, замедление экономического развития.

3. Выращена особая генерация покорных Орде князей - «служебников» хана. Восприняв традиции восточной деспотии - традиции безграничного господства и беспрекословного подчинения, русские князья транслировали эти отношения на все ступени средневекового русского общества. Отношения вассалитета заменялись отношениями подданства.

4. Подчиненная роль городов в результате их ослабления ордынским игом. Из противовеса княжеской власти города становятся ее младшим союзником, так как в условиях внешней опасности актуальной была консолидация, а не противоборство. Эта ситуация постепенно приводила к утрате городских вольностей.

5. Необходимость борьбы за национальное выживание обусловила процесс форсированной централизации государства, при котором нет места независимости и свободе. Деспотизм надолго становится нормой государственного бытия России.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите причины распада Киевского государства.

2. Назовите новые политические центры удельной Руси и сравните их государственное устройство.

3. Чем отличаются западноевропейские средневековые институты государственной власти и принципы государственного управления от отечественных?

4. В чем проявилось влияние Ордынского нашествия на государственность Древней Руси?

Тема 4. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ В XVI – XVII ВВ.

1. Объединение русских земель вокруг Москвы.

2. Государственный аппарат России в XVI веке:

а) царская власть;

б) Боярская дума;

в) Земские соборы

г) развитие приказной системы;

д) местное управление;

е) влияние опричнины на государственный строй.

3. Кризис Российской государственности в период Смутного времени.

4. Государственное управление Россией в XVII веке:

а) царская власть;

б) Боярская дума;

в) Земские соборы;

г) приказная система;

д) управление на местах.

1. Объединение Русских земель вокруг Москвы

В основе создания централизованного государства - прежде всего социально-экономические факторы : рост сельскохозяйственного производства, включение феодального хозяйства в торговые связи, появление новых и укрепление старых городов – центров ремесла и торговли.

Политические предпосылки объединения: необходимость борьбы за национальную независимость и свержение ига; превращение Москвы в религиозный центр русских земель; успешная государственная деятельность московских князей.

Социальные предпосылки : заинтересованность основных групп населения (знать, служилое дворянство, горожане) в сильной власти как гаранте обеспечения сословных интересов.

В отличие от стран Западной Европы, где объединительный процесс определяли, в основном, социально-экономические факторы, на Руси мощным катализатором объединения стал фактор внешнеполитический – необходимость консолидации для свержения монголо-татарского ига.

Доминирование политических предпосылок обусловило особенности образования единого Российского государства: оно сложилось задолго до зарождения буржуазных отношений, укрепление великокняжеской власти происходило за счет подчинения ей сословий; формировавшееся государство с самого начала носило многонациональный характер.

Центром объединения Русских земель стала Москва, чему способствовало выгодное расположение города на перекрестке важнейших торговых путей. В процессе объединения обычно выделяют 4 этапа:

1) возвышение Москвы (первая половина XIV века);

2) превращение Москвы в общенациональный центр борьбы с монголо-татарами (вторая половина XIV - начало XV вв.);

3) феодальная война в Великом княжестве Московском (вторая четверть XV века);

4) завершение объединения русских земель вокруг Москвы и свержение ордынского ига (вторая половина XV – начало XVI вв.).

На завершающем этапе объединения при Иване III к Москве были присоединены Ярославское, Ростовское, Тверское княжества, Новгородская и Вятская земли. При Василии III - Псков, Рязанское княжество и Смоленск. Великое княжество Московское превратилось в Русское государство.

Это означало серьезные перемены в системе управления, прежде всего – в статусе великого князя. Из верховного сюзерена Северно-Восточной Руси удельного периода великий князь превращается в главу государства. Удельные князья и бояре, постепенно утрачивающие свой иммунитет, становятся его подданными. Женитьба Ивана III на родственнице последнего византийского императора способствовала дальнейшему укреплению великокняжеской власти. Из Византии заимствуется придворный церемониал, титул «царя» (цезаря), символы государственной власти. Высокое положение монарха получает идеологическое обоснование в политико-религиозной доктрине «Москва - третий Рим» псковского монаха Филофея.

Однако власть великого князя пока не настолько сильна, чтобы стать самодержавной. Важное место в системе государственного управления занимала Боярская дума, выросшая из Совета при князе. Члены Думы назначались великим князем в соответствии с принципом местничества, то есть в зависимости от знатности происхождения. Наиболее высокие места в местнической иерархии занимали Рюриковичи и Гедиминовичи - потомки русских и литовских великих и удельных князей. Сохраняло свои позиции и старомосковское боярство, занимавшее важнейшие государственные посты.

В конце XV – начале XVI вв. формируются общегосударственные органы управления. Первоначально это выросшие из дворцово-вотчинной системы управления Дворец и Казна. Дворец заведовал землями великого князя, Казна – финансами, государственной печатью и архивом. В их недрах постепенно появляются специальные учреждения – «пути», отвечавшие за отдельные группы дел и возглавлявшиеся путными боярами. Позднее они трансформируются в приказы. В начале XVI века функционировало не менее 10 приказов. Для управления присоединенными к Москве землями с конца XV века создавались «областные» дворцы – Тверской, Новгородский, Рязанский. Процесс формирования общегосударственных органов управления занял всю первую половину XVI века.

Принятие в 1497 г. Судебника - свода общегосударственных законов – свидетельствовало об усилении власти великого князя и дальнейшей централизации. В нем устанавливались единые уголовные и судебно-процессуальные нормы; значительное место отводилось центральному и местному управлению, а так же великокняжескому суду.

2. Государственный аппарат России в XVI веке

Царская власть. Вступив на престол в трехлетнем возрасте, юный царь Иван IV, будучи формально наделен высшими властными полномочиями, фактически стал заложником боярских группировок. Сменявшие друг друга кланы расхищали казну, захватывали государственные земли, злоупотребляли властью. Последствиями боярского правления стали ослабление государства, обострение пограничных проблем, рост социальной напряженности. В целях повышения авторитета царской власти митрополит Макарий ввел чин венчания на царство. Принятие царского титула должно было не только укрепить положение государства внутри страны, но и способствовать росту международного престижа Русского государства.

Этот символический акт следовало подкрепить реальными реформами, направленными на дальнейшую централизацию власти. Около 1549 г. вокруг Ивана IV сложился совет из близких ему людей, так называемая Избранная рада - неформальное правительство, состоявшее из представителей различных групп правящего класса: титулованной знати (князья Курбский, Курлятев, Воротынский), служилого сословия (дворянин Адашев), высшего и рядового духовенства (митрополит Макарий, священник Сильвестр), бюрократии (дьяк Висковатый). В 50-е годы по инициативе Избранной рады были проведены важные государственные реформы.

С 1549 г. стали созываться Земские соборы - собрания представителей различных сословий. В 1550 г. принимается новый свод законов – Судебник, заменивший устаревший Судебник 1497 г. В 1551 церковный Собор принимает новый свод церковных правил – Стоглав и вводит ограничения на рост монастырских вотчин.

В 50-х гг. XVI века завершилось формирование приказной системы управления. Была проведена земская реформа, ликвидировавшая институт кормлений. Ряд важных мероприятий осуществлен в военной области: организовано постоянное стрелецкое войско, ограничено местничество в армии, принято Уложение о службе, установившее единообразный порядок военной службы, как с вотчин, так и с поместий. Наконец, была проведена податная реформа (установлена единая окладная поземельная единица – большая соха - 500-800 четвертей).

Реформы 50-х гг. XVI века привели к формированию в России сословно-представительной монархии, характерной чертой которой являлось ограничение власти монарха сословно-представительным органом - Земским собором.

Для территориального определения группы княжеств на Руси, обосновавшихся между Волгой и Окой в IX-XII веках, историками был принят в обиход термин «Северо-Восточная Русь». Под ним подразумевались земли, расположенные в пределах Ростова, Суздали, Владимира. Применимы были также и синонимичные термины, отражающие объединение государственных образований в разные годы - «Ростово-Суздальское княжество», «Владимиро-Суздальское княжество», а также «Великое княжество Владимирское». Во второй половине XIII века Русь, которую называли Северо-Восточной, фактически перестает существовать - тому поспособствовали многие события.

Великие князья Ростовские

Все три княжества Северо-Восточной Руси объединяли одни и те же земли, менялись в разные годы лишь столицы и правители. Первым городом, построенным в этих краях, был Ростов Великий, в летописях упоминания о нем датированы 862 годом н. э. До его основания проживали здесь племена меря и весь, относящиеся к финно-уграм. Славянским племенам подобная картина пришлась не по душе, и они - кривичи, вятичи, ильменские словены - стали активно заселять эти земли.

После образования Ростова, который входил в пятерку крупнейших городов, находящихся под правлением киевского князя Олега, упоминания о меря и веси стали реже появляться в летописях. Некоторое время Ростовом правили ставленники киевских князей, но в 987 году княжеством уже управлял Ярослав Мудрый - сын Владимира, князя киевского. С 1010-го - Борис Владимирович. До 1125 года, когда столица была перенесена из Ростова в Суздаль, княжество переходило из рук в руки то к киевским владыкам, то имело собственных правителей. Самые знаменитые князья ростовские - Владимир Мономах и Юрий Долгорукий - немало сделали для того, чтобы развитие Северо-Восточной Руси вело к процветанию этих земель, но вскоре тот же Долгорукий перенес столицу в Суздаль, где и правил до 1149 года. Но им были возведены многочисленные крепости и соборы в стиле все того же крепостного строения с утяжеленностью пропорций, приземистостью. При Долгоруком развивались письменность, прикладное искусство.

Наследие Ростова

Значение Ростова было, тем не менее, довольно существенным для истории тех лет. В летописях 913-988 гг. часто встречается выражение «Ростовская земля» - территория, богатая дичью, промыслами, ремеслами, деревянным и каменным зодчеством. В 991 году одна из старейших епархий на Руси - Ростовская - была образована здесь не случайно. На тот момент город являлся центром княжества Северо-Восточной Руси, вел интенсивную торговлю с другими населенными пунктами, в Ростов стекались ремесленники, строители, оружейники... Все князья русские старались иметь боеспособное войско. Повсеместно, особенно в отделенных от Киева землях, пропагандировалась новая вера.

После переезда Юрия Долгорукого в Суздаль Ростовом некоторое время правил Изяслав Мстиславович, но постепенно влияние города окончательно сошло на нет, и о нем в летописях стали упоминать крайне редко. Центр княжества на полвека переносится в Суздаль.

Феодальная знать возводила для себя хоромы, в то время как ремесленники и крестьяне прозябали в деревянных избах. Их жилища больше напоминали подвалы, предметы обихода были в основном деревянными. Но в освещенных лучинами помещениях рождались непревзойденные изделия, одежда, предметы роскоши. Все, что знать носила на себе и чем украшала свои терема, производилось руками крестьян и ремесленников. Чудная культура Северо-Восточной Руси создавалась под соломенными крышами деревянных изб.

Ростово-Суздальское княжество

За тот короткий период, пока центром Северо-Восточной Руси была Суздаль, княжеством успели править всего три князя. Кроме самого Юрия, его сыновья - Василько Юрьевич и Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским, а затем, после перенесения столицы во Владимир (в 1169 году), в Суздали год властвовал Мстислав Ростиславович Безокий, но особой роли в российской истории он не сыграл. Все князья Северо-Восточной Руси происходили от Рюриковичей, но не каждый оказался достойным своего рода.

Новая столица княжества было несколько моложе Ростова и изначально упоминалась как Суждаль. Считается, что свое название город получил от слов «зиждить», или «созидать». Первое время после образования Суздаль представляла собой укрепленную крепость и управлялась княжескими наместниками. В первые годы XII века наметилось некоторое развитие города, тогда как Ростов стал медленно, но верно приходить в упадок. И в 1125 году, как уже упоминалось, Юрий Долгорукий покинул некогда великий Ростов.

При Юрии, который более известен как основатель Москвы, произошли и другие немаловажные для события. Так, именно в период правления Долгорукого Северо-Восточные княжества навсегда обособились от Киева. Огромную роль в этом сыграл и один из сыновей Юрия - Андрей Боголюбский, который свято любил вотчину отца и не мыслил себя без нее.

Борьба с боярством и выбор новой столицы Руси

Планам Юрия Долгорукого, в которых он видел своих старших сыновей правителями южных княжеств, а младших - властелинами Ростова и Суздали, так и не суждено было сбыться. Но их роль в некотором роде была даже весомее. Так, Андрей заявил о себе как о мудром и дальновидном правителе. Его своенравный характер всячески старались сдерживать входящие в его совет бояре, но и тут Боголюбский проявил свою волю, перенеся столицу из Суздали во Владимир, а затем захватил и сам Киев в 1169 году.

Однако столица Киевской Руси не влекла этого человека. Завоевав и город, и титул «великого князя», он не остался в Киеве, а посадил в нем наместником своего младшего брата Глеба. Ростову и Суздали он также отвел незначительную роль в истории тех лет, так как к тому времени столицей Северо-Восточной Руси был Владимир. Именно этот город Андрей избрал своею резиденцией в 1155 году, задолго до завоевания Киева. Из южных княжеств, где он правил некоторое время, он вывез во Владимир и икону Вышгородской Божьей Матери, которую очень почитал.

Выбор столицы был весьма удачным: почти на две сотни лет этот город удерживал пальму первенства на Руси. Ростов и Суздаль пытались вернуть себе былое величие, но даже после смерти Андрея, чье старшинство как Великого князя признавалось практически во всех землях Русских, кроме разве что Чернигова и Галича, им это не удалось.

Междоусобицы

После кончины Андрея Боголюбского суздальцы и ростовчане обратились к сыновьям Ростислава Юрьевича - Ярополку и Мстиславу - в надежде, что их правление вернет городам былую славу, но долгожданное объединение Северо-Восточной Руси не наступило.

Во Владимире правили младшие сыновья Юрия Долгорукого - Михалко и Всеволод. К тому времени новая столица существенно укрепила свое значение. Андрей многое сделал для этого: успешно развивал строительство, в годы его правления был возведен знаменитый Успенский собор, он даже добивался учреждения отдельной митрополии в своем княжестве, чтобы и в этом обособиться от Киева.

Северо-Восточная Русь при правлении Боголюбского стала центром объединения русских земель, а впоследствии и ядром великого государства Российского. После гибели Андрея смоленские и рязанские князья Мстислав и Ярополк - дети одного из сыновей Долгорукого Ростислава, попытались захватить власть во Владимире, но их дядья Михаил и Всеволод оказались сильнее. Кроме этого, их поддерживал князь черниговский длилась более трех лет, после чего Владимир закрепил за собой статус стольного града Северо-Восточной Руси, оставив и Суздали, и Ростову удел подчиненных княжеств.

От Киева до Москвы

Северо-Восточные земли Руси насчитывали к тому времени немало городов и весей. Так, новая столица была заложена в 990 году еще Владимиром Святославовичем как Владимир-на-Клязьме. Около двадцати лет после своего основания город, входящий в Ростово-Суздальское княжество, не вызывал особого интереса у правящих князей (вплоть до 1108 года). В это время его укреплением занялся еще один князь - Владимир Мономах. Он присвоил городу статус опорного пункта Северо-Восточной Руси.

То, что этот небольшой населенный пункт со временем станет стольным градом земель русских, не мог помыслить никто. Прошло еще много лет, прежде чем Андрей обратил на него свое внимание и перенес туда столицу своего княжества, которая будет ею оставаться еще почти двести лет.

С того момента, как великие князья стали величаться владимирскими, а не киевскими, утратила свою ключевую роль, но интерес к ней отнюдь не пропал среди князей. Править Киевом за честь почитал каждый. Но с середины XIV века некогда окраинный город Владимиро-Суздальского княжества - Москва - постепенно, но верно стал возвышаться. Владимир же, как и в свое время Ростов, а затем и Суздаль, - утрачивать свое влияние. Немало тому способствовал переезд в Белокаменную митрополита Петра в 1328 году. Князья Северо-Восточной Руси воевали между собой, а московские и тверские правители всячески старались отвоевать у Владимира преимущество главного города русских земель.

Конец XIV века ознаменовался тем, что здешние хозяева получили привилегию называться великими князьями Московскими, настолько преимущество Москвы перед другими городами стало очевидным. Великий князь Владимирский Дмитрий Иванович Донской последним носил этот титул, после него все правители Руси величались великими князьями Московскими. Так закончилось развитие Северо-Восточной Руси как самостоятельного и даже главенствующего княжества.

Дробление некогда могущественного княжества

После переезда митрополита в Москву Владимирское княжество было разделено. Владимир передан суздальскому князю Александру Васильевичу, Великий Новгород и Кострому взял под свое правление московский князь Иван Данилович Калита. Еще Юрий Долгорукий мечтал осуществить объединение Северо-Восточной Руси сВеликим Новгородом - в конце концов, это произошло, но ненадолго.

После смерти суздальского князя Александра Васильевича, в 1331 году, его земли перешли к князьям Московским. А через 10 лет, в 1341-м, территория бывшей Северо-Восточной Руси вновь подверглась переделу: Нижний Новгород перешел к Суздали, как и Городец, Владимирское же княжество навсегда осталось за московскими правителями, которые к тому моменту, как уже говорилось, также носили титул Великих. Так возникло Нижегородско-Суздальское княжество.

Поход на Северо-Восточную Русь князей с юга и центра страны, их воинственность, мало способствовали развитию культуры и искусств. Тем не менее повсеместно возводились новые храмы, при оформлении которых применялись лучшие техники декоративно-прикладного искусства. Создавалась национальная школа иконописи с характерными для той поры яркими красочными орнаментами в сочетании с византийской живописью.

Захват земель русских монголо-татарами

Немало несчастий народам Руси приносили междоусобные войны, а воевали между собой князья постоянно, но более страшная беда пришла с монголо-татарами в феврале 1238 года. Вся Северо-Восточная Русь (города Ростов, Ярославль, Москва, Владимир, Суздаль, Углич, Тверь) была не просто разорена - она были практически сожжена дотла. Войско Владимирского было разбито отрядом темника Бурундая, сам князь погиб, а его брат Ярослав Всеволодович был вынужден во всем подчиниться Орде. Монголо-татары лишь формально признавали его старейшим над всеми русскими князьями, на самом деле всем заправляли именно они. В поголовном разгроме Руси сумел уцелеть лишь

В 1259 году Александр Невский провел перепись населения в Новгороде, разработал свою стратегию правления и всячески укреплял свои позиции. Спустя три года в Ярославле, Ростове, Суздале, Переяславле и Владимире были перебиты сборщики подати, Северо-Восточная Русь снова замерла в ожидании набега и разорения. Этой карательной меры удалось избежать - Александр Невский лично отправился в Орду и сумел предотвратить беду, но на обратном пути умер. Случилось это в 1263 году. Лишь его усилиями удавалось сохранять в некоторой целостности Владимирское княжество, после смерти же Александра оно распалось на независимые уделы.

Освобождение Руси из-под ига монголо-татар, возрождение промыслов и развитие культуры

Страшные то были годы... С одной стороны - нашествие на Северо-Восточную Русь, с другой - не прекращающиеся стычки уцелевших княжеств за владение новыми землями. Страдали все: и правители, и их подданные. Освобождение от монгольских ханов пришло лишь в 1362 году. Русско-литовское войско под командованием князя Ольгерда разбило монголо-татар, навсегда вытеснив этих воинственных кочевников с Владимиро-Суздальщины, Московии, Псковщины и Новгородчины.

Годы, проведенные под вражеским игом, имели катастрофические последствия: культура Северо-Восточной Руси пришла в полный упадок. Разорение городов, разрушение храмов, истребление значительной части населения и, как следствие, - потеря некоторых видов ремесел. На два с половиной столетия остановилось культурное и промысловое развитие государства. Многие памятники деревянного и каменного зодчества погибли в огне или были вывезены в Орду. Были утеряны многие технические приемы строительства, слесарства и прочих ремесел. Многие памятники письменности исчезли бесследно, летописание, прикладное искусство, живопись пришли в полный упадок. Потребовалось почти полвека, чтобы восстановить то малое, что удалось сберечь. Но зато развитие новых видов ремесел шло стремительно.

Единение культур и земель

После освобождения от Ига все больше русских князей приходили к непростому для них решению и выступали за объединение своих владений в единое государство. Центрами возрождения и свободолюбия и русской культуры стали новгородская и псковская земли. Именно сюда стало стекаться из южных и центральных регионов работоспособное население, неся с собой старые традиции своей культуры, письменность, архитектуру. Огромное значение в деле объединения русских земель и возрождении культуры имело влияние где сохранились многие документы старины, книги, произведения искусства.

Началось строительство городов и храмов, а также оборонительных сооружений. Тверь стала едва ли не первым городом в Северо-Восточной Руси, где началось каменное строительство. Речь идет о возведении храма Спаса-Преображения в стиле владимиро-суздальского зодчества. В каждом городе наряду с оборонительными сооружениями строились церкви и монастыри: Спаса на Ильне, Петра и Павла в Кожевниках, Василия на Горке в Пскове, Богоявления в Запсковье и многие другие. История Северо-Восточной Руси нашла свое отображение и продолжение в этих строениях.

Живопись возрождали Даниил Черный и Андрей Рублев - знаменитые русские иконописцы. Мастера ювелирного дела воссоздавали утерянные святыни, многие ремесленники трудились над восстановлением техники создания национальных предметов обихода, украшений, одежды. Многое из тех веков дошло и до наших дней.